Сайт Образование и Православие > Образование > Цели и задачи деятельности министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

Цели и задачи деятельности министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области


04.05.2016.
Выступление 29 апреля 2016 года на расширенном заседании Коллегии и Общественного совета при министерстве образования, науки и инновационной политики Новосибирской области министра образования, науки  и инновационной политики Новосибирской области  Сергея Александровича Нелюбова – «Публичная декларация целей и задач министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области».

 

Добрый день, уважаемые участники

расширенного заседания Коллегии и Общественного совета!

 

Вступительное слово.

Сегодня мы рассматриваем документ, еще не ставший привычным в массовом сознании. Публичная декларация целей и задач Министерства образования и науки России на 2016 год принята Общественным советом в апреле этого года.

Под декларацией понимают официальный государственный документ, содержащий основополагающие направления деятельности системы образования, её структурных элементов. Её принимают с целью определения единых приоритетов развития системы. Декларация является одним из механизмов, направленных на повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти.

На сегодняшнем расширенном заседании Общественного совета при Министерстве образования, науки и инновационной политики Новосибирской области мы выносим на обсуждение региональную декларацию.

Публичная декларация актуализирует цели и задачи нашего ведомства на 2016 год, определяет инструменты и механизмы решения приоритетных вопросов, формирует планы, выраженные в конкретных цифрах и действиях, опирается на мнение экспертного сообщества.

Надеемся, все присутствующие понимают, что речь не идет о перечислении всех направлений деятельности Министерства, мы говорим о ключевых целях на 2016 год и путях их достижения.

 

1.Воспитание – стратегический общенациональный приоритет.

Воспитание – это задача, которую школа решает совместно с семьёй, обществом, социальными и культурными институтами по формированию у обучающихся определенных взглядов, убеждений и нравственных ценностей. Эта идея является ключевой при создании российского движения школьников, учреждённого в 2016 году, в Новосибирской области создано региональное отделение.

В 2016 году мы взяли на себя обязательство вовлечь 85% детей и молодёжи в мероприятия гражданско-патриотической направленности. В регионе будет действовать 580 объединенийпатриотической направленности.

Одна из главных задач предстоящего периода развития региональной системы образования – это повышение роли образовательной организации в воспитании подрастающего поколения. При этом процесс воспитания является основой как урочной, так и внеурочной деятельности, ведь важнейшей задачей воспитания является выявление у детей склонностей и дарований.

На усиление воспитательной функции образования направлено и развитие кадетского образования. В 2016 году будет продолжено функционирование кадетских корпусов как методических и ресурсных центров гражданско-патриотического воспитания. Существенная роль отводится также развитию музейной педагогики: в течение года не менее 385 школьных музеев пройдут электронную паспортизацию.

Поставленные задачи школа должна решать совместно с семьей, обществом, в межведомственном взаимодействии. С марта 2016 года начало работу Областное Родительское собрание как площадка для открытого диалога семьи и государства, повышения эффективности государственно-общественного управления в образовании и воспитании детей.

 

2.Дошкольное образование: доступность и качество.

Одной из важнейших задач, которую ставит перед собой Минобрнауки Новосибирской области, является обеспечение доступности и качества дошкольного образования. В Новосибирской области к 2016 году реализована задача обеспечения всех детей в возрасте от 3 до 7 лет услугами детских садов, в текущем году эта задача не снимается.

Доступность дошкольного образования обеспечивается через развитие вариативных и альтернативных форм предоставления услуг, семейных детских групп. Эта деятельность в полной мере соответствует задачампослания губернатора Новосибирской области, где указано, что при создании объектов социальной инфраструктуры необходимов полной мере опираться на государственно-частное партнерство.

В 2016 году в регионе планируется продолжить работу по повышению доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. Необходимо расширять видовые формы предоставления дошкольного образования: частные детские сады, детские сады семейного типа (это важно для сельских районов). Поддержка дошкольного семейного образования будет реализована посредством развития сети консультационных центров (служб) по месту жительства и дистанционно для семей, чьи дети не посещают дошкольные образовательные организации.

Актуальным для региона остается вопрос повышения качества дошкольного образования, который связан с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 

3. Общее образование: сделать российскую школу одной из лучших в мире.

В Новосибирской области в декабре 2015 года Правительством утверждена программа по созданию новых мест, в том числе в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения.

Перед нами стоит задача перевода школ в односменный режим.

Новая задача – отработать механизмы открытия классов третьей ступени на площадях высших учебных заведений.

В 2016 году планируется продолжить реализацию региональных проектов, направленных на повышение качества образовательного процесса.

Особое внимание будет направлено на дальнейшее развитие системы специализированных классов. В настоящее время в регионе открыто 228 классов. В 2016 году будет продолжена работа по изменению содержания проекта в направлении «инженерного образования», как основы реиндустриализации экономики региона.

До конца 2016 года Министерством образования, науки и инновационной политики будет разработана и утверждена, после широкого обсуждения с общественностью, «Концепция развития школьного инженерного образования Новосибирской области».

Акцент смещается на изменение содержания образовательной программы в части технологической составляющей, технического творчества и развитие инженерного образования в сельских районах. Необходимо во всех муниципальных образованиях пересмотреть систему профориентационной работы в школе, предусмотреть активное участие организаций дополнительного образования детей, организаций СПО и ВПО.

В 2016 году мы продолжим работу по реализации предметных концепций «Развитие математического образования» «Филология» и «Отечественная история», принятых на федеральном уровне. Ресурсом их развития станет проект «Новый формат школьных библиотек» и превращение их в информационно-методические центры в рамках реализации мероприятий ФЦПРО на территории Новосибирской области.

В Новосибирской области в ближайшей перспективе в школах планируется создать полноценную систему электронного образования. Особое внимание мы должны уделить организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, которые не посещают образовательные организации. Всем таким детям должна быть предоставлена возможность обучаться в дистанционной форме.

В Новосибирской области реализуются и меры развития массовой физической культуры и спорта в школах, в том числе и через поэтапное внедрение комплекса ГТО. В 2016 году будет продолжена работа по ремонту спортзалов в школах, расположенных в сельской местности, созданию современных спортивных площадок, расширению спортивной инфраструктуры, обновлению инвентаря.

 

4. Дополнительное образование детей.

Работа системы дополнительного образования в 2016 году будет направлена на развитие и самоопределение детей и подростков.

В Новосибирской области, по итогам 2015 года, охват детей в возрасте от 5 до 18 лет всеми формами дополнительного образования превысил общероссийские целевые показатели и составляет 86%. Важным ресурсом повышения охвата детей услугами дополнительного образования является реализация образовательных программ дополнительного образования в школах. Это особенно важно для сельской местности, где очевиден недостаток учреждений дополнительного образования.

Содержание дополнительного образования в последнее время меняется. Растет популярность кружков и секций, связанных с техникой и технологиями. Приоритетными должны стать образовательные программы, благодаря которым дети развивают творческие способности. Особое внимание планируется уделить развитию школьного технопредпринимательства.

Неоценим ресурс дополнительного образования по популяризации высокотехнологичных рабочих профессий среди школьников. В 2016 году в Новосибирской области будет продолжена реализация федерального проекта «Новая модель системы дополнительного образования детей». В рамках проекта будет запущено 4 детских технопарка на основе механизмов государственно-частного партнерства (Биотехнопарк наукоградаКольцово и детский технопарк Новосибирского Академпарка уже работают, Инженерный лицей НГТУ, детский технопарк «Оазис»).

Одна из ключевых задач 2016 года – не допустить сокращения количества организаций дополнительного образования и повысить качество предоставляемых ими услуг. Необходимо расширять практику реализации программ по развитию одаренности детей на муниципальном уровне.

 

5.Защита детей.

Стратегическим приоритетом развития регионального образования станет защита детства. В 2016 году продолжим работу по обеспечению доступности качественного образования детей с особыми образовательными потребностями. Без полноценного образования невозможна их позитивная социализация. Необходимо обеспечить функционирование системы раннего выявления и учёта детей с ОВЗ и детей-инвалидов, уменьшить число детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В Новосибирской области реализуется государственная поддержка многодетных и малообеспеченных семей с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, а также поддержка инклюзивного, специально-коррекционного, дистанционного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Продолжается участие региона в федеральной государственной программе «Доступная среда», в рамках которой специализированным оборудованием оснащены 53 школы. В 2016 году правительством принята Концепция развития инклюзивного образования Новосибирской области, которая включает сетевое взаимодействие школ, социальной сферы, здравоохранения и культуры.

При этом нашей задачей остается поддержка и развитие сети специальных образовательных организаций для детей с ОВЗ, коррекционных школ. Их в нашем регионе 29. Впервые за последние годы в областном бюджете 2016 года предусмотрена финансовая поддержка именно коррекционных школ.

С 1 сентября 2016 года система образования Новосибирской области переходит на ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Нам предстоит большая работа в этом направлении.

В Новосибирской области сформирована модель безопасного образовательного пространства. Безопасная образовательная среда – это задача межведомственная, нам предстоит много сделать в 2016 года, но только через повышение персональной ответственности каждого работника, его мотивированную заинтересованность, можно создать условия, в которых дети будут находиться по-настоящему в безопасной среде.

 

6. Среднее профессиональное образование.

В нашем индустриальном и научном регионе основной целью развития среднего профессионального образования является повышение конкурентоспособности рабочих профессий и специальностей, ведение образовательного процесса в соответствии с мировыми стандартами. Это основано на взаимодействии предприятий реального сектора и профессиональных образовательных организаций: создание совместных образовательных проектов. Подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям. Вовлечение трудоспособного населения в обучение рабочим профессиям будет способствовать повышению доли трудоустроенных выпускников CПО до 80%, повышению престижа рабочих профессий (как следствие – снижению безработицы).

В 2016 году будет предоставлена возможность реализовать потенциал молодёжи через участие в конкурсах, олимпиадах, региональных чемпионатах профессионального мастерства, в том числе по30 компетенциям чемпионата «Молодые профессионалы».

7. Среднее профессиональное педагогическое образование.

В среднем профессиональном педагогическом образовании необходимо поднять на качественно новый уровень процессы подготовки и переподготовки педагогических кадров. Эта задача поставлена губернатором Новосибирской области Владимиром Филипповичем Городецким.

Минобрнауки региона предоставляет среднее профессиональное образование в области подготовки педагогических кадров в 7 педагогических колледжах. В связи с этим, определена ключевая цель министерства по этому направлению: к 2020 году доля выпускников профессиональных педагогических образовательных организаций, подготовленных в соответствии требованиям рынка труда и международным стандартам, должна составить 100%. Для этого внедряется ФГОС СПО, профессиональные стандарты педагога, будем заниматься повышением престижа учительской профессии и конкурсами профессионального мастерства, развитием непрерывной системы педагогического образования.

 

8. Высшее образование. Повышение качества и конкурентоспособности.

Реиндустриализация экономики Новосибирской области ориентирует нас на формирование региональных сетевых интеграционных объединений в целях совершенствования и развития региональной модели непрерывной подготовки кадров. Её создание осуществляется путём формирования научно-образовательных кластеров, ориентированных на подготовку и переподготовку научных и инженерных кадров, менеджеров инновационного бизнеса, специалистов в области интеллектуальной собственности, привлечение и закрепление молодых ученых и специалистов в сфере научно-технической и инновационной деятельности.

Повышение конкурентоспособности системы высшего образования и увеличения вклада высшей школы в социально-экономическое развитие региона, в частности, ориентирует нас на работу по продвижению НГУ в топ-100мировых рейтингов.

Мы планируем продолжить подготовку инновационных кадров через целевую магистратуру, где обучение ведётся через участие студентов в реальных инновационных проектах, развертываемых компаниями-работодателями. Подготовка магистров ведется по индивидуальным программам и по заказу крупных компаний.

В 2016 году ВУЗам будут предоставлены гранты на реализацию проектов в области образования, соответствующего приоритетным технологическим направлениям программы реиндустриализации экономики Новосибирской области, планируем сделать действующим новый образовательный кластер по подготовке кадров для строительной индустрии.

9.Наука: признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил Новосибирской области.

Перед нами стоит ответственная задача: обеспечить признание науки, этой важной и специфической сферы человеческой деятельности, социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил Новосибирской области.

В 2016 году планируется вновь создать около 6000дополнительных высокопроизводительных рабочих мест в высокотехнологичных компаниях на территории Новосибирской области. Будут предоставлены субсидии субъектам инновационной деятельности на подготовку, осуществление трансфера и коммерциализацию технологий, включая выпуск опытной партии продукции, ее сертификацию, модернизацию производства и прочие мероприятия.

Рассчитываем и на создание новых малых инновационных предприятий при участии научно-образовательных учреждений. Будут предоставлены субсидии бизнес-инкубаторам, в том числе бизнес-акселераторам и центрам молодежного инновационного творчества, на компенсацию затрат за предоставленные услуги субъектам инновационной деятельности.

В 2016 году продолжится оказание поддержки молодым ученым региона, присуждение именных премий, грантов и стипендий Правительства Новосибирской области за выдающиеся научные достижения.

Планируется довести долю организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций Новосибирской области практически до 10%.

 

10. Профессиональное развитие работников образования региона.

Задачи развития системы образования, внедрение профессиональных стандартов, достижение показателей государственных программ и дорожных карт, направленных на повышение эффективности и качества образования, требуют от всех работников образования постоянного освоения новых профессиональных компетенций, формирования ответственной гражданской позиции педагога.

Мы ставим перед собой амбициозную цель: к 2020 году процент обеспечения системы образования региона педагогическими и руководящими работниками, соответствующими требованиям профессиональных стандартов, составит не менее 90%.

Для ее достижения определены следующие приоритетные задачи:

1. Реализация механизмов профессионального роста работников образования. Она включает в себя адресное повышение квалификации и профессиональную подготовку; адаптацию процедуры аттестации педагогических работников образовательных организаций к требованиям профессиональных стандартов; заключение эффективного контракта с работниками образования Новосибирской области; развитие неформальных форм профессионального роста и тиражирование лучших образцов передового опыта.

2. Для этого необходимо обеспечить четкое функционирование и развитие муниципальной и региональной методической службы, действующей на базе профессиональных педагогических организаций.

3. Разработать новые подходы и меры, направленные на привлечение квалифицированных кадров в учреждения образования, в том числе, молодых специалистов.

Хочу отметить, что задуманное можно выполнить только при поддержке активного профессионального, экспертного сообщества и общественности области, муниципалитетов и самих образовательных организаций.

 

11. Заработная плата в системе образования и науки.

В 2016 году будет продолжена реализация целевой задачи по обеспечению средней заработной платы педагогов школ и дошкольных образовательных организаций Новосибирской области не ниже уровня, достигнутого в 2015 году.

В связи с особенностями социально-экономических условий целевые параметры повышения заработных плат скорректированы, вместе с тем, запланирован такой уровень заработной платы, который учитывает возможности регионального бюджета, но не допускает снижения. Рекомендации развития системы оплаты труда мы формируем вместе с региональным профсоюзом работников образования.

Важно подчеркнуть, что общий объем расходов, выделенных из областного бюджета министерству образования, науки и инновационной политики на 2016 год на 5,9% выше объема 2015 года.

 

12. Региональная система оценки качества образования

Одним из ведущих приоритетов образовательной политики Новосибирской области является создание региональной системы оценки качества образования (РСОКО) с целью обеспечения управления качеством образования и его развития. РСОКО включает в себя независимые объективные и внешние для образовательных организаций формы оценки и контроля.

Основным трендом нашей работы в этом направлении, в последние годы, становится переход от контроля качеством образования к управлению качеством. И здесь важную роль играет реализация проекта «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области», направленного на формирование эффективных систем управления качеством в образовательных организациях.

В последние годы основной вектор процедур РСОКО изменился: от тотального контроля к контролю рисков, от контроля за школой – к поддержке школы. Во-первых, разработаны и внедрены электронные сервисы «Показатели деятельности организаций, подлежащих самообследованию», «Родительское оценивание».

Во-вторых, созданы условия для выявления профессиональных дефицитов педагогов и руководителей через соответствующий сервис. В 2016 году нами будет организовано комплексное исследование профессиональных компетенций молодых педагогов НСО с целью корректировки программ подготовки и переподготовки кадров.

 

13. Независимая оценка качества образования.

Современная система образования должна быть ориентирована на общественный заказ к содержанию и качеству образования, открыта к диалогу с родителями и местным сообществом по вопросам воспитания и обучения, нести ответственность за образовательные результаты перед гражданами-налогоплательщиками.

В Новосибирской области выстроена региональная модель проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В настоящий момент процедурой независимой оценки охвачены все школы и детские сады Новосибирской области.

К концу 2016 года будет завершена полностью процедура независимой оценки в детских садах и школах Новосибирской области. По результатам оценки будут сформированы предложения по улучшению их деятельности, составлен региональный рейтинг образовательных организаций. Затем Общественный Совет начнет оценивать деятельность подведомственных организаций дополнительного образования и СПО.

Уважаемые члены Коллегии и Общественного Совета!

На этом я хотел бы завершить изложение основных целей и задач Министерства образования, науки и инновационной политики НСО на 2016 год и предлагаю всем присутствующим активно высказать свои замечания и предложения по разделам декларации, обозначенным приоритетам и механизмам их достижения.

http://www.minobr.nso.ru/ 
 


Вернуться назад