Сайт Образование и Православие > Интернет-журнал > Монах Моисей Святогорец. Родители и дети

Монах Моисей Святогорец. Родители и дети


06.02.2017.
Может быть, кто-то справедливо задумается о том, что может сказать святогорский монах, отдаленный от мирской жизни о семье, о родителях и о воспитании детей. Монах не лишен любви, не является ненавистником мира и не изолированный от мира сего.

Монах Моисей Святогорец.  Родители и детиМонах молится обо всем мире. Церковь всегда хотела выслушивать монахов. В священном безмолвии монах становится мудрее, просвещается, подвизается и очищается. В мире существует огромное наслаждение, сверхпотребительское общество, эвдемония, роскошь, которые совсем не являются положительными элементами для развития духовной жизни. Афон беспокоиться о нисходящем ходе движении в мире, о профанных идеях, которые впервые относятся к жизни современного человека. О постоянном и юридически признанным законом о сожительстве без брака, о гомосексуалистах, об увеличении прелюбодеяния и разводов.На Святую Гору Афон каждый день приходят печальные и задумчивые люди подавленные безысходностью, потерявшие смысл жизни и ведущие неправильный образ жизни. Особенно нас беспокоит безразличие молодых людей, их душевные травмы.Мы смиренно считаем,что все осталась последняя крепость – семья,несмотря, на все ее проблемы.Семья состоит из родителей и детей.О них поговорим просто и практически с болью и любовью,не как учители, а как сострадающие братья.

Светский дух принес в семью смуту и разрушение, также споры и ссоры во имя свободы и прав.Споры, ропот, ссоры, угрозы, равнодушие бросает тень во многие дома.Отсутствует взаимное проникновение, взаимопонимание и взаимное уважение.Только церковная жизнь вернет нас на правильный путь. Тогда неуместными будут любые мнения, советы, увещевания. Наше расцерковление усиливает наше эго, и мы хотим господствовать и владеть над всеми, даже над нашими очень близкими людьми, над супругами, над детьми. Когда мы говорим о церковной жизни, мы не имеем в виду какое-то общее позитивное понимание о Церкви, о вере в каком-то высшем существе, о какой-то хорошей идеологии.Жизнь Церкви является конкретной, с правильной верой в живого Триединого Бога, с литургической жизнью и борьбе по пути к очищению и освещению.

Родители должны с малых лет регулярно водить своих детей в церковь. Чтобы они привыкли к храмовой среде, чтобы участвовали в божественной Литургии, целовать иконы, правильно креститься, причащаться пречистыми Тайнами. Они,могут быть непослушными и игривыми, могут плакать, это не помеха, так они учатся, их одежда благоухает ладаном, и они становятся благословенными и освященными. С огромной скорбью я наблюдал в православных храмах в США, во время Божественной Литургии, как маленькие дети находились с нянькой в подземном этаже, чтобы не беспокоить родителей,молящихся в храме. Необходимо, чтобы дети с малых лет научились регулярно ходить в храм. Даже, если они не понимают,благодать изобильно действует на них.

С возгласом священника: „Молитвами святых отец наших...”, не заканчивается Божественная Литургия и наши „религиозные обязанности”.Мы, христиане не только в храме.Церковь должна простираться в нашем доме.В нем должен находиться молитвослов не только во время тяжелых ситуаций, а для ежедневного использования.С ним начинается и заканчивается день и прекрасно, когда вся семья,чтобы была вместе. Если все тяжело, чтобы один за другого молились. Как хорошо чтобы человек с малых лет был связан с молитвой, потому что тогда он никогда не будет чувствовать себя одиноко.Он будет иметь постоянный открытый „канал” с Богом. Если кто-то жалуется на нехватку времени, то может молиться на улице, в машине и в офисе. Не нужны книги и знания;и только „Господи, помилуй!”, которые исходят из глубины сердца, является хорошей молитвой. Достаточно только помолиться с сознанием, со смирением. Матери, домохозяйки, учителя, медсестры, все женщины, мужчины в полях, на строительных площадках, в банках, в поездках, играющие дети, дети в школе,и в комнате могут сказать короткую молитву из пяти коротких слов: „Господи Иисусе Христе, помилуй мя!”

Человек с ранних лет должен научиться быть креститься,когда он просыпается, когда ложится спать, когда выходит и возвращается домой,когда садится трапезничать и после окончания трапезы, когда садится в автомобиль или когда в офисе берет в руки шариковую ручку.Как хорошо всегда и во всем ищет Божью помощь. И тогда мы будем ее иметь.Поэтому Бог существует,чтобы дать тем,кто просит у Него, открывает дверь тем, кто к Нему стучится, слушает тех, кто призывает Его. Вдохновителем, руководителем, связью с семьей является хороший и опытный духовный отец. Хорошо, чтобы онбыл один для всей семьи. Однако, когда по разным причинам невозможно это сделать, то это не является большой проблемой.Важно иметь духовника,даже если он неявляютсяобщим для всех, чтобы давал общую духовную направленность.Также, прекрасно чтобы с ранних лет дети, с того дня, когда они начали понимать – научились ходить на исповедь.Не надо их за это обескуражить, пугать. Необходимо это делать естественным путем, просто, спокойно, со страхом Божьим, с уважением, искренностью и почтенностью. В этомдолжны помочь и родители, и духовники, без силы, без давления и безпринуждения,потому что иной подход приводит к сопротивлению и неприятным результатам.

Для семьи и для ее сплочения необходима тишина. Не только так называемый тихий час, а вообще молчание очень полезно. Кто-то слушает музыку в своей комнате, но почему она должна быть такой громкой, чтобы беспокоить всех остальных? То же самое относится и к телевизору, о который пойдет речь, или когда кто-то, что ремонтирует или когда разговаривает. Почему нужно постоянно кричать,как будто мы ругаемся, почему надо допускать такую шумиху и то в нашем доме? Шум порождает беспокойство, смущение сознания, напряженность, нервозность, гнев. Необходимо найти время для личного безмолвия, посвятив себя духовному чтению и размышлению. Мы перегружаем себя, работаем на двух работах. У нас много обязанностей, задач, хлопот, социальных мероприятий, посещений, общественных начинаний... В конце концов, самым неизвестным, оказывается то, что является самым близким для нас – наше „я”. Наверное, боимся быть одинокими? В конце концом, мы бессильны, чтобы посмотреть в глаза нашу внутреннею пустоту? Обязательно нужно создать предпосылки и возможности для тишины и безмолвия. Давайте уделим немного времени для нашего – по праву настоящего „я”. Это не является эгоистичным индивидуализмом.

Если мы не можем себе поможем, то никому не сможем помочь. Возьмите своих детей и идите в какой-нибудь монастырь, какую-нибудь часовню за городом, поставьте свечку, благоговейно перекреститесь, вздохните, выдохните, отдохните, скажите искренно несколько слов своим близким. Ходите развлекаться в так называемые развлекаемые центры и суматоха, шум, гам, ожидание еще больше вас утомляют. Собираетесь в отпуск и находите больше людей,чем в вашем районе. Отправьтесь в какую-нибудь паломническую поездку, какому-нибудь духовному старцу, бедному человеку. Учите своих детей любить, давать, жертвовать, радоваться. Идите в дом какого-нибудь вашего друга,где не запутаетесь в политиканстве и сплетнях, а приобретете что-то духовное. Христианские семьи должны общаться друг с другом и чтобы их дети создавали дружеские отношения. В сложном мире, в котором мы живем, необходимо положительное общение. Все мы в глубине души ищем духовную поддержку, помощь и утешение.

Человек не будет по-настоящему радоваться своему досугу, ни в кафе, ни на дискотеке, ни перед телевизором.Телевизор занял центральное место в жизни молодого человека.Он как древний очаг, алтарь, амвон. Он любим, заботящийся, влияет, координирует, учит новому образу мышлению и выражению, во что одеваться, что есть, куда пойди, что делать. Нашими эталонами являются „герои” из дешевых сериалов, а не родные герои; спикеры, а не святые.Я пришел в один дом в Афинах. Родители с двумя детьми. У них было четыре телевизора, по одному для каждого из них. Полная изоляция.Я сказал им:

- Хотя бы поставьте один телевизор в гостиной и садитесь вместе, чтобыобсуждать то,что смотрите, хотя и не постигните согласия.

Когда человек в течение нескольких часовсидит перед телевизором и у него кружится голова от бесчисленного множества вещей, которые он видит и слышит, как найти покой, как помолиться, как увидеть себя и своих близких? Как Вам прозвучат мои слова, если я скажу, чтобы Вы пригласили священника, чтобы освятить воду или освятить елей? Возьмите из храма просфору и святую воду, употребляете их каждое утро, зажигайте лампаду, кадите, и дети этому научится, будут радостными, будут таять умиления, будут благословенными. Пусть они научатся ходить на бдения.

В миру они не длинные. Они доставляют радость душе. Кроме того, это является особенно хорошим взаимоотношением с приходом, с священником прихода, катехизационной школой для детей, циклом лекций для взрослых. „Сельская лечебница предоставляет первую медицинскую помощь, - говорил блаженно почивший старец Паисий, и этим является приход; монастыри – это клиники неотложной медицинской помощи. Давайте иметь отношения со святым-покровителем приходской церкви, со святым,чье имя мы носим”.

В комнате ребенка должен быть икона его святого, его Ангела-Хранителя, а не тех человекоподобных чудовищ из военных игр и эксцентричных певцов с цепями и кольцами. Мы как рабы одержимые страстями. Давайте праздновать день святого, имя которого мы носим, а не только праздновать день рождение, не ходя в церковь. И не просить у священников при крещении называть детей иностранные имена, для которых нет святых, а именами почитаемых святых.

Давайте уделять достаточно времени нашим детям, чтобы разговаривать, шутить, вступать в диалог с ними. Когда диалог прекратится, тогда мы должны беспокоиться. Чтобы был диалог, необходима любовь, терпение, время, взаимопонимание, снисходительность. Если ребенок боится, думая, как встретит своего неподкупного судью – своего отца или строгую и капризную мать, замыкается в себе, тогда он пытается решить свою проблему со своими друзьями, которые не всегда являются наилучшими советники. Если у нас нет этого хорошего общения с нашими детьми, и не создадим для них комфортную обстановку, чтобы они поведали нам свои тайны, тревоги, мысли, планы и мечты, тогда как будто мы режим их крылья и запираем их в клетку. Мы должны прислушиваться к детям. „Детей не надо только учить, - говорит Ф. М. Достоевский, - но и самим многому научиться и особенно незлобию, спонтанности, энтузиазму”. Давайте не будем делать их точными копиями нас самих, а сделать их такими – независимо оттого, смогут ли они такими стать,такими, какими мы не смогли такими стать. Дети не должны быть проекцией своего я. Мы должны помочь им в их призвании. Доверяться им, дать им хорошую основу. Особенно в хорошем религиозном образовании, а не в пиетизме и фанатизме.

Мы не должны притеснять, принуждать их силой и угрозами что-то делать, потому что рано или поздно они воспротивятся. Давайте их вдохновлять больше своим примером,чем словами. Не могут супруги весь день ссориться, роптать и хотеть, чтобы их дети были тихими и спокойными. Семейные ссоры окровавливают детские души. Особенно развод. Дети становятся грустными, нервными, непослушными, трудно справляются с уроками в школе. Ребенок стесняется, плачет, гневится, раздражается, когда он видит,что его родители не помирились.

Раннее религиозное образование имеет огромное значение. Церковь должна быть представлена как дом Нашего небесного Отца, а не быть чем-то чужеродным, далеким, великим и любопытным. Необходимо это объяснить детям, естественно, если мы знаем,чего от нас ждет Церковь. Какова цель и смысл жизни, почему Христос пришел на землю, родился, учил, совершал чудеса, был распят, воскрес и вознесся, чтобы дети с малых лет почувствовал себя с любочестием и желанием стремились к благому, добродетели, добру, освещению и спасению.

Во всем мы должны вкладывать рассудительность, порядок, уважение, великодушие. Не пресыщать детей, не утомлять их, и не скруживать им головы многими и „великими” вещами. Сверхзащита и безразличие – это плохо. Не будем их оковывать, запугивать и преследовать. Будем уважать их свободу. Не будем постоянно и слишком строго следить за ними, не будем на них подозрительно смотреть. Какой-то современный старец сказал: „Наша забота заставляет нас быть очень строгими.Заставляет нас быть очень строгими и часто всего, безжалостными и неуступчивыми в некоторых ситуациях.Необходимо, дорогие мои ассимилировать,что сегодня дети, современные дети, не имеют сил выдержать строгость,которую мы, взрослые, выдержали.И посредством диалога и убеждения,мы должны говорить им о добре,а затем посредством молитвы восполнять (недостаток)”.

Так что не волнуйтесь;„молитесь за своих детей и не будете испытывать тревогу”[1]. Я думаю, что мы не полюбили сильно молитву, не очень поверили в ее силу. Считаем, что наши слова более воспринимаются,чем божественное просветление. Мы верим больше в себя,чем Бога. В прошлом, когда в какой-то семье дети поздно вечером возвращались домой, то находили свою мать, молящуюся на коленях перед иконами. Таким образом, в следующий раз дети глубоко задумываются, вернутся ли они поздно домой, потому что так, они продлят коленопреклонение своей матери. Какая-то вдова, мать двоих детей, бедная, которые мыла подъезды, написала старцу Паисию: Геронда, молитесь за меня, потому что я молюсь только шесть часов в день!” Очевидно, она, произносила Иисусову молитву.

Вы хотите, чтобы я был честен с Вами? Или хотите, чтобы я льстил Вам и лживо Вас утешал? Я думаю, что только истина, которая, разумеется, сопровождена любовью, освобождает и утешает. Давайте не будем пугаться за детей. Чтобы не охватила нас паника при первой их проблеме, не будем терять самообладания, не будем нервничать, гневиться, кричать. Давайте смотреть на вещи с чистотой и искренностью. Чтобы проблема нашего ребенка не влияла нашему эгоизму? Чтобы мы не выработали какую-то хорошую витрину, изнутри состоящую из элементов фарисейскоголицемерия, осуждаемой мнимой смиренности и какой-то мечтательного, а не реального представления самих нас? Какая-то мать сильно волновалась о капризах своего ребенка, который был в пубертате. Она беспокоилась о своей репутации, что скажет о ней общество,которое ее уважает. Что скажут люди,которые их знают как хорошая семья.Она поехала к старцу Порфирия, что пожаловаться на состояние своего ребенка.

Я боюсь, что она больше беспокоится за свой престиж, за свою репутацию. О том, что люди скажут, чем о небольшом „мукой” своего ребенка. Она ожидала, что стайскажет ей,какая хорошая она была и какой плохой ее сын. Но старец хорошо понимал, что произошло и сказал ей:

-Я хочу посмотреть твои колени!

То есть, превратила ли ты проблему твоего ребенка в молитву, возложила ли ты Богу свою проблему, смирилась ли ты, поклонилась ли ты перед Ним?

Не прижимайте сильно детей, не ищите чрезмерные и невозможные вещи, не создавайте невыносимую атмосферу в доме больное благочестие, которое отталкивает и не удерживает молодежь дома. Идеальные родители даже уступают, проявляют терпение, ищут и просят прощения, когда иногда это необходимо. Ребенок нуждается в понимании и чувствует доверие, которое проявляем к нему, любовь, которая будет уважать его свободу. Любовь не должна порабощать, давить и отнимать его свободу, мнение, возражение, сомнение. Мы должны быть готовы все выслушивать с пониманием.

Не надо постоянно им запрещать и нечего им не позволять. Мы должны находить и альтернативные решения. Давайте не будем ужасать детей и пугать их и чтобы напуганными они вступили на жизненный путь. Бесплодный морализм не помогает детям. Не надо постоянно их преследовать. Давайте, неустанно будем разговаривать с ними. Скажем им, что о наших возможных жалобах к ним, и чтобы рассказали о своих жалобах. Выслушивать их смиренно. Всмотримся глубоко внутри себя, найдемпричину, почему мы так сильногнивимся, когда они не сделали то,что мы сказали им. Не из-за того, что они не слушаются, ошибаются, оправдывают себя, или потому что, что-то произошло по не нашей воле и этозадевает наш эгоизм? Очень важно быть внимательными и искренними.Дети смотрят глубже, дальше и чище,чем мы думаем.Давайте, не будем их высмеять.Тому чему они научаться, в будущем передадут это своим детям.Давайте не будем спешить и хотеть, чтобы увидеть плоды наших слов.

К сожалению,сегодня в школах не преподается аутентичное православное образование и,поэтому,каким-то образом дом должен стать школой.С малых лет ребенок должен приятным и вежливым способом научиться евангельским животворным истинам, чтобы позже не мог какой-то современный учитель, учитель-рационалист и друг-прогрессист, искоренил их из сердец наших детей .

Св. Никодим Святогорец пишет в „Христианской педагогике” родителям и учителям,что „благочестивые родители и добродетельные учителя должны знать,что дети в раннем возрасте, то есть до семи лет их одолевает беспорядок и небрежность, затем с семи до четырнадцати лет их одолевает прожорливость и чревоугодие. Поэтому необходимо научиться порядку, знаниям, умеренности и скромности и бережливости ичтобы родители давали и пример из своей хорошей и добродетельной жизни,а для благочестивых учителей, чтобыХристос был образцом в их жизни...”

 



[1]Архим. Еврем Водопедский.

 

магистр богословия Виталий Чеботар
Перевод с болгарского источника


 
Вернуться назад