Сайт Образование и Православие > Православное краеведение, Публикации ЖИ > Ирина РОСТОВЦЕВА. Новые факты о Никольском храме села Маслянино

Ирина РОСТОВЦЕВА. Новые факты о Никольском храме села Маслянино


30.09.2021.

Ирина РОСТОВЦЕВА

НГУАДИ, г. Новосибирск, Россия

В 2021 года Никольский храм в поселке Маслянино отмечал свое 125-летие. Желание понять, как выглядел храм сразу после его постройки, заставило внимательно просмотреть все известные материалы, главным образом  Справочные книги по Томской епархии за разные годы; внимательно изучить старую (рис.1) и современную (рис. 4) фотографии здания храма, сравнивая их с типовыми проектами церквей, использовавшимися в Сибири; вновь обратиться к обмерным чертежам, выполненным студентами НГАХА (ныне НГУАДИ им. А. Д. Крячкова ). Наиболее важными оказались документы по истории строительства Никольского храма, хранящиеся в Государственном архиве Томской области (ГАТО), любезно предоставленные благочинным Северного округа Искитимской епархии отцом Игорем Затолокиным.
Рис 1. Старая фотография храма. Источник: www.mikm08.narod.ru/index8.htm

В Справочной книге по Томской епархии за 1914 год о Маслянинском храме написано: «Церковь деревянная – однопрестольная, во имя Святителя Николая, построена в 1896 г., земли при ней усад., пах. и сенок. 238 дес., расст. от г. Томска 295 верст. Почто. адр.: Маслянинское почт. отд., Барнаульского у. Состав прихода: с. Маслянинское, Барнаульского у., дер.: Петушиха – 20в., Пайвина – 9 в., Пенькова – 15 в., Дресвянка – 35 в., Мамонова – 5 в., Суенгинское – 25 в., дер.: Солонова- 25 в., Верхнедятлова –7 в., Александровка – 13 в., Горяева – 45 в., Елбанская – 35в. Серебренникова – 15 в., Изырак – 20 в., Хутора – 23, Каменный Изырак – 25 и Чупина – 7в. Прихожан обоих полов 1190, в том ч. раск. 804 ч. Причта по штату: два священника и два псаломщика. Содержание причта при готовых причтовых домах: жалованье из казны 800 р. и доходы от треб до 2123 р. Церковные школы грамоты три: в с. Маслянинском, д. Дресвянке и д. Чупиной.

В селе Маслянинском училище гражданского ведомства. Церковно-приходское попечительство сущ. с 1900 г. Благочинный, священник Евгений Иванович Смирнов, 41 г., оконч. к. в Томск. Духовной сем. По 2 разряду, рукоположен во священника в 1895 г., состоит с 1909 г. благочинным, имеет камилавку, которую получил в 1910 г., на настоящем месте с 1901 г. Священник Василий Иванович Екшибаров, 30 лет, оконч. к. в Томской дух. Сем. По 2 разряду, определен псаломщиком 5 сентября 1906 г. рукоположен во священника к сей церкви 17 марта 1908 г., последнюю награду – скуфью получил в 1912 г. Псаломщик Дмитрий Максимович Конусов, 53 л., оконч. к. в Барнаульском дух учил., состоит в настоящей должности с 11 февраля 1881 г. и при сей церкви с 1890 г.  И. Д. псаломщика Василий Алексеевич Бычков, на службе и при сей церкви с 1913 г.»

Рисунок 2. Фасад и план церкви №9, предполагаемой к постройке в честь Казанской иконы Божией Матери Томской губернии, Барнаульского округа, Шадринской волости, деревни Шиловой. Составлен в Барнауле 12 июля 1893 г. – по этому типовому проекту строилась церковь села Маслянинского
(ЦХАФ АК, Ф. 31, Оп. 1, Д. 455)

Обращает на себя внимание фраза о службе псаломщика Д. М. Конусова при этой церкви с 1890 г., то есть до строительства храма. Попытка проверить – не ошибка ли это, привела к просмотру более ранних изданий справочника.

В четырех выпусках Справочной книги по Томской епархии, вышедших после постройки храма, в 1898-1899 гг., 1902-1903 гг., 1909-1910 гг. и 1914 г., повторяется информация о том, что в селе Маслянинском построен деревянный однопрестольный храм во имя святителя Николая Мирликийского [2, c.269; 3, c.279; 4, с.724-725; 5, c.498-499].

Рисунок 3. Обмерный чертеж северного фасада Никольского храма пос. Маслянино, выполненный студентами НГАХА в 2013 г.
В выпуске Справочной книги за 1902-1903 г. встречается фраза о служивших в храме: младшем священнике Сергее Ивановиче Краснове – «на сем месте с 1892  г.» и псаломщике Дмитрии Максимовиче Конусове – «на настоящем месте с 1890 г.» [ 2, c.724 ], то есть до постройки здания в 1896 г. приход и храм уже существовали. Об этом же свидетельствуют хранящиеся в ГАНО метрические книги Никольского храма, начинающиеся с 1859 г. [2, д. 2454], а по сведениям архивной службы Маслянино, в селе с 1829 г. существовал молитвенный дом [8, №96]. История создания православного прихода и строительства храма в селе Маслянинском Барнаульского уезда Томской губернии потребовали пересмотра и дополнений, поскольку найденные в последнее время в ГАТО архивные документы отодвигают дату строительства с 1896 г. к 1863-1866 гг.

«Первый храм в деревне Маслянинской был построен тщанием прихожан, на их средства в 1863 г. При строительстве был использован проект №3» [7, л.7], из какого именно альбома точно не указано. Если имеется в виду «Атлас Священного Синода», то храм был деревянным и совсем маленьким, рассчитанным всего на 80 человек [1,с.3.]. Освящение построенного храма состоялось в 1866 г. [7, л. 2 об.], а уже 15 июня 1886 г. прихожане просили епархиальное начальство разрешить им расширить храм, «используя проект №5 из планов, Высочайше утвержденных для Западной Сибири». К этому времени в селе насчитывалось прихожан мужского пола 2414 человек и женского пола 2532 человек [7, л 7.]. Пока шла переписка с Томской Духовной Консисторией, жители Маслянино собрались на сход и решили, что присоединение нового леса к обветшавшей церкви нецелесообразно, а потому составили новое прошение о разрешении им строить новый храм. [7, л.8].

В 1890 благочинный 16-го округа священник Петр Митропольский подает в Консисторию рапорт с приложением прошения прихожан о строительстве новой деревянной на каменном фундаменте церкви по плану №9. С момента строительства первого храма прошло всего 30 лет. Любопытно, как за 30 лет церковь могла настолько обвешать, что названа именно «ветхой». Скорее всего, дело в том, что расширить здание, не прекращая богослужения, было невозможно, потому что план позволял расширение только по периметру или с разборкой внешних стен и материала понадобилось бы больше, чем на постройку новой церкви. Можно предположить, что при строительстве здания храма в 1863 г. был использован объем здания молитвенного дома, построенного еще на 30 лет раньше. Тогда становится понятной фраза о ветхости постройки, но эта версия не имеет документального подтверждения.

Если считать, что выбранный окончательно проект №9 взят из альбома Святейшего Синода, то рассчитан он всего на 300 прихожан и особенностью его композиции является восьмигранная форма центрального объема-кафоликона [1,л.9 ].

В июне 1892 г. причт храма сообщает благочинному, что постройка до сих пор не начата, поскольку нет билета на вырубку бесплатного леса. В сентябре 1893 г. Лесная часть уведомляет Духовную Консисторию о том, что отпуск леса разрешен и распоряжение отдано Салаирскому лесничему [7, л.9].

20 Сентября 1893 г. «благочинный церквей №35 округа Томской епархии, священник Павел Соколов, Маслянинской Николаевской церкви старший священник Василий Туберовский, псаломщики Иван Крестовоздвиженский и Димитрий Козусов, сельский староста Бубенщиков с прихожанами,  осматривали местность, избранную сходом прихожан под постройку в селе Маслянинском новой деревянной церкви во имя Святителя Чудотворца Николая, оказалось, что местность эта находится от самой ограды старой церкви с западной стороны, грунт земли крепкий, от жилых домов с одной только стороны в расстоянии 50-70 сажен, а с другой никакого жилья нет, от реки в ½ версты. Нашли, что это место для возведения храма Божьего есть совершенно удобное, что и удостоверяем подписями» [7, л.12]. Выбранное под строительство место примыкало к ограде старой церкви с запада, значит с восточной стороны от современного храма можно было бы попытаться обнаружить фундамент старого храма.

Из дальнейшей переписки о строительстве храма узнаем, что крестьяне на сходе решили еще увеличить размеры выбранного ими и утвержденного епархиальным начальством плана храма, заказав лес на 2 аршина длиннее, чем предусмотрено проектом. За этим последовало прошение в Томскую Духовную Консисторию о разрешении такого изменения типового проекта. Оправдывая свои противозаконные действия, крестьяне пишут, что возврат к прежним размерам леса потребует много времени для его обработки, хранения и приведет к серьезной задержке строительства. В качестве аргумента для скорейшего начала строительства храма названо сильное влияние раскольнического движения в Маслянино и возможность ухода части прихожан из православия в раскол, если и дальше медлить с началом строительства [7, л.13].

Консистория обратилась к епархиальному архитектору В. Хабарову с просьбой разрешить внести коррективы в проект, вызванные изменением размеров строительного материала. Хабаров ответил согласием, при условии, что кроме периметра здания пропорционально будет увеличена и его высота.

Во всей этой переписке нигде не упомянута сложная форма кафоликона, а сам построенный храм, сохранившийся до нашего времени, имеет простые прямоугольные очертания плана кафоликона, трапезной, притвора и пятигранную форму алтарной абсиды, то есть совершенно не похож на проект №9 из Синодального альбома. Возвращаясь к фразе о выборе «проекта №9 из «Высочайше одобренных планов» для Западной Сибири» понимаем, что речь идет не о «проектах деревянных церквей для постройки в селениях Томской и Тобольской  губерний» из часто использовавшегося «Атласа планов и фасадов церквей», именуемого атласом Священного Синода [1, лл.2, 3, 9 ], а о каком-то другом альбоме.

В процессе работы в ЦХАФ АК в Барнауле, где сохранились копии чертежей храмов, возведенных на территории Барнаульского округа, подвергавшихся переделкам и расширению, были обнаружены проекты 5 (по которому первоначально предполагалось расширение Никольского храма) и 9 (по которому должен был строиться храм в Маслянино). Оба проекта из «Высочайше одобренных чертежей» [9, 10].

 

  Рисунок 4. Западный фасад Никольского храма в пос. Маслянино. Фото автора, 2015 г.

При внимательном изучении сохранившейся фотографии Никольского храма села Маслянино рубежа XIX-XX вв. и в ее сравнении с проектом церкви Казанской иконы Божией Матери в деревне Шиловой, составленным по проекту №9, обнаруживаем полное сходство в очертаниях верхнего яруса колокольни и восьмигранного купола с люкарнами на низком глухом барабане, водруженном на четверик. Даже мелкие детали точно воспроизводят проект – купола храма и колокольни завешены маленькими главками, в основании которых восемь треугольных кокошников. Видимые различия в облике храма и проекта №9 обусловлены увеличением церкви на «2 аршина во все стороны» с пропорциональным увеличением высоты. Архитектура храма претерпела при этом существенные изменения. Расширенный четверик центрального объема стал основанием для более широкого, чем в проекте, восьмерика, увенчанного тяжеловесным куполом. А увеличение высоты кафоликона повлекло за собой устройство второго уровня окон, так что объем оказался двусветным. В нижнем уровне, на северном и южном фасадах, окна раздвинуты от оси и между ними вставлены входные двери, в верхнем – расположены три окна. В увеличенную на 2 аршина трапезную пришлось тоже добавить по одному окну на северном и южном фасадах (рис.3). В очертаниях западного фасада, не разработанного в чертежах типовых проектов, появился непропорционально высокий и пустой треугольный фронтон на слишком широком притворе под колокольней, над открытым крыльцом-папертью устроен навес (рис.1). С юга к притвору и трапезной примыкает пристройка-придел, появившаяся позже строительства основного объема. До недавнего времени сохранялась деревянная обшивка горизонтально расположенной доской-шалевкой, с крупным рустом, имитирующим каменную кладку на углах здания.

Никольский храм был закрыт по распоряжению Облисполкома №1703 от 21 октября 1939 г., здание приспособлено под театр, а купол и колокольня уничтожены. Приходская жизнь возобновилась лишь в 1985 г., когда собралась православная община и началась молитва. В 1990 г. здание храма вернули церкви, в 1993 г. были возведены новые купол и колокольня [11], не имеющие ничего общего (кроме местоположения) с первоначальным проектом храма. В 2016 г. проведен ремонт здания, в процессе которого внешние стены были обшиты сайдингом.

Результаты анализа рассмотренных материалов дали возможность утверждать, что приход Никольского храма в Маслянино на 30 лет старше, чем было принято считать, а его архитектура сильно отличается от типового проекта № 9 из «Высочайше одобренных», по которому строился храм. При сохранении общей структуры плана трапезного храма здание претерпело изменения в композиции фасадов. Никольский храм является наглядным примером того, как в процессе строительства мог изменяться типовой проект храма под воздействием требований заказчика.

Список литературы

 

1. Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях. Издание Святейшего Синода, – М.: Синодальная типография, 1899 г. – 55с. 

2.  Справочная книга по Томской епархии за 1898-99 год. Томск: Тип. епарх. братства, 1900.  – 458с.

3. Справочная книга по Томской епархии за 1902/3 год / сост. под ред. секретаря Томской духовной консистории Д. Е. Березова. – 1903. – 531, LVI с.

4.   Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год: с дополнениями и изменениями в личном составе священно-церковно-служителей: по 1-е марта 1911 г. – Томск: Типография Приюта и Дома Трудолюбия, 1911.  – XVIII, 810 с.

         5.  Справочная книга по Томской епархии / сост. служащими консистории под рук. В. А. Карташева в янв.-марте мес. 1914 г. – Томск: Товарищество «Печатня С. П. Яковлева», 1914.  – VIII, 594. 

Список источников

6. ГАНО, Ф. 156, оп. 1, д. 2454 (д2). Метрические книги Николаевской ц. Маслянино, 1859-1862 гг.

7. ГАТО, Ф. 170, оп. 4, д. 276, начато 16 авг. 1890 г., окончено 1897 г., на 30 лл.

8. Отдел архивной службы Маслянинского района Ф.1, Оп.1, Д.-58-а, №96.

9. ЦХАФ АК, Ф.31, оп. 1, д. 459 «Расширение церкви построенной по №5 Высочайше одобренных чертежей в деревне Битковской Чингисской волости Барнаульского округа Томской губернии. 2 янв. 1895 г. Епархиальный архитектор В. Хабаров».

          10. ЦХАФ АК, Ф.31, оп. 1, д. 455.

           11. http://www.orthedu.ru/kraeved/ugo_vost_blagochin/1.htm.

Живоносный Источник № 1 (16) 2021 год


 


Вернуться назад