Пользователи справочно-сервисной службы
"009" получили возможность в круглосуточном режиме
пользоваться услугой "В помощь православным".
Теперь клиент службы "009" сможет прослушать православный
календарь и жития святых, проповеди и беседы
священнослужителей, узнать о жизни церкви и православных
праздниках, паломнических маршрутах, православных вузах,
кафе и биржах труда.
Православная церковь не видит в проповедях по телефону
ничего странного.
- Проповеди могут распространяться в самых
разных форматах - в книге, газете, на аудиокассете или
компакт-диске, - рассказал "РГ" епископ Венский и
Австрийский Иларион, предоставивший для телефонной линии
свои проповеди. - Но это не отменяет посещения церкви.
В МГТС также обещают, что кроме прослушивания информации
в тоновом режиме с 12 часов дня до восьми вечера абоненты
православной телефонной линии могут "вживую" пообщаться со
священниками. Можно ли будет исповедоваться по телефону? По
словам владыки Илариона, в принципе, в православной церкви
исповедь по телефону не практикуется.
- Во-первых, это таинство, и как всякое таинство оно
предполагает личное присутствие, - говорит епископ. -
Во-вторых, никто не может гарантировать конфиденциальность
такой исповеди. Но в исключительных случаях исповедь может
быть совершена и по телефону: человек физически находится
далеко от церкви и не может приехать или находится при
смерти.
Стоимость услуги для абонентов МГТС составляет 35 рублей
за минуту. Региональные пользователи заплатят 40 рублей за
минуту. "РГ" не удалось выяснить, будет ли церковь иметь
свою прибыль от этого начинания, но, по словам руководителя
пресс-службы Московской патриархии отца Владимира
Вигилянского, идеи подобных проектов возникали и раньше, но
никогда не шла речь о зарабатывании на этом.
Наталья Коныгина, Татьяна Владыкина,
"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА"
"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА": Страсти школьные.
Учебник «Мировые религии» пройдет сначала апробацию в разных
регионах
Александр Оганович Чубарьян – академик, директор
Института всеобщей истории РАН, член президиума Совета при
президенте РФ по науке, технологиям и образованию.
В школе скоро появится новый предмет "Мировые религии". "НГ"
взяла интервью у автора этого курса, директора Института
всеобщей истории РАН, академика Александра Чубарьяна.
– Александр Оганович, расскажите,
пожалуйста, что это за новый предмет "Мировые религии"?
– Наш авторский коллектив два года работал над учебным
пособием "Мировые религии". Предмет сугубо светский,
рассматривает, что такое религия вообще, какое место она
занимает в истории человечества и в жизни каждого человека.
Учебник знакомит школьников с шестью основными религиями и
христианскими конфессиями: православие, католицизм и
протестантизм, ислам, буддизм и иудаизм. Естественно,
христианству уделяется в нем значительное внимание. Помимо
образовательной части здесь присутствует и некий
воспитательный момент. Предмет призван воспитать в молодом
человеке толерантность, терпимое отношение к верованиям
других людей. Все это важно, поскольку страна наша –
многоконфессиональная. Есть в учебнике и раздел, который
рассказывает об атеистах, о взаимодействии наук, вер и
знания. Учли мы и такой момент, что дети ходят в музей. Они
видят картины на библейские сюжеты и их часто не понимают.
Наш учебник поможет им в этом разобраться.
– Помнится, на прошлых Рождественских
чтениях министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко
освистали при упоминании им предмета "Мировые религии". Как
выглядит ситуация сегодня?
– Мы послали рукописи учебника в представительства всех
конфессий и получили большое число замечаний. Большинство из
них мы учли. И после вторичного письма исправленные тексты
получили в основном положительные отзывы. Представители
Православной энциклопедии даже согласились на то, чтобы мы
включили упоминание об их рецензии в предисловие к нашей
книге.
– Сегодня, кажется, Патриархия хочет иметь
еще и учебник "Основы православной культуры"…
– Мы не рассматриваем наш учебник как некое
противопоставление предмету "Основы православия". Здесь
уместно провести сравнение с предметом "История" в школе.
Ученики изучают "Мировую историю" и "Историю России". В
нашей школе есть еще такое понятие, как "региональный
компонент". Он позволяет по желанию родителей, школы,
местного органа образования вводить или усиливать тот или
иной предмет. Если есть желание у региона усилить аспект
православной культуры, почему бы им не разрешить это
сделать.
– Речь идет даже о том, что уроки
православия должны вести воцерковленные учителя…
– Не надо драматизировать этот момент. Школа приглашает к
себе на встречи разных интересных людей, в том числе и
служителей церкви. Но имея при этом в виду, что наш предмет
"Мировые религии" он должен вести в светском действии
принципа.
– А в школах Кавказа захотят усилить
компонент "Основы ислама"…
– А почему бы нет? Многие же там живут, следуя исламским
традициям. Но опять же важно соблюдение в школе все того же
принципа: религия должна даваться как часть мировой культуры
и должна предусматривать расширение представлений школьника
о ней.
– Не рискованное ли вообще это
мероприятие? Не вызовет ли все это национальную рознь?
– Наш учебник этому не может способствовать. Но риск
заложен в преподавании любого предмета. Школа – вообще
сложная материя. Возьмите преподавание таких дисциплин, как
история. Не зря сегодня бушуют такие страсти. В идеале
учебник истории должен быть без пристрастий. Но это же
невозможно. Субъективизм заложен уже в самом подборе фактов.
Есть автор, есть мнение родителей, есть личность учителя,
СМИ, наконец, и интернет, сами дети. Дети получают
информацию, у них есть свое представление о событиях. Из
любого предмета можно сделать идеологическое предприятие,
если спекулировать на этом деле. Школа, на мой взгляд,
должна выполнить две миссии: дать человеку знания и научить
его мыслить. Применительно к предмету "Мировые религии",
замечу, что наши ученики изучают историю мировых религий в
курсе "История" уже сегодня, но изучают лишь попутно. Новый
предмет эту нишу может восполнить.
– На каком этапе находится новый школьный
курс "Мировые религии" сегодня?
– Сегодня уже есть договоренность с правительством Москвы
на апробацию учебника "Мировые религии" в ряде школ.
Эксперимент пройдет и в других регионах. После апробации
вопрос о преподавании данного предмета еще раз всесторонне
рассмотрят и обсудят в министерстве. А затем примут решение.
Наталья Савицкая, "НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА"
"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": С крестом
наперевес. Интервью протоиерея Дмитрия Смирнова о военном
духовенстве
Тема взаимодействия армии и церкви на прошедшем недавно в
москве XV православном форуме "Рождественские чтения" была
одной из главных и горячо обсуждаемых.
Идею возрождения Института военного духовенства в России
многие воспринимают неоднозначно. Сторонники введения в
армию штатных священников утверждают, что это станет базой
для морально-нравственного воспитания воинов и возрождения
Вооруженных сил. Противники же твердят, что РПЦ хочет
монополизировать и манипулировать такой жизненно важной и
могучей государственной структурой, как армия.
О том, кто же такой военный священник и почему его
присутствие необходимо для российского воинства, читателям
"МН" рассказал председатель Синодального отдела Московского
патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и
правоохранительными учреждениями протоиерей Дмитрий СМИРНОВ.
- Отец Дмитрий, шесть лет вы
непосредственно связаны с работой в армии. На ваш взгляд как
духовного лица и человека, служившего в армии, в чем острее
всего сегодня нуждаются Вооруженные силы?
- Всегда основной силой Российской армии был воин,
здоровый телом и духом. С детства его воспитывали в лучших
народных традициях, прививая высокие национальные ценности.
К несчастью, сейчас наша армия слаба не только физически,
она обнищала духом. Отсюда и возникают те самые проблемы,
которые раздирают ее изнутри: дедовщина, дезертирство,
суицид.
До революции в России были сильно развиты институты
артиллерийских и флотских священников. Они входили в штат
армии, получали жалованье и довольствие. Процесс
формирования этой структуры начался при Петре I, оформился
при Павле I и получил стремительное развитие во время Первой
мировой войны. Военное духовенство работало как с офицерами,
так и с рядовыми, поддерживая их дух и веру в рамках
православных канонов - уважения старших, братской
взаимовыручки и взаимопомощи, любви к Родине. Священники в
армии были неоспоримыми авторитетами для военнослужащих,
вместе с солдатами они шли в атаку без оружия - с одним
крестом. Тут же напутствовали умирающих, поддерживали
раненых, воодушевляли бойцов. Многие священники остались в
истории героями - кавалерами многих военных орденов, в том
числе и Святого Георгия. Наградой был золотой наперсный
крест на Георгиевской ленте.
- Еще 10-15 лет назад служить в армии было
почетно и престижно. В некоторые виды войск отбирали лучших
из лучших. Сегодня стало проблемой "забить" призыв хоть
кем-то. В чем видит Церковь корень зла?
- Прежде всего это отсутствие лучших. Скоро в армию
некого будет призывать, парней практически нет, они не
родились физически. В России стало немодно иметь много
детей. Мы забыли, что стали великим народом исключительно
благодаря плодовитости, поэтому Господь и дал нам такие
территории, которые мы постепенно теряем...
Какая любящая мать отдаст свое единственное ненаглядное
чадо в армию? Даже если эта армия самая лучшая, всегда
существует процент риска.
- Да, но в нашей армии процент риска очень
велик. Практически каждый день мы узнаем о новых случаях
армейского беспредела, порой с летальным исходом.
- В последнее время во всех бедах службы принято винить
армию, но проблема намного глубже. В войсках солдат
находится всего 24 месяца. А перед этим 18 лет он получает
воспитание на улице, в школе и семье.
Посмотрите, кто сегодня в армии - основной контингент с
серьезными проблемами здоровья, из неблагополучных семей,
детдомовцы и молодцы со сроком за плечами.
Беспощадная статистика - 40% детей родились вне
полноценной семьи - нет отца или матери, кто-то круглый
сирота. Ни для кого не секрет, что детдома - это кузница
преступного мира. Покидая это учреждение, 90% детей в
течение пяти лет попадают в тюрьму, 10% как-то
социализируются. Именно эта неблагополучная молодежь
составляет основной призыв. Еще один факт - из ныне служащих
в армии 6% солдат абсолютно безграмотны.
Офицеры мне рассказывали, что некоторым "бойцам" не
выдают оружие из страха, что они банально перестреляют друг
друга. Такова реальность.
Если в армию попадает парень из тепличной среды, для него
это шок. И тут срабатывает рефлекс волчьей стаи, более
наглая и беспринципная безотцовщина начинает подавлять
перепуганного маменькиного сынка. Так начинаются неуставные
отношения.
- И с этой "стаей" может справиться один
священник?
- Именно так. Духовному лицу бороться с ними по силам. Он
может выступить вместо отца, воздействовать на их душу,
сдерживать животные инстинкты. И это не бравада, а факт.
Могу рассказать свои наблюдения. Прошлым летом мы
участвовали в учениях "Южный щит". На сборы прибыло много
контрактников. Можете представить, кто приходит служить в
армию за 10 тысяч рублей. По плацу шатался неуправляемый
народ, подогретый алкоголем и владеющий исключительно
ненормативной лексикой. Первым к ним вышел батюшка (бывший
спецназовец) со словом Божьим, и всех в буквальном смысле
построил. Они его слушали с открытым ртом, ходили за ним как
дети и просили благословения по любому поводу.
Ни пинки, ни зуботычины их не вразумят, от этой "науки"
они окончательно озвереют.
- Сколько на сегодняшний день священников
работают в армии?
- Около двух тысяч добровольцев, и польза от их работы
реальная. В частях, которые курирует батюшка, нет ни
дедовщины, ни побегов, ни суицидов. Об этом говорят все
командиры. Но эти священники, к сожалению, не могут собой
закрыть весь периметр. Этот вопрос надо решать на уровне
государства. Создавать штат военных священников, чтобы для
них это было постоянным местом работы, с официальной
зарплатой.
- В чем заключается работа военного
священника в армии? Какими военными знаниями, навыками он
должен обладать?
- Армейская служба - это постоянный стресс, потому что
боец постоянно находится в боевой готовности, подчиняется
строгой регламентации, дисциплине.
Миллионам мужчин нужны отдушина, совет, моральная
поддержка, просто поговорить без лишних "ушей". Священник
всегда готов выслушать - это его обязанность перед Богом. У
нас в стране большая часть батюшек - бывшие солдаты и
офицеры, и многие приняли решение стать священниками уже
после службы. Они знают об армии не понаслышке, имеют за
плечами военную академию и говорят с бойцами на одном языке.
Помимо задушевных бесед военный священник совершает
разные обряды: крещения, венчания, отпевания и панихиды.
Причем службы проходят регулярно в стационарных церквях
прямо в частях, а во время военных действий или в местах
временной дислокации в храмах-палатках.
- Если взять мировой опыт институтов
военных священников, есть между ними кардинальные отличия и
предусмотрена ли для них военная форма?
- Всякое разумное государство использует церковную
энергию на благо. Я пять лет изучал эту систему в США,
Канаде, Великобритании, Франции, Германии и Польше. Во всех
этих странах подобные институты очень популярны и
авторитетны. Хочу отметить, что даже в новых странах, таких
как Эстония, Латвия, есть военное духовенство. В Словении,
которая только что образовалась как государство, этот
институт уже действует.
По сути они мало чем отличаются: везде священник - это
духовный отец.
У каждого рода войск существует свой главный священник, в
США - это офицер, который может быть в чине даже
генерал-лейтенанта. Причем на каждую тысячу личного состава
полагается отдельный батюшка. Они ходят в военной форме с
погонами, но на время богослужения надевают церковное
облачение. В Румынии военный священник носит рясу, но она
защитного цвета. В Германии - это гражданская одежда. Во
Франции священник носит военную форму с особыми лычками на
погонах, но при этом не является офицером. В Южной Корее
военные священники двух конфессий - буддисты и протестанты,
облачение соответствующее. Наши батюшки-добровольцы ходят в
обычных рясах, но в горячих точках меняют ее на камуфляж.
Сегодня только в России, Северной Корее, Китае нет
военных священников. Но даже в этих странах с личным
составом работают на законных основаниях так называемые
коммунистические капелланы, подобие политруков в Советской
армии. Нас же власть игнорирует. Если во время боевых
действий священник будет ранен или погибнет, его семья не
дождется от государства не то что пенсии, даже
соболезнования.
- Противники говорят, что подобный
институт противоречит принципам поликонфессионального
государства, так как Православная церковь станет
монополистом в армии.
- Начнем с того, что Россия - моноконфессиональная
страна, православных в ней 84%. Остальные проценты -
вкрапление католицизма, иудаизма, мусульманства, буддизма,
сектантства. Несмотря на это, в Общественный совет
Министерства обороны входят представители всех главных
конфессий. Кстати, в вышеупомянутых сборах участвовали 13
православных священников и 3 муллы. Также мы тесно
сотрудничаем с раввинами. Итоги опроса женщин-мусульманок, у
которых сыновья служат в армии, показали их 100%-ное
согласие с тем, чтобы армию окормляли священники. В истории
не было ни одного случая нападок православного духовенства
на мусульман. Напротив, мы всегда помогали тем, кто
нуждался, вне зависимости от вероисповедания.
Странно, что государственные мужи не понимают, что
введение этой должности в их интересах. Ведь в этом случае
ответственность за все происшествия, связанные с
пресловутыми неуставными отношениями, возьмет на себя
Церковь. Армейский священник, а не отцы-командиры, будет
отвечать за недогляд и плохую воспитательную работу. Я
уверен, что рано или поздно мы придем к этому, но для
Российской армии чем раньше, тем лучше.
Екатерина Рожаева, "МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ"
|