|
||||||||||||||
О пути к счастьюБыть может, покажется удивительным, но перелистав немалое количество книг известнейших богословов (от древних, до наших современников), я не смог отыскать каких-то специальных статей о счастье... Нету! Обо всем есть: о тайне Боговоплощения, о нашем спасении, о Троичности Бога, о тайнах времени, иконописи, о Страшном Суде, о Царствии Небесном, о смысле жизни..., а вот о счастье - нет! Что это? Неужели то, о чем мечтает каждый человек, не волнует богословов и священников? ...Дело в том, что есть вещи, о которых не говорят вслух. И не говорят именно потому, чтобы не выболтать, не растрепать понапрасну, не говорят потому, что понятие о них слишком очевидно, чтобы еще как-то растолковывать. В древних богословских трактатах не найдете вы рассуждений не только о счастье, но также и о чести, о необходимости защищать Родину, о трудолюбии, о совести... Это сегодня, из-за забвения Божиих Заповедей, человеку вновь приходится будто заново открывать для себя очевидные вещи. Вот к таким-то понятиям относится и понятие счастье. Прежде всего, как и многое в нашей жизни, само это слово (счастье) слово библейское, религиозное. До принятия Русью Крещения и церковно-славянского языка (специального языка богообщения) у нас не было слов благодать, спасибо, окаянный, совесть... многих и многих других. У нас в языке не было и слова счастье. Корень слова счастье - часть. Счастливый человек - это человек сопричастный Чему-то или Кому-то. И, напротив, человек, лишившийся Чего-то ощущает себя несчастным, безучастным, несчастливым. Часто человек думает, что счастье - это обладание чем-то вожделенным! Хотел-хотел и - получил! «Безумец, ты получил то, что искал...!» - с горечью восклицает философ... Помните, рассказ А.П.Чехова «Крыжовник» ?... Один поэт заметил как-то, что «счастье - это не только итог, но и путь к цели». Следовательно и труд - тоже может быть счастьем. Пример - садовник, сажающий яблоню. Плодов с дерева ему не есть, но он - счастлив. ... А другой будет счастлив, когда украдет и сожрет. Получит! ... но будет ли счастлив? Еще один пример - А.С.Пушкин, «Борис Годунов»: … Достиг я высшей власти; Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет моей душе… …Ни власть, ни жизнь меня не веселят; Предчувствую небесный гром и горе. Мне счастья нет… …Ах! чувствую: ничто не может нас Среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто... едина разве совесть. Так, здравая, она восторжествует Над злобою, над темной клеветою. — Но если в ней единое пятно, Единое, случайно завелося, Тогда — беда! как язвой моровой Душа сгорит, нальется сердце ядом, Как молотком стучит в ушах упрек, И всe тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах... И рад бежать, да некуда... ужасно! Да, жалок тот, в ком совесть нечиста. …и в поэме «Скупой рыцарь» о том же: …совесть, Когтистый зверь, скребущий сердце, Незваный гость, докучный собеседник… Истоки таких строк Пушкина - в Евангелии: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мiр, а душе своей повредит!» (Мф, 16, 26) Следовательно - обязательное условие счастья - чистая совесть. Жизнь по совести. Что же такое совесть? Вновь обратимся к Пушкину... «Совесть, когтистый зверь, скребущий сердце, незванный гость, докучный собеседник...» - т.е. - совесть - это нечто внешнее по отношению ко мне. Корень слова совесть - весть. Совесть, жизнь по совести - это постоянное мое советование с Кем-то. Живя по совести, я советуюсь - как жить? Зачем жить? ...Тут мы восходим уже дальше - к вопросу о смысле жизни, о смысле бытия всего мiра... Раз уж мы сегодня для анализа проблем счастья выбрали А.С. Пушкина, обратимся к нему еще раз... А.С.Пушкин много грешил но и, размыслив о своей жизни, много каялся. Часто его посещали тяжелые раздумья о том самом смысле жизни... И эти раздумья поэта становились переломными моментами в его творчестве. Так и 26 мая 1826 г., в день своего рождения Пушкин написал трудное, суровое, будто стон стихотворение, поразительное по своей искренности и по той огромной внутренней тревоге, что теснила сердце поэта именно в день рождения, но ставшее значительной вершиной его творчества. Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана ? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?. Цели нету предо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум Навеянное меланхолией, нередко посещавшей Пушкина (при всей видимой его жизнерадостности), это стихотворение было будто бы жалобой на некий слепой и жестокий рок или судьбу, якобы предназначенную каждому из людей. Эта безотрадная философия была весьма распространена в умах тогдашнего общества, но именно Пушкину было поручено (и поручено Свыше) озвучить ее, в наиболее ярких и горестных выражениях. Святитель Филарет Московский (сам прекрасных знаток Слова - именно под его руководством Библия была переведена с церковно-славянского на современный Пушкину язык, перевод, которым мы, кстати, пользуемся до сих пор), не мог не оставить без ответа эти смущающие умы строки. Его целью было показать всем, что наша жизнь отнюдь на управляется слепым роком, судьбою, а управляема разумной и благой волей Творца, указавшего для нее высочайшее предназначение в приближении к Его совершенству. Мы же, отступая от своего высокого предназначения, сами становимся источником своих страданий и можем вновь обрести душевный покой, лишь вернувшись к Богу… Замечательно то, что святитель Филарет решил облечь свои мысли в форму поэтическую, причем – в том же стихотворном размере и в тех же словах и выражениях, что и у Пушкина. Эти два стихотворения стали как бы параллельны, но и, вместе с тем, противоположны друг другу : Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога нам дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена. Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум! И созиждется Тобою Сердце чисто, светел ум! Стихотворение свт. Филарета было помещено в «Звездочке» без подписи, но оно тотчас стало известно Пушкину. Пушкин был буквально поражен словами первоиерарха Церкви, обращенными к нему! Вновь что то произошло в его душе и Пушкин …отвечает свт. Филарету своими замечательными «Стансами», по праву ставшими одним из лучших его стихотворений : В часы забав иль праздной скуки, Бывало, лире я моей Вверял изнеженные звуки Безумства, лени и страстей. Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал, Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал Я лил потоки слез нежданных И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей. И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты. Твоим огнем душа согрета Отвергла мрак земных сует И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт.. - благодарно восклицает великий поэт! Не количество приобретенных удовольствий и наслаждений делает человека счастливым, а осознанная жизнь, т.е. жизнь, наполненная смыслом. Когда человек сделал нечто, что соответствует смыслу его существования, он становится счастливее. В чем же смысл жизни? Ведь сколько бы я не приобрел, с собой-то ничего не унесу... Знаете, у Г.Д.Заволокина была такая замечательная песня: «Я ничего с собой не унесу. А потому мне ничего не надо... лишь только б ты, Любовь, была со мною...» Для неверующего человека даже сама мысль о конце его жизни - катастрофична («Всё закончилось! Пива уже не попьешь, в ночной клуб не сходишь...»). И напротив, само присутствие веры в человеке делает его жизнь осмысленной. (Хотя, конечно, справедливости ради можно заметить что есть среди тех, кто приходят сегодня в Церковь и те, кто и от Бога хотят все того же исполнения своих похотений: «Батюшка, какому богу свечку поставить, чтобы побольше денег заработать?...» - но мы говорим не о таких мутациях...). Подлинно верующих человек ищет в Вере не материальное, не удобства и комфорт, а подчас - прямо противоположное! «Все что есть в мiре: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца.. и мiр проходит и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин.,2.16-17). Да, не все могут вместить в себя слова сии... «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, для Эллинов безумие, для самих же призванных ...Божию силу и Божию премудрость» (1Кор., 1, 23). В чем же состоит премудрый замысел Бога о человеке? Вспомним, что человек - существо, созданное Богом «по Своему образу и подобию»... Митр. Антоний (Сурожский) в книге «О встрече» писал: «Наше человеческое призвание- не только знать Бога, не только служить Ему, ... не только любить Его, но и в конечном итоге стать причастниками (!) Божественной природы» - вот, мы вновь возвратились к этому слову, к корени его - часть, ...причастие, сопричастие, ... счастье! Встреча с Богом наполняет сердце человека радостью, путь к Богу, исполнение Его замысла о мiре и обо мне - счастьем. «Разве сердце наше не горело в нас, когда Он говорил по дороге» - восклицал апостол Лука, преисполненный радости о Встрече с Богом. ...Счастье, это не тогда когда тебя понимают, а когда ты сам понял Бога и Его замысел о тебе и живешь по со-вести, советуясь с Богом, и счастлив от такой со-причастности.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 5 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2534 |