Заявление Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Алексия II и Священного Синода РПЦ в связи с
реформой школьного образования в России
В настоящее время в России ведется законодательная работа
по реформированию системы образования. Православные
верующие, как и люди других вер и убеждений, не могут
оставаться безучастными к происходящим изменениям, поскольку
они напрямую касаются наших детей. Судьба российской школы
не должна решаться только чиновниками. Будучи также
общественным институтом, школа должна реформироваться с
учетом пожеланий и запросов простых граждан. Осознавая всю
важность поднятого вопроса для будущего нашего народа,
Русская Православная Церковь не считает для себя возможным
оставаться в стороне при его обсуждении.
Значимость системы образования для общественной жизни
трудно переоценить. Наряду с семьей, верой, средствами
информации школа оказывает мощное влияния на молодое
поколение, формируя его мировоззрение, нравственное и
эстетическое сознание. Если сегодня наша страна
провозглашает курс на стабильное политическое и
социально-экономическое развитие, то необходимо понимать,
что оно невозможно без образования и воспитания
подрастающего поколения в духе высокой нравственности.
Поэтому в общей системе образования должны непременно
присутствовать не только учебные, но и воспитательные
дисциплины, основной целью которых являлось бы формирование
духовно здоровой личности, любящей свою Родину, знающей и
ценящей ее культуру и историю. Такой широкий подход к
образованию всегда составлял славу национальной школы
России.
В ходе обновления отечественной системы образования мы
должны задействовать все богатство национальной традиции.
Конечно, важную роль должны играть сокровища великой русской
культуры и культурных традиций многочисленных народов
России. Однако не последнее значение для образовательного
процесса имеет наследие основных российских религий. На
основании многолетней практики преподавания Основ культуры
православия и других традиционных религий в разных регионах
России, с уверенностью можем свидетельствовать о
положительном воздействии этого предмета на духовное и
нравственное состояние школьников. Только глубокое и живое
знакомство с собственной религией учит юного гражданина
доброму отношению к представителю другой веры и
национальности. Более того, через Основы православной
культуры и через курсы культур других традиционных религий
России можно успешно прививать доброжелательное отношение к
человеку иного мировоззрения с использованием аргументов,
присущих каждой религии.
Кроме того, мы уверены, что дети из верующих семей не
должны быть лишены законной возможности изучения своей
религиозной традиции, к которой они принадлежат, равно как и
неверующие - основ нерелигиозной этики. Такое право
предусматривается как российским законодательством, так и
международно-правовыми договорами, участницей которых
является Россия. В настоящих условиях доступность в
реализации такого права возможна только, если преподавание
предмета духовно-нравственного содержания будет проходить в
государственной общеобразовательной школе, так как она
является единственным общедоступным учебным заведением в
России. Это нисколько не противоречит принципу светскости
государства и системы образования. Свидетельством чему
служит богатый опыт многих европейских стран, в которых
учащиеся беспрепятственно обучаются своей религиозной
традиции в рамках государственной системы образования.
Правовые нормы современного Российского государства
предполагают учет мировоззренческого многообразия в школе. В
том числе религиозная часть российского общества имеет право
на то, чтобы школьное образование не входило в противоречие
с мировоззрением, которого придерживаются в их семьях.
Государство обязано уважать это право и обеспечивать его
реализацию при соблюдении законных интересов и прав
нерелигиозной части общества.
Мы еще раз выражаем свое убеждение в том, что
преподавание предмета, знакомящего учащихся с их религией,
должно быть основано на добровольном выборе самих учащихся и
их родителей. Вместе с тем, мы твердо считаем, что наилучшим
и действенным способом присутствия духовно-нравственного
предмета в школе является его включение в основную сетку
часов, с возможностью выбора учащимися альтернативной
дисциплины. При этом представляется справедливым сохранение
права региональных органов власти и самих школ определять
некоторую часть образовательной программы, которая могла бы
использоваться для введения предметов духовно-нравственного
содержания.
В то же самое время мы считаем, что современный человек,
помимо воспитания в собственной религиозной традиции, должен
получать знания о других основных религиях. Включение
соответствующих разделов в курсы обществоведения и истории
могли бы, как кажется, достойно удовлетворить потребность в
таковых знаниях.
Настоящим заявлением Священный Синод Русской Церкви
призывает государство, общество и все традиционные религии
России совместными усилиями развивать и крепить систему
духовно-нравственного воспитания в отечественной школе.
Служба коммуникации ОВЦС МП
Издательствами "Троицкая школа" и
"Ладан" (Санкт-Петербург) выпущено пособие для учителей
"Духовно-нравственная культура"
Учебник представляет собой мультимедийное пособие.
Пособие содержит подробно разработанные конспекты уроков, на
DVD-диске - необходимые материалы для проведения уроков.
Учебная тетрадь для детей содержит поурочные творческие
задания, помогающие усвоению учебного материала, а также
раздел "Буквица славянская" с разработанными уроками
церковно-славянского языка, на изучение которого отводится
10-12 минут в начале урока.
Подробнее на сайте www.LadanSPb.ru.
Седмица.Ru
Недавняя инициатива Католикоса-Патриарха
Илии II о введении в Грузии конституционной монархии
продолжает обсуждаться как внутри страны, так и за её
пределами
Сказанное относится прежде всего к представителям фамилии
Багратионов - царской ветви, о возрождении которой в
качестве действующей монархической династии говорил
Предстоятель ГПЦ. Проживающие ныне в различных странах
Европы потомки Багратионов соберутся 10 ноября в Голландии,
где в течение нескольких дней будут проходить их встречи с
представителями местного грузинского землячества. На съезде
будет рассматриваться вопрос возрождения института
конституционной монархии в Грузии, и конкретно - кандидатура
семьи, из среды которой, возможно, будет избран будущий
монарх.
Седмица.Ru
Документальный фильм "Святитель", снятый
Болгарским национальным телевидением, получил специальный
приз прошедшего в Италии X Международного кинофестиваля "Religion
Today" в номинации "Религия и искусство"
Лента посвящена великому духовному пастырю и талантливому
книжнику ХIV века святителю Киприану, митрополиту Киевскому
и всея Руси, Московскому чудотворцу. Святитель, болгарин по
происхождению, был в течение почти 30 лет предстоятелем
Русской Православной Церкви. Автор фильма - известный
болгарский журналист Горан Благоев - снял ленту в прошлом
году по благословению Священного Синода Болгарской
Православной Церкви и при содействии Русской Православной
Церкви.
Седмица.Ru
|