Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Храму Василия Великого во Владимирской области присвоили статус памятника монументальной живописи

Храму Василия Великого во Владимирской области присвоили статус памятника монументальной живописи


21.11.2022.
Статус памятника монументальной живописи присвоили храму Василия Великого во Владимирской области. Его расписывали палехские мастера в XIX веке, передает корреспондент телеканала «Культура» Татьяна Воронцова.

Святой князь Владимир – глубина взгляда, точность и плавность пропорций создают эффект его присутствия. В этом удивительная особенность академического стиля росписи, расцвет которого пришелся на XIX век.

«XIX век – это был век реалистической живописи. Если на иконах плоские изображения, то здесь, мы видим, фактически ничем не отличается от Грановитой палаты Московского Кремля, от шедевров, которые выставлены в Эрмитаже, в Русском музее», – пояснил настоятель храма святителя Василия Великого иерей Аркадий Маковецкий.

Отец Аркадий – настоятель храма святителя Василия Великого в селе Борисовское уже почти 30 лет. Его историю изучал и в архивных документах. «Московский князь Иван Калита в завещании своим детям отписывал эти села, и в том числе Борисовское и Старая Купавна под Москвой были переданы его сыну – князю Семену Гордому. Поэтому мы с достоверностью можем утверждать, что в 1314 году, 700 с лишним лет назад, храм на этом месте существовал», – сообщил настоятель.

В 1835-м на месте деревянного возвели каменный храм. Из двух частей – зимней и летней. Отец Аркадий сегодня возвращает к жизни борисовский храм. Настенная живопись в зимней части храма восстановлена в полном объеме. В XIX веке академический стиль считался новаторским. Палехские мастера своими ориентирами выбрали художников эпохи Возрождения. Их роспись стала насыщаться цветом, эмоциями.

«Когда стала развиваться реалистическая живопись, она стала включать в себя не только сами иконописные изображения, но и альфреику, и пейзажи», – отметил настоятель храма иерей Аркадий Маковецкий.

Некоторые лики в летней части храма – святого мученика Иоанна, преподобных Афанасия и Евдокии – сохранились в первозданном виде. Сегодня их скрывает сеть строительных лесов. Летний храм расписан накануне Первой мировой – в 1912 году. И это другой стиль – билибинский: удлиненные пропорции и соединение разных направлений живописи.

«Из академической живописи, из канонической и старообрядческой, сюжеты, подписи, все немножко разное. Белила, скорее всего, были свинцовые. Очень сильно живопись потемнела, скорее всего, из-за недостатка света», – пояснил реставратор Дмитрий Фролов.

Отец Аркадий говорит, что живопись храма содержит множество интересных моментов, которые заслуживают изучения искусствоведов. Предстоит и разгадка этого практически уничтоженного текста. Восстановленная «проповедь в красках» откроется всеобщему взору в следующем году. Есть планы и у отца Аркадия: он заканчивает свою книгу по истории древнего храма.


 


Вернуться назад