Сайт Образование и Православие > Новости Митрополии, Материалы НЕВ > Митрополит Тихон. «Троице-Сергиева лавра. Наследие преподобного Сергия»

Митрополит Тихон. «Троице-Сергиева лавра. Наследие преподобного Сергия»


19.08.2014.

Доклад Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона на XVНовосибирских Кирилло-Мефодиевских чтениях межвузовской научно-просветительской конференции «Наследие преподобного Сергия Радонежского и современность».

Добрый день, дорогие участники межвузовской научно-просветительской конференции!

Празднование Россией и всем христианским миром 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского — это прежде всего великий праздник основанной преподобным Сергием обители, Троице-Сергиевой лавры. Глава Русской Православной Церкви имеет титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Свято-Троицкой Сергиевой лавры Священноархимандрит», что подчеркивает ее особое значение.

Духовно-нравственное и культурно-историческое наследие преподобного Сергия своим благодатным средоточием веками имело и ныне имеет его святую обитель. Преподобный создал монастырь во имя Святой Троицы — символ любви и единства.

Знаменитый русский ученый-естествоиспытатель, энциклопедист, философ и культуролог священник Павел Флоренский в своей работе «Троице-Сергиева лавра и Россия» написал такие знаменательные слова:

«Чтобы понять Россию, надо понять Лавру. А чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, "чюдного старца, святого Сергия", как свидетельствуют о нем современники».

«Всматриваясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу; нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука — все эти линии сводятся к Преподобному. В лице его русский народ сознал себя, свое культурно-историческое место, свою культурную задачу, и тогда только, сознав себя, получил историческое право на самостоятельность. Куликово поле, вдохновленное и подготовленное у Троицы (то есть у Троице-Сергиевой обители), еще за год до самой развязки, было пробуждением Руси как народа исторического». То есть Киевская Русь становится при нем Русью Московской. Смещается исторический центр русского народа.

Как актуально звучат эти слова в настоящее время! А написаны они были в 1918 году, когда над Троице-Сергиевой Лаврой нависла самая большая угроза за всю многовековую историю ее бытия.

Замечательная статья отца Павла Флоренского «Троице-Сергиева лавра и Россия» предназначалась для уникального сборника исторических и искусствоведческих исследований под общим заглавием «Троице-Сергиева лавра». Этот сборник готовился к изданию Комиссией по охране памятников искусства и старины Троицкой лавры в 1919 году. Весь небольшой тираж сборника планировалось государственной властью уничтожить еще до выхода его из типографии. Но в помещении лаврской библиотеки все же сохранилось несколько несброшюрованных экземпляров. Благодаря этому в 2007 году удалось осуществить второе, а по существу первое издание этого уникального сборника.

Авторами статей, вошедших в этот сборник, стали священник Павел Флоренский, граф Юрий Александрович Олсуфьев и ученые-исследователи российской старины Сергий Мансуров и Михаил Шик, ставшие впоследствии священниками.

В 1930-е годы почти все авторы этого сборника были сосланы, и большинство из них расстреляны. Поэтому этот сборник в полном смысле можно назвать мемориальным.

Издание было задумано как научный путеводитель по Троице-Сергиевой лавре в контексте ее мирового духовного и художественного значения.

Как появилась идея создания такого путеводителя?

В России после 1917 года антирелигиозные кампании шли одна за другой: закрывались и разрушались храмы и монастыри, изымались величайшие церковные святыни: мощи святых, святые сосуды, иконы,книги, а также другие принадлежности церковного богослужения и быта. Так называемая «культурная революция» вместо икон призывала почитать «черный квадрат» Малевича, вместо героев тысячелетней великой России — сомнительных деятелей революции, разрушавших исторические памятники и богатейшую многовековую культуру России.

В 1919 году Троице-Сергиева лавра — важнейший для Русской Православной Церкви духовный центр и одновременно величайший в России культурно-исторический ансамбль — находилась под угрозой закрытия и уничтожения.

В начале XVII века, в эпоху Смуты, интервенты не смоглипокорить и уничтожить обитель преподобного Сергия Радонежского. 16 месяцев длилась осада этого славного монастыря. 30-тысячному польско-литовскому войску противостояло около трех тысяч защитников монастыря — монахов и спасавшихся под кровомобители крестьян. Захватчики взяли Москву, а Троице-Сергиев монастырь взять не смогли. Именно из Троице-Сергиевой обители по всей Руси распространялись призывы к освобождению Москвы и России от врагов, что и случилось в 1612 году. Это освобождение мы теперь празднуем в День народного единства.

А в 1919 году Троице-Сергиева лавра была спасена от уничтожения небесным покровительством самого преподобного Сергия, заботами Святейшего Патриарха Тихона и мудростью православных ученых-искусствоведов — священника Павла Флоренского, графа Юрия Александровича Олсуфьева и их ближайших сподвижников. Вот пример сотрудничества деятелей науки и религии.

Для того чтобы спасти бесценные сокровища обители преподобного Сергия, в конце 1918 года была создана Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Заместитлем председателя Комиссии был избран граф Олсуфьев, который как хранитель памятников истории и культуры имел весьма большой опыт. Известно, что в 1907 году он создавал музей-заповедник на Куликовом поле, а с 1913 года курировал строительство храма во имя преподобного Сергия на Куликовом поле.

На первом же заседании указанной Комиссии Юрий Александрович Олсуфьев подал предложения по архитектурной и живописной реставрации Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры. А священник Павел Флоренский, который жил в Сергиевом Посаде, как опытнейший искусствовед инициировал описание всех икон, ризницы и других древлехранилищ Лавры. Будучи членом Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, он составлял тщательнейшие описи храмов обители, ее икон, ризниц.

Ведь когда имелись доброкачественные описи храмов, то врагам Церкви было труднее уничтожать церковные святыни. И хотя они и Бога не боялись, и людей не срамились (Лк. 18), как говорится в Евангелии, однако некоторые из них всё же понимали, что будет суд истории, и они войдут во всемирную историю не как созидатели, а как разрушители культуры своего народа. Поэтому, несмотря на настойчивый натиск воинствующего богоборчества, многие сокровища Троице-Сергиевой лавры удалось сохранить, идентифицировать, отреставрировать и возвратить на свои места, когда прошло время господства атеизма.

Изгнав монахов, Лавру сначала сделали историческим музеем-заповедником, а в конце 1920-х годов — антирелигиозным музеем. Национальные сокровища из лавры разошлись в частные руки и по другим музеям.

***

Особо горькая страница в истории Троице-Сергиевой лавры XX века — это уничтожение лаврских колоколов XVI–XVIII веков.

Десятки лет церковные колокола были объектом особых нападок воинствующих безбожников. К идеологическому фактору этой борьбы с Церковью примешивался и «экономический»: атеистическая власть не только слышала с колоколен призыв к молитве и богослужению, но и видела в колоколах цветной металл, по мнению властей так необходимый для промышленно-хозяйственной деятельности.

Разгар кампании по уничтожению колоколов в Троице-Сергиевой лавре пришелся на зиму 1929–1930 годов. «Рудметаллоторгу» в то время было сдано 19 разбитых лаврских колоколов общим весом 8165 пудов. Ценность полученной после переплавки разбитых колоколов меди была совершенно ничтожной в сравнении с утратой бесценных памятников колокольного искусства России XVI–XVIII.

Жестокую расправу с лаврскими колоколами запечатлел в своих многочисленных фотографиях известный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954). На коробке с сотнями негативов, которые он сделал зимой 1929–1930 годов, написано: «Когда били колокола». И сегодня нельзя без боли смотреть на снимки, свидетельствующие о том, как с лаврской колокольни сбрасывали величайшие в мире колокола годуновской эпохи.

В дневниковых записях Пришвина читаем: «1929 год 22 ноября. В Лавре снимают колокола, и тот в 4000 пудов, единственный в мире, тоже пойдет в переливку. Чистое злодейство, и заступиться нельзя никому, и как-то неприлично: слишком много жизней губят ежедневно, чтобы можно было отстаивать колокол… Каждый колокол в Лавре имеет имя.

1930 год 8 января. Вчера сброшены языки с Годунова и Карнаухого. Карнаухий на домкратах. В пятницу он будет брошен на Царя (колокол Царь был самым большим из использовавшихся в России колоколов, он весил 4000 пудов, т.е. 64 тонны) с целью разбить его. Говорят, старый звонарь пришел сюда, приложился к колоколу, простился с ним: «Прощай, мой друг!» и ушел…»

Но фотографии Пришвина не только запечатлели страшный приступ богоборчества — в начале XXI века они помогли при возрождении лаврских звонов. 4 сентября 2002 года колокола «Первенец» и «Благовестник» были подняты на второй ярус лаврской колокольни. 16 апреля 2004 года был поднят на лаврскую колокольню самый большой в России и во всем христианском мире «Царь-колокол». Восстановленный «Царь-колокол» весит 76 тонн, для него была сделана специальная платформа. Так завершилось восстановление набора больших благовестных колоколов Троице-Сергиевой лавры.

***

Возрождение церковного богослужения и монашеской жизни в Троице-Сергиевой лавре наступило в пасхальные дни 1946 года.

Война — это «Время, когда молятся все», как гласит название одного фильма о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, или почти все.

Во время войны прекратил выходить журнал «Безбожник», прекратил полностью свою деятельность «Союз воинствующих безбожников». Стали постепенно открываться храмы и монастыри.

Когда в Великий Четверг (то есть за три дня до Пасхи Христовой) по Сергиеву Посаду разнеслась радостная весть, что на Пасху будет служба в Успенском соборе, то православные жители Загорска (так в советской время стали называть в честь одного из революционеров город Сергиев Посад) дружно устремились с лопатами и ведрами на уборку территории Лавры и Успенского собора. Со слезами благодарности преподобному Сергию они убирали остатки снега на территории Лавры и мыли полы в Успенском соборе. А в Великую Субботу здесь уже началась церковная служба. На Пасху же было великое ликование: Христос воскрес! А для православных жителей Сергиева Посада и всей России — воскресла Лавра!

***

Преподобному Сергию было обещано от Бога, что ученики его будут столь же многочисленны, как чудесные птицы, которых он узрел в видении.

Самое ценное в Лавре — это ее святыни и ее насельники, последователи преподобного Сергия. За шесть с половиной столетий истории Троице-Сергиевой обители (с середины XVIII столетия — Лавры) Лавра воспитала множество подвижников веры и благочестия, героев веры и героев России, ученых, писателей, педагогов, прославивших Россию своими духовными подвигами, ратными заслугами и учеными трудами.

Всех лаврских подвижников веры и благочестия перечислить в кратком докладе невозможно. Можно назвать имена некоторых из них — наших современников. Одним из первых монахов был отец Иоанн Крестьянкин, духовник Псково-Печерского монастыря. Схиархимандрит Серафим, которого за белые, седые волосы называли Одуванчиком. Еще один подвижник Лавры — отец Филадельф (Боголюбов), его называли Молитвенник, Братолюбец (так с греческого переводится его имя), в миру Валентин Евгеньевич, доктор физико-математических наук, профессор кафедры теоретических основ электротехники Московского энергетического института. Отец Кирилл Павлов — герой Сталинградской битвы Иван Павлов. Человек великой, святой жизни, прозорливый, духовный человек. Много лет он был духовником Троице-Сергиевой лавры. Когда Лавра открылась после войны, собрались монахи, которые пришли из ссылок, из тюрем — они, конечно, очень высоко подняли духовную жизнь в обители. Сегодня из них остался один отец Кирилл. Много и других интересных людей, всех перечислить невозможно.

***

Когда мы говорим и думаем о Троице-Сергиевой лавре, о ее огромном значении в духовной жизни нашего народа, во всей славе и во всем духовном величии встает перед нами образ ее основателя. Преподобный Сергий и созданная им Лавра указывают русской культуре, в чем ее первооснова, где источник ее силы и каков ее идеал, к которому следует стремиться. Сохранение этого животворного начала, исходящего из Дома Живоначальной Троицы, — залог процветания всей нашей культурной жизни, уклонение от него — начало упадка и разрушения.

Нынешний год предоставляет нам благодатную возможность вспомнить о жизни и подвигах преподобного Сергия, вспомнить историю Лавры и понять, сколь важно для сохранения родной культуры знать и любить свои святыни.

А главное — хотя бы раз побывать в этом центре православной духовной цивилизации и прикоснуться к ее огненной вершине — святым мощам преподобного Сергия Радонежского.

Вестник Новосибирской Митрополии №6 (126) апрель 2014


 
Вернуться назад