Вознесенский Кафедральный
Собор
1913 году на пересечении улиц
Туруханской и Кабинетной (ныне ул.
Советская) состоялась закладка
церкви Вознесения Господня,
которой позднее суждено было
стать главным храмом
Новосибирской епархии -
кафедральным собором.
В быту встречается иногда
второе наименование церкви -
Туруханская, по названию улицы (ныне
полностью ликвидирована).
Некоторые упоминают купца
Туруханова, якобы построившего
церковь на свои средства; но на
самом деле такого купца никогда
не было.
Первоначально Вознесенская
церковь была однопрестольная,
деревянная, с колокольней в одной
связке, крытая железом. Строилась
церковь с разрешения
епархиального начальства тщанием
строительного комитета. 6 апреля
1913 года новониколаевский
благочинный протоиерей Николай
Завадовский освятил
новосооруженный храм.
Располагавшийся на северной
окраине города, храм являлся
тогда одним из самых бедных в
Новониколаевске. Согласно указу
Святейшего Синода, штат
Вознесенской церкви состоял из
одного священника и одного
псаломщика.
Первым настоятелем храма с 1913 по
1915 год был священник Гавриил
Лебедев.
Лебедев Гавриил Никанорович
родился в 1886 году. В 1909 году
окончил Томскую духовную
семинарию по второму разряду и
был рукоположен во иерея. ВО
апреля 1910 года по его прошению
перемещен к церкви св. мчч. Флора и
Лавра ст. Зеледцевской II
благочиния. Три года спустя, 1
апреля 1913 года, переведен к
Вознесенской церкви г.
Новониколаевска, а в 1915 году
последовал новый указ — о
назначении его к церкви села
Нижне-Чемского. Преемником о.
Гавриила по настоятельству стал
священник Василий Курков.
Курков Василий Андреевич
родился в 1882 году; окончил Бийское
миссионерское катехизаторское
училище и регентские классы Санкт-Петербургской
придворной капеллы. В течение
четырех лет, с 1902 по 1906 год Василий
Курков преподает в церковных
школах. 27 июля 1906 года его
рукополагают во диакона к
Богородице-Казанской церкви села
Деминского, а через три года, в 1909
году - во священника. В 1910 году он
по собственному прошению
переведен на второе
священническое место к Свято-Троицкому
собору города Колы-вани, а в 1912
году назначен уездным
противосектантским миссионером
Томской епархии. В 1915 году указом
Прео-священнейшего Анатолия,
епископа Томского, о. Василий
Курков переводится к
Вознесенской церкви г.
Новониколаевска.
В докладе о. Василия Куркова от 16
марта 1915 года указывается на
отдаленное местоположение храма («на
окраине города») и на крайне
бедственное положение прихожан.
По словам о. Василия, дома
прихожан в большей своей части
состояли из «наскоро сколоченных
маленьких лачужек, довольно ярко
говорящих о материальном
положении их обитателей». (ГАНО. Ф.
Д-159. Оп. 1. Д. 89. Л. 4,4 об.)
Население прихода было самое
разнообразное, что называется, «с
Камы, с Волги»: здесь и татары,
зыряне, плохо говорящие по-русски,
«много иноверцев и инословных, а
главное, что печальнее всего,
широко развито сектантство.
Прихожане по своим занятиям в
большинстве чернорабочие, мелкие
ремесленники, перебивающиеся кое-как,
живущие исключительно своим
дневным заработком. Люди
материально совершенно не
обеспеченные. Ежедневная погоня
за куском насущного хлеба, низкий
уровень умственного развития,
отсутствие необходимой
сплоченности и солидарности в
общеприходской жизни и духовных
запросах высшего порядка, а также
религиозное шатание вследствие
пропаганды сектантства—все это,
вместе взятое, направляет
религиозную жизнь прихода на
ложный путь, делая весьма
затруднительной всеобщую попытку
причта что-либо создать в эщом
новом и совершенно неустроенном
приходе», - писал о. Василий.
При приходе Вознесенской церкви
числилось три начальных
приходских училища Министерства
народного просвещения.
С 1924 года, когда указом
Святейшего Синода была
образована Новониколаевская (а
позднее - Новосибирская) епархия,
в истории Вознесенской церкви
начинается новый период. Трудами
первого архиерея - митрополита
Ники-фора (Асташевского) в 1925 году
к Вознесенской церкви был
сооружен придел во имя свт.
Николая Чудотворца.
Преосвященнейший Никифор (в
миру Николай Петрович
Асташевский) родился 15 мая 1848 года.
Окончил Казанскую духовную
академию со степенью кандидата
богословия. В конце 80-х годов XIX
века о. Николай был
преподавателем Томской духовной
семинарии. С 1897 по 1914 год о.
Николай - на должности ректора
Красноярской, а с 1914 по 1917 год—Тобольской
семинарии. В 1917 году протоиерей
Николай Асташевский принял
монашеский постриг с именем
Никифор. 15(28) сентября 1924 года
архимандрит Никифор возведен в
сан епископа Новониколаевского.
На новообразованной кафедре вел
активную борьбу с обновленческим
и григорианским расколами. В 1927
году удостаивается сана
архиепископа, 18 мая 1932 года -
митрополита4. В мае 1935 года
митрополит Никифор был отправлен
на покой, а 30 апреля 1937 года в
Великую Пятницу, в возрасте 89 лет,
он мирно скончался и был
похоронен около Успенской церкви
г. Новосибирска. В1961 году в связи с
закрытием церкви останки владыки
были перенесены на Заельцовское
кладбище.
Преемник митрополита Никифора,
архиепископ Сергий (Васильков)
прослужил недолго. В 1937 году он
вместе с группой мирян и
священников, среди которых был
протоиерей Василий Курков, был
арестован и расстрелян, а храм
власти закрыли и приспособили под
зернохранилище.
В 1943 году на Новосибирскую
кафедру получил назначение
архиепископ Можайский Варфоломей
(Городцев). Прибыв в город, владыка
стал хлопотать о возвращении
Церкви Вознесенского храма, и в 1944
году, на Страстной Седмице,
состоялось освящение вновь
открытого храма. А в 1947 году
трудами и молитвами владыки
Варфоломея устраивается новый
придел - во имя преподобного
Серафима Саровского, где в 1956 году
и сам владыка обрел вечный покой.
Преосвященнейший Варфоломей (в
миру Сергей Дмитриевич Городцев)
родился 5 июля 1866 года в Рязанской
губернии в семье священника.
Окончил Рязанскую духовную
семинарию и Санкт-Петербургскую
духовную академию. В 1892 году
Сергей Городцев направляется в
Грузию, в Тифлис. Тифлисский
период его деятельности
продолжается 26лет. Здесь он был
рукоположен во диакона, затем-священника.
Труд на ниве просвещения,
миссионерская деятельность,
служение в разных храмах Тифлиса,
С 1918 года отец Сергий служил в
Баку, но был арестован и выслан в
Уфу. После пересмотра дела в 1924
году направлен в Соловецкий
лагерь, затем в ссылку в
Барабинский округ Западно-Сибирского
края. В 1931 году определен на
жительство в г. Богучары
Воронежской области. Позднее
служил в Клинском районе
Московской области. В 1942 году
семидесятипятилетний протоиерей
Сергий Городцев был пострижен в
монашество с наречением имени
Варфоломей и хиротонисан во
епископа Можайского. В награду за
почти полувековую пастырскую
деятельность новопоставленный
епископ Варфоломей в самый день
хиротонии был удостоен сана
архиепископа.
26 июля 1943 года архиепископ
Варфоломей назначается на
Новосибирскую кафедру и 24 августа
прибывает в Новосибирск. Здесь в
праздник Успения Пресвятой
Богородицы в Успенской церкви
владыка совершает первое
богослужение на сибирской земле. (Позднее
владыка Варфоломей записал в
своем дневнике: «... мне захотелось
и до самой смерти прожить в этом
городе, где так трогательно
встретили меня и так горячо
молились».)
В 1949 году Святейший Патриарх
Алексий I удостаивает владыку
сана митрополита, а через три года
— права ношения двух панагий.
На новосибирской кафедре
митрополит Варфоломей продолжает
богословскую деятельность.
Составляет акафисты, пишет службу
покровителю Сибирской Церкви сет.
Иоанну Тобольскому. По
ходатайству владыки мощи
святителя были переданы из музея
в Покровский собор г. Тобольска.
В марте 1956 года владыка
Варфоломей посетил Алтайский
край. Вскоре по возвращении
состояние его здоровья
ухудшилось и 1 июня митрополит
Варфоломей скончался.
В годы Великой Отечественной
войны духовенство Новосибирской
епархии и, в частности,
Вознесенского собора не осталось
равнодушным к горю, постигшему
все Отечество. По инициативе и с
благословения архиепископа
Варфоломея среди клириков и мирян
был организован сбор
пожертвований. На нужды армии и
фронта в период с 1944 по 1945 год от
Вознесенского кафедрального
собора поступило 1686 тысяч рублей.
В 1947 году медалями «За доблестный
труд в Великой Отечественной
войне 1941-1945 гг.» были награждены
Управляющий Новосибирской
епархией архиепископ Варфоломей
и благочинный церквей города
Новосибирска и секретарь
Новосибирской епархии
архимандрит Никандр (Вольяников).
В числе священнослужителей
епархии было много фронтовиков.
С 1956 года отношения между
Церковью и государством стали
весьма сложными. Усилившаяся
атеистическая пропаганда,
закрытие многих храмов,
регламентация всех действий
священнослужителей и подавление
всякой инициативы характеризуют
это многотрудное время. Но жизнь
собора продолжалась. По
благословению митрополита
Нестора (Анисимова) над могилой
владыки Варфоломея устраивается
надгробие, а трудами архиепископа
Павла (Голышева) сооружается
каменный крестильный храм взамен
обветшавшего деревянного.
К семидесятым годам деревянный
Вознесенский собор пришел в
ветхость. 12 февраля 1971 года рядом
с собором был открыт цирк, в
результате чего соборная
территория утратила один из двух
входов, а сам храм оказался в
низине.
Прибывший на Новосибирскую
кафедру в 1971 году
Преосвященнейший епископ Гедеон (Докукин)
(ныне митрополит Ставропольский и
Владикавказский) сразу же
озаботился, состоянием здания
храма. В 1974 году была
реконструирована западная часть
здания, увеличен притвор,
заменены колонны внутри собора.
Новые кирпичные стены после
возведения были скрыты под
деревянной обшивкой, чтобы
сохранить общий вид деревянного
храма.
В 1976 году стены всех трех
алтарей были поочередно
разобраны и заменены кирпичными,
а к 1979 году был устроен нижний
храм в честь святого благоверного
князя Александра Невского и
Гедеона Праотца.
Далее по благословению
митрополита Гедеона была
проведена полная реконструкция
Вознесенского кафедрального
собора. Руководил работами
тогдашний настоятель храма
протоиерей Димитрий Будько (ныне
архиепископ Кемеровский и
Новокузнецкий Софро-ний).
Реконструкцию приурочили к
празднованию 1000-летия Крещения
Руси. Проект реконструкции храма
выполнил новосибирский
архитектор В.П. Авксентюк.
К августу 1988 года строительные
работы были полностью завершены.
И хотя при реконструкции собора
органы государственной власти не
дали разрешения сделать его выше
и просторнее, как хотелось
церковному руководству и
строителям, однако он стал
подлинным украшением
Новосибирска. В несколько этапов
скромное деревянное здание было
преобразовано в просторное
каменное, расписанное внутри и
прекрасно украшенное снаружи.
В 90-е годы продолжается
благоустройство собора и
прилегающей территории. По
проекту архитектора Б.А. Захарова
выстроены часовня во имя Всех
Святых, в земле Сибирской
просиявших (1996 г.), и
административный корпус (1998 г.). В
1999 году, к празднованию 75-летия
Новосибирской епархии, был
отреставрирован и заново
вызолочен главный иконостас
храма.
В 2002 году Новосибирск стал
центром празднования Дней
славянской письменности и
культуры. Этот всероссийский
праздник связан с памятью святых
равноапостольных Кирилла и
Мефодия, просветителей
славянских. 23 и 24 мая богослужение
в Вознесенском кафедральном
соборе возглавил Святейший
Патриарх Московский и всея Руси
Алексий П. За вечерним
богослужением 23 мая состоялся чин
прославления в лике святых двух
священников Новосибирской
епархии: протоиерея Николая
Ермолова и иерея Иннокентия
Кикина, пострадавших во время
гонений на церковь в годы
Советской власти.
При храме действуют воскресная
школа для детей и взрослых,
библиотека, Свято-Макарьевский
православный молодежный хор,
детский хор, Центр милосердия во
имя св. вмч. Пантелеймона Целителя.
Святыни
1. Икона сет. Николая Чудотворца (с
частицей мощей).
2. Икона св. вмч. Пантелеймона
Целителя (с частицей мощей).
3. Икона прп. Серафима Саровского
(с частицей мощей).
4. Икона прп. Амвросия Оптинского
с частицей мощей (в алтаре
Серафимовского придела).
5. Икона сет. Иннокентия
Московского с частицей мощей (в
часовне).
6. Икона Божией Матери «Живоносный
Источников нижнем храме).
7. Ковчег с частицами мощей
многих святых (в алтаре
Серафимовского придела).
8. Захоронение митрополита
Варфоломея.
Шабунин Евгений Александрович
ХРАМЫ НОВОСИБИРСКА
Исторический путеводитель
|