Сайт Образование и Православие > Встречи > Доклад епископа Броницкого Игнатия "Взаимоотношения Церкви и государства в деле воспитания молодого поколения"

Доклад епископа Броницкого Игнатия "Взаимоотношения Церкви и государства в деле воспитания молодого поколения"


29.01.2012.
Доклад епископа Броницкого Игнатия, председателя Синодального отдела по делам молодежи. В рамках XX Международных Рождественских образовательных чтений, по направлению "Церковь и молодежь. Воспитание молодежи - общее дело Церкви и государства".

Ваше Преосвященство, Владыка Иона! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры!

Спустя год мы вновь собрались в Москве на Крутицком Патриаршем подворье, в рамках православных Рождественских чтений, чтобы обсудить насущные вопросы организации церковной работы с молодежью. Мой доклад будет посвящен проблемам взаимодействия Православной Церкви и государства в сфере молодежной политики, определению программных принципов, которые могут служить основой для такого взаимодействия.

В мае 2001 года в Москве прошел Второй Всецерковный съезд православной молодежи. В своем приветственном обращении к Съезду Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что необходимо «выработать принципы взаимодействия Церкви, государства и общественных организаций в области молодежной политики. Только совместными целенаправленными усилиями можно воспитать духовно и физически здоровое подрастающее поколение, которое определяет будущее России».

За прошедшее десятилетие как со стороны Русской Православной Церкви, так и со стороны органов государственной власти Российской Федерации было сделано немало в вопросах развития сотрудничества в сфере работы с молодежью, особенно в области патриотического воспитания, приобщения молодых людей к традиционным культурным ценностям, совместного проведения различных молодежных мероприятий. Сотрудничество осуществлялось и на федеральном, и на региональном уровнях. В качестве положительных примеров такого сотрудничества можно отметить реализацию Международной молодежной программы «Вера и дело», организацию съездов православной молодежи в федеральных округах, ежегодное проведение масштабных спортивных «Георгиевских Игр» в Лужниках, проведение Всероссийского кинофестиваля «Семья России», проведение в Москве на Поклонной горе ежегодного Всероссийского Георгиевского парада «Дети победителей», молодежного празднования «Дня семьи, любви и верности», «Дня Крещения Руси» и других памятных церковно-государственных дат, Фестиваля студенческой молодежи «Обретенное поколение», ежегодное участие православной молодежи в молодежных съездах на острове Селигер, содействие в организации Всезарубежного съезда православной молодежи в Париже в 2011 г., внедрение в общеобразовательных школах ряда регионов духовно-просветительского предмета «Истоки», участие Церкви в организации всероссийского детского спортивного турнира «Золотая шайба», проведение Православного молодежного фестиваля авторской песни «Исповедь сердца».

Вместе с тем необходимо отметить, что в вопросах налаживания взаимодействия Православной Церкви и Российского государства предстоит сделать еще очень многое. Далеко не все полезные церковные инициативы в сфере молодежной политики находят у органов государственной власти должную поддержку. Например, с большим трудом продвигалось внедрение в школах предмета «Основы православной культуры», немалое противодействие встретил законопроект, направленный на ограничение абортов.

Во всех вышеперечисленных проектах принимал участие Синодальный Отдел по делам молодежи, в ряде случаев во взаимодействии с другими общецерковными учреждениями.

Одной из основных причин определенного недопонимания Православной Церкви и государства в деле совместного формирования принципов молодежной политики является неправильно понимаемый принцип светскости государства. Здесь сказывается как инерция идеологии советского периода отечественной истории, так и преобладающие сегодня в западном мире резко секулярные тенденции, которые зачастую оказывают серьезное влияние и на российских государственных и общественных деятелей. Налицо определенное непонимание того, что религия является неотъемлемой частью жизни и истории народов России, что христианство оказало определяющее влияние на отечественную духовность и культуру и что невозможно обустроить государственно-общественное благополучие и нормально растить молодое поколение граждан без прямого участия и влияния традиционных религиозных конфессий. В частности, опыт Советского Союза показал всю безнадежность такого секулярного подхода.

Однако необходимо отметить, что и со стороны церковных структур иногда наличествует недостаточная активность в деле налаживания активных взаимоотношений с органами государственной власти. Епархиальных отделам по делам молодежи, благочиниям и приходам необходимо повсеместно и настойчиво требовать от органов власти внимания к вопросам духовно-нравственного воспитания молодого поколения в духе традиционных ценностей Православия, противодействовать духовно и нравственно вредным инициативам, а главное, активнее привлекать саму молодежь к решению этих задач. Зачастую активность молодых людей значительно больше влияет на чиновников, нежели активность православных батюшек.

Какими документами мы можем руководствоваться в вопросах организации церковного взаимодействия с органами государственной власти в сфере молодежной политики?

Такими документами являются: 1) «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» на 2006-2016 гг., принятая Правительством РФ; 2) решения Государственного Совета «О молодежной политике в Российской Федерации» от 17 июля 2009 г.; 3) Послание Президента РФ Федеральному Собранию 30 ноября 2010 г., в котором одной из ключевых тем стал вопрос о государственной молодежной политике и связанные с этим вопросы о развитии и защите институтов семьи, материнства и детства, воспитании молодого поколения граждан России, решении существующих демографических проблем.

В 2009 г., также обращаясь к Федеральному Собранию, президент России в качестве одного из главных приоритетов своей внутриполитической стратегии определил задачу «воспитания поколения свободных, образованных, творчески мыслящих граждан». В 2010 г. тема получила серьезное развитие. Президент особо отметил, что «забота о будущих поколениях – это самые надёжные, умные и благородные инвестиции. Общество, в котором на деле защищают права ребёнка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу». В этой связи России, по мнению Президента, «жизненно необходима эффективная государственная политика в области детства. Политика современная, политика, которая отвечает интересам национального развития».

Русская Православная Церковь однозначно разделяет заботу государственной власти России о молодом поколении, обращая особое внимание на развитие православного молодежного служения. Практически во всех выступлениях и обращениях Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в которых затрагиваются насущные социальные темы и вопросы духовно-нравственной жизни современного российского общества, неизменно пристальное внимание уделяется теме содействия Церкви делу воспитания духовно и нравственно здорового молодого поколения, воспитания в детях и молодых людях чувств патриотизма, любви к Родине и отечественной истории и культуре. Только духовно и нравственно здоровое общество может успешно жить и развиваться.

В этой связи важно отметить, что одним из главных средств успешного решения этих задач Православная Церковь считает укрепление института семьи, сохранение и пропаганду традиционных семейных ценностей, основанных на христианской морали и отношении к семье и детям, как к величайшему дару Божьему.

В одном из своих недавних выступлений Святейший Патриарх Кирилл отметил, что «сегодня весьма важно понимать: будущее нашей страны во многом зависит от того, насколько удастся нам воспитать наших детей в христианских традициях благочестия, в учении и наставлении Господнем (Еф. 6:4), а не просто обеспечить их материальное благополучие и житейскую обустроенность. Твердые устои православной семьи, закладывающей в своих чадах стремление к духовному росту и совершенствованию, готовность к служению Церкви и Родине - основа нравственно сильного, экономически и социально стабильного общества».

Таким образом, очевидно, что Русской Православной Церкви, как и государству, также необходима четко определенная молодежная политика, необходимо понимание, какие задачи в сфере молодежного служения являются основными, над чем нужно прежде всего работать.

Из вышесказанного ясно следует, какие программные принципы могут служить основой для нормального взаимодействия Православной Церкви и государства в сфере молодежной политики.

И каждый год мы можем видеть, что мнение религиозных организаций России, прежде всего Русской Православной Церкви, находит отражение в официальной государственной позиции по тем или иным вопросам, в том числе в выступлениях первого лица государства. Учитывая, что выступления Президента Российской Федерации – это отнюдь не констатация фактов и не декларации, а прямое руководство к действию, церковные организации, в том числе работающие с молодежью, могут смело ориентироваться на их тезисы и рекомендации и сотрудничать с государственными и общественными структурами в решении общих задач.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о перспективах развития православного молодежного служения.

Сегодня во всей Церкви созрело понимание того обстоятельства, что духовно-просветительскую работу с детьми и молодежью недопустимо осуществлять от случая к случаю. Важнейшая стратегическая задача, которая в настоящий момент стоит перед нашей Церковью, заключается в следующем: необходимо объединить все молодежные инициативы в целостную многоуровневую программу воспитания детей и молодежи. Необходим качественный переход от частных инициатив к системному подходу, к выстраиванию многоуровневой системы воспитания и образования подрастающего поколения. Начало этому должно быть положено еще во время работы с будущей матерью. Такие программы по поддержке будущих матерей крайне актуальны в современной демографической ситуации. Продолжением могут стать детские программы - от ясельного возраста до подросткового включительно. Завершать эту многоуровневую систему работы должны молодежные программы — от профильных студенческих до программ семейного типа. Таким образом, мы охватим все возрасты человеческой жизни, присущие молодежи, то есть до 35 лет. Это дело, может быть, нескольких десятилетий. Оно требует большого приложения сил, систематизации методик, обобщения разнообразного опыта.

Главное, на наш взгляд, состоит в следующем: следует изменить представления многих священнослужителей о самих принципах миссионерской и духовно-просветительской работы в молодежной среде. Не следует ожидать молодых людей на пороге храма. Необходимо идти к ним навстречу. Чтобы привести их в Церковь, необходимо предложить интересные программы и проекты. Каждое благочиние может иметь хотя бы один молодежный храм, при котором осуществляются новые молодежные проекты.

История не оставляет нам времени для раздумий. Хотел бы напомнить слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сказанные 10 лет назад на Втором Всецерковном съезде православной молодежи: "Пришла пора объединить усилия всех тех, кто ощущает в душе острую тревогу за подрастающее поколение. Если мы немедленно сообща не примемся за кропотливый труд учителей и наставников молодежи, если мы не найдем новые действенные подходы в воспитании, мы потеряем страну".

Синодальный отдел по делам молодежи РПЦ
 


Вернуться назад