Сайт Образование и Православие > Новостная лента, Обзор СМИ > Не будь козерогом, или о том, почему Церковь не одобряет астрологию
Не будь козерогом, или о том, почему Церковь не одобряет астрологию23.09.2013. |
Почему Церковь негативно относится к астрологии? Коротко сказать, потому что признание власти звезд над нашей жизнью противоречило бы двум важным истинам нашей веры — человеческой свободной воле и Божием промыслу. Подробно об этом — Сергей Худиев.
Недавно еще один известный человек — о котором, помимо прочего, было известно, что он православный — рассказал о своем знаке зодиака и том, как он влияет на его жизнь. Дело обычное — почти в каждой газете печатается гороскоп, чтоб овны, скорпионы и козероги могли узнать, что день грядущий им готовит. Знакомясь, люди спрашивают «а кто вы по знаку зодиака», (надеюсь, не овен — гороскоп не советует мне иметь дело с овнами!), а на экранах телевизоров время от времени являются загадочные личности, таинственными голосами возвещающие как бы некие пророчества — впрочем, пророчества не сбываются никогда, что не мешает загадочным личностям вещать дальше с тем же таинственным видом. Почему же все это плохо с точки зрения Православия? Мы, православные люди, верим в две реальности, несовместимые с предсказаниями — в свободную волю человека и в промысл Божий. Начнем со свободной воли. Свободная воля означает, что мы сами — авторы наших решений. Разумеется, мы сталкиваемся с различными влияниями, добрыми и дурными, мы обладаем определенными врожденными чертами — например, кто-то по натуре человек флегматичный, а кто то, наоборот, темпераментный, но решения, которые мы принимаем перед лицом всех этих влияний, полностью наши. Они не предопределены чем-то еще — генами или звездами. Человек сам выбирает свой путь в жизни — труд или преступление, любовь или эгоизм, усердие или лень, вера или противление. И то, к чему он придет в своей жизни — а главное, в вечности — определяется решениями, которые он принимает. Каким человеком он будет, какой характер в себе разовьет — тоже результат его решений. Эти решения — а, стало быть, и их последствия — не определяются звездами, генами или социальным окружением. Со свободной волей связаны такие принципиальные для нашей веры понятия, как грех и покаяние. Когда мы каемся — а это абсолютно необходимо для нашего вечного спасения — мы признаем, что мы согрешили и нуждаемся в прощении. Это именно мы принимали неправильные решения и совершали неправильные поступки, не какая-то сила за нас, будь то звезды или что-то другое, привела нас в эту точку в нашей жизни. Мы согрешили, мы виновны, мы нуждаемся в том, чтобы принять прощение и помощь для того, чтобы исправить наши пути. И мы можем принять решение их исправить — мы не вовсе не предопределены звездами, чтобы грешить дальше, мы можем в любой момент обратиться к Богу и взыскать Его прощения и помощи. Наша жизнь может измениться, мы можем резко развернуться и оставить все гороскопы в дураках. Другая необходимая составляющая нашей веры — промысл Божий. Мы верим, что Бог направляет все происходящее к предначертанным Им целям, так что все, что происходит в мире — и в жизни конкретных людей — будет обращено к вечному благу и спасению верных. Это переживание Промысла Божия находит отражение, например, в 138 псалме: «Господи! Ты испытал меня и знаешь.
Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали.
Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.
Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.
Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.
Дивно для меня ведение [Твое], — высоко, не могу постигнуть его!
…
Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.
Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было»
Бог обладает всеведением-то есть полным и безошибочным знанием обо всем, в том числе обо всех актах свободного произволения людей, ангелов или бесов. Бог знает — всегда знал — что я пишу эту статью, и что Вы ее читаете. Наши поступки определяются нами, а не Богом, они полностью свободны — но для Бога, находящегося вне времени, они уже совершены и включены в Его замысел. В книге Деяний Апостольских рассказывается о том, как Апостолы, столкнувшись с враждебностью властей, обратились к Богу с такой молитвой: «Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!
Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой»
(Деян.4:24–28).
Богопротивники, конечно, и не помышляют об исполнении воли Божией — Ирод и Пилат преследуют свои цели и, конечно, они преследуют их сами, Бог не вынуждает и не заставляет их поступать таким образом. Но в итоге они сделают именно то, «чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой». Это можно сравнить с сеансом одновременной игры с всеведущим гроссмейстером — каждый из игроков делает ходы сам, по своей воле, исходя из своих собственных целей и замыслов, но всеведение гроссмейстера приведет к тому, что партия будет развиваться именно так, как он наметил, и приведет именно к тому результату, который он определил. Воля Божия никоим образом не может быть подчинена расположению звезд; Бог — Творец этих звезд, а не слуга им. Наше будущее, как и говорит псалмопевец, в Его руках. Поэтому Церковь всегда негативно относилась к астрологии; уже одно из самых ранних наставлений в вере, «Учение Двенадцати Апостолов», говорит: «Не будь ни птицегадателем, поелику (птицегадание) ведет к идолослужению, ни заклинателем, ни астрологом, ни чародеем, не желай смотреть на это, ибо от всего этого рождается идолослужение». Наша жизнь определяется не звездами — но Создателем звезд. Сергей Худиев, Православие и мир
Вернуться назад |