Предметы:
Священное Писание
Катехизис
Догматическое богословие
Основное богословие. Апологетика
Нравственное богословие
Пастырское богословие
Сравнительное богословие
Гомилетика
Патрология
История Церкви
Литургика
История философии
История Отечества
Сектоведение
Всеобщая история
Религиоведение
Церковный протокол
Византология
Православная культура России
Мировая культура 
Основы гуманитарной методологии 
Русская словесность 
Психология
Педагогика
Российское религиозное законодательство
Церковная жизнь 
Аскетика 
Каноническое право 
Иконография
Агиография
Церковно-славянский язык
Латинский язык
Материалы по ИППЦ
Литература о Православии и христианстве на иностранных языках - Books in foreign languages about Orthodoxy and Christianity in general
Западные христианские апологеты
 

Последние поступления:

  • Communion with God: An Energetic Defense of Gregory Palamas...
  • Одушевление тела в трактате «О сотворении мира» Иоанна Филопона...
  • Counting Natures and Hypostases: St Maximus the Confessor on the Role of Number in Christology...
  • God the Father - Spring of everlasting love and life Trinitarian impulses for a culture of peace and healing communication...
  • Development in Theological Method and Argument in John of Damascus...
  • Новый Завет в духовной школе: история изучения и содержание дисциплины...
  • Вышла лекция «О школах русской иконописи»...
  • Кириллин Владимир Михайлович. Очерки о литературе Древней Руси...
  • Раннее развитие литургической системы восьми гласов в Иерусалиме (Russian translation of 'The Early Development of the Liturgical Eight-Mode System in Jerusalem')...
  • “Orthodox Theology of Personhood: A Critical Overview, Part II”, The Expository Times [International Theological Journal], 122:12 (2011) 573-581 [English]...
  • Сибирское Соборное Совещание 1918 года: материалы...
  • God the Father - Spring of everlasting love and life Trinitarian impulses for a culture of peace and healing communication...
  • ‘The Primacy of Christ and Election.’ PJBR 8 no. 2 (2013): 14-30.f [Paper Thumbnail]...
  • The Unfolding of Truth. Eunomius of Cyzicus and Gregory of Nyssa in Debate over Orthodoxy (360-381)...
  • 'Antinomism, Trinity and the Challenge of Solov'ëvan Pantheism in the Theology of Sergij Bulgakov', (in a special issue on Bulgakov edited by Edward Swiderski and Regula Zwahlen), Studies in East European Thought......

  •  

     

    Новосибирский Свято-Макарьевский Православный Богословский Институт

    УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ

    Литургика

    Опубликовано 23.09.2010 в рубрике  Учебные пособия и материалы » Литургика

      О Православной Пасхалии
     

    "Вопрос о церковном календаре - вопрос веры и весьма важнейший".
    "Ценность календаря для Православной Церкви определяется, главным образом,
    отношением его ко времени празднования святой Пасхи, так как это празднование
    должно совершаться на основании библейских узаконении и согласно с соборными
    определениями повсеместно в одно и то же время, в день воскресный, но не
    одновременно с пасхой иудейской" (Совещание по случаю 500-летия Автокефалии
    Русской Православной Церкви, 1948 г.).

    В вопросе Пасхалии приходится примирять Божественную правду с человеческой
    действительностью. В чем же состоит Божественная правда? В том, что Бог из
    ничего сотворил мир и самое время, и Спаситель наш это время творения избирает
    временем обновления, когда предал Себя на страдания и заповедал - "Сие творите в
    Мое воспоминание" (Лк. 22,19) - ежегодно совершать Пасху - Воскресение Христово.
    В этом исповедании Воскресший освятил, благословил и утвердил воскресение всех.
    Благовествования и надежды, полнота вечной радости и блаженства. Христос
    Воскресший освятил, благословил и утвердил воскресение всех. Христос Бог наш -
    "Альфа и Омега" (Апок. 1,8), как и святой Апостол Иоанн Богослов, говорит:
    "Вначале Он, Христос Бог Слово, Свет истинный, мир сотворил, вся Тем быша, и без
    Него ни-чтоже бысть еже бысть" (Ин. 1,3). Вначале Бог сотворил небо и землю -
    всю вселенную и самое время. По слову Божию "бысть свет", и "разлучи Бог между
    светом и между тьмою и нарече Бог свет ДЕНЬ, а тьму НОЩЬ, и бысть вечер, и бысть
    утро: день един" (Быт 1,4-5).
    Во второй день Бог сотворил НЕБО и разделил воды "яже бе под твердию, и между
    водою, яже бе над твердию"(Быт 1,7).
    В третий день Бог отделил сушу от морей и украсил Бог землю травами, растениями,
    деревьями и многою богатою растительностью.
    "И рече Бог в четвертый день - да будет светила на тверди небесной освещати
    землю и разлучати между днем и между нощью - да будут в знамения и во времена, и
    во дни, и в лета... Светило великое в начале дня и светило меньшее в начале
    ноши, и звезды . яко светити на землю.. и разлучати между светом и между тьмою"
    (Быт. 1,14-16).
    В пятый день повелел Бог из воды произойти всем животным и китам, да наполняют
    моря, и птицам, летающим по земле.
    В шестой день Бог повелел земле извести четвероногих и зверей, и скотов. И
    наполнилась земля множеством живых обитателей. Говоря о величии Божием, пророк
    Ездра взывает. "В третий день Ты повелел водам собраться на седьмой части Земли,
    а шесть частей осушил, чтобы они служили пред Тобою к обсеменению и
    обрабатыванию" (3 книга Ездры, гл. 6, ст 42). Когда Бог украсил землю и наполнил
    ее и моря многою живою тварью, то ввел в сей благоукрашенный дворец человека, и
    сотворил Бог человека по образу Божию "и вдунул в лице его дыхание жизни и ввел
    его в рай" (Быт. 2,7-8).
    "И благослови Бог день седьмый, и освяти его, яко в той почи от всех дел Своих"
    (Быт. 2,3).
    И это творение мира и начало Бытия было в период весны, в месяце марте, за 5508
    лет до Рождества Христова И об этом периоде, начале Бытия вселенной, читаем в
    Следованной Псалтири "Месяц март (ев прп мч Евдокии) день иметь часов 12 и нощь
    имать часов 12 Сей первый есть в месяцех месяц, зане в онь началобытный свет сей
    видимый сотворен бысть, и Адам - первый человек от Бога - создан бысть, и вся
    тварь его ради. и в рай введен, и преслушания же ради изгнан В сей же месяц Бог
    не отступль престола величества Своего, сошел за человеколюбие на землю, яко
    дождь на руно с небесе архангело-вым благовещанием в Пречистом чреве
    Преблагословен-ныя Девы Марии, от Духа Свята плоть Себе истка непостижимо, якоже
    Он весть Сам В сей день вольною стра-стию Его плотскою клятва потребися, смертью
    Его смерть умертвися и пресветло Живоносным Его Воскресением из мертвых Адам и
    весь род человечь от ада возведен, и в первобытие паки приведен, небесная
    наследо-вати Сего ради от первого числа его начало приемлют вси крузи солнечные
    и луннии, и бруцелето, и висектос, и равноденствие составляется в нем, и прочая"
    (Следованная Псалтырь).
    Человеку открылось познания мира как единого целого с центром - Землей.
    Геоцентризм здесь не физический, а духовный человека ради.
    Человек создан в шестой день в пятницу 5508 лет до Р.Х. в полдень. В жизни
    народов появились календари, где в их ритмах, памяти объединялся внешний космос
    мироздания с внутренним космосом человека Наблюдатели воображают небесную сферу,
    в ней звезды, отвесную линию с горизонтом, ось мира, экватор, небесный меридиан,
    солнечную эклиптику.

    § 2. На небесном своде множество звезд, и все они в движении - Земля же
    вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Луна вокруг Земли. На пути движения
    Солнца, объединяя созвездия Скорпиона и Змееносец, составили 12 созвездий по
    числу месяцев: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец,
    Козерог, Водолей, Рыбы. На долю каждого из 12 созвездий падает 30 градусов.
    Причем, составляя карту звездного неба, указывают точное время прохождения
    истинного солнца по эклиптике - месяц, часы, минуты. Скажем, прохождение через
    точку весеннего равноденствия ноль градусов, координаты Солнца при осеннем
    равноденствии - 180 градусов, летнем солнцестоянии 22 июня - 90 градусов, зимнем
    солнцестоянии 27 декабря - 270 градусов.
    Рождество Христово 7 января имеет свою точку на годичном пути Солнца среди
    созвездий. Отмечаются точки 8 ноября, 7 ноября, 8 марта, 7 апреля, 7 июня, в
    которые на земле были свои события. Любое событие, скажем, рождение, смерть
    младенца мы можем отмечать, отсчет делать, выдерживая период истинного
    тропического года от любой точки эклиптики, фиксируя и время, и долготу дня.
    Скажем, даже день рождения, который выпал на 29 февраля високосного года, мы
    можем отмечать не один раз в четыре года, а ежегодно, когда пройдет солнечный
    год (хотя отметится он, скажем, 1 марта).
    В календаре созвездий любители могут даже нанести все события и, учитывая
    равноденствия - начало времени весны и начало отсчета, скажем, 18.00 вечера,
    отметить первый день нового года (в этом году равноденствие 7.39, то конец 1-х
    суток будет, перейдя точку равноденствия, а потом, отсчитывая по 24 часа, 2-е,
    3-е, 4-е и т. д. сутки). Можем выражать: в 7491 году в 145 день исполнилось сыну
    40 лет и т. д. Развернутая линия эклиптики служит календарем истинного года и
    времени, а все искусственные календари лишь в какой-то мере уравнивают свое
    время от своих точек отсчета и дат от истинного. Созерцание неба открывает
    величие благости Божией и премудрости Творца. В книге Иова (гл. 38) Бог
    обращается к благочестивому праведнику и в громе и облаке говорит ему: отвечай
    Мне,- когда Я основал Землю, кто положил меры ея. Ведь Земля имеет форму шара (3
    кн. Ездры, 11, 32) и определенный размер и вес. Если бы вес Земли был меньшим,
    то она во время вращения уходила бы далеко от Солнца, и если бы вес был больше,
    то она во время вращения приближалась бы к Солнцу (а угол 23 градуса 27 минут,
    ведь он очень важен), обычная жизнь была бы в таких случаях невозможна на нашей
    планете. Еще Господь спрашивает Иова: разумел ли еси союз плеад и ограждение
    орионово; можешь ли связать узел Хима и разрешить узы Кесиль? (гл. 38, 31 -
    русские и славянские переводы). Узел Хима - цепи плеад (Стожары, Васосо-жары) в
    созвездии Тельца имеют свойства держаться как бы друг за друга при больших
    скоростях. Кто может,-спрашивает Бог Иова,- иной, кроме Творца мира, завязывать
    подобные планетные узлы; а созвездие .Ориона очень изумительно по красоте; а
    спутники Юпитера вращаются в направлении, обратном направлению его движения; а
    один из спутников Сатурна вращается перпендикулярно оси вращения; и многое,
    многое спрашивал Бог Иова, но кто разумеет ум Господень. Мы славим Бога - Он
    подает на Землю и дождь, и росу, дает человеку плоды земные, воды, воздух и
    самое дорогое - усыновление,. Пасхальную радость, жизнь вечную - Ему слава во
    веки веков.

    § 3. Полярная звезда почти не меняет своего положения относительно горизонта.
    Все звезды описывают в течение суток полный круг с центром вблизи Полярной
    звезды. Общий центр этих дуг с древних времен назвали северным полюсом мира.
    Диаметрально противоположная ему точка называется южным полюсом мира. Ось мира
    параллельна оси вращения земли. Годичный путь Солнца по небесной сфере
    называется эклиптикой. Перемещаясь по эклиптике, Солнце пересекает дважды
    небесный экватор в равноденственных точках 21 марта и 23 сентября. Угол между
    плоскостью эклиптики и плоскостью экватора равен 23 градуса 27 мин. Астрономы
    разделили весь небосвод на 88 созвездий. Каждое из них имеет свое наименование.
    Через 13 созвездий проходит Солнце, пересекая их по эклиптике. Астрономы же путь
    Солнца разделили на 12 частей. Были зафиксированы даты нахождения Солнца в любой
    точке эклиптики. Поскольку при недельном отсчете времени для учета каждого дня и
    события, отмеченного в этом дне градусами координат, вследствие меняющегося
    взаимного расположения полюсов мира, и полюсов эклиптики, и точки равноденствия,
    продолжительность дня и ночи, равноденствия, время полнолуния - очень
    существенны для определения дня Пасхи. Каждое событие в жизни вселенной, Церкви,
    каждого человека можно отметить на небесной эклиптике.
    Праздник Рождества 25 декабря (7 января), смотрим долготу дня по календарю - 7
    ч. 16 мин. (1982 г.), 7 ч. 15 мин. (1983 г.), т. е. Солнце проходит через год
    через точку на эклиптике, воображаемую или отмеченную звездой, своей
    продолжительностью дня и ночи в момент времени зимы, весны, лета и тоже для нас
    отсчитывает год - 365 дней 5 часов 48 минут 47 секунд; 25 октября (7 ноября)
    долгота дня отмечается 8 ч. 49 мин. (1982 г.), а по новому стилю это будет 9 ч.
    45 мин. (1982 г.), 9 ч. 45 мин. (1983 г.). Разницу во времени 13 дней и дает 1
    час, а время от события прошлого года до следующего 353 дня, а надо, чтобы
    проходил тропический солнечный год 356 дней 5 часов 48 минут 47 секунд, а
    фактически остановились на солнечном календаре, но по гражданскому, принятому в
    употребление многих народов, это отмечается 7 ноября (по григорианскому) и 25
    октября (по юлианскому), а по другому летоисчисление будет другое, по другому
    отсчету. Поэтому "когда будет Новый год", остается у многих по-разному для
    каждого события. Скажем, рождение ребенка есть свой новый год по прошествии
    солнечного года, только отсчет идет не от равноденствия и не от Пасхи, а по
    своей точке, отмечаемой на солнечном Календаре.
    В точке весеннего равноденствия в марте 5(18) Солнце переходит в северное
    полушарие, где отмечается начало астрономической весны (период Пасхи).
    Есть равноденствие - 23 сентября, летнее солнцестояние - 22 июня, зимнее
    солнцестояние - 22 декабря. Когда лучи Солнца равномерно падают на оба полушария
    Земли, северное и южное, то день равен ночи по всей земле и говорят, что центр
    истинного Солнца проходит точку равноденствия. Хотя замечают, что дугу в 180
    градусов Солнце от весеннего равноденствия проходит в 186 суток, а другую
    половину в 179 суток, но берут среднее время. Продолжительность истинного
    тропического года составляет 365 дней 5 часов 48 минут 47 секунд и, отмечая
    этиэпохи, люди в своих календарных искусственных системах стараются приблизить
    свой календарный год к году тропическому. Год - время от одного весеннего
    равноденствия до другого.

    § 4. Пророк Моисей наименовал конец дня "вечер", а конец ночи "утро". До света
    же была тьма, а не ночь, а состояние, отличное от дня, названо ночью, ночь стала
    после дня, который, как превосходнейший, измеряет время. День назван единым -
    это начаток дней, Святый Господень день, прославленный Воскресением Господним.
    Бог отделил свет и тьму, сделав их природу несоединимою и противоположною.
    Первобытный свет (ибо не было еще Солнца) то разжимался, то сливался - сжимался,
    проходил день и следовала ночь.
    Раньше Бог сотворил самое естество света, а в четвертый день сотворил солнечное
    тело, чтобы оно служило колесницею тому первобытному свету, Бог разделяет
    естество огня на светозарность (купина при Моисее, огонь в Великую субботу у
    гроба Господня) и на силу жечь. Есть свет тварный, мысленный и нетварный.
    День - время пребывания Солнца в полушарии над землей. Земля, совершая суточное
    движение вокруг своей оси (параллельно оси мира), поворачивает то одну, то
    другую свою сторону, и происходит день и ночь, а совершая движение вокруг
    Солнца, наклоняет то северное, то южное полушарие и меняется величиной дня и
    ночи. Только дважды в году (в марте и сентябре) в двое суток день и ночь равны.
    Сутки (солнечные, звездные) в еврейском календаре начинаются после 18 часов. В 3
    книге Ездры (гл. 11,32) Земля называется земным шаром.

    § 5. Семидневная неделя начинается с бытия мира. Первый день, как образ вечного,
    сливается с Воскресением.
    а) Круг Солнца содержит 28 лет (7х4), 1461 неделю, 10227 дней. В 1983, году II
    год 261 солнечного круга или цикла от сотворения мира (5508 плюс 1983):28 равно
    260 плюс 11/28 установлено, что через 28 лет происходит повторение дней, недели,
    что и важно для Пасхалии.
    б) Круг Луны включает в себя 19-летний цикл Мето-на. Ввиду повторения лунных фаз
    через 19 лет заранее известны даты полнолуний и новолуний. В цикле Метопа для
    уравнения солнечного календаря с лунным к двенадцатимесячным лунным годам по 354
    дня и добавлялось 7 тринадцатимесячных лунных лет по 384 дня, и тогда 19 лунных
    лет Метона равны 235 лунным месяцам или 6940 суткам и равны 19 юлианским годам.
    Если 1 марта 325 года было новолуние, то спустя 19 лет оно тоже будет 1 марта,
    но уже 344 года. Это уравнение греческого астронома Метона является шедевром для
    Пасхалии. Лунный же месяц - период от одного рождения луны до следующего
    составляет 29 суток 12 часов 44 минуты и около 3 секунд, а год из 12 лунных
    месяцев или 354 дней и 9 часов. Девятнадцатилетний период времени называется
    кругом луны и входит в Пасхальный круг, но через каждые 19 лет полнолуние, хотя
    бывает в те же дни, но почти на полтора часа ранее прежнего, так что через
    каждые 312 лет полнолуние бывает целым днем ранее прежнего."
    В настоящее время действительные полнолуния бывают на три, а в високосные, как в
    1976 году, на 4 дня ранее чисел, указываемых Пасхальными границами. Это
    передвижение полнолуний было известно пастырям Восточной Церкви, но они не
    столько заботятся об астрономической точности вычислений, сколько о том, чтобы
    для Пасхальных полнолуний определить дни, позднее которых не могли приходиться
    действительные полнолуния. Пасха тогда праздновалась в Воскресение первое после
    вычисленного, но уже второе после действительного полнолуния. Правда, в
    настоящее время наши Пасхальные границы уже на несколько дней отдалены от
    действительных полнолуний, но это еще лучше способствует достижению целей
    Первого Собора, ибо Пасха христиан от Пасхи Иудеев не менее как на три, а иногда
    и больше удалена, и совпадений празднований с иудеями не бывает. Итак, во всем
    видна правильность и разумная и полная сообразительность с древними церковными
    постановлениями празднования Светлого Христова Воскресения, которое сохраняет
    Православная Церковь.

    § 6. В память избавления от египетского рабства евреи стали праздновать
    Ветхозаветную Пасху за 1609 лет до Р. X. от 14 до 21 числа Нисана, месяца Авива
    - марта, месяца колосьев, во время, когда созревал самый ранний хлеб - ячмень в
    Палестине. Время это символизирует начало времени при творении, и Сам Господь
    говорит об этом:
    "месяц сей вам начало месяцей, первый будет вам в меся-цех лета" (Исх. 12, 1-2),
    "наблюдай месяц Авив и совершай Пасху Господу Богу твоему, потому что в месяце
    Авиве вывел тебя Господь Бог твой из Египта ночью" (Втор. 16,1-9).
    Семь дней запрещалось вкушать квасное. Евреи никогда не определяют Пасху ранее
    14 марта (юлианского стиля), и первый день праздников опресноков никогда не
    совпадает с воскресением, средою, пятницей. Иудейская Пасха, сохраняя
    полнолуние, в первый день 14-го Нисана празднует заклание однолетнего агнца или
    козленка после полудня, вечером же до полуночи вкушают его с опресноками,
    испеченными на огне. Пасха ветхая символизировала новую Пасху - силу Креста,
    Крещение и жизнь вечную, ибо остались живы в Египте все, у которых кро-вию агнца
    были помазаны крестообразно обои косяки и перекладины дверей в домах, и все
    перешли Красное море и избавились от рабства Египетского. Но евреи в своем
    календаре считают от сотворения мира 3761 год, а не 5508 лет (а дату 5508 лет
    подтверждают Кумранские рукописи, свитки Ветхозаветного Священного Писания, где
    годы жизни Патриархов не изменены). I Нисана - день новолуния, есть начало
    древнееврейского календарного года. В III веке до н. э. начало еврейского года
    перенесено на осень, на I новолуние после осеннего равноденствия первого Тишри -
    25 сентября. 14 Нисана древние считали Пасхой Крестной, а 16 Нисана - Пасха
    Воскресная в ма-лоазийской Церкви.
    § 7. Пасха, которую совершил Господь с учениками, была как бы предпразднество
    Его страданий. Господь с учениками совершил Ветхую Пасху на сутки раньше - 13
    Нисана без опресноков, на кислом хлебе, хотя день праздника опресноков начинался
    с 18 часов 13 Нисана, ибо опресноки разрешались в день 14 Нисана после полудни.
    Ученики, возлегая на вечери, ели и пили Ветхую Пасху, но, приготовляя Апостолов
    к наступающей Новозаветной вечери истинной Пасхи, Господь Сам умыл им ноги,
    подавая всем пример самоуничижения и смирения. Святой Иоанн Златоуст пишет, что
    Спаситель страдал на Кресте, ставши пасхальным агнцем в пятницу в те самые часы,
    которые Адам провел от вкушения до суда - от шестого часа до десятого (по нашему
    времени от 12 дня до 3 часов пополудни), Адам хотел обожения, и Господь, как
    Богочеловек, как Новый Адам, пришел на Землю, чтобы возвеличить человека.

    § 8. Юлий Цезарь пригласил в Рим Александрийского астронома и математика
    Созигена и по его совету узаконил в 46 году до н. э. новый календарь. За основу
    был взят Египетский календарь с продолжительностью года в 365 дней, в котором
    излишек времени в 5 часов 48 минут 47 секунд через 730 лет обращал летние месяцы
    в зимние, а через 1460 совершал полный оборот. Год стали считать в 365 дней 6
    часов, и три года были в 365 дней, а четвертый - високосный ~ 366 дней. В 325
    году Никейский Собор этот Юлианский календарь согласовал с солнечными и лунными
    кругами и Ветхой Пасхалией и установил по нему Пасхалию и христианские
    праздники. Пасхалия стала называться миротворческим кругом, Церковным кругом,
    Великим индиктионом, ибо стала наукой в кругу богословских, астрономических и
    математических наук. Этот круг состоит из 532 лет, из 28 девятнадцатилетних
    лунных циклов (28х19 равно 532) и явился шедевром мировой хронологии"
    универсальной для всех. Через 28 лет, называемых Кругом Солнца, дни седмицы
    падают на те же самые числа месяца в Юлианском календаре, т. е. виден цикл, ритм
    как заведенного механизма. Високос сохраняется,-ибо юлианское четырехлетие
    содержит 1461 день, а 7 таких четырехлетий, т. е. 28 юлианских лет будут
    содержать 10227 дней или 1461 неделю. В астрономических и хронологических
    расчетах используется непрерывный расчет времени от сотворения мира.
    Бруцелет-ник указывает нам день, год любого события, день недели, новолуний и
    праздников и постов. Видим, что год рождения Спасителя был в 20 год 197 круга
    Солнца.
    5508: 28 = 196 + (20: 28) и в год Круга Луны
    5508:19 =289+(17:19)
    В 1940 году кончился 14 индиктион, и в 1941 году начался 15 индиктион (5508 плюс
    1940 равно 7448; 7448: 532 равно 14).
    Пасха в 1941 году была в то же число, что и в 1409 году. Первая седмица творения
    положила начало миротворческого Круга Солнца и Луны. По вечному бруцелетнику
    видим, что в 1941 году - начало 15 Великого индиктиона:
    лет от сотворения мира 7449
    кругообращения солнечного 267
    дней от сотворения мира 2720383
    недель 388627
    В 1969 году:
    лет от сотворения мира 7477
    кругообращения солнечного 268
    дней от сотворения мира 2730610
    недель 390088
    В православном 28-летнем солнечном кругообращении по вечному Бруцелетнику, беря
    7505 лет от сотворения мира, видим, что это будет 1977 год по Р. X. круг 269,
    дней от сотворения мира будет 2740837, Недель будет 391549.
    В 1992 году Пасха была В то же время, что и в 1460 году. По Великому индиктиону
    издавна применяется ручная Пасхалия, когда на руке располагают 35 букв
    славянского алфавита и точно определяют Пасхалию.

    § 9. Пасхальный год в церковном исчислении начинается днем Светлого Христова
    Воскресения и разделяется на три круга. I круг заключает в себе 8 седмиц или
    недель, начиная от Пасхи до Пятидесятницы или недели Троичной. П круг содержит
    недель 32 или 33, или 36, или 37. Ill круг содержит 10 седмиц. (Великого поста и
    подготовительных). Период времени, проходящий от дня Пасхи одного года до дня
    Пасхи другого года, носит название пасхального периода - года. От дня Пасхи
    одного года до дня Пасхи другого года проходит 350 или 357, 358 или 385 дней, и
    Пасхальный год .содержит 50 или 51; 54 или 55 седмиц.

    § 10. Господь Иисус Христос от лица человечества говорил: "Не: приидох да творю
    волю Мою, но волю Пославшего Мя. Сие творите в Мое воспоминание"; И эта есть
    заповедь, подобна данной в раю: "от древа же познания добра и зла не снесете", и
    подобна данной Моисею:
    "не лги, не укради, не убий" и всем повелениям.
    Вопрос о Пасхалии догматический и канонический, и когда православные празднуют
    Пасху во время, которое раскрывает символ первого и восьмого дня незаходимого и
    воспоминают страдания и смерть, сошествие во ад и Воскресение, и именно: после
    равноденствия, после полнолуния в день Воскресный, то Господь дарует явление
    огня Благодатного у Гроба Господня. Исполняющий с другими заповедями и заповедь,
    и предания о Пасхе явно ищет и блюдет в жизни своей Божественную Истину, добро и
    святыню Господню. Не соблюдающий заповедь о Пасхалии, как и мы часто видим, не
    соблюдает или все, или некоторые заповеди Божий. И совесть их да будет им судья.
    Священное Предание говорит:
    1. Чтобы Пасха была после весеннего равноденствия.
    2. После за сим полнолуния.
    3. В первый за сим воскресный день.
    4. Чтобы не совпадал сей Праздник с Пасхою еврейскою, от которой зависит
    определение времени, а был после еврейской Пасхи.
    Святой Иоанн Златоуст указывает (т. 8, стр. 926-970), что Пасху должно
    праздновать всегда после весеннего равноденствия, так и Спаситель пострадал
    после равноденствия за 8 дней календ, апрельских в пятницу, которая приходилась
    в 14 день луны, и совпала: равноденствие, 14 день и пятница, затем суббота, день
    Господень. Равноденствие есть начало первого времени при творении, день и ночь
    были равны. Полная же луна была сотворена после равноденствия в 4-й день, в 6-й
    день Бог сотворил человека. Время творения избирается временем обновления,
    именно: равноденствие, полная луна в 14 день и в день создания человека. В это
    же время Господь предал Себя на страдания, взывая: "Отче, прииде час" (Ин. 17,
    1). Седмица страданий точно совпала с первой седмицей творения - здесь глава
    времени. Заповедано: "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк. 22, 19) - ежегодно
    совершать Пасху, следовавшую после равноденствия, отыскивая 14-й день Луны,
    после него (День Ветхой Пасхи), и отсюда отсчитаем пятницу, субботу и День
    Господень (Пасха Христова). Если случится 14-й день Луны прежде равноденствия,
    мы оставляем его, а ищем другой, который должен быть после равноденствия; тогда
    случается ставочный месяц. Если 14-й день Луны встречается с Днем Господним, то
    мы берем следующий день Господень в воспоминание того, что 4-й день есть день
    страданий, совпадший с пятницей на Голгофе" (т. 8, стр. 970).

    § 11. С 1941 года праздники Пасхи будут следовать в порядке с 1409 года. С 1941
    года начался 15 индиктион по 2472 год, повторяющий Пасхалию но вечному
    бруцелетнику (см. таблицу на стр. 18).
    Великий индиктион дает единство времени в области космической, исторической,
    литургической как синтез знаний о календарях, следит за равноденствием,
    полнолунием и имеет значение вечного календаря. В индик-тионе утверждается
    незыблемость недели. Святая Православная Церковь является единственной
    хранительницей подлинного Апостольского предания. Учение веры и благочестия
    заключено в святоотеческих преданиях, правилах Церкви, Вселенских и поместных
    Соборах, богослужебных книгах, житиях святых. Анафема произнесена не только и
    частности на иконоборцев, но и вообще на всех, отвергающих древние Предания
    Церкви.
    Архиерейская присяга напоминает блюсти каноны св.Апостолов и Соборов. Мы веруем
    во едину Церковь.
    Разве сто истин? - Одна истина. Разве сто путей? - Один путь. Разве сто богов? -
    Един Бог, едина вера, едино крещение... Веруй во все, во что веровать повелевает
    Св. Церковь (Пиьсма о христианской жизни, 1894 г. свт. Феофан Затворник).
    Совершенное реформаторское движение церковной жизни и противоканонический
    переход некоторых поместных Церквей на новый стиль и даже Пасхалию показывает,
    что стали Забывать Священное Предание. Святой Иоанн Златоуст указывает помнить
    седмицу страданий; как обновление нашей жизни, как седмицу творения мира и
    человека - в ней" равноденствие 14-й день Луны и дни, соответствующие пятнице,
    субботе, воскресению (Слово 7-е Пасхе, т. 8, стр. 957-958).


    Определение Собора, бывшего 20 ноября 1583 года в Константинополе, подписанное
    патриархом Иеремием II, Александрийским патриархом Сильвестром, Иерусалимским
    патриархом Софронием и прочими Архиереями Собора, гласит: кто следует
    григоринской Пасхалии безбожных астрономов да будет анафема, - отлучить от
    Церкви и собрания верных. Астроном Предтеченский укказывает, что Пасхальные
    таблицы, т.е. наш Церковный календарь, составлены были самою ученою из
    древнейших Церквей - Александрийскою. Этот коллективный труд выполнен так, что
    до сих пор остается непревзойденным. Позднейшая Пасхалия Римская является по
    сравнению с Александрийскою до такой степени тяжеловесною, неуклюжею и грубою,
    что напоминает лубочную картину рядом с художественным изображением того же
    предмета. Вселенский патриарх Иеремия П смотрел на григорианский календарь как
    произведение папства; силы, враждебной Православному Востоку, как орудие
    папистической завоевательной политики в отношении к автокефальным греческим
    Церквам (проф. Соколов, Церковные Ведомости № 14, 1906 г.). В 1902 году на
    обращение Вселенской Патриархии по вопросу реформы календаря все Автокефальные
    Церкви Православные высказались за сохранение старого юлианского календаря
    (Церковные Ведомости № 13-14 за 1906 г.). Всероссийский Собор 1917-1918 гг. от
    30 января 1918 года в своем 73 деянии предписал сохранять в церковном обиходе
    юлианский календарь. Григорианский календарь астрономически неточен. Также в
    1923 году Российская Православная Церковь подтвердила свое решение хранить
    Церковную Пасхалию неизменной. Над новостиль-никами до сих пор тяготеют клятвы
    восточных Патриархов и Соборов 1583 и 1756 годов. Святейший Патриарх
    Тихон в своем Послании 4 (17) ноября 1921 года № 1575 пишет: "Божественная
    красота нашего истинно .назидательного в своем содержании благодатнодейственного
    церковного богослужения, как оно создано веками Апостольской верности,
    молитвенного горения, подвижнического труда и святоотеческой мудрости и
    запечатлено Церковью в чинопоследованиях, правилах и уставе, должна сохраниться
    в Св. Православной Церкви неприкосновенно как величайшее и священнейшее
    достояние".
    Празднование Пасхи по-католически, особенно прежде иудеев и вместе с ними - дело
    крайнего бесчиния и отход от Апостольской верности. Посему вопрос о Церковном
    календаре - вопрос веры и весьма важнейший. По соображениям
    научно-астрономическим, церковнокано-ническим и техническим проф. Лебедев
    обосновал преимущество юлианского календаря. Кафолическую истину мы должны
    определять теперь более не общецерковным сознанием, которого в настоящее время
    недостает нам, а общецерковным преданием, как было во времена монофелитов и
    иконоборчества, поэтому календарный вопрос - канонический вопрос, ибо мудрецы и
    лжебратии почитают себя превыше Апостолов и Св. Отцов Церкви, устами коих вещал
    Сам Господь. Церковь празднует Пасху не по указаниям григорианского или
    юлианского календарей, а по лунному библейскому календарю, по которому
    праздновал Пасху Ветхозаветный Израиль, следуя заповеди Божией.

    § 12. Установлен Пасхальный предел - момент, с которого начинается новый
    Пасхальный год, весенняя четверть с 21 марта Нисана первого лунного месяца
    (полнолуние которого исполняется после 21 текуфат Нисана) по 25 апреля. В
    пределах 22 марта и 25 апреля -всего 35 дней. В один из этих только 35 дней и
    может быть празднуема Пасха каждого года. Пасхальное полнолуние всегда после
    весеннего равноденствия. В первый Вселенский Собор равноденствие было 21 марта.
    По большей части как иудеи, так и христиане признавали одно и то же Пасхальным
    полнолунием. Во время I Вселенского Собора весеннее равноденствие было 21 марта,
    а в 1977 году было 5 марта старого стиля, юлианского. Но Церковь сохраняет 21
    марта своим первым Пасхальным пределом, и вот почему не передвигает его ко
    времени действительного равноденствия. Хотя юлианский календарь расходится с
    астрономическим на 11 1/4 минуты и дает разницу 3 часа через 16 лет, на 12 часов
    через 64 года и на целые сутки через 128 лет с лишком. Но Церковь не признает
    полнолуния Пасхальными до 21 марта, потому что иудеи не признают за Пасхальные
    те полнолуния, которые приходятся в первой половине нашего месяца, а потому 14
    число марта месяца служит ранним пределом для иудейской Пасхи. В тех случаях,
    когда мартовское полнолуние бывает прежде 14 марта, они отлагают свое
    празднование до апрельского полнолуния. А христианам воспрещено праздновать
    Пасху прежде иудеев, поэтому и мы не принимаем за Пасхальные полнолуния эти
    полнолуния. Таким образом, сохраняющаяся в Православной Церкви неизменность
    пределов дня Пасхи является совершенно согласною с духом постановления Собора. У
    иудеев ранний предел для 14 Нисана - полнолуния и календарный является числа 14
    марта - юлианский или 27 марта - григорианский, а это значит, что в период между
    22 марта по 27 марта стиля григорианского не может быть Пасхальных полнолуний и,
    следовательно, празднования Пасхи. Если перешли на новый стиль, то должны на
    этот же стиль перенести и пределы, а они теперь будут с учетом 13 дней:
    22 марта плюс 13 минус 21 равно 4 апреля 25 апреля плюс 13 минус 30 равно 8 мая.
    Тогда ошибка устраняется, если не праздновать только Крестную Пасху вместе с
    иудеями, а всегда соблюдать еще и трехдневно - день Распятия, день субботы и
    день Воскресный.
    Если держать пределы
    22 марта 4 апреля
    25 апреля 8 мая,
    юлианский григорианский,
    то можно западным и восточным христианам день восстания из мертвых - праздник
    надежды всеобщего воскресения - праздновать в один и тот же день, скажем: 5
    апреля - 18 апреля. Календарные разные числа фактически определяют один день так
    же, как 2 февраля и 15 февраля; 25 октября - 7-8 ноября.
    В первый день Господь пребывал в смерти от часа девятого, когда испустил дух - 3
    часа (ибо час девятый по нынешнему времени три часа пополудни). Во второй день
    Господь весь день, т. е. 24 часа мертв был. В третий день чуть больше 6 часов,
    ибо воскрес чуть за полночь. Итого: в трекдневье тело Спасителя пребывало
    бездыханным в смерти чуть более 33 часов (3 плюс 24 плюс 6 равно 33).
    Четверток вечера период смерти
    18**...21**...24**...3**...6**...9**...12**...15**...18** 3
    Утро пятка
    Час девятый ныне пополудни равно 3 часа равно 15**
    Вечер пятка
    18**.............................. 18** 24
    Утро субботы II день
    Вечер субботы
    18**....................24** - - 18** 6
    Утро Воскресного единого дня недели III день Следующий день считается после 18
    часов.

    § 13. Какая простота, какое благолепие и какое неоценимое сокровище и достояние
    имеется в вечном Пасхальном Православном индиктионе! Были Пасхальные каноны
    Ипполита, Ученика св. Иринея Лионского; Дионисия, епископа Александрийского;
    Анатолия, епископа Ласдикийского (с большей точностью; родом из Александрии),
    послужившего основанием Пасхального канона св. Кирилла Александрийского.
    Древние Церкви праздновали Пасху в первое Воскресение, которое следует за 14
    Нисана, имея в виду распятие Господа 14 Нисана, в пятницу, пребывание в гробе -
    в субботу 15 Нисана и событие Воскресения Христова, совершившееся рано утром в
    первый день недели, и в Воскресение 16 Нисана.
    Себя на смерть предал на Голгофе в самую пятницу, когда иудеи праздновали Пасху.
    Эту крестную Пасху, заклание Христа, христиане малоазиатских Церквей до середины
    III века праздновали 14 Нисана вместе с иудеями, объединяя Ветхозаветную Пасху с
    Новозаветной вместо того, чтобы 16 Нисана, в день Господень, отмечать Пасху
    Воскресную. Иудеи празднуют заклание агнца, а христиане - заклание Христа. А где
    же воскресение? Ведь без Воскресения тщетна наша вера. Если Христос умер как
    человек и Его крестные страдания отмечаем как человека, а не празднуем после
    трехдневного Воскресения, то Христос не Бог, а лишь человек. И Евангелие
    говорит, что иудеи "во утрий день, иже есть по пятце" просили Пилата запечатать
    гроб, чтобы ученики не украли Тело Иисусово и возгласили людям, что восстал из
    мертвых... И дали воинам довольно денег, чтобы те сказали, что Воскресения нс
    было, но "ученицы Его нощию при-шедше украдоша Его, снящым... И промчеся слово
    сие во иудеях даже до сего дне" (Мф. 27, 62; 28, 15).
    Уже во II веке римский собор запретил праздновать Пасху по-иудейски и вместе с
    иудеями, ибо Апостольское правило гласит: чужд Церкви, отмечающий Пасху с
    иудеями.
    Итак, Пасха иудейская сохраняет лишь полнолуние, а христиане еще и Воскресение,-
    писал и говорил Папа Виктор. Здесь христианский Восток поддержал это решение
    Папы Виктора не праздновать Пасху по-иудейски в 14 день Луны, но только в
    великое и дарующее жизнь Воскресение.

    § 14. Дух Святой через богодухновенных Апостолов и Святых Отцов преподал правило
    благочестия для всех. Так, седьмое Апостольское правило говорит: "Аще кто,
    епископ или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего
    равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священного
    чина".
    I Правило Святого Поместного Собора Антиохийско-го говорит о том, что дерзающие
    нарушить определения Святого и Великого Собора, в Никее бывшего "о святом
    празднике Спасительныя Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от
    Церкви. Если кто из предстоя-телей Церкви, епископ или пресвитер, или диакон
    дерзнет к развращению людей и к возмущению Церквей с иудеями совершати Пасху,
    такового Святый Собор осуждает быти ему чуждым Церкви, запрещает, в
    священно-служении и его вступившим в общение с ним". Было то, что в древних
    Церквах отмечали Крестную Пасху.

    § 15. Задача календаря - чтобы не было несуществующих дней. Папа Григорий XIII
    ввел в 1582 году свой календарь как влияние эпохи Возрождения, от которой
    духовная жизнь в Католической Церкви упала. Коперник был против реформы, а Собор
    1583 года отверг новый календарь как орудие завоевательной политики папства.
    Введение григорианского календаря началось с того, что после 4-го октября
    (четверг) стали считать 15 (пятница), с 5-го по 14-го октября дни были
    выброшены. История и хронология затрудняет поэтому расчеты. Если 4 октября
    четверг, значит пятница была 5, 12, 19, а оказывается пятница стала по
    нововведению 15 числа. Если 4 было новолуние, значит, новолуние было 18 или 19,
    а оно стало 28 или 29; усложняются с григорианским календарем вычисления,
    поэтому историку, хронологу при вычислениях лучше всего забыть о григорианском
    календаре и делать вычисления по юлианскому, а потом прибавлять соответствующее
    число дней. Григорианский календарь является исторически вредным, оказывается
    астрономически ненужным. С 1900 года по 2100 год разность между календарями
    будет 13 дней. По григорианскому календарю трудно восстанавливать исторические
    факты, астрономические явления, сложно чередовать лунные и солнечные уравнения.
    Григорианскому стилю нельзя применять правило о праздновании Пасхи. А правила
    таковы:
    1. Пасха празднуется непременно после еврейской, хотя бы на одиндень.
    2. Пасха празднуется в первое воскресение после весеннего полнолуния. Но у
    евреев Пасха празднуется в весеннее полнолуние, если оно будет не ранее 14 марта
    по старому стилю (27 по н. ст.).
    Отсюда "следует, что евреи иногда могут справлять Пасху почти месяцем позже
    после григорианских христиан. Так было в 1891 году и 1894 г. и в течение
    столетия 1851-1950 представляется таких 15 случаев. В Римской Церкви правило
    Апостолов Вселенского Собора и Отцов упущены. Счет чисел с 1582 г. католики
    стали производить с разницей на 10 дней. Они 11 марта - день равноденствия,
    стали считать 21 марта, как и в 325 г: было, и постановили Пасху праздновать в
    первый воскресный день за полнолунием в самый день действительного равноденствия
    или после него. Уменьшили число високосных дней. Пасхальные границы стали
    считать 22 марта и 25 апреля по новому стилю. А к чему это привело? Известно,
    что иудеи не празднуют Пасху прежде 14 числа марта по старому стилю или 27 марта
    по новому стилю...
    Католики стали нарушать правило соборов и иногда праздновать Пасху прежде
    иудеев, как было в 1864 г., 1872 г., 1883 г., 1891 г. и вместе с иудеями, как в
    1805 г., 1825 г., 1903 г., 1927 г., 1981 г. и это потому, что католики в новых
    своих Пасхальных границах допустили ошибки, хотя и Пасха у них после
    равноденствия в воскресный день. По таблицам католиков полнолуние иногда
    совпадает с субботой, а по вычислениям иудеев, у которых счет вернее, оно
    совпадает с воскресением, в которое на самом деле наступает полнолуние. Тогда
    христиане Запада и иудеи празднуют Пасху в один и тот же день. Но у православных
    такие случаи невозможны. Вот почему Православная Церковь не может принять
    григорианский стиль.
    Еще предлагают праздновать Пасху по-прежнему, но только исключить из нашего года
    13 дней и считать числа по новому стилю. Тогда наш последний предел Пасхи 25
    апреля будет 8 мая. Тогда в некоторые годы Пасха будет в начале мая, а
    Пятидесятница в конце июня, для поста Апостолов Петра и Павла не остается
    времени, и день Святых наступит после этого праздника. Так что пока весеннее
    равноденствие не дошло до последних чисел февраля и бывает в весеннем месяце
    марте, для юлианского календаря неважно уравнение с астрономическим годом, через
    неточный григорианский календарь.
    Когда Константинопольское совещание 1923 года предложило всей Церкви перейти на
    григорианский стиль, то Русская Церковь при патриархе Тихоне, подражая
    Константинопольской, в этом 1923 году также ввела новый стиль с тем, чтобы
    церковные и гражданские события отмечать по новой календарной системе, а перед
    этим 26 января 1918 года декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР был введен в
    России новый стиль и 1 февраля стало считаться 14 февраля.
    При рассмотрении оказалось, что такие события, как 25 марта - Благовещение, 25
    мая - третье обретение главы Предтечи, 25 сентября - преставление преподобного
    Сергия, 25 октября - явление новой эпохи, 25 декабря - Рождество Христово
    приходится отмечать через время, которое не завершило свой годичный путь солнце
    по небесной эклиптике, т. е. не через астрономический год (365 дней 5 часов 48
    минут 47,8 секунд), а через 352 дня. Тогда решили эти события отмечать 7-8 числа
    следующего месяца, отказаться от нововведений и сохранить юлианский календарь в
    Русской Православной Церкви.
    Лига наций раньше и ООН теперь разрабатывали и разрабатывают международный
    всемирный календарь, который бы удовлетворял традициям духовной и практической
    жизни народов, религиозный состав которых в 1972 году таков:
    христиан 985,4 млн.
    в том числе:
    римско-католическая религия 566,8
    протестантская 294,7
    православная 123,9
    другие религии и неверующие 1087
    хинду 472,4
    мусульмане 471,3
    конфуцианская религия 304,6
    буддисты 301,4
    синто 60,1
    теоисты 51,3
    иудейская религия 14,5
    Итого: 3748
    ("Мы и планета", М., 1980, с. 23-24)

    Печать сообщает еще, что с 1967 года в Америке официально функционирует Церковь
    сатаны, причем ее глава Антоний Лавей почему-то утверждает, что к 1986 году их
    конфессия может стать самой многочисленной в мире, ибо нравы людей, как он
    говорит, располагают к этому. Может ли григорианский календарь для всех этих
    народов с их психологией и традициями считаться превосходным? Как учесть точное
    время?
    В 1902 году на обращение Вселенской Патриархии по вопросу о реформе календаря
    все Автокефальные Церкви Православные высказались за сохранение старого
    юлианского календаря. В 1923 году Российская Православная Церковь подтвердила
    свое решение хранить церковную Пасхалию неизменной.
    Божественную истину мы должны определять общецерковным преданием. И эта истина в
    вопросе Пасхалии примиряет Человеческую действительность с Божественной правдой.
    ИСТИНА стояла перед народным судилищем у Пилата, открылась народная многоликая
    истина - она и религиозная, и психологическая, и абсолютная, и историческая, и
    субъективная, и относительная, и объективная, и практическая, и духовная.
    Евангелие нам открывает образы этих людей - носителей своих истин - это фарисеи
    - гордые, надменные люди, саддукеи - богатые жестокие люди, непризнающие ни
    Ангелов, ни Промышления Божия, ни Воскресения, иесеи - мистики, язычники,
    книжники. Перед нами встают образы в Евангелии - Иуды, Анны, Каиафы, Ирода,
    Пилата, простого народа, кричащего - "Осанна в Вышних" и "распни". Также
    по-своему оценивают истину и время и современные фарисеи, саддукеи, мистики и
    книжники - Доклетиан, любители олимпиад, Мухамед, Наполеон: но истина одна, и
    если силы души человеческой - разум стремится к истине, воля - к добру и
    чувствования - к чистоте и святости, то это говорит о том, что закон Бога дышит
    в духе человеческом. И Сам Бог тогда призовет эту душу к познанию Высочайшей
    Вечной Истины, которая открывается нам в Евангелии.

    § 18. Пасха для христиан - воскресение Христово из мертвых.
    Пасха наша - Христос и даровал нам Воскресение.
    Это день восьмой, как образ вечного дня незаходимо-го, сливается теперь с днем
    первым творения - единым -он, день Господень идет за субботой, называется
    Неделей. За Неделей - Воскресным днем идет после Недели - понедельник, и так
    неделя идет от недели творения. Теперь храним после полнолуния трехдневное
    Воскресение:
    Вечер четверга день I
    день пятка
    Вечер пятка день II
    день субботы
    Вечер субботы день III
    на воскресный день
    И к каждому из нас, как и к Симону Ионину, обращается Христос Спаситель: "Любишь
    ли ты меня?".
    Мы взываем: "Отче наш" и должны помнить, что
    Отечество Вечное наше на Небесах,- где Отец, там должны быть и дети.
    И соблюдение заповедей Божиих есть выражение любви,- а верующим и любящим
    Господь дарует познание Воскресения.
    Пасха - праздник весны и напоминает нам седмицу Творения и седмицу страдания
    Спасителя. А это было после весеннего равноденствия, после полнолуния и
    трехдневного воскресения. Якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси
    оживут (I Кор. 15, 21).


    Литература

    1. Творение иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа
    Константинопольского (в русском переводе). Издание Санкт-Петербургской Духовной
    Академии. Санкт-Петербург, 1901 год.
    2. Руководство для преподавания Пасхалии в Духовных Семинариях. Ильяшев,
    Харьков, 1871 г.
    3. 73 Деяние Всероссийского Собора 1917-1918 гг. от 30 января 1918 года.
    4. О Церковном Календаре. Георгиевский А. И. Доцент Московской Духовной
    Академии. Издание Московской Патриархии, Москва, 1948 г.
    5. "Журнал Московской Патриархии", специальный номер, 1948 г. (Резолюция по
    вопросу "о церковном календаре", стр. 30).
    6. О времени празднования Пасхи, Дмитрий Голубинский. Изд. 1892 г.
    7. Библия или Книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета, в русском
    переводе, с параллельными местами и указателем церковных чтений. Издание
    Московской Патриархии, Москва, 1956 г.
    8. Следованная Псалтирь с месяцесловом и индиктионом.
    9. Церковно-хронологический цикл (круг) времен и лет вечно-неисходимой и
    неизменяемой православной Пасхалии. Иеромонах Иоаким. Москва, 1880 г.
    10. И.А.Климишин. "Календарь и хронология", Москва, "Наука", 1981 г.
    11. Е-И.Каменцева "Хронология", Москва, 1967 г.
    12. А.П.Пронщтейн. В.Я.Кияшко, "Хронология", Москва, 1981г.
    13. В.В.Цыбульский "Календарь и хронология стран мира", Москва, "Просвещение"
    1982г., стр. 127.
    14. Контекст 1978 г. Академия наук.
    15. Богословские труды.
      Образование и Православие
     

    Всего голосов: 1       Версия для печати    Просмотров: 5000

    Рекомендуем к прочтению:

    - В.В. Новиков. Литургия: общее дело или благоговение перед неизреченным Таин ...

    - Священник Олег Мумриков. Литургия для детей в современной приходской практи ...

    - Об участии верных в Евхаристии

    - Учебное пособие по литургике для студентов 2 класса

    - Конспект по Литургике для 4-го класса. Киевская Духовная Семинария



    Рассылка новостей сайта на E-mail

    html-cсылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию

    Добавление комментария

    Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий:
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера

     

    Областной центр информационных технологий управления образования администрации Новосибирской области при участии отдела образования Новосибирской Епархии


    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Православное Христианство.Ру Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии