Предметы:
Священное Писание
Катехизис
Догматическое богословие
Основное богословие. Апологетика
Нравственное богословие
Пастырское богословие
Сравнительное богословие
Гомилетика
Патрология
История Церкви
Литургика
История философии
История Отечества
Сектоведение
Всеобщая история
Религиоведение
Церковный протокол
Византология
Православная культура России
Мировая культура 
Основы гуманитарной методологии 
Русская словесность 
Психология
Педагогика
Российское религиозное законодательство
Церковная жизнь 
Аскетика 
Каноническое право 
Иконография
Агиография
Церковно-славянский язык
Латинский язык
Материалы по ИППЦ
Литература о Православии и христианстве на иностранных языках - Books in foreign languages about Orthodoxy and Christianity in general
Западные христианские апологеты
 

Последние поступления:

  • The eternal manifestation of the Spirit through the Son: a hypostatic or energetic reality?...
  • Communion with God: An Energetic Defense of Gregory Palamas...
  • Одушевление тела в трактате «О сотворении мира» Иоанна Филопона...
  • Counting Natures and Hypostases: St Maximus the Confessor on the Role of Number in Christology...
  • God the Father - Spring of everlasting love and life Trinitarian impulses for a culture of peace and healing communication...
  • Development in Theological Method and Argument in John of Damascus...
  • Новый Завет в духовной школе: история изучения и содержание дисциплины...
  • Вышла лекция «О школах русской иконописи»...
  • Кириллин Владимир Михайлович. Очерки о литературе Древней Руси...
  • Раннее развитие литургической системы восьми гласов в Иерусалиме (Russian translation of 'The Early Development of the Liturgical Eight-Mode System in Jerusalem')...
  • “Orthodox Theology of Personhood: A Critical Overview, Part II”, The Expository Times [International Theological Journal], 122:12 (2011) 573-581 [English]...
  • Сибирское Соборное Совещание 1918 года: материалы...
  • God the Father - Spring of everlasting love and life Trinitarian impulses for a culture of peace and healing communication...
  • ‘The Primacy of Christ and Election.’ PJBR 8 no. 2 (2013): 14-30.f [Paper Thumbnail]...
  • The Unfolding of Truth. Eunomius of Cyzicus and Gregory of Nyssa in Debate over Orthodoxy (360-381)...

  •  

     

    Новосибирский Свято-Макарьевский Православный Богословский Институт

    УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ

    История Отечества

    1. История Государства Российского. Н.М. Карамзин. 
    2. Царствование Императора Николая II. Том I. С. С. Ольденбург.
    3. Курс Русской истории. В.О. Ключевский. 
    4. Императрица Екатерина II (1729-1796). В.О. Ключевский.
    5. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. И.Н. Костомаров
    6. Учебник русской истории. С.Ф. Платонов.
    7. Домашний быт русских царей и цариц. И.Е. Забелин.
    8. От разорения к достатку - Русские финансы - Тайны золота - Народные деньги. А. Д. Нечволодов.
    9. С нами Бог!  “Святая Русь” краткая история православного царства. Н.И. Сахновский. 
    10. 1920 год. В. Шульгин.
    11. Соловецкая каторга. Записки бежавшего. А. Клингер.
    12. Старинные служилые чины и звания.
    13. О повреждении нравов в России. Сочинение М.М. Щербатова.
    14. Черная революция. Ю.Ю. Воробьевский.
    15. Опубликовано 25.06.2012 в рубрике  Учебные пособия и материалы » История Отечества

        Память и похвала князю Русскому Владимиру. Иаков монах
       

      Как крестился Владимир, и детей своих крестил, и всю землю Русскую от края до края, и как еще до Владимира крестилась бабка Владимирова Ольга.

      Написано Иаковом монахом

      Отче, благослови!

      Павел, святой апостол, церковный учитель и светило всего мира, посылая к Тимофею писание, говорил: «Чадо Тимофей, то, что слышал от меня при многих свидетелях, передай верным людям, которые будут способны и других научить». И блаженный апостол Лука евангелист к Феофилу писал, говори: «Так как многие начали повествовать о известных событиях, случившихся с нами, захотелось и мне описать тебе, достопочтенный Феофил, исследовав все сначала и по порядку, чтобы уяснил ты, как начал Иисус творить и учить». Для того же Феофила написал Деяния апостольские и Евангелие святой апостол Лука, а после жития и мучения многих святых начали описывать. Так и я, ничтожный монах Иаков, слышавший от многих о благоверном князе всей Русской земли сыне Святослава Владимире, и собрав из многого немногое, написал о добродетелях его, а также о двух сыновьях его, святых славных мучениках Борисе и Глебе. И написал, как благодать Божия просветила сердце князя русского Владимира, сына Святослава, внука Игорева, и как, «желающий всякого человека спасти и к познанию истины привести», возлюбил его человеколюбивый Бог — и возжаждал князь святого крещения.

      «Как жаждет олень водного источника», так возжаждал благоверный князь Владимир святого крещения, и исполнил Бог желание его. Ибо пишется: «Волю боящихся его исполнит, и молитву их услышит, и спасет их». И сам Господь сказал: «Просите и получите, ищите и найдете, стучите и откроется вам. Всякий просящий получит, ищущий найдет, стучащему откроется». И еще сказал: «Кто уверует и крестится, тот спасен будет, а кто не уверует и не крестится, тот осужден будет». Он искал спасения и узнал о бабке своей Ольге, как, пойдя в Царьград, приняла она святое крещение, и жила, как следует по-божески, всеми добрыми делами украсившись, и почила с миром о Иисусе Христе и в благой вере. То все услышав о бабке своей Ольге, нареченной в святом крещении Еленой, князь Владимир и в жизни ей стал подражать, как и святой царице Елене, матери великого царя Константина, следуя во всем. И разгорелось Святым Духом сердце его, желая святого крещения. Видя желание сердца его, Бог, зная о доброте его, снизошел с небес на князя Владимира милостью своею и щедротами. И Бог Отец, и Сын, и Святой Дух в Троице славимый, «проникающий в сердце и существо» Бог праведный, все предвидящий, просветил сердце князю Русской земли Владимиру, чтобы при-нял он святое крещение.

      Крестился сам князь Владимир, и детей своих, и весь дом свой святым крещением просветил, и освободил каждую душу, и мужского пола, и женского, крещением святым. И возвеселился, как Давид, и возрадовался Богу князь Владимир, и «веселился, и Господу радовался», как святой пророк дивный Аввакум, Богу Спасу своему. О, блаженное время и день добрый, исполненный всякого блага, в который крестился Владимир князь и назван был в святом крещении Василий! И дар Божий осенил его, и благодать Святого Духа осветила сердце его, и научился по заповеди Божьей поступать, и жить добродетельно по-божьи, и веру соблюдал твердо и непоколебимо. Он крестил всю Русскую землю из конца в конец — и отверг нечестивое наваж­дение, и языческих богов, а вернее бесов, Перуна и Хорса, и других многих попрал, и сокрушил идолов. И церковь построил каменную во имя пресвятой Богородицы, прибежище и спасение душам верным, и десятину ей дал, чтобы о попах заботиться, и о сиротах, и о вдовицах, и о нищих. И потом всю землю Русскую и города все украсил святыми церквами. И отверг весь дьявольский обман, и пришел от тьмы дьявольской на свет с детьми своими, пришел к Богу, крещение приняв, и всю землю Русскую вырвал из пасти дьявола и к Богу привел, и к свету истинному. Ведь сказал Господь устами пророка: «Отводящий от нечестия нечестивого, ты — как уста мои». И был князь Владимир как уста Божий и людей от обмана дьявольского к Богу привел. О, сколько радости и веселия было на земле! Ангелы возрадовались и архангелы, и души святых воспряли. Сам Господь сказал: «Какая радость бывает на небесах, если хоть один грешник раскается». Бесчисленны души, приведен­ные к Богу святым крещением по всей земле Русской, исполнено дело, похвалы всякой достойное и радости духовной полное.

      О блаженный и трижды блаженный князь Владимир, благоверный, и христолюбивый, и гостеприимный, велика награда твоя от Бога! То же блаженный Давид говорил: «Блажен человек, которого ты наставишь, Господи, и закону твоему научишь его, и сохранишь его в горькие дни». Блаженный князь Владимир, отказавшись от службы дьяволу, пришел к Христу Богу, своему Владыке, и людей своих привел, и научил их Богу служить. Ибо сам Господь сказал: «Тот, кто совершит и научит, тот великим назван будет в царстве небесном». А ты, блаженный князь Владимир, был апостолом в князьях, всю землю Русскую приведя к Богу святым крещением, научил людей своих поклоняться Богу и славить и петь Отца, и Сына, и Святого Духа. И все люди Русской земли через тебя познали Бога, божественный князь Владимир. Возрадовались ангельские чины, агнцы славные, теперь радуются верные, и воспели, и восхвалили! Как дети еврейские с ветвями встретили Христа, возглашая: «Осанна Христу Богу, победителю смерти!», так и новоизбранные люди Русской земли восхвалили Владыку Христа с Отцом и Святым Духом. И к Богу святым крещением приблизившись, и дьявола отвергнув, и службы его поругав, и бесов оплевав, истинного Бога познали, творца и создателя всего сущего. И поют во всякий день и час своей жизни песнь чудную, хвалу архангельскую: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, и в человецех благоволение!» И ты, блаженный князь Владимир, подобно Константину Великому, дело совершил, как он, верой великой и любовию к Богу подвигнут был. Утвердил Константин всю вселенную любовью и верою, и святым крещением просветил весь мир, и закон Божий по всей вселенной заповедал. И разрушил храмы идольские с ложно возвеличенными богами, а церкви святые по всей вселенной поставил во славу Бога, в Троице славимого, Отца, и Сына, и Святого Духа, и крест обрел, всего мира спасение. С блаженной и богомудрой матерью своей святой Еленой и с детьми многими привел к Богу святым крещением людей бесчисленное множество. И жертвенники бесовские истребил, и храмы идольские разрушил, и украсил церквами и города, и всю вселенную, и повелел пением и молитвами в церквах память святым совершать и праздники праздновать во славу и хвалу Богу. То же блаженный князь Владимир и бабка его Ольга совершили.

      Блаженный князь Владимир, внук Ольгин, крестившись сам, и детей своих, и всю землю Русскую крестил из конца в конец. Храмы и жертвенни­ки идольские всюду раскопал и посек, и идолов сокрушил, города и всю землю Русскую церквами украсил, и память святым в церквах совершал пением и молитвами, и праздновал светло праздники Господни. Три стола накрывал: первый митрополиту с епископами и монахами, и с попами; второй нищим и убогим; третий себе, и боярам, и мужам всем своим. Подражал царям святым блаженный князь Владимир, пророку Давиду, царю Иезекии, и трижды блаженному Иосии, и великому Константину, которые избрали и предпочли закон Божий всего превыше, и послужили Богу всем сердцем, и получили милость Божию, и наследовали рай, и приняли царство небесное, и почили со всеми святыми, угодившими Богу. Подобен же им блаженный князь Владимир, послуживший Богу всем сердцем и всей душой. Не станем удивляться, возлюбленные, что чудес он не творит после смерти, потому что многие святые праведные не сотворили чудес, но святы они. Как сказано об этом где-то у святого Иоанна Златоуста: «Как узнаем и понимаем человека святого, по чудесам или по делам?» И сказал: «По делам узнаем, а не по чудесам, потому что и волхвы много чудес сотворили бесовским наваждением». И были святые апостолы и были лжеапостолы, и были святые пророки и были лжепророки, слуги дьявола, и еще чудо — сам сатана превращается в светлого ангела. По делам узнаем святого, как апостол сказал: «Плод духовный — любовь, радость, терпение, благоверие, благость, кротость и воздержание. На таковых нет закона». Блаженный князь Владимир, возлюбя всем vсердцем и всей душой Бога, заповеди его познал и соблюдал. И все страны боялись его и дары ему приносили. И возвеселился, и возрадовался Богу и святому крещению, и благодарил, и славил Бога за все то князь Владимир. И так в радости со смирением в сердце говорил:  «Господи Владыка благой, помянул ты меня и привел на свет, и познал я тебя, творца всего сущего. Слава тебе, Боже всех, Отец Господа нашего Иисуса Христа! Слава тебе с Сыном и Святым Духом за то, что меня помиловал. Во тьме я был, дьяволу служа и бесам, но ты меня святым крещением просветил. Как зверь был, в язычестве много зла творил и жил, как скотина, но ты меня благодатью своей укротил и научил. Слава тебе, Боже, в Троице славимый, Отец, и Сын, и Дух Святой! Троица Святая, помилуй меня, наставь на путь истинный и научи меня исполнять волю твою, так как ты — Бог мой!» Князь Владимир следовал делу святых мужей и жизни их, и восхитился жизнью Авраама и подражал гостеприимству его, возлюбил Иаковлеву истину, Моисееву кротость, Дави­дово беззлобие, более же всего Константину, царю великому, первому царю христианскому, подражая в правоверии, милостыню творил князь Владимир. Если немощные и старые не могли дойти до княжеского двора и взять необходимое,  то блаженный  князь Владимир к ним домой посылал  и все,  что нужно, давал. Не могу описать многие его милости — милосердие проявлял не только в доме своем, но и по всему городу, не только в Киеве одном, но и по всей земле Русской. И в городах, и в селах, везде оказывал милосердие, нагих одевая, голодных кормя, жаждущих поя, странствующим покой давая; церковников чтя, и любя, и милуя, подавал им нужное, нищих и сирот, и вдовиц, и слепых, и хромых, и страждущих, всех миловал, и одевал, и кормил, и поил.

      Когда князь Владимир добрые дела совершал, то Божья благодать освещала сердце его и рука Господня помогала ему, и побеждал всех врагов своих, и боялись его все. На кого шел, одолевал: радимичей победил и дань на них положил, вятичей победил и дань на них положил, ятвягов взял, и серебряных болгар победил; и хазар, пойдя на них, победил и дань на них положил.

      Замыслив поход на город греческий Корсунь, так молился князь Владимир Богу: «Господи Боже, Владыка всех, одного у тебя прошу: дай мне город, чтобы взял и привел людей христиан и попов на всю землю, и пусть учат людей закону христианскому». И услышал Бог молитву его, и взял он город Корсунь, и сосуды церковные, и иконы, и мощи священномученика Климента и других святых.

      И в те дни были два царя в Царыраде: Константин и Василий. И послал к ним Владимир, прося у них сестру себе в жены — да укрепится он еще больше в законе христианском. И дали они ему сестру свою, и дары многие прислали ему, и мощи святых дали ему.

      И так добродетельно прожил благоверный князь Влздимир, и окончил жизнь свою в прзвоверной вере о Христе Иисусе Господе нзшем, как и благоверная Ольга. Она прежде него, пойдя в Царьград, приняла святое крещение, и много сделав добра в этой жизни пред Богом, кончилз жизнь свою в истинной вере, и почила с миром, в руки Божий душу предав. И когдз была война с печенегами, еще был жив Владимир князь, но болен, и от этой болезни предал душу свою в руки Божий.

      Молитва святого князя Владимира. Владимир князь, отходя от света сего, так молился, говоря: «Господи Боже мой, не познзл я тебя, но помиловзл ты меня и святым крещением просветил меня, — и познзл я тебя, Боже всех, святой творец всего сущего, Отец Господа нзшего Иисусз Христа, славз тебе с Сыном и Святым Духом! Владыка Боже, не помяни моего зла, не знзл я тебя в язычестве, теперь же знзю тебя и ведзю. Господи Боже мой, помилуй меня. Если хочешь меня кззнить и мучить зз грехи мои, кззни сам, Господи, не предавай меня бесам!» И так Богу молясь, предзл душу свою с миром ангелам Господним и умер. «Праведных души в руках Божьих», «и наградз им от Господа, и воздаяние им от Вышнего, и примут они венец красоты из руки Господней».

      После святого крещения прожил блаженный князь Владимир двадцать восемь лет. На другой год после крещения к порогам ходил, на третий год Корсунь город взял, на четвертый год церковь каменную святой Богородицы заложил, а нз пятый год Переяслэвль ззложил, в девятый год десятину блаженный христолюбивый князь Владимир дал церкви святой Богородицы из достояния своего. Об этом и сзм Господь сказал: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». А блаженный князь Владимир сокровище свое на небесах милосердием и добрыми делами скрыл, там и сердце его было в царстве небесном. И Бог помог ему, и сел в Киеве на месте отца своего Святослава и деда своего Игоря. А Святослава князя печенеги убили, а Ярополк сел в Киеве на месте отца своего Святослава. И когда Олег шел с воинами у Овруча города, обломился мост с воинами, и задавили Олега во рву, а Ярополка убили в Киеве люди Владимира. И сел в Киеве князь Владимир в восьмой год после смерти отца своего Святослава, 11 июня, в год 6486 (978). Крестился князь Владимир в де­сятый год после убийства брата своего Ярополка. Каялся и оплакивал бла­женный князь Владимир все то, что совершил в язычестве, не зная Бога. Познав же Бога истинного, творца неба и земли, покаявшись во всем и отвергнув бесов и дьявола и служение ему, послужил Богу добрыми своими делами и милосердием. Преставился с миром 15 июля 6523 (1015) года о Христе Иисусе Господе нашем.

       

       

      Комментарии

       

      «Память и похвала князю русскому Владимиру» — одно из древнейших произведений русской литературы, созданное в XI в. В нем сохранились сведения из летописи, предшествовавшей не только «Повести временных лет», но и Начальному своду (ок. 1095 г.). Именно в «Памяти и похвале», а не в позднейших летописях содержатся правильные даты (датировки не цифровые, хронология событий отсчитывается от вокняжения и смерти Владимира): вокняжение Владимира в Киеве в 978 г., а не в 980, как сказано в «Повести временных лет»; крещение Владимира в 987 г., а не в 988, взятие Корсуня после крещения в 989 г., а не в 988 г. и др. (См.: Шахматов А. А. Разыскания о древнейших летописных сводах. СПб., 1908. С. 13—28, 131—161).

      Старший список произведения датируется XV в., отстоя от протографа на четыре столетия. А. И. Соболевский, А. А. Шахматов, С. А. Бугославский выделяли в нем три части: собственно Память и похвалу Владимиру, Похвалу Ольге (только в некоторых списках) и Древнее житие. Выделение Соболевским Древнего жития условно и опиралось только на существование ча­сти «Памяти и похвалы» от слов «Блаженый же князь Володимеръ... крестився самъ, и чяда своя, и всю землю Рускую крести» в отдельном виде. А. А. Шахматов первым указал, что вступительная часть так называемого Древнего жития — это продолжение сравнения Владимира с Константином Великим, которое иначе обрывается на описании деяний римского императора и не имеет завершения (Разыскания... С. 13—28). Несомненной вставкой является Похвала Ольге, разрывающая связный текст сравнения после слов «Тако же и блаженый князь Володимеръ сътворн съ бабою своею О л тою» (с. 320). А. А. Шахматову принадлежит наиболее полное исследование «Памяти и похвалы» (корректура книги «Жития князя Владимира», Архив РАН. ф. 154, оп. 1,№ 112), но уче­ный не успел его завершить.


      Для стиля автора памятника, монаха Иакова, характерны сложные синтаксические периоды и ритмическая организация текста. Он широко использует ассонансы, текст строится не только на созвучиях отдельных звуков и рифмовке окончаний, но и на звучании сходных приста­вок (пра-, при-, пре-, про-), созвучии корней в словах, относящихся к разным частям речи (глагол, существительное, прилагательное, наречие). Все характерные литературные приемы Иакова есть и в той части, которую А. И. Соболевский когда-то предложил считать Древним житием. Некото­рую разностильность «Памяти и похвалы» создают вкрапленные в нее фрагменты летописного ха­рактера. Они располагаются не в хронологическом порядке, а в последовательности, избранной автором, и служат подтверждением его тезиса об изначальной богоизбранности Владимира. «Па­мять и похвала» является единым авторским произведением, а не компиляцией нескольких раз­ных текстов.

      О самом Иакове, авторе «Памяти и похвалы», ничего не известно. Архиепископ Мака-рий (Булгаков) считал его тем монахом Киево-Печерского монастыря, которому Феодосии хотел передать игуменство после своей смерти.

      Текст издается по списку РНБ, Софийское собрание, № 1424 с учетом списков Софий­ского собрания № 1494 и списка РГБ, собрание Егорова, № 637, и издания В. И. Срезневского.

      Стр. 316. Ольга (ум. 969) — русская княгиня, жена кн. Игоря, правительница Руси во время малолетства Святослава. Приезжала в Константинополь к императору Константину Багря­нородному, где, очевидно, и крестилась.

       Чядо Тимофею... научити».— 2 Тим. 2, 2.

      Понеже мнози... и учити».— Ср. Лк. 1, 1—4.

      Святослав (ок. 940—972) — русский князь, сын вел. кн. киевского Игоря и Ольги.

      Борис и Глеб — первые русские святые, канонизированные православной церковью. После смерти Владимира в 1015 г. были убиты своим братом Святополком. Им посвящены «Ска­зание о Борисе и Глебе». «Чтение» Нестора и др. памятники (подробнее см. коммент. к Сказанию, наст, изд., с. 528—530).

      Игорь (уб. 945) — вел. кн. киевский, в 944 г. заключил договор с Византией. Убит древ­лянами.

      ...хотяй спасти... прийти».— 1 Тим. 2, 4.

      Я коже жадаеть... водныя».— Пс. 41, 2.

      Волю боящихся... и спасешь я».— Пс. 144, 19.

      Просите... отверзется».— Мф. 7, 7—8; Лк. 11, 9—10. Иже веpy иметь... ссужен будешь».— Ср. Мр. 16, 16.

      Стр. 318. Елена (ум. 327) — мать императора Константина Великого. Ее деятельность имела большое значение для распространения христианства.

      Испытал сердца и утробы».— Пс. 7, 10. «О Господе... радуяся».— Ср. Пс. 31, И.

      Перунъ — верховный бог языческой Руси, бог грома и войны, Хъросъ — бог Солнца. ...церковь... во имя пресвятыя Богородица — первый каменный храм Руси, позже име­новался Десятинной церковью, так как Владимир даровал ей десятую часть всех своих доходов.

      Изводяй от нечестия нечестивого... ecu».— ср. Иер. 15, 19.

      Колика радость... кающимся».— Лк. 15. 7, 10.

      Блаженъ... днии лютъ».— Пс. 93. 12.

      Стр. 320. Ижестворить и научить... царствии небеснемъ».— Мф. 5, 19.

      Осанна Христу... смерти!» — ср. Мф. 21. 9; Мр. 11. 9—10; Иоан 12. 13.


      «Слава въ вышнихъ... благоволение!» — Лк. 2, 14.

      Константин — При Константине (ок. 274—337), римском императоре (306—337 гг.), прекратилось преследование христиан (Миланский эдикт 313 г.). В 325 г. в его присутствии состо­ялся Никейский собор, принявший православный символ веры.

      ...храмы идолскыя... посече...— Как свидетельствуют археологические исследования, языческие славянские святилища стояли в окружении валов и были огорожены тыном, иногда имелась постройка в центре. Валы и рвы нужно было «раскопать», а тын «рассечь».

      Иезекия (715—687 гг. до н. э.) — иудейский царь, боровшийся с идолопочитанием.

      Иосия(627—613 до н. э.) — благочестивый царь иудейский, восстановивший почитание истинного Бога.

      Стр. 322. Иоанн Златоуст — См. коммент. к с. 300.

      «Плодъ духовный... закона» — Галат. 5, 22—23.

      Авраам — ветхозаветный патриарх и праведник, родоначальник евреев и арабов. У Мамврийского дуба ему явился Бог в образе трех ангелов, которых он пригласил к себе и прини­мал как гостеприимный хозяин.

      Иаков — (Израиль), ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама.

      Моисей — ветхозаветный пророк, вывел евреев из египетского плена, на горе Синай получил завет от Бога.

      Радимичи — славянское племя, обитало в бассейне р. Сож. По «Повести временных лет» покорены в 984 г. (см. наст, т., с. 132).

      Вятичи — славянское племя, жили в районе рек Оки и Москвы, было два похода: в 981 и 982 гг. (см. наст. т.. с. 130).

      Ятвяги — балтское племя, обитавшее на р. Неман, покорены в 983 г. (см. наст, т., с. 130).

      Болгары.— Поход в Волжскую Болгарию состоялся в 986 г. (см. наст, т., с. 132).

      Хозары.— Хазарский каганат на Волге и Дону был разгромлен отцом Владимира кн. Святославом в 965 г. Поход Владимира на хазар по другим источникам не известен.

      Стр. 324. Корсунь — др. греч. колония в Крыму Херсонес (окраина совр. Севастополя). В X в. центр Византийской провинции. Согласно византийским хроникам и «Памяти и похвале» Корсунь взят Владимиром в 989 г., а не в 988, как сказано в «Повести временных лет» (см. также коммент. к с. 154). Все русские источники сообщают, что свадьба Владимира и Анны состоялась только в Крыму, что подтверждает гипотезу о враждебности русского князя императору из-за не­желания последнего соблюдать условия договора. Иаков мотивирует поход крестившегося Вла­димира против христианского города стремлением найти учителей веры для своего народа.

      Климент — см. коммент. к с. 160.

      Константин VIII и Василий II.— См. коммент. к с. 154.

      «Праведныхъ бо... суть».— Прем. 3, 1.

      «...и мзда имъ от Господа... от руки Господни».Прем. 5, 15—16.

      ...поживе... 28 летъ.— Так же определяет срок жизни Владимира после крещения автор «Сказания о Борисе и Глебе». Сопоставив эти указания с датой смерти Владимира 15 июля 1015 г., получим год крещения Владимира 987, а не 988, как в «Повести временных лет».

      На другое лето по крещении къ порогамъ ходи...— В летописи рассказа о таком походе нет. А. А. Шахматов предполагал, что Владимир ходил на печенегов, А. Поппе считал, что он встречал царевну Анну. Возможно, Владимир сопровождал войско, отправляемое в 988 г. в Ви­зантию.

      ...на третье Корсунь город взя...— 989 г. О том, что Владимир крестился не в Корсуне, а еще в Киеве до похода, в полемике упоминает составитель «Повести временных лет» и называет место крещения — Василев (см. наст, изд., с. 156).


      Комментарии

      ...цьрьквь камену... заложи... — 990 г. В летописях закладка церкви относится ко вре­мени сразу после корсунского похода (989 г. или 991 г.).

      ...на пятое лето Переяславль заложи...— 991 г. В «Повести временных лет» — 992 г. (не через год, а через два года после закладки Десятинной церкви).

      ...въ девятое лето десятину... Богородице.— 995 г. А. А. Шахматов считал верной именно эту дату, так как 12 июля, день освящения церкви, приходился на воскресенье в 995, а не в 996 г.

      Идеже есть съкровище... будешь».— Мф. 6, 21; Лк. 12, 34.

      Ярополк — старший сын Святослава; в 969 г. перед вторым болгарским походом Свя­тослав выделил ему Киев.

      Стр. 326. ...угнетоша Олга...— второй сын Святослава. Получил Древлянскую зем­лю. Из «Повести временных лет» известно, что ок. 976 г. Ярополк напал на Олега, который после проигранной битвы бежал в Овруч. Когда все торопились проскочить в город, многих, в том числе и князя, столкнули с моста в ров, где его задавило людьми и лошадьми. Неясно, представляет со­бой текст неудачное сокращение источника, или в источнике Иакова смерть Олега была представ­лена как несчастный случай.

      ...Ярополка убиша...— Ярополк был убит в Киеве в присутствии Владимира. (См. «По­весть временных лет», наст, изд., с. 124.)

      И седев Kueве... въ лето 6486.— Святослав погиб, возвращаясь из неудачного похода на Болгарию, на Днепровских порогах. Если год вокняжения Владимира (978) был восьмым после смерти Святослава, то князь погиб в 971 г., а не в 972, как в «Повести временных лет». Но данное противоречие мнимое. Мир между византийцами и русскими был заключен в 971 г., и войско дви­нулось на Русь. Не успев добраться в течение одного сезона, оно осталось зимовать на Днепре. Согласно источнику Иакова, князь погиб на зимовке в 971 г., а летописец отнес его смерть к весне следующего 972 г. Точная дата вокняжения Владимира есть только в «Памяти и похвале». Хотя «Повесть временных лет» называет 980 г., все остальные сведения в ней же подтверждают дату 978 г. (срок правления Владимира — 37 лет, Ярослав родился в 978 или 979 г., а не в 980).

      Крестилъ же ся... по убеении. ...Ярополка...— 987 г.

        Образование и Православие
       

      Всего голосов: 1       Версия для печати    Просмотров: 6063

      Рекомендуем к прочтению:

      - 2 сентября 911 г. Византия и Русь заключили первый мирный договор

      - Протоиерей Андрей Чесноков. Роль Русской Православной Церкви в Великой Отеч ...

      - Смутное время

      - Люди и нравы Древней Руси

      - Церковь и государство (Историческая ретроспектива и современная ситуация)


      Ключевые слова: Равноапостольный князь Владимир

      Рассылка новостей сайта на E-mail

      html-cсылка на публикацию
      Прямая ссылка на публикацию

      Добавление комментария

      Имя:*
      E-Mail:
      Комментарий:
      Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера

     

    Областной центр информационных технологий управления образования администрации Новосибирской области при участии отдела образования Новосибирской Епархии


    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Православное Христианство.Ру Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии