«Одна
из главных целей учебника — восполнить практически полное отсутствие
русскоязычных учебников и пособий по жестовой лингвистике. В нем впервые
на русском языке в систематизированном виде рассматриваются основные
понятия и термины жестовой лингвистики. Кроме того, в этой книге мы
также постарались по возможности полно представить имеющиеся на сегодня
сведения о русском жестовом языке. Поэтому она может в числе прочего
служить и обзором современных лингвистических исследований РЖЯ», —
говорит руководитель проекта, один из авторов учебника, доцент кафедры
филологии НГТУ НЭТИ Светлана Буркова.
Учебник предназначен в первую очередь для подготовки
переводчиков РЖЯ, которая в настоящее время ведется в двух университетах
нашей страны — НГТУ НЭТИ и Московском лингвистическом университете,
однако он будет интересен и студентам, обучающимся по направлениям
«Фундаментальная и прикладная лингвистика», «Специальное
(дефектологическое) образование», профиль «Сурдопедагогика».
«Учебник
будет интересен и самим носителям РЖЯ. Поскольку процессы признания
жестовых языков до сих пор сталкиваются с трудностями, благодаря глубоко
укоренившимся заблуждениям, свойственным в том числе и многим их
носителям, о том, что эти языки не являются «настоящими» языками. Этот
учебник повышает престиж РЖЯ в глазах его носителей, позволяет взглянуть
на него как на полноправный язык. Примечательно, что в его создании
активно принимали участие и носители РЖЯ», — комментирует Светлана
Буркова.
Над учебником работал коллектив профессиональных
лингвистов, в течение нескольких лет занимающихся исследованиями
жестовых языков, преподаватели, переводчики и носители русского
жестового языка. Пособие одобрено редакционной коллегией серии «Учебники
НГТУ».
Русский жестовый язык (РЖЯ) получил официальный статус в
2012 году. Признание этого языка полноценной системой коммуникации
гарантирует возможность получения услуг по переводу в органах
государственной власти и местного самоуправления людям с нарушениями
слуха, подготовку переводчиков и преподавателей РЖЯ и обеспечение
обучающихся этому языку учебниками и учебными пособиями.