Предметы:
Священное Писание
Катехизис
Догматическое богословие
Основное богословие. Апологетика
Нравственное богословие
Пастырское богословие
Сравнительное богословие
Гомилетика
Патрология
История Церкви
Литургика
История философии
История Отечества
Сектоведение
Всеобщая история
Религиоведение
Церковный протокол
Византология
Православная культура России
Мировая культура 
Основы гуманитарной методологии 
Русская словесность 
Психология
Педагогика
Российское религиозное законодательство
Церковная жизнь 
Аскетика 
Каноническое право 
Иконография
Агиография
Церковно-славянский язык
Латинский язык
Материалы по ИППЦ
Литература о Православии и христианстве на иностранных языках - Books in foreign languages about Orthodoxy and Christianity in general
Западные христианские апологеты
 

Последние поступления:

  • Communion with God: An Energetic Defense of Gregory Palamas...
  • Одушевление тела в трактате «О сотворении мира» Иоанна Филопона...
  • Counting Natures and Hypostases: St Maximus the Confessor on the Role of Number in Christology...
  • God the Father - Spring of everlasting love and life Trinitarian impulses for a culture of peace and healing communication...
  • Development in Theological Method and Argument in John of Damascus...
  • Новый Завет в духовной школе: история изучения и содержание дисциплины...
  • Вышла лекция «О школах русской иконописи»...
  • Кириллин Владимир Михайлович. Очерки о литературе Древней Руси...
  • Раннее развитие литургической системы восьми гласов в Иерусалиме (Russian translation of 'The Early Development of the Liturgical Eight-Mode System in Jerusalem')...
  • “Orthodox Theology of Personhood: A Critical Overview, Part II”, The Expository Times [International Theological Journal], 122:12 (2011) 573-581 [English]...
  • Сибирское Соборное Совещание 1918 года: материалы...
  • God the Father - Spring of everlasting love and life Trinitarian impulses for a culture of peace and healing communication...
  • ‘The Primacy of Christ and Election.’ PJBR 8 no. 2 (2013): 14-30.f [Paper Thumbnail]...
  • The Unfolding of Truth. Eunomius of Cyzicus and Gregory of Nyssa in Debate over Orthodoxy (360-381)...
  • 'Antinomism, Trinity and the Challenge of Solov'ëvan Pantheism in the Theology of Sergij Bulgakov', (in a special issue on Bulgakov edited by Edward Swiderski and Regula Zwahlen), Studies in East European Thought......

  •  

     

    Новосибирский Свято-Макарьевский Православный Богословский Институт

    УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ

    Иконография

    1. Открытие иконы. И. Языкова.
    2. О почитании икон. Архиепископ Сергий (Спасский).
    3. Словарь по древнерусскому искусству
    4. Умозрение в красках. Е. Трубецкой.
    5. О языке православной иконы. Архимандрит Рафаил.
    6. История развития формы Креста.
    7. Крест. Виды креста, история, значение. Текст и 63 картинки.
    8. Крест святой Ефросинии Полоцкой.
    9. Как правильно сохранять иконы.
    10. "Правое" и "Левое" в иконописном изображении. Б.А. Успенский
    11.  Богословие иконы Православной Церкви. Л.А.Успенский.
    12. Мысли об иконе. Инок Григорий (Круг).
    13. Живопись Древней Твери. Л. М. Евсеева, И. А. Кочетков, В. Н. Сергеев.
    14. Первое защитительное слово против порицающих святые иконы. Св. Иоанна Дамаскина.
    15. Новгородская иконопись. В.Н. Лазарев.
    16. Икона Собора новых мучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших.
    17. Иконопись Древнего Пскова XIII-XVI века. А.Овчинников, Н.Кишилов.
    18. Опубликовано 06.08.2015 в рубрике  Учебные пособия и материалы » Иконография

        Феномен резного образа
       

      Говоря о православном искусстве, мы обычно имеем в виду иконопись, храмовое зодчество… Скульптура же, скорее, ассоциируется с чем-то католическим. Тем не менее, резные образы были распространены, например, в храмах на Русском Севере. Отдельным феноменом считается пермская деревянная скульптура. Об этом уникальном явлении рассказывает Ольга Михайловна Власова – заслуженный работниккультуры, доценткафедры живописи и композиции Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества, докторискусствоведения. Много лет она возглавляла отдел русского искусства Пермской государственной художественной галереи, где хранится большая коллекция пермской деревянной скульптуры.

      Ольга Михайловна, что из себя представляет пермская деревянная скульптура, какую значимость она имеет для культуры Пермского края и России?

      – Пермская деревянная скульптура является частью русской храмовой пластики, которая была распространена повсеместно от Пскова до Красноярска. Это было огромнейшее явление русской художественной культуры. Деревянная скульптура, как и иконопись, дошла до нас в очень малых количествах.

      После революции, когда многие храмы и часовни были закрыты и разорены, ценители русского искусства начали собирать деревянную скульптуру, спасать ее. Пермской коллекции очень повезло, потому что Николай Николаевич Серебренников– искусствовед, энтузиаст музейного дела – вместе с первым директором, основателем Пермской художественной галереиАлександром Константиновичем Сыропятовымсобрали на территории Пермской области 280 экземпляров скульптуры, вырезанной из дерева, в основном из сосны. Найденные экземпляры были размещены в галерее. Позже они стали доступны широкому кругу людей.

      Сейчас эта коллекция насчитывает более 400 памятникови считается одной из лучших в России. Пермская коллекция уступает только центральным коллекциям Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи и музеям Московского Кремля.

      Пермская коллекция отличается большой целостностью и своеобразием. Своеобразие ее заключается в том, что почти все памятники изготовлены на территории Пермского края, ив основном относятся к одному временному периоду – это конец XVII – начало XX века. Создание памятников деревянной скульптуры именно в это время было связано с развитием Пермского края. Как мы знаем, христианизация здесь шла довольно долго, в несколько этапов. Каменные храмы появились достаточно поздно, в конце XVII – начале XVIII века. Самый большой расцвет пермская скульптура пережила в конце XVIII – первой половине XIX века, когда возводилось особенно много храмов и часовен. Необходимо было украшать их иконами, скульптурами, предметами прикладного искусства. Это был храмовый комплекс искусств, где скульптура играла ту же роль, что и икона. Наравне с ней скульптура выполняла роль молельного образа. В основном скульптурой украшали иконостас, особенно центральную вертикаль – от Царских врат до распятия, которое венчает его.

      Больше всего памятников из деревянной скульптуры до нас дошло именно распятий, их более ста в пермской коллекции. Иногда распятие исполнялось с предстоящими – Пресвятой Богородицею и апостолом Иоанном Богословом.

      Такое большое количество распятий, дошедших до нас, связано с тем, что резное распятие было узаконено церковными канонами. Например, есть замечательный экземпляр распятия, привезенного из Чердыни. Это большая скульптура великолепного исполнения.

      Также много маленьких фигур святителя Николая. Все памятники привезеныв основном из северных регионов Пермского края, и это закономерно, потому что традиция деревянной скульптуры к нам пришла с Русского Севера. Позжеэта традиция приходит к нам и из центральной России. Через Прикамье она шла по сибирской магистрали в Зауралье, в Сибирь, до Красноярска, где встречаются весьма похожие по исполнению скульптуры.

      Пермская деревянная скульптура очень эмоциональна, очень сосредоточенна, очень глубока. Заметно, что мастер очень переживает при воплощении высоких христианских образов. Конечно, эти скульптуры являются замечательной работой, они вырезаны исключительно профессионально. Некоторые люди считают, что деревянная скульптура исполнена народной резьбой, доступной практически каждому. На самом деле над ее исполнением работали большие профессионалы. Скорее всего, это были потомственные мастера, которые учились у своих дедов и прадедов. Существовали целые династии резчиков, корни которых уходятв средневековье.

      Работа исполнялась не одним мастером, а целыми артелями. И, конечно, в них не было случайных людей с улицы. Это были хорошо оснащенные мастерские, в которых работали очень квалифицированные мастера. В каждой артели был «рез первой руки», то есть ее глава, который исполнял самые сложные элементы, завершал работу над скульптурой. Ему подчинялось несколько человек, которые учились у него. Артель могла переезжать из одного места на другое, из одного района в другой, иногда артели могли приезжать и в другой регион. Мастера различных артелей общались между собой, а где-то даже конкурировали.

      В каких районах Пермского края было собрано наибольшее число единиц коллекции? Где наиболее была распространена храмовая деревянная скульптура?

      – Географически, это, конечно, север Пермского края, откуда началась христианизация нашего региона. Юг Прикамья довольно поздно начал осваиваться в экономическом и торговом плане. Самые крупные центры деревянной скульптуры – Чердынь, Соликамск и Усолье. Из южных районов – Кунгур. Другие районы юга Прикамья практически ничего не представили в коллекцию Пермской художественной галереи.

      Самая большая коллекция пермской деревянной скульптуры хранится в нашей галерее. Отдельные экземпляры хранятся в Пермском краеведческом музее, есть несколько экземпляров в Березниковском и Чердынском музеях.

      Что-тосохранилось в действующих храмах Пермской митрополии – в основном это напрестольные распятия или изображения отдельных святых: Пресвятой Богородицы, апостола Иоанна Богослова, святителя Николая. Встречаются скульптуры из иконостаса, ангельский чин – херувимы, серафимы, ангелы с рипидами, ангелы со свитками. Такие отдельные осколочки от того большого ансамбля, который когда-то существовал в храме...

      Можно ли назвать пермскую деревянную скульптуру переходной формой от язычества к христианству?

      – Нет, нельзя.Языческая скульптура – это абсолютно другое искусство. В ней заложен другой смысл, другая пластика. Она не имеет в себе тех элементов, какие имеет наша пермская деревянная скульптура. Христианская скульптура имеет в себе настолько высокий образ и прием, что с язычеством там никаких связей нет.

      Конечно, в бытовой скульптуре были какие-то элементы язычества, потому что оно сохранялось в реликтовом плане очень долго.

      Есть часть людей, которые воспринимают храмовую пластику безассоциативно, то есть не как образ Бога, а как само божество, но большинство людей, конечно, воспринимают ее правильно – как икону и с почтением к ней относятся. Мы много раз были в экспедициях по Пермскому краю и замечали, что жители того или иного района очень трепетно относятся к христианской деревянной скульптуре, берегут ее. Кто-то даже спасал ее, сохраняя у себя дома, то есть почитают ее наравне с иконой.

      В Синодальный период было несколько указов о запрете деревянной скульптуры, потому что ее почитание приравнивали, с одной стороны, к языческому поклонению, а с другой – к католической традиции. Но наша скульптура является феноменом сугубо православным. Храмовая скульптура традиционно всегда была распространена в России. Ею украшался и внешний, и внутренний вид храма. При желании можно найти какую-то аналогию с язычеством в стилистическом плане, но по смыслу это совершенно другие образы.

      Пермская коллекция деревянной скульптуры собиралась на протяжении всего XX века. Кто занимался ее формированием?

      – Первым собирателем коллекции стал Николай Николаевич Серебренников. При нем былонайдено 280 фигур, а остальную часть коллекции собирали экспедиции Пермской художественной галереи. На сегодняшний день уже практически не осталось памятников деревянной скульптуры в населенных пунктах Пермского края – все дошедшие до нас экземпляры уже собраны. Небольшая часть памятников хранится в частных коллекциях.

      Можно ли встретить элементы пермской деревянной скульптуры вколлекциях скульптуры других городов?

      – Да. Например, в Донском ставропигиальном мужском монастыре в Москве находится распятие, практически один в один схожее с самым большим распятием нашей коллекции, которое привезено из Усолья. Из этого можно сделать вывод: что-то к нам приходило из московских, а позже – из санкт-петербургских мастерских.

      Спасибо Вам, Ольга Михайловна,за интересную беседу.

      Вопросы задавалаОльга ТРОИЦКАЯ

      Публикация сайта Пермской митрополии

      http://www.pravperm.ru/

        Образование и Православие
       

      Всего голосов: 1       Версия для печати    Просмотров: 3053

      Рекомендуем к прочтению:

      - Лик святой. Мастера раскрыли секреты создания икон

      - Ирина Языкова: Понимают ли современные иконописцы смысл иконы?

      - Художественный образ Пресвятой Троицы



      Рассылка новостей сайта на E-mail

      html-cсылка на публикацию
      Прямая ссылка на публикацию

      Добавление комментария

      Имя:*
      E-Mail:
      Комментарий:
      Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера

     

    Областной центр информационных технологий управления образования администрации Новосибирской области при участии отдела образования Новосибирской Епархии


    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Православное Христианство.Ру Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии