Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 

05 марта 2009 г.


 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

 МОЛОДЕЖНЫЕ СТРАНИЦЫ


 

Встретимся через полгода

В этом году зимний Феодоровский городок прошел несколько необычно, а точнее, более ярко и насыщенно. После трех дней активной и плодотворной жизни в городке, все его жители приняли участие в работе XII Всемирного Русского Народного Собора, который в этом году был посвящен молодежи и детям.

Феодоровский городок – это всегда праздник для православной молодежи, он особенно любим и дорог всем нам тем, что дает возможность встречаться два раза в год. И если летом большинство православных молодых людей общается преимущественно на берегу реки, то зимний сезон в Феодоровском – это всегда домашняя дружеская обстановка, уют, а также лыжные прогулки, игра в снежки. Но этот сезон был не похож на предыдущие благодаря обилию новых интересных форм работы.

Как выиграть грант

Тема зимнего сезона 2008 года «Опыт взаимоотношений Церкви и государства» в преддверии Собора звучала очень актуально и была принята участниками с энтузиазмом. Как оказалось, для многих епархий взаимодействие со светскими структурами является одним из основных в работе, поэтому особенно запомнился мастер-класс «Как выиграть грант?» Владимира Стрелова и диакона Сергия Старокадмского.

Всех горожан разбили на 4 группы, каждой из которых вручили темы заявки на грант: «социальное служение», «духовно-нравственное и патриотическое воспитание», «волонтерство и досуг», «методическая работа». После трехчасовой подготовки группы представили на суд жюри свои проекты. Выяснилось, что большинство участников выдало только красивую идею, финансировать которую вряд ли кто-либо согласится: у многих не было конкретной цели, понимания проблемы, четко поставленных задач. Лучшей оказалась группа, предлагавшая новый способ профилактики наркомании: издание брошюр и проведение небольших мероприятий в вузах. Сыграло роль не только содержание, но и умелое представление проекта, над которым потрудились отец Олег Фоминых из Вятской епархии, Петр Колесников из Краснодара и Анатолий Рубанов из Саратова.

ВПМД – это не «православный комсомол»

В первый день перед нами выступил руководитель лагеря Александр Ракитин, который говорил о стратегии развития и об уроках прошлого. Его рассказ начался с перечисления исторических вех православного молодежного движения России. Осознание того, что молодых людей, верящих в Бога, нужно объединять, пришло к 1991 году, тогда же был проведен и Первый Всероссийский съезд православной молодежи. На нем приняли решение создать Всецерковное православное молодежное движение, которое возглавил Преосвященный Александр, епископ Костромской и Галичский. После этого постепенно в некоторых епархиях стали открываться молодежные организации, клубы. В 2001 году был создан Синодальный отдел по делам молодежи, а затем появились и епархиальные отделы.

В мае того же года активисты епархиальных движений собрались во второй раз – на Второй съезд православной молодежи в Москве, главным результатом которого стало создание двух общественных организаций: Братства православных следопытов и Всероссийского православного молодежного движения.

- ВПМД, по нашему мнению, должно было стать так называемым православным комсомолом – мы хотели создать некую глобальную сеть отделений этой организации по всем регионам России, объединить всех православных молодых людей, которые бы платили небольшие членские взносы и имели членские билеты, - рассказывает Саша. – Мы знали, что если организация насчитывает более 10 тысяч членов, то она имеет право на финансовую поддержку государства, и если прибавить выручку от членских взносов, то получится сумма, достаточная для того, чтобы организовать работу сайта, какого-то издания, поддерживать региональные проекты и проводить всероссийские мероприятия. Но во многих епархиях эта схема вызвала непонимание и отторжение, и мы поняли, что наша ошибка именно в навязывании себя.

Сейчас ВПМД – это единственная статусная организация, которая представляет молодежное движение Русской Православной Церкви на международном и федеральном уровне. Мы готовы помочь открыть отделения в регионах, сотрудничать с епархиальными отделами по духовному окормлению молодежи. И главную цель сейчас мы видим не в количественном приросте официальных членов организации, а в активизации работы на приходах.

Успешная карьера: нужна ли мне она?

В этом году в лагерь был приглашен преуспевающий бизнесмен Константин Борисов – руководитель крупной московской консалтинговой фирмы.

- Сам я человек достаточно далекий от Церкви, но с вами мне пообщаться будет очень интересно, - так приветствовал нас Константин.

С ним мы говорили о том, как сделать карьеру в современном мире. Стремление продвижения по служебной лестнице было всегда, но в разные времена преследовало разные цели и задачи. Карьера сегодня – это не длительная работа в одной компании, как было в советское время, это серия резких переходов с места на место. Примерно раз в 1,5-2 года молодые люди меняют место работы, чтобы в новой компании занять более высокую должность. Путь, ведущий к успешной карьере,стал короче и интенсивнее, нужно много и ударно работать, не жалея себя – только тогда можно достичь желаемого результата. Но главное не в самой этой гонке за лучшей должностью и большей зарплатой. В первую очередь, нужно понять: для чего мне это? Что я буду делать с заработанным? Если нет ответа на эти вопросы, произойдет саморазрушение.

Современный музыкальный инструмент - гусли

Два дня в лагере жили артисты ансамбля «Купина», которые мастерски владеют множеством народных музыкальных инструментов – балалайкой, баяном, гармонью, ударными. Но особое место в творчестве коллектива занимают гусли. Благодаря деятельности «Купины», этот народный инструмент приобретает все большую популярность. Впервые за все годы проведения Феодоровского городка музыканты не просто выступили с концертом, но и провели мастер-класс. Каждый участник лагеря попробовал сыграть три аккорда на гуслях, и некоторым даже удалось исполнить небольшую мелодию-импровизацию.

Выбирай – не хочу

Сезон-2008 был примечателен и тем, что у горожан была возможность выбрать интересную лекцию или мастер-класс из нескольких заявленных. Если же ни одно из предложенных мероприятий не подходило, можно было создать свое.

Например, Светлана Безрученко из Санкт-Петербурга провела мастер-класс «К вопросу о молодежном служении», на который собрала чуть ли не половину всех участников лагеря. Также проводились мастерские москвичей Александра Павлова - об организации спортивных лагерей и туристических походов, и Владимира Стрелова - о проведении молодежных евангельских чтений на приходах. Вечером, точнее, уже ночью, можно было посетить мастер-классы иерея Димитрия Шишкина из Воронежской епархии «Социальное служение молодежи», или священника Димитрия Струева из Липецка, где обсуждалось творчество К. Льюиса. К тому же каждый вечер можно было посмотреть православные мультфильмы и кино.

Но вот пришло время прощаться, и, расставаясь, мы говорили друг другу фразу, ставшую уже традиционной: «Встретимся через полгода!».

Ия ОЧКАНОВА


«Встречи» в Томске

Молодежное паломничество – это маленькое чудо, значение которого невозможно переоценить. Оно дарит новых друзей, море восторга и радости, позволяя подняться на следующую ступеньку по духовной лестнице. Давайте вернемся в октябрь прошлого года и вспомним, с чего все началось…

В трапезной Вознесенского кафедрального собора проходило очередное заседание нашего пока еще безымянного туристического клуба, на котором решалась судьба долгожданных ноябрьских выходных, а именно то, чем мы займем себя в течение трех абсолютно свободных дней. Шло бурное обсуждение планов, и в результате было принято приглашение наших хороших друзей –томских семинаристов отправиться в паломничество в этот старинный город.

Утром 3 ноября - сбор на автовокзале. С благословения нашего духовного наставника, руководителя епархиального Отдела по окормлению молодежи священника Андрея Ромашко и под чутким руководством наших организаторов – Алексея Морозова, Алексея Широких и Елены Безменовой в путь отправляются 24 человека из трех молодежных клубов Новосибирска. Это два одноименных клуба «Встречи» - при Вознесенском кафедральном соборе и при храме в честь иконы Божией Матери «Знамение-Абалацкая» и клуб при НГУ «Фавор».

На второй день нашего визита мы планировали провести круглый стол на тему «Цель и проблемы молодежных православных клубов». Поэтому в пятичасовой дороге время не было потеряно даром: активно обсуждались самые различные стороны предложенной темы.

На томском автовокзале нас тепло, с песней Булата Окуджавы «Давайте восклицать» и дружескими объятиями встретили наши друзья.

Знакомство с этим старинным городом началось с Богоявленского кафедрального собора и Духовной семинарии, находящейся на его территории. Красивый, величественный, он притягивает к себе внимание каждого, кто попадает на главную площадь Томска. Здесь мы впервые услышали молитвенное пение семинаристов – медленное, выразительное и очень громкое. К слову, после продолжительной дороги очень кстати оказалась трапеза в семинарии, а миф о том, что здесь учатся малообщительные, застенчивые и скучные люди, тотчас же развеялся при знакомстве и дальнейшем общении с ними..

Восстановивши силы и взбодрившись, мы полностью доверились нашим друзьям. Они привели нас на главное место Томска – вершину, с которой в 1604 году и началось основание города. Сегодня здесь находятся макет первого деревянного храма и исторический музей с пожарной каланчей, на которой нам посчастливилось побывать. Находясь на высоте птичьего полета, с восторгом обозреваем городскую панораму - набережную реки Томь, многочисленные улицы со старинной и современной архитектурой, купола Богоявленского собора и Воскресенского храма, в котором нам еще предстояло побывать.

Вечером мы были на всенощном бдении в Казанском храме Алексиевского мужского монастыря. Четырехчасовая служба накануне празднования Казанской иконе Божией Матери в душе каждом из нас оставила неизгладимый след. Колокольный звон, архиерейское богослужение, неспешное и проникновенное пение семинаристов, неразгаданная тайна праведного старца Феодора, святые мощи которого пребывают в храме - все это создало особое состояние, сочетающее в себе духовный трепет и умиротворение.

Нас поселили в общежитии заочников-семинаристов, которое в это время оказалось совершенно свободным. Несмотря на насыщенный день, в полночь читаем вечернее правило и каноны ко Святому Причащению.

На следующее утро – ясное и солнечное – мы радостно спешим на службу в монастырь, исповедуемся и причащаемся Святых Христовых Таин.

Позднее, как мы и планировали, в помещении семинарии проходит круглый стол, посвященный целям и проблемам молодежных православных клубов. Гости и хозяева рассказывают об их деятельности и направлениях работы, о встречающихся проблемах.

Всего было четыре презентации – три от новосибирцев и одна от томичей. Нам было интересно и полезно узнать о многогранной и увлекательной жизни томского православного клуба, существующего всего лишь с весны 2006 года. Ребята обсуждают там такие темы как учение о возникновении мира, жития и творчество святых, церковные таинства, вопросы возникновения и деятельности различных сект и так далее. Кроме того, они интересуются православными новостями, проводят викторины, конкурсы, встречи с интересными людьми, праздничные чаепития, устраивают просмотр и обсуждение кинофильмов.

Не замыкаясь в своем узком кругу, наши томские друзья организуют заседания круглого стола по различной тематике и для студентов городских вузов, а также занимаются попечительской деятельностью в больницах и детских домах, устраивают паломнические поездки и экскурсии в храмы города, отдыхают на природе, поют и просто общаются.

Подробно знакомясь со всеми событиями, происходящими в жизни православных клубов, мы не заметили, как пролетело время, и не успели обсудить наши проблемы.

После обсуждения мы, гости, утроили для своих хозяев чаепитие, во время которого нам преподнесли ценный подарок: великолепно иллюстрированную книгу, раскрывающую историю Православия на томской земле, - «Православные храмы Томска».

Второй день нашего паломничества завершается гулянием по вечернему городу. Старинные улицы, освещенные многочисленными фонарями, кажутся приветливыми. Общение с близкими по духу людьми и стремление поделиться своей радостью с окружающими создает необыкновенно приподнятое настроение. Оказавшись на набережной, под пение казачьих песен мы, словно дети, стали беззаботно играть в веселые подвижные игры – «ручеек», «третий - лишний», «кошки-мышки». Удивительно, что проходившая мимо томская молодежь, с интересом понаблюдав за нами, присоединялась к нашему веселью.

В третий, завершающий день нашего чудесного путешествия мы посетили три чудесных храма и одно поистине удивительное место.

Ранним утром, шагая по улицам все выше и выше, мы попали в Воскресенскую церковь, которая, кажется, вот-вот коснется крестами неба. Этот храм – ровестник Томска – был построен за одно короткое сибирское лето 1604 года. В 2004 году на его территории был установлен томский «Царь-колокол», который своим звоном возвестил тогда о начале юбилейных городских торжеств.

В храме, имеющем два придела, – Воскресения Христова и Успения Божией Матери – примечателен особый устав: 26 сентября, день памяти обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме, празднуется как престольный праздник, и служба в храме совершается по Пасхальному чину. На богослужение приглашают воспитанников Томской Духовной семинарии; множество людей собирается в этот день в храм, чтобы получить уникальную возможность осенью услышать пасхальные песнопения и радостно воскликнуть: «Христос воскресе! Воистину воскресе!».

Знакомство с интереснейшей историей храмов Томска привело нас в церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. Стоит храм в исторической части города, в стороне от центральных дорог, возвышаясь над малоэтажной застройкой этого района. Сегодня Троицкий храм более других украшен иконами, которые с риском для жизни спасли верующие из разрушенных в двадцатые-тридцатые годы городских церквей. Все они были переданы в храм после его открытия 11 января 1946 года. Множество намоленных икон, хоть и разных по стилю и времени написания, создает в Троицкой церкви особый молитвенный настрой, ощущение уюта родного дома.

В восточной части города, на склоне горы, полого спускающейся к речке Ушайке, возвышается пятиглавый собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, построенный в византийском стиле. Это самый большой из сохранившихся в Томске храмов. В нем есть какое-то сходство с Новосибирским храмом во имя святого благоверного князя Александра Невского. Петропавловский собор и Троицкая церковь на протяжении полувека были единственными действующими храмами в Томске.

Наши друзья-семинаристы поведали нам две удивительные истории о Петропавловском соборе. Одна из них произошла в шестидесятые-семидесятые годы, когда городские власти сильно притесняли верующих и запрещали проводить роспись храма. И вот, в течение нескольких месяцев, священнослужители и прихожане с наступлением темноты заносили в храм и поднимали разборные леса и ночью, при свечах, расписывали купол и стены. К утру леса разбирали и выносили из церкви, чтобы никто из посторонних ничего не заметил.

Другая история связана с пожаром, случившемся в храме в январе 1985 года. Огонь вспыхнул в притворе и неудержимо распространялся, уничтожая все на своем пути. Но, дойдя до иконы Святителя Николая, вдруг остановился и сам собой погас. Прибывшие пожарные с удивлением заключили: «Николай спас». Образ стал почитаться чудотворным. В память о чудесном избавлении от пожара сложилась традиция: каждый год в ближайший четверг после праздника Крещения Господня служить акафист перед чудотворной иконой Святителя Николая.

Я обратила внимание на одну интересную деталь росписи: храма: В приделе изображены два ангела со свитками. В первом из них Ангел Господень записывает имена «недостойно молящихся в храме Божием, разговаривающих, оглядывающихся, ходящих, помышляющих о житейских заботах»; во втором – «имена со страхом Божиим и верою входящих в храм и благоговейно молящихся». Тут уж, конечно, совершенно невольно задумаешься о себе, своих мыслях и поведении в доме Божием.

После посещения собора нас ожидает еще один подарок. Покинув пределы городской застройки, мы оказываемся у мраморного памятника старцу Феодору Томскому, установленному на месте его кельи, По рассказам, расстилающийся вокруг широкий простор не раз привлекал внимание городских строительных организаций, но все их попытки заканчивались неудачей. Видно, это святое место предназначено для духовного подъема, а не для обычного строительства. Возможно, со временем здесь построят часовню или храм, а может быть, и монастырь. Совсем недалеко отсюда находится ключ, который считается святым.

Время неумолимо мчится, наступает минута грустного расставания. Автобус трогается, и у многих наворачиваются слезы: понимаешь, что частичка твоей души остается здесь навсегда.

Татьяна ЧУБАРОВА


Изучение основ православной культуры – желание большинства россиян

За последний учебный год (с осени 2006 до осени 2007 года) произошел интенсивный количественный и качественный рост преподавания знаний о религии в разных формах.

К такому выводу пришли авторы социологического исследования, проведенного по заказу Федерального агентства образования. Результаты исследования представил научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Алексей Беглов, выступивший первого апреля на международной конференции «Религия и образование: российский и международный опыт» в РРГУ.

Обследовав 30 регионов РФ, исследователи пришли к выводу, что различными предметами религиозно-культурного и религиоведческого содержания сейчас охвачено более 430 тысяч школьников. Почти в каждом из регионов число учащихся, изучающих эти предметы, за год возросло, в некоторых случаях -- резко возросло (в Ярославской, Саратовской областях – рост от 140 до 400 процентов). Небывалый скачок зафиксирован в Москве: от 500 человек в 2006 году до 14 200 в 2007 году

Причины столь интенсивного роста исследователи ищут в «местном нормативном творчестве», которое, как они считают, «коррелирует с заключением договоров о социальном партнерстве между местными органами власти и религиозными организациями».

Что преподают в школах? На первом месте (48 процентов регионов из выборки) – курсы с православной религиозно-культурной направленностью (не только ОПК, но программа «Истоки» и др.). На втором – исламски ориентированные курсы, которыми в регионах Северного Кавказа охвачено более 130 тысяч учащихся. На последнем месте, как и следовало ожидать, религиоведение: примерно 70 тысяч учеников, но они разбросаны по 30 процентам регионов.

Самым популярным пособием на уроках религиозной культуры является известная книга А. Бородиной; на втором месте – религиоведческий учебник Кулакова «Религии в России».

Говоря о структуре курсов, А. Беглов отметил, что есть несколько регионов, где у школьников нет альтернативы: например, в Белгородской области можно изучать только православную культуру, зато в Ингушетии и Чечне ее не найти при всем желании – все изучают ислам. Ученые обнаружили только один регион (Приволжский округ), где в одной школе могут сосуществовать православный, исламский и религиоведческий курс, хотя взаимодействие между ними оставляет желать лучшего.

Изучая вопрос о добровольности курсов религиозной культуры, социологи обнаружили, что в большинстве школ посещение факультативов является «фиктивно добровольным», то есть оно не подкреплено соответствующими персональными родительскими заявлениями. Однако это делается не из идейных или миссионерских соображений, а исключительно из прагматических - учителям нужна почасовая нагрузка.

Характерно, что служители культа в большинстве случаев не участвуют в преподавании этих предметов в школе, за исключением Ингушетии, где обучение взяли на себя «проповедники-богословы».

Общий вывод исследования: религиоведение и религиозно-культурное образование в современной школе в достаточной степени фрагментарно. Оно построено так, что «ученики просто не узнают о том, во что верит их сосед». Исследователи предлагают разработать интеграционный курс, который «хотя бы в первом приближении знакомил школьников с культурой, историей, вероучением всех , по крайней мере, традиционных религий России».

Обзор практики преподавания знаний о религиях в России, правовых проблем, связанных с введением различных форм религиозного образования и вопросов государственной поддержки образовательных усилий религиозных организаций представил начальник отдела по взаимодействию с общественными и религиозными объединениями Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства РФ Андрей Себенцов. Выступая на международной конференции «Религия и образование: российский и международный опыт», он привел статистические данные, связанные с темой форума.

По его словам, сейчас Основы православной культуры (ОПК)  изучает почти половина школьников в 70 регионах России. Это разные курсы, разные методики, по которым работают как школьные учителя, так и священники. Основы Православия  изучают в школах 15 регионов – в том числе,  в Белгородской, Калужской, Брянской, Смоленской и других областях.

- Программы отличаются, а их светский характер порой вызывает сомнения, -- отметил представитель Правительства РФ.

По его наблюдениям,  Русская Православная Церковь «практически не пользуется предусмотренной Законом «О свободе совести» формой внеклассного обучения религии – видимо, ее удовлетворяет тот объем воцерковления, который дает этот «светский» курс (ОПК - прим. ред.)». Он отметил, что преподавание таких «светско-религиозных курсов проникает и в детские сады», причем в большинстве случаев родители воспринимают это с одобрением.

Масштаб же преподавания религиоведческих курсов, судя по всему, несопоставим с размахом обучения ОПК: не назвав цифр, А. Себенцов отметил, что курсы по истории разных религий преподаются «кое-где в старших классах».

В связи с тем, что идет разработка нового единого федерального образовательного  стандарта, пока рано говорить «о завершении процесса нахождения равновесия между требованиями закона и требованиями общества», то есть формы, методы, курсы и т.д. могут меняться. Еще далеко не завершена «серьезная совместная работа религиозных  организаций с Министерством образования». О сложности этой работы свидетельствует эпизод, упомянутый Андреем Себенцовым: на недавних переговорах представителей министерства и Русской Православной Церкви в лице управляющего делами Московской Патриархии митрополита Климента. Последний, по словам докладчика,  «занял жесткую позицию: «Основы духовной культуры должны преподаваться обязательно,  и традиционные культуры - каждому народу, кому Православие, кому католицизм, а кому шаманизм, причем со второго по 11-й класс».

- Эта позиция не встречает глубокого понимания в Министерстве образования, - отметил  чиновник и заявил, что «в отношении религиозно-ориентированных предметов пока будет выдерживаться принцип добровольности».

Говоря об образовании в религиозных вузах, А. Себенцов подчеркнул значение принятых 28 февраля 2008 года поправок к законам «Об образовании» и «О свободе совести и религиозных объединениях». Эти изменения позволили духовным образовательным  учреждениям пройти аккредитацию и начать выдавать дипломы государственного образца, а «положение их студентов достаточно урегулировано законом и перестало быть заведомо дискриминационным».

Подготовку кадров священнослужителей  разных религий осуществляют сегодня 169 образовательных учреждений, из них 51 – Русской Православной Церкви, 79 исламских, 27 протестантских, 4 католических, по 2 – иудейских и буддийских. Несмотря на то, что число исламских учебных заведений превышает число православных, уровень последних неизмеримо выше. Причина кроется в том, что Русская Церковь, несмотря на десятилетия гонений, сохранила традиции православного образования и благополучно их восстанавливает, тогда как исламское образование сейчас начинается фактически с нуля. Поэтому государство разработало и реализует целую программу бюджетной поддержки исламского образования, считая его главным средством профилактики экстремизма, рассказал представитель Министерства образования

По состоянию на середину 2006 года, в  44 светских  вузах преподается «религиозно-ориентированный предмет «теология», в их числе - 9 классических университетов, 15 других государственных вузов, 17 негосударственных и другие, в том числе, далеко не профильные, например,  институт железнодорожного транспорта. В подавляющем большинстве – 38 из этих 44 вузов -  преподается православная теология, в остальных – исламская (5) и иудейская (1).

Специальность «религиоведение» можно получить в меньшем количестве вузов: в 23 государственных и 17 негосударственных высших учебных заведениях.

Православие. Ru

Фото Владимира ОСИНЦЕВА

 


Яндекс.Метрика

На главную страницу