Предметы:
Священное Писание
Катехизис
Догматическое богословие
Основное богословие. Апологетика
Нравственное богословие
Пастырское богословие
Сравнительное богословие
Гомилетика
Патрология
История Церкви
Литургика
История философии
История Отечества
Сектоведение
Всеобщая история
Религиоведение
Церковный протокол
Византология
Православная культура России
Мировая культура 
Основы гуманитарной методологии 
Русская словесность 
Психология
Педагогика
Российское религиозное законодательство
Церковная жизнь 
Аскетика 
Каноническое право 
Иконография
Агиография
Церковно-славянский язык
Латинский язык
Материалы по ИППЦ
Литература о Православии и христианстве на иностранных языках - Books in foreign languages about Orthodoxy and Christianity in general
Западные христианские апологеты
 

Последние поступления:

  • Раннее развитие литургической системы восьми гласов в Иерусалиме (Russian translation of 'The Early Development of the Liturgical Eight-Mode System in Jerusalem')...
  • “Orthodox Theology of Personhood: A Critical Overview, Part II”, The Expository Times [International Theological Journal], 122:12 (2011) 573-581 [English]...
  • Сибирское Соборное Совещание 1918 года: материалы...
  • God the Father - Spring of everlasting love and life Trinitarian impulses for a culture of peace and healing communication...
  • ‘The Primacy of Christ and Election.’ PJBR 8 no. 2 (2013): 14-30.f [Paper Thumbnail]...
  • The Unfolding of Truth. Eunomius of Cyzicus and Gregory of Nyssa in Debate over Orthodoxy (360-381)...
  • 'Antinomism, Trinity and the Challenge of Solov'ëvan Pantheism in the Theology of Sergij Bulgakov', (in a special issue on Bulgakov edited by Edward Swiderski and Regula Zwahlen), Studies in East European Thought......
  • From Sophia to Personhood: The Development of 20th Century Orthodox Trinitarian Theology...
  • GREGORY PALAMAS COMMENTARY TO EXOD 3, 14: „ΕΓΟ ΕΙΜΙ Ò ΏΝ” (in The Annals of „Eftimie Murgu” University Reşiţa, Nr. 1 /2014, p. 93-102)...
  • Personhood in Miaphysitism: Severus of Antioch and John Philoponus...
  • The Filioquesupporters of the 13th century John Beccos and Constantine Melitiniotes and their relation to Augustin and Thomas Aquinas...
  • Review of "Men of One Book: A Comparison of Two Methodist Preachers, John Wesley and George Whitefield," by Ian J. Maddock...
  • Philosophical Theology and the Christian Tradition: Russian and Western Perspectives, ed. David Bradshaw...
  • Properties participating in substance: the Trinitarian theology of Severus of Antioch and Damian of Alexandria...
  • ЛЕКЦИЯ ПРО ФРЕСКИ ДИОНИСИЯ. РОСПИСЬ ХРАМА...

  •  

     

    Новосибирский Свято-Макарьевский Православный Богословский Институт

    УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ

    История философии

    1. История античной философии.  В.П. Лега, доцент ПСТБИ.
    2. Философия средневековья. В.П. Лега.
    3. Философия эпохи Возрождения. В.П. Лега.
    4. Философия нового времени. В. П. Лега. 
    5. Современная западная философия. В. П. Лега. 
    6. История античной философии в конспективном изложении. А.Ф. Лосев. 
    7. Из "Дополнений к диалектике мифа". А.Ф. Лосев.
    8. Опубликовано 21.01.2016 в рубрике  Учебные пособия и материалы » История философии

        Сохранение, использование и охрана объектов культурного наследия. Проект реставрации
       

      Государственная система охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

      Сохранение, использование и охрана объектов культурного наследия. Проект реставрацииСтатья 8 Федерального закона № 73-ФЗ гласит, что религиозные объединения вправе оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Сохранность объектов культурного наследия контролирует Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (образована в соответствии с постановлением правительства РФ от 17.06.2004 № 301). Этот федеральный орган исполнительной власти находится в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций России.

      В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» разработан Свод реставрационных правил (СРП-2007). Он включает в себя рекомендации по всем видам научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на исследование и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России со связанными с ними произведениями искусства.

      К началу 70-х годов XX века ЮНЕСКО приняла международную Конвенцию об охране Всемирного культурного и природного наследия, которая была ратифицирована СССР в 1988 году. В основу Венецианской хартии, которой необходимо руководствоваться при реставрации памятников, были заложены следующие положения:
      — основная цель реставрации — тщательное укрепление подлинных древних частей памятника, сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника;
      — для достижения этой цели проводится как можно меньше работ (все вновь добавленные элементы должны быть выделены, все пристройки выполняются в современном стиле);
      — современные приемы реставрации допускают использование для укрепления памятника всех новейших достижений строительной техники и различных физико-химических методов;
      — могут применяться различные материалы, но внешне они должны приближаться к материалам, из которых был сооружен памятник, хотя подделка под подлинный материал не допускается;
       — разборка подлинных частей памятника, как правило, исключается, так как современная техника реставрации позволяет укреплять поврежденную кладку без ее нарушения;
      — реставрационным работам предшествует тщательное и всестороннее исследование памятника: натурные (архитектурное и инженерное) и историко-архивные изыскания.
      Согласно статье 9 Венецианской хартии, реставрация «…основывается на уважении подлинности материала и достоверности документов. Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза. Что же касается предположительного восстановления, то любая работа по дополнению, сочетанная необходимой по эстетическим или техническим причинам, должна зависеть от архитектурной композиции и нести на себе печать современности».

      Реставрация (воссоздание) храмов — объектов культурного наследия с финансированием из средств федерального бюджета

      Значительная часть храмов — объектов культурного наследия, пере­данных или только передаваемых Церкви, — находится сегодня в полуразрушенном состоянии или требует серьезного ремонта. Государство, ответственное за их техническое состояние, готово поэтапно выделять средства из федерального бюджета на их реставрацию, в том числе в рамках целевой программы «Культура России». Заказчиком при этом является Министерство культуры РФ. 
      Решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета принимается правительством России по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия с учетом общественного мнения, а также в случае воссоздания памятника или ансамбля религиозного назначения с учетом мнения религиозных организаций. Представление основывается на заключении историко-культурной экспертизы и согласовывается с органом государственной власти субъекта РФ.

      Значительная часть затрат, связанных с реализацией программы, приходится на проведение реконструкции, реставрационных и противоаварийных работ на объектах культурного наследия федерального значения. Проекты, выполняемые за счет средств федерального бюджета, отбираются государственными заказчиками программы (Министерство культуры РФ). В ней прописано, что исполнители определяются на конкурсной основе, а проекты реализуются на основе государственных контрактов.

      Объект культурного наследия может быть включен в ежегодный план мероприятий программы, если подходит по следующим критериям: имеет особую значимость, готова проектно-сметная документация, определенный этап ремонтно-реставрационных работ возможно завершить в течение срока действия программы.
      В соответствии с совместным решением Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службы заказы на работы в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» размещаются путем обязательного проведения открытых аукционов в электронной форме.

      Церковная система охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)

      Государственная система охраны объектов культурного наследия при всех своих достоинствах не вполне соответствует церковной специфике. Несмотря на зачастую подвижнический труд госчиновников, реальные человеческие и материальные ресурсы самой этой системы далеко не соответствуют масштабам того, что по существующему законодательству подлежит охране. В связи с этим было бы целесообразно подумать о создании собственно церковной системы сохранения архитектурно-художественного достояния Церкви.

      Настоятели храмов и монастырей, их сотрудники, как правило, не имеют архитектурного и художественного образования. Однако практически вся тяжесть заботы о сохранении и восстановлении церковных ценностей и забота о создании новых произведений церковного искусства лежит именно на духовенстве, монашествующих и мирянах.
      В настоящее время в подавляющем большинстве государств на канонической территории Русской Православной Церкви сформирована законодательная база, определяющая порядок передачи государственного имущества религиозного назначения (в том числе объектов культурного наследия и культурных ценностей) в собственность либо пользование религиозных организаций. В этой связи стала очевидной необходимость создания внутрицерковного реестра находящихся в собственности или пользовании религиозных организаций Русской Православной Церкви недвижимых объектов культурного наследия религиозного назначения, а также движимого имущества религиозного назначения, относящегося к культурным ценностям.

      Во исполнение постановлений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 2–5 февраля 2013 года (п. 41) о надлежащем использовании, сохранении, учете, ремонте, реставрации и восстановлении памятников церковной архитектуры и искусства в штат ряда епархий вводится должность епархиального древлехранителя. Именно он должен контролировать сохранение памятников истории и культуры — объектов недвижимого имущества со связанными с ними произведениями иконописи, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, иными предметами церковного наследия (далее — объекты культурного наследия), находящихся в собственности (пользовании) епархии и ее канонических подразделений. (Документ принят на заседании Священного Синода 25 декабря 2014 года (журнал № 132)). 
      Епархиальный древлехранитель (клирик или мирянин) назначается на должность епархиальным архиереем по согласованию с Патриаршим советом по культуре по возможности из числа специалистов, компетентных в вопросах сохранения объектов культурного наследия и (или) окончивших Курсы по сохранению памятников церковной архитектуры и искусства при Патриаршем совете по культуре.

      Он контролирует соблюдение каноническими подразделениями епархии требований к сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности (пользовании) данных канонических подразделений.
      Епархиальный древлехранитель составляет реестр объектов культурного наследия и культурных ценностей, находящихся в собственности (пользовании) епархии и ее канонических подразделений, и представляет этот реестр епархиальному архиерею для дальнейшего направления в Патриарший совет по культуре.

      Проект реставрации

      Составление проекта реставрации во многом отличается от проектирования новых сооружений. Прежде всего объект проектирования — памятник архитектуры — не подлежит созданию заново, он уже есть. Именно особенности существующего сооружения и его состояния предопределяют основное содержание разрабатываемого проекта. Поэтому в основе реставрационного проектирования лежит не свободный творческий акт, а исследование. Творчество в деятельности архитектора-реставратора выступает в очень специфическом виде, в основном как синтез разносторонней исследовательской работы. Проектирование в этой области должно рассматриваться как работа научно-проектная, а архитектор-реставратор выступает не столько как проектант, сколько как научный руководитель реставрации.
      Из этого вытекают важные особенности самого реставрационного проекта. Прежде всего он неотделим от всего комплекса научно-проектной документации. Обязательная часть проекта — обоснование научно-проектных решений.

      Без этого невозможно составить сколько-нибудь верное представление о существе и тем более о целесообразности предлагаемой реставрации. По своему объему материалы исследований и научные обоснования нередко превосходят собственно проектные материалы. Состав и форма подачи этих последних также обладают известной спецификой. Реставрационный проект, как и всякий проект вообще, содержит определенную программу действий. Но если в обычном архитектурном проекте эта программа бывает представлена в основном в виде конечного результата, то проект реставрации, хотя и содержит необходимые данные о предполагаемом виде памятника после проведения реставрационных работ, в значительно большей мере акцентирует внимание на том, что и как предстоит сделать.
      Важная особенность реставрационного проектирования — тесная связь с процессом производства работ. Как уже говорилось, только в ходе реставрации, когда оказывается возможным максимально полное раскрытие памятника, есть смысл с наибольшей полнотой его исследовать. Поскольку же проект реставрации базируется на исследовании, то очевидно, что окончательная разработка проекта во всех деталях до начала реставрации принципиально невозможна.

      Поэтому эскизный проект реставрации — необходимая стадия работ, позволяющая заблаговременно провести широкое обсуждение авторских предложений и вынести не единоличное, а коллективное решение о судьбе памятника.
      Важная часть эскизного проекта реставрации — принципиальное обоснование принимаемого решения, исходящее из оценки памятника и его существующего состояния. Для этого прежде всего должно быть охарактеризовано историческое и художественное значение памятника в целом, определена историко-художественная ценность основных позднейших наслоений и выделены те из них, которые такой ценностью не обладают и наличие которых отрицательно сказывается на эстетическом восприятии памятника. Исходя из этого, формулируется отношение к наслоениям, отраженное в проекте. Кроме того, необходимо мотивировать предусмотренные реставрационные дополнения и объективно оценить, в какой степени нужна документальная обоснованность их восстановления. Здесь же решается, в какой степени должны быть зрительно выделены новые включения. Следует также рассмотреть, как могут отразиться предлагаемые реставрационные изменения на сложившихся ансамблевых связях памятника. Наконец, должно быть показано, как реставрационное решение согласуется с дальнейшим использованием памятника и с теми работами по его приспособлению, которые уже предусмотрены.

      Эскизный проект должен также включать в себя перечень необходимых мер по инженерному укреплению памятника, которые в свою очередь также требуют разработки специальных проектов. В нем должны быть сформулированы особые требования к проведению реставрационных работ в зависимости от наличия росписей, лепнины, резных деталей, уникальных конструкций, аварийности отдельных частей памятника или других специфических условий.
      Приложениями к эскизному проекту реставрации служат основные исследовательские материалы: историческая справка, комплект чертежей архитектурно-археологического обмера, отчеты об археологическом исследовании и описание зондажей. К проекту, кроме того, прилагаются инженерно-конструктивное и технологическое заключения, характеризующие конструктивно-техническое состояние памятника, причины и характер происходящих разрушительных процессов. Сюда же включаются, в зависимости от особенностей памятника и производящихся исследований, заключение художника-реставратора о наличии остатков древних росписей и их состоянии, заключение лаборатории по исследованию образцов и другие дополнительные материалы.

      Поскольку до начала реставрационных работ невозможно заранее с требуемой точностью определить объем предстоящих работ, сметная документация на стадии эскизного проекта чаще всего разрабатывается в форме сметно-финансового расчета с последующим выпуском детальных смет по мере раскрытия памятника.
      Эскизный проект в силу своей специфики не обладает той степенью полноты и завершенности, которые возможны при создании обычного архитектурного проекта. В нем, однако, должны быть поставлены и разрешены все основные методические вопросы предлагаемой реставрации, определено отношение к позднейшим наслоениям, установлены меры и характер реставрационных дополнений, учтена связь с приспособлением к новому использованию. С выпуском и утверждением эскизного проекта проектирование не заканчивается: оно продолжается на всем протяжении реставрационных работ. По мере раскрытия памятника проект дополняется, а в каких-то своих частях корректируется уже на основе новой информации. Таким образом, проектирование не только предваряет реставрацию, но и ей сопутствует.
      Из сказанного следует, что в итоге реставрация памятника, как правило, не полностью соответствует проектным данным, а иногда существенно с ними расходится. По этой причине у архитектора появляется дополнительная нагрузка, которой нет в обычном проектировании: составление суммарного научного отчета о проведенной реставрации. Он подводит итоги всему объему исследования и отражает реально выполненные работы.
        Образование и Православие /
      Михаил Кеслер, ЖМП 12, 2015
       

      Всего голосов: 1       Версия для печати    Просмотров: 1614

      Рекомендуем к прочтению:

      - Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов. Ильин В.В. и др.

      - Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты. Жаворонкова А.С.

      - Хрестоматия по философии. Под ред. Радугина А.А.

      - Путеводная звезда новой русской философии - Николай Онуфриевич Лосский

      - Макробий Феодосии и представления о душе и о мироздании в поздней Античност ...



      Рассылка новостей сайта на E-mail

      html-cсылка на публикацию
      Прямая ссылка на публикацию

      Добавление комментария

      Имя:*
      E-Mail:
      Комментарий:
      Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера

     

    Областной центр информационных технологий управления образования администрации Новосибирской области при участии отдела образования Новосибирской Епархии


    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Православное Христианство.Ру Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии