ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Священного Собора Православной
Российской Церкви по поводу декретов о расторжении брака и о
гражданском браке
19 февраля (4 марта) 1918 года
Советом народных комиссаров напечатаны в "Газете
Временного Рабочего и Крестьянского Правительства" (1917
года, N 36 и 37) декреты о расторжении брака и о гражданском
браке. В этих декретах, изданных без сношения с православною
церковною властью и с полным пренебрежением к требованиям
христианской веры, допускается расторжение брака через
гражданский суд, и притом только вследствие просьбы обоих
супругов или хотя бы одного из них. Этим открыто попирается
святость брака, который по общему правилу является
нерасторжимым, согласно учению Спасителя нашего (Мф. 19,9),
и только в исключительных, определенных случаях может быть
расторгнут церковною властью. Сверх того, по этим декретам
для совершения брака достаточно простой записи в суде, а для
разведенных нет запрещения вступать в новые браки
неограниченное число раз. В заботах о спасении чад
Православной Церкви Священный Собор призывает их не вступать
на широкий путь греха, ведущий к погибели, и строго хранить
церковные законы, памятуя, что те, которые нарушают
церковные постановления, навлекают на себя гнев Божий и
церковное осуждение. Декреты, направленные к ниспровержению
церковных законов, не могут быть приняты церковью.
Следуя учению слова Божия и церковным правилам, Священный
Собор определяет в отношении брака и развода, ввиду изданных
декретов, следующие правила:
1). Брак, освященный Церковью, не может быть расторгнут
гражданскою властью. Такое расторжение Церковь не признает
действительным. Совершающие расторжение церковного брака
[18]
простым заявлением у светской власти повинны в поругании
Таинства брака.
2). Православные христиане, состоящие в
браке, освященном Церковью и не расторгнутом церковною
властью, если вступают в новый, гражданский брак на
основании только гражданского развода, повинны в
многоженстве и прелюбодеянии. Такие брачные сожительства
никогда не получат церковного признания и освящения и
составляют тяжкий грех, за который по правилам церковным
налагается епитимия и отлучение от Святых Тайн (87 пр. VI
Всел. Соб., 77 пр. св. Василия Великого).
3). Запись брачующихся в гражданских учреждениях не может
заменить церковного браковенчания, как святого Таинства,
освящающего и укрепляющего супружеский союз мужа и жены
благодатною силою. Поэтому брачные сожития на основании
одной только записи в гражданские книги, или так называемые
гражданские браки, непременно должны быть освящаемы
церковным венчанием.
Церковное же венчание возможно лишь в том случае, если к
совершению брака нет канонических препятствий.
4). Настоящее определение обнародовать для руководства
чадам Православной Церкви, и вместе с сим вопрос об
отношении Церкви к гражданскому браку передать для подробной
разработки в соборный Отдел о церковном суде, а в
соединенное присутствие Священного Синода и Высшего
Церковного Совета передать вопрос о записи браков при новых
условиях их совершения в церковные метрические книги.
Воспроизводится по публикации: Русская
православная церковь и коммунистическая государство.
1917-1941. М.: 1996. С. 17-18 (разбивка на страницы в прямых
скобках внутри текста)
|