Сайт Образование и Православие > Новости Митрополии > О пути к счастью
О пути к счастью15.04.2013. |
Быть может, покажется удивительным, но перелистав немалое количество книг известнейших богословов (от древних, до наших современников), я не смог отыскать каких-то специальных статей о счастье... Нету! Обо всем есть: о тайне Боговоплощения, о нашем спасении, о Троичности Бога, о тайнах времени, иконописи, о Страшном Суде, о Царствии Небесном, о смысле жизни..., а вот о счастье - нет!
Что это? Неужели то, о чем мечтает каждый человек, не волнует богословов и священников? Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана ? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?. Цели нету предо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум Навеянное меланхолией, нередко посещавшей Пушкина (при всей видимой его жизнерадостности), это стихотворение было будто бы жалобой на некий слепой и жестокий рок или судьбу, якобы предназначенную каждому из людей. Эта безотрадная философия была весьма распространена в умах тогдашнего общества, но именно Пушкину было поручено (и поручено Свыше) озвучить ее, в наиболее ярких и горестных выражениях. Святитель Филарет Московский (сам прекрасных знаток Слова - именно под его руководством Библия была переведена с церковно-славянского на современный Пушкину язык, перевод, которым мы, кстати, пользуемся до сих пор), не мог не оставить без ответа эти смущающие умы строки. Его целью было показать всем, что наша жизнь отнюдь на управляется слепым роком, судьбою, а управляема разумной и благой волей Творца, указавшего для нее высочайшее предназначение в приближении к Его совершенству. Мы же, отступая от своего высокого предназначения, сами становимся источником своих страданий и можем вновь обрести душевный покой, лишь вернувшись к Богу… Замечательно то, что святитель Филарет решил облечь свои мысли в форму поэтическую, причем – в том же стихотворном размере и в тех же словах и выражениях, что и у Пушкина. Эти два стихотворения стали как бы параллельны, но и, вместе с тем, противоположны друг другу : Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога нам дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена. Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум! И созиждется Тобою Сердце чисто, светел ум! Стихотворение свт. Филарета было помещено в «Звездочке» без подписи, но оно тотчас стало известно Пушкину. Пушкин был буквально поражен словами первоиерарха Церкви, обращенными к нему! Вновь что то произошло в его душе и Пушкин …отвечает свт. Филарету своими замечательными «Стансами», по праву ставшими одним из лучших его стихотворений : В часы забав иль праздной скуки, Бывало, лире я моей Вверял изнеженные звуки Безумства, лени и страстей. Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал, Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал Я лил потоки слез нежданных И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей. И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты. Твоим огнем душа согрета Отвергла мрак земных сует И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт.. - благодарно восклицает великий поэт! Не количество приобретенных удовольствий и наслаждений делает человека счастливым, а осознанная жизнь, т.е. жизнь, наполненная смыслом. Когда человек сделал нечто, что соответствует смыслу его существования, он становится счастливее. В чем же смысл жизни? Ведь сколько бы я не приобрел, с собой-то ничего не унесу... Знаете, у Г.Д.Заволокина была такая замечательная песня: «Я ничего с собой не унесу. А потому мне ничего не надо... лишь только б ты, Любовь, была со мною...» Для неверующего человека даже сама мысль о конце его жизни - катастрофична («Всё закончилось! Пива уже не попьешь, в ночной клуб не сходишь...»). И напротив, само присутствие веры в человеке делает его жизнь осмысленной. (Хотя, конечно, справедливости ради можно заметить что есть среди тех, кто приходят сегодня в Церковь и те, кто и от Бога хотят все того же исполнения своих похотений: «Батюшка, какому богу свечку поставить, чтобы побольше денег заработать?...» - но мы говорим не о таких мутациях...). Подлинно верующих человек ищет в Вере не материальное, не удобства и комфорт, а подчас - прямо противоположное! «Все что есть в мiре: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца.. и мiр проходит и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин.,2.16-17). Да, не все могут вместить в себя слова сии... «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, для Эллинов безумие, для самих же призванных ...Божию силу и Божию премудрость» (1Кор., 1, 23). В чем же состоит премудрый замысел Бога о человеке? Вспомним, что человек - существо, созданное Богом «по Своему образу и подобию»... Митр. Антоний (Сурожский) в книге «О встрече» писал: «Наше человеческое призвание- не только знать Бога, не только служить Ему, ... не только любить Его, но и в конечном итоге стать причастниками (!) Божественной природы» - вот, мы вновь возвратились к этому слову, к корени его - часть, ...причастие, сопричастие, ... счастье! Встреча с Богом наполняет сердце человека радостью, путь к Богу, исполнение Его замысла о мiре и обо мне - счастьем. «Разве сердце наше не горело в нас, когда Он говорил по дороге» - восклицал апостол Лука, преисполненный радости о Встрече с Богом. ...Счастье, это не тогда когда тебя понимают, а когда ты сам понял Бога и Его замысел о тебе и живешь по со-вести, советуясь с Богом, и счастлив от такой со-причастности.
Вернуться назад |