Предметы:
Священное Писание
Катехизис
Догматическое богословие
Основное богословие. Апологетика
Нравственное богословие
Пастырское богословие
Сравнительное богословие
Гомилетика
Патрология
История Церкви
Литургика
История философии
История Отечества
Сектоведение
Всеобщая история
Религиоведение
Церковный протокол
Византология
Православная культура России
Мировая культура 
Основы гуманитарной методологии 
Русская словесность 
Психология
Педагогика
Российское религиозное законодательство
Церковная жизнь 
Аскетика 
Каноническое право 
Иконография
Агиография
Церковно-славянский язык
Латинский язык
Материалы по ИППЦ
Литература о Православии и христианстве на иностранных языках - Books in foreign languages about Orthodoxy and Christianity in general
Западные христианские апологеты
 

Последние поступления:

  • The eternal manifestation of the Spirit through the Son: a hypostatic or energetic reality?...
  • Communion with God: An Energetic Defense of Gregory Palamas...
  • Одушевление тела в трактате «О сотворении мира» Иоанна Филопона...
  • Counting Natures and Hypostases: St Maximus the Confessor on the Role of Number in Christology...
  • God the Father - Spring of everlasting love and life Trinitarian impulses for a culture of peace and healing communication...
  • Development in Theological Method and Argument in John of Damascus...
  • Новый Завет в духовной школе: история изучения и содержание дисциплины...
  • Вышла лекция «О школах русской иконописи»...
  • Кириллин Владимир Михайлович. Очерки о литературе Древней Руси...
  • Раннее развитие литургической системы восьми гласов в Иерусалиме (Russian translation of 'The Early Development of the Liturgical Eight-Mode System in Jerusalem')...
  • “Orthodox Theology of Personhood: A Critical Overview, Part II”, The Expository Times [International Theological Journal], 122:12 (2011) 573-581 [English]...
  • Сибирское Соборное Совещание 1918 года: материалы...
  • God the Father - Spring of everlasting love and life Trinitarian impulses for a culture of peace and healing communication...
  • ‘The Primacy of Christ and Election.’ PJBR 8 no. 2 (2013): 14-30.f [Paper Thumbnail]...
  • The Unfolding of Truth. Eunomius of Cyzicus and Gregory of Nyssa in Debate over Orthodoxy (360-381)...

  •  

     

    Новосибирский Свято-Макарьевский Православный Богословский Институт

    УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ

    Религиоведение

      Опубликовано 08.12.2010 в рубрике  Учебные пособия и материалы » Религиоведение

        Распространение ислама в России: исторический аспект вопроса
       

      Прахт Д. В.
      Начало распространения ислама на территории России и знакомство с исламским вероучением относится к VII-X вв. Оно связано с формированием после распада Западно-Тюркского каганата двух новых тюркских государств в Поволжье и Причерноморье: Хазарского каганата и Волжско-Камской Булгарии.

      Хазарский каганат — могущественное государство тюрок-уйгуров, находившееся в зените расцвета в VII-IX вв. и исчезнувшее с исторической арены в конце X в. Территория государства хазар первоначально охватывала предгорные районы Северного Кавказа и обширную степную равнину между берегом Каспийского моря, Нижней Волгой на востоке и линией Дона на западе, но постепенно в сферу влияния каганата подпало все Среднее и Нижнее Поволжье, на севере граница влияния хазар простиралась до Оки, на западе она в годы наибольшего могущества проходила по Днепру. Каганату долгое время принадлежали Приазовье, часть Крымского полуострова. В даннической зависимости от хазар, помимо аланов, черкесов и других немногочисленных племен Северного Кавказа, находились Волжская Булгария, Киевская Русь.

      Хазарское государство с самого начала своего существования утвердило контроль над важнейшими торговыми путями из Восточной Европы в страны Передней Азии. Это показывает, какую роль для Хазарии играла транзитная торговля. В IX-X вв. в районах Хазарии, где имелись удобные условия для развития земледелия (в том числе и на основе орошения), значительная часть ранее кочевого населения перешла к оседлой жизни и занятию земледелием. Так коренное население Хазарии разводило виноград, например, в Самандаре было до четырех тысяч виноградных лоз.

      В условиях возросшего международного значения Хазарии вопрос о ее государственной религии приобрел в VIII в. большую политическую остроту. Хазарская держава была желанным союзником, как для Византийской империи, так и для Арабского халифата. Оба эти государства не однократно пытались обеспечить прочные дружеские отношения с хазарами родственными связями с каганом, и та и другая сторона с еще большей настойчивостью старались навязать свою религию.

      Хазарский каганат на протяжении всего своего существования находился в постоянном контакте с халифатом: с середины VII в. до середины VIII в. — период военных действий, когда между халифатом и каганатом шла длившаяся почти сто лет (642-739) война за преобладание на Кавказе; вторая половина VIII-IX вв. — период мирных отношений, когда между ними установились активные торговые контакты. Сведения о событиях арабо-хазарских войн зафиксированы в хрониках арабских историков (IX-X). А о событиях периода мирных отношений — в сочинениях арабских географов (X-XIII).

      Проникновение ислама в страну хазар началось уже в VII в. благодаря арабским купцам. Однако длительное время ислам оставался здесь религией социальных низов, арабских и хорезмийских торговцев. В результате нескольких арабо-хазарских войн второй половины VII — начала VIII вв. и успешного похода арабского полководца Мервана ибн Мухаммеда 737 г., каган принял ислам, что ускорило распространение религии победителей в хазарском обществе. Для утверждения новой религии из халифата были присланы два факиха-законоучителя. Уже в конце VIII в. в столице Хазарии городе Итиле действовали большая соборная мечеть (Джума-мечеть) и тридцать квартальных мечетей.

      Связанное с Византией христианство издавна и широко было распространено в подвластных Хазарии областях Крыма и Кавказа, и давление на хазар с этой стороны было, без сомнения, если не столь грубым и прямолинейным, как со стороны арабов-мусульман, но зато более постоянным.

      Следует отметить, что вынужденное обращение не было прочным, и в качестве государственной религии ислам в Хазарии не утвердился. Хазарские правители рассматривали ислам как религию своих врагов арабов.

      Хазары, как известно, выбрали религию, которая обеспечивает им вхождение в круг средневековых цивилизаций и вместе с тем самостоятельное положение между борющимися сторонами, то есть Византией и Халифатом, а именно иудаизм. Время принятия хазарами иудейской религии, по одним данным, относится к первой четверти VIII в., а по другим — к началу IX в.

      Вслед за этим в каганате начинаются антиисламские выступления, так в 913-914 гг. хазарский правитель в отместку за разрушение синагоги в арабском городе Дар-ал-Бабундже приказал разрушить минарет соборной мечети города Итиля и казнить муэдзинов.

      В современной литературе, по мнению А.П. Новосельцева, есть определенная тенденция преувеличивать роль иудаизма в Хазарии и даже на Руси [1]. Между тем источники для X в. дают совершенно ясный ответ. В Хазарии жили евреи (этнические) и часть хазар, принявших иудаизм. И те и другие источники, пусть не совсем четко, но различаются. Одновременно известно, что сами хазары исповедали и ислам, и христианство, и иудаизм, и языческие культы, причем показательно, что при перечислении этих религий в источниках иудаизм стоит на последнем месте. Источники говорят, что иудаизм исповедовал царь, окружение царя и его род. Таким образом, о широком распространении иудейской религии среди населения Хазарии даже в X в. говорить не приходится.

      Новая религия, по мнению С.А. Плетневой, не объединяла, а наоборот, разъединяла и без того непрочное государственное образование, возглавленное хазарами. Происходило отдаление царя от своих подданных, слабела связь провинций с центром [2].

      Хазарские христиане, мусульмане, язычники оказались в оппозиции правительству и подчинялись только силе. Положение оказалось безвыходным еще и потому, что свойственная иудаизму исключительность не допускала обращения в государственную религию широких народных масс и обрекала их на беспросветное пребывание в качестве налогоплательщиков своих господ. Естественно, что иудейское правительство, которое не могло опереться на свой народ, вынужденно было постоянно искать союзников за пределами своей страны.

      В середине X в. хазары утратили контроль над даннически зависимой Киевской Русью, потеряли побережье Керченского пролива, во второй половине X в. утратили контроль над Волжской Булгарией. Противостояние воинственным печенегам, пришедшим из глубины Азии и Киевской Руси, окончательно истощило силы стремительно распадавшейся империи. Ее процветание, возможное до тех пор, пока большинство контролируемых каганом народов оставались в язычестве, должно было закончиться после обретения ислама Волжской Булгарией, христианства — Киевской Русью. В Восточной Европе начиналась эра конфессионально определившихся государств, избиравших в качестве доминирующей ту или иную мировую религию.

      Самым опасным врагом Хазарии стала Киевская Русь, на пути экономического и политического развития которого она оказалась. Ослабленная внутренними междоусобицами, походом русского князя Святослава (?-972) в 964-965 гг., и Владимира Святого (980-1015), вторжениями печенегов в конце X в. Восточная Хазария перестала существовать, и мало-помалу была поглощена хорезмийцами, гузами, половцами. На западе (в Крыму и Тмутаракани) хазары сохранились, но постепенно подпали под власть либо Руси, либо Византии. При этом они вынуждены были принимать православие, хотя не исключено, что часть хазар в Крыму стала мусульманами. Немногие остались иудаистами, дав начало новой народности — караимам.

      После 1083 г., когда вернувшийся в Тмутаракань Олег Святославович (?-1115) истребил местных хазар, ранее способствовавших его изгнанию, имя этого народа исчезает из исторических источников. Очевидно, так завершился процесс смешения хазар с православными русичами и византийцами, а так же мусульманами (главным образом родственными им тюрками).


      Для киевских русичей, по мнению Р.Г. Ланды и М.Ф. Муртазина, как раз хазары и стали первыми мусульманами, с которыми они могли познакомиться и узнать об их культуре [3]. С этими утверждениями согласны не все исследователи, так Т.С. Саидбаев распространение и знакомство с исламом на территории нашей страны связывает с нашествием войск арабского халифата и считает это неоспоримым фактом [4]. Обширные районы Азербайджана были завоеваны халифатом уже в 18 год хиджры (639 г.). Затем арабы выступили на Дагестан и в 642/43 г. захватили Дербент. В начале VIII в. начинается новый этап арабских завоеваний, продолжавшийся почти сто лет. Первые военные набеги арабов на Мавераннахр (араб. «по ту сторону реки») — земли Средней Азии относятся к VII в. Окончательно Мавераннахр был покорен в начале VIII в. Для утверждения ислама на захваченных территориях арабы освобождали обращенных в ислам от уплаты подушного налога (джизьи). В захваченные города переселяли арабов.

      Итак, ислам на нашу территорию был принесен извне, в результате арабской экспансии. Так же основанием полагать, что восточные славяне уже в начале VIII в. знали арабов служит тот факт, что в районе Днепра находят многочисленные клады арабских серебряных монет. Археолог Ф.А. Асадуллин свидетельствует, что находки на территории современной Москвы и вокруг нее в виде кладов арабских дирхемов относятся к VIII-IX вв.[5] Мусульманский географ перс Ибн Хардадбеха (современник Рюрика и Аскольда) сообщает о славянских купцах «ар-рус», которые возили свои товары к Черному и Каспийскому морям.

      Волжско-Камская Булгария в X-XIII вв. занимала территорию от Волжско-Камского междуречья на севере до Самарской луки на юге (сейчас — территория Татарстана, Чувашии, Ульяновской, Самарской областей). Фактически, значительная часть территории бывшего Хазарского каганата вошла в состав Булгарии. В то же время, известно, что Булгария раннего периода находилась под протекторатом Хазарии и ее политического влияния.

      Булгария в Поволжье проводила активную международную политику. Она имела связи с другими государствами, в том числе и торговые. Булгария пользовалась широким признанием со стороны мусульманских государств. В Х в. в Булгарии чеканили свою монету, рассчитываясь ею с иноземными купцами. Торговля развивалась очень бурно. Этому способствовало положение Булгарии на торговых путях между Азией и Европой. Поэтому Волжская Булгария уже в IХ в. становится торговым центром Восточной Европы. Шла активная торговля не только с русскими княжествами, но и со Скандинавскими странами, куда продавали меха и металлы. Булгария торговала со Средней Азией, Кавказом, Ираном, Прибалтикой. Торговые караваны не прерывно ходили в Хорезм, Хорасан.

      Таким образом, до нашествия монголов Булгария была могущественным царством с богатыми городами. По мере укрепления государства крепло объединение родственных племен. Так образовалась единая народность. Поэтому в Х в. говорят только о двух названиях народов: булгары и сувары. В ХI в. говорят только об одном булгарском народе. Население Булгарии было оседлым. Экономика страны по тем временам была высоко развитой.

      Во многих отечественных исследованиях указывается дата официального принятия булгарами ислама — 12 мая 922 г.

      Булгары, до принятия ислама, придерживались древнетюркской религии небесного божества Тенгри, изображаемого в виде солнца, коня, орла на голубом фоне. Ее исповедовал, в частности, объединитель булгарских племен итильбер (царь) Шилки (IX-X вв.).

      Сын Шилки царь Алмуш (Алмас) был хорошо знаком с исламом и понимал пользу его распространения среди булгар. Стремясь освободится от хазарской зависимости, он вступил в союз с Багдадским халифатом: в 921 г. ко двору абассидского халифа Джаффара ал-Муктадира прибыл посол царя Алмуша Абдаллах с просьбой прислать исламских вероучителей. В мае 922 г. ответное посольство прибыло на Волгу в резиденцию царя Алмуша. Был созван съезд булгарских князей и представителей племен, на котором ислам был всенародно принят в качестве государственной религии. Об обстоятельствах принятия ислама булгарами известно из записок секретаря арабского посольства Ахмеда ибн Фадлана.

      Следует отметить, что данные письменных источников и археологических материалов указывают на то, что камско-волжские булгары до 922 г. находились в довольно тесных торгово-экономических и культурных контактах с народами уже исламизированной Средней Азии. Этим, видимо, объясняется тот факт, что ко времени прибытия в Булгар миссии Ибн-Фадлана там была определенная прослойка мусульманского населения. М.З. Закиев так же придерживается мнения, что ислам распространялся среди булгар значительно раньше — более чем за сто лет до его официального принятия [6]. Исследователь Г.М. Давлетшин подчеркивает, что утверждение об официальном принятии ислама в Волжской Булгарии в 922 г., то есть после приезда багдадского посольства не обосновано, так как ни в записках Ибн Фадлана, ни в других источниках об этом ни чего не говорится. Ислам как государственная религия был принят еще до прихода багдадского посольства [7]. Изучая вопрос о времени принятия ислама Булгарией, М.А. Усманов приходит к выводу, что ранний ислам в Булгарах (до 922 г.) был еще на примитивном уровне. Поэтому вряд ли дату исламизации Волжской Булгарии следует пересматривать в пользу удревнения. Надо ставить вопрос не о первых знакомствах с исламом, а с какого года ислам стал официальной идеологией и религией. Таким годом, был 310-й г. по хиджре, когда мусульманский правитель сменил свое языческое имя Алмуш на Джафар, а имя отца Шилки — на Абдулу [8].

      Это фиксирует Ибн-Фадлан: царь булгар, сын язычника, уже мусульманин; мусульмане его домочадцы. Этот ислам, которого придерживалась определенная часть общества, проник туда из Средней Азии еще до приезда арабов. Но это были лишь зачатки ислама.

      Таким образом, приобщение к исламскому вероучению шло постепенно. Сначала одни, а потом другие группы булгар самостоятельно приняли ислам. Провозглашение же Алмушем ислама официальной религией явилось естественным итогом этого исторического процесса.

      В XI-XII вв. Волжскую Булгарию называют мусульманским государством известные ученые и путешественники: Бируни из Средней Азии, ал-Гарнати из Испании, арабский историк ал-Балхи. Тут в городах Булгар, Сувар, Билляр, Казань формируются крупные центры науки, которые распространяли воззрения известных арабских философов и ученых.

      С принятием ислама прежняя руническая письменность заменяется арабской, и закладываются основы булгарской письменной культуры. А это в, свою очередь, сыграло существенную роль в формировании и развитии научно-философской мысли. Стало быстро увеличиваться число мечетей, а с ними и школ. В Булгарии появились талантливые ученые в разных областях науки: математике, астрономии, медицине, истории и т.д. Были организованы астрономические наблюдения. Широкое признание получили труды ученого Хаджиахмета ал-Булгари, философа Хамида бин Идриса ал-Булгари и других. Издавались книги о лекарствах, по ораторскому искусству, по литературоведению, которые написал Бурханатлин бин Юсуф ал-Булгари. Издавались так же книги Тажетлина Булгари по медицине. Появились сочинения Махмута Булгари, Хисамутдина Муслими-Булгари и другие.

      Успешно развивалась не только наука, но и литература. Наиболее известен поэт Дауд Саксин-Суари, который писал в начале ХII в. Он был выходцем из города Саксина и принадлежал к народности сувар. Широко известна книга поэта «Сад цветов, излечивающих болезни». Она состоит из 67 разделов. В начале каждого раздела автор дает описание жизнедеятельности какого-либо ученого или же иной знаменитой личности.


      Широко известен выдающийся поэт ХIII в. Кол Гали. Его поэма «Легенда о Юсуфе» получила всемирное признание, его читали в Булгарии не одну сотню лет. В настоящее время в Татарстане учреждена премия имени Кол Гали.

      Относительно быстрое распространение ислама в Булгарии объясняется тем, что общество в социально-экономическом, политическом и культурных отношениях было уже готово для принятия ислама, то есть новой монотеистической религии. Еще до прихода на Волгу булгары унаследовали от своих древнетюркских предков своеобразный языческий монотеизм. Булгары поклонялись Бер-Тенгри — единому богу Тенгри. Замена одного языческого бога Тенгре другим богом — мусульманским Аллахом было актом не слишком болезненным. Естественно, древнетюркский Тенгре и привнесенный из вне Аллах пришли в определенный конфликт в сознании людей, который в конечном итоге решился своеобразным компромиссом. Тенгре стал синонимом Аллаха. Его имя встречается на булгарских мусульманских памятниках — надгробных эпитафиях, а его символы в виде схематических изображений солнца украшают эти камни. Со времени принятия ислама начинается культурный расцвет Булгарского государства. Мусульманская религия настолько вошла в жизнь булгар, что они сами сделались ее активными распространителями.

      Как свидетельствует летопись, в 986 г. к Великому киевскому князю Владимиру прибыли четыре посольства из разных стран, каждое из которых расхваливало религию своей страны и убеждало князя Владимира принять ее. Это были: волжские булгары — мусульмане, хазарские евреи, посланцы Рима и Византии.

      О мусульманах в летописном рассказе говорится: «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь. Уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: «Какова же вера ваша?» Они же ответили: «Веруем богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Дает Магомет каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех. Та и будет ему женой… Если кто беден на этом свете, то и на том». И другую всякую ложь говорили, о которой и писать стыдно. Владимир же слушал их, так как и сам любил жен и всякий блуд… Но вот что было ему не любо: обрезание, воздержание от свиного мяса и от питья и сказал он: «Руси есть веселие пить, не можем без того быть» [9]. Папских посланцев он отсылает со словами: «Идите опять яко отцы наши сего не приняли суть» [10]. Иудаизм князь Владимир отверг указывая на отсутствие у евреев своей земли: «Аще бы Бог любил вас и закон ваш то не бысте росточени по чужим землям еда и нам то же мыслите прияти» [11].

      Представитель греков «философ» произносит речь, которая, очевидно, произвела сильное впечатление. Вслед за этим Владимир уже сам посылает послов в разные страны. Мусульманское богослужение показалось послам смешным и нелепым, западное христианство — недостаточно красивым, греческое, напротив, понравилось и князь Владимир совершает выбор.

      Видный историк русской Церкви митрополит Макарий (1816-1882), считает, что в этой истории нет ничего странного и невероятного ни вообще, ни даже в подробностях, за исключением весьма немногого, и, следовательно, нет достойного основания считать все сказания вымыслом. Ничего странного в том, что к Владимиру приходили разные миссионеры, из которых каждый хвалил свой закон и порицал все прочие: история представляет не один подобного рода случай. Вспомним, что говорили послы хазарские, приходившие к греческому императору Михаилу просить себе христианского учителя. Они говорили: «Евреи убеждают нас принять их веру, а сарацины преклоняют к своей». И святой Кирилл Философ (ок. 827-869), отправившийся к ним по этому случаю, должен был состязаться в вере с мудрецами еврейскими, сарацинскими и хазарскими [12].

      Однако ученый Д.Е. Фурман считает историю выбора веры князем Владимиром, помещенную в летопись, наполовину легендой, наполовину — чисто литературным произведением [13]. Большую долю вымышленного видит и видный историк Русской Церкви А.В. Карташев, при этом, соглашаясь, что материал сказки, хотя и в преломлении, все-таки отражает историческую быль [14]. По мнению Д.Е. Фурмана как бы не соотносился рассказ с реальными историческими событиями, в нем содержится одна очень важная истина — Владимир и его окружение совершили жизненный выбор, выбор сложного целого (религии), основывавшимся на неполном знании этого целого [15].

      Принятие населением Древней Руси христианства оказалось возможным, благодаря достигнутому еще до этого высокому уровню культуры, в особенности уровню религиозного сознания, которому соответствовал и характер языка с достаточно развитой терминологией. Русская летопись отражает облегченный вариант спора, как бы ориентированный не на специалистов-богословов, а на более широкую аудиторию.

      Летописное свидетельство о выборе веры князем Владимиром пусть и не лишенная неточностей и фольклорных элементов, определенно подтверждает факт знакомства Киевской Руси с началами мусульманской веры. Хотя князь Владимир и отклонил ислам, но в дальнейшем характер российской государственности определялся тесным взаимодействием ислама и христианства на протяжении многих столетий.

      Принятие ислама помогло булгарской аристократии объединить разрозненные племена, укрепить мощь и государственность булгар, личную власть хана. Таким образом, Булгарское ханство, приняв в IX-X вв. ислам, стало частью мусульманского мира, булгары, став мусульманами, становились вассалами арабских халифов.

      Важным следствием превращения ислама в государственную религию Булгарии, отмечает Г.Б. Фаизов, явилось то, что вместе с ним почти во все слои населения проникают письменность и элементы арабской культуры, алфавит. Все это способствовало формированию качественно нового мировоззрения и дальнейшему расширению экономических и культурных связей народов Поволжья и Приуралья с арабо-персидскими мусульманскими государствами [16].

      Усиление государственности Булгар позволяло им строить свои отношения с другими государствами, в том числе с Древней Русью, на более высоком уровне, то есть волжские булгары, непосредственно соседствующие с древнерусскими княжествами, сотрудничали с ними на договорной основе.

      Источники по внешнеполитической истории Волжской Булгарии X-XI вв., главным образом по ее связям с Киевской Русью, показывают, что эти связи были в основном добрососедскими, если исключить несколько инцидентов, вызванных чисто экономическими причинами (сбор дани, ограбление купцов). В этот период еще не ставятся широкие политические цели, нет стремления к расширению границ.

      Булгария стремилась поддерживать дружественные отношения с русскими княжествами. В 985 г. был заключен договор между Булгарией и Киевом. Стороны договорились о вечном мире: «Тогда не будет между нами мира, когда камень начнет плавать, а хмель — тонуть» [17]. В 1016 г. был заключен торговый договор с киевским княжеством: булгарские купцы получили право торговать на русских землях. В 1024 г. в Суздальском княжестве разразился страшный голод. Жителей от голодной смерти спасли булгары.

      С образованием Северо-Восточной Руси с политическим центром во Владимиро-Суздальской земле изменяется характер русско-булгарских взаимоотношений. Обострение отношений выразилось в двусторонних походах.

      Взаимоотношение московских князей с правителями Волжской Булгарии складывались не скоро и довольно трудно, периоды мирного сосуществования перемежались разорительными набегами и разрушениями. Во многих источниках о Древней Руси, дошедших до наших дней, больше внимания уделяется военным эпизодам, нежели истории заключений мирных соглашений. С принятием Волжской Булгарией ислама, а Русью — православия во взаимоотношениях государств появляется новый элемент — религиозный, две мировые религии (опираясь на мощь халифата и Византии) начали соперничать в регионе.

      Известно, что с первых веков существования Русь тесно соприкасалась с мусульманским миром. Ростово-Суздальское княжество граничило и поддерживало дипломатические и торговые связи с Волжско-Камской Булгарией, население которой исповедовало ислам. Были завязаны торговые отношения Руси с Багдадским халифатом, до которого русские купцы добирались через Волгу и Каспий.

      Волжская Булгария развивалась в условиях, когда ислам являлся государственной религией и, несмотря на исторические катаклизмы, включая исчезновение самого государства, тогда были заложены основы для закрепления ислама в этом регионе. Следует отметить, что в Поволжье и Приуралье развивалось и укреплялось наиболее «гибкая» форма ислама — ислам ханифитской школы, характеризующийся терпимостью к другим конфессиям. Ислам в Булгарии и в ордынское время оставался в лоне суннизма ханифитского мазхаба, был ориентирован на Среднюю Азию и прежде всего на Хорезм.

      После победы на реке Калке (1223) монголы повернули к Булгарии. В 1235 г. состоялся курултай монголов, на котором обсуждалась военная стратегия. В наступательной операции было задействовано 200 — 250 тысяч человек, это без учета вспомогательных войск. Противостоять таким силам Булгары не смогли, хотя оборонялись до последнего. Монголы разгромили южно-булгарские города, взяли они и город Булгар. Осенью того же года монголы подступили к столице Булгарии — городу Биляру. Оборону столицы возглавил сам хан Габдулла ибн Ильгам. Город пал, после чего монголы его жестоко разрушили. После этого монгольское войско прошло всю страну: все города и крепости были разрушены. После этого они беспрепятственно пошли на русскую землю.

      В заключение можно констатировать, что какие бы ни существовали мнения по поводу возникновения и жизни Булгарского государства, его границ, внутренней структуры, роли в нем мусульманской религии, важно одно: с периода Хазарского каганата и Волжской Булгарии начинается не просто распространение ислама на территории, находящихся в составе России, но выявление и наращивание потенциала мусульманской культуры в приложении к местной специфике.

      Таким образом, в X в. произошел важный духовный и цивилизационный рывок у двух мощных государств: Киевской Руси и Волжской Булгарии. С тех пор, несмотря на некоторый драматизм в отношениях русского народа и его восточных и южных соседей, реальностью Киевской Руси, а далее Российской империи является не только христианский, но и мусульманский вектор.

      Уже в первые века существования единого централизованного государства — Киевской Руси происходили самые тесные контакты между этим государством и мусульманским миром. Они были вызваны широкой практикой налаженных торговых связей и спорадических дипломатических сношений между северными окраинами Халифата (Хорезм, Дербент, Мавераннахр), а также географически близкой Волжской Булгарией, с одной стороны, и Русью, с другой. Позднее, включение Владимирского и других русских княжеств в середине XIII в. в орбиту политического, идеологического и культурного влияния Золотой Орды, в которой за исламским вероучением были закреплены прерогативы государственной религии, положило начало еще более тесным контактам мусульман и христиан.


      ПРИМЕЧАНИЯ:

      [1] Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. С. 153.

      [2] Плетнева С.А. Хазары. 2-е изд. — М.: Наука, 1986. С. 63.

      [3] Муртазин М.Ф. Мусульманин в России // Ислам и мусульмане в России. Под общ. Ред. М.Ф. Муртазина, А.А. Нуруллаева. М., 1999. С. 5; Ланда Р.Г. Ислам в истории России. С. 28, 33.

      [4] Саидбаев Т.С. Ислам и общество. Опыт историко-социологического исследования. — М.: Наука, 1984. С.19.

      [5] Асадуллин Ф.А. Ислам в Москве. — М.: Логос, 2007. С. 10.

      [6] Закиев М.З. Татарстан как исламо-христианское пограничье // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Казань, 1994. С. 7.

      [7] Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура. Домонгольский период X-нач XIII вв. / АН СССРКазан. науч. центр. Инст-т Яз., лит. и истории им. Г. Ибрагимова. — Казань.: Тат. кн. изд-во, 1990.С. 77.

      [8] Усманов М.А. Исторические предпосылки и последствия принятия ислама Волжской Булгарией // Ислам в Поволжье: история и проблемы изучения. С. 16.

      [9] Цит. по: Художественная проза Киевской Руси XI-XIII вв. / перевод с древнерусского Д.С. Лихачева. М., 1957. С.43-44 / Лаврентьевская летопись. Повесть временных лет // Полное собрание русских летописей. Т.1. — 2-е изд. — М.: Языки славянской культуры, 2001. С. 84-85.

      [10] Лаврентьевская летопись. Повесть временных лет // Полное собрание русских летописей. Т.1. — 2-е изд. — М.: Языки славянской культуры, 2001. С. 85.

      [11] Лаврентьевская летопись. Повесть временных лет // Полное собрание русских летописей. Т.1. С. 85.

      [12] Макарий (Булгаков) митрополит. История Русской Церкви. Кн. 1. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю Русской Церкви. — М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. С. 228-229.

      [13] Фурман Д.Е. Выбор князя Владимира // Вопросы философии 1998. № 6. С. 90.

      [14] Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. В 2т. — М.: ТЕРРА, 1992. — Т.1. — С. 117.

      [15] Фурман Д.Е. Выбор князя Владимира // Вопросы философии. 1998. № 6. С. 91.

      [16] Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. — Уфа, 1995. С. 27.

      [17] Цит по: Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Ислам в России. — М.: Вече, 2004. С. 189.
        Образование и Православие / portal-slovo.ru
       

      Всего голосов: 59       Версия для печати    Просмотров: 6526

      Рекомендуем к прочтению:

      - Священник Георгий Максимов. Православие и Ислам

      - История нехристианских религий. Диакон Михаил Плотников

      - Иеромонах Иоасаф (Тандибиланг): «Русское Православие особенно близко индоне ...



      Рассылка новостей сайта на E-mail

      html-cсылка на публикацию
      Прямая ссылка на публикацию
      #1 написал: Давид (28 сентября 2011 11:42)


      Группа: Гости
      Регистрация: --
      спасибо автору за хорошую статью
      ICQ: [цитировать]

      Добавление комментария

      Имя:*
      E-Mail:
      Комментарий:
      Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера

     

    Областной центр информационных технологий управления образования администрации Новосибирской области при участии отдела образования Новосибирской Епархии


    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Православное Христианство.Ру Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии