Сайт Образование и Православие > Образование > Квалификационные требования к профессиональной деятельности педагога в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом

Квалификационные требования к профессиональной деятельности педагога в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом


29.05.2016.
Документ утвержден Председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием 24 мая 2016 года.
 
ПРИКАЗ № 108

Руководствуясь ст. 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Распоряжением № Р-01/12 от 06.05.2014 Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, Уставом Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, в соответствии с Положением о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви и конфессиональной аттестации образовательных организаций, утвержденным 28 ноября 2010 года Патриархом Московским и всея Руси КИРИЛЛОМ (в редакции от 7 июля 2015 года), Стандартом православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для образовательных организаций в Российской Федерации, утвержденным решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля 2011 года (в редакции от 28 апреля 2015 года)

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Утвердить Квалификационные требования к профессиональной деятельности педагога в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом (дополнительные требования к профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденному Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N  544н (Приложение1 настоящего приказа).

2. Ввести в действие настоящие Квалификационные требования к профессиональной деятельности педагога в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом с 1 сентября 2017 г.

3. Опубликовать текст Квалификационных требований на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Председатель Отдела

Митрополит Ростовский и Новочеркасский

Меркурий

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА 

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ С РЕЛИГИОЗНЫМ

(ПРАВОСЛАВНЫМ) КОМПОНЕНТОМ

(дополнительные требования к профессиональном у стандарту

«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,

начального общего, основного общего, среднего общего образования)

(воспитатель, учитель)»

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

СИНОДАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

2016

 

I. Общие положения

1. Область применения

1.1. Квалификационные требования к профессиональной деятельности педагогаприменяются в образовательных организациях, прошедших конфессиональную аттестацию и внесенных в реестр православных образовательных организаций;

в качестве дополнительных требований к профессиональном у стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 18 октября 2013 г. № 544н:

1.1.1. при приеме на работу в образовательную организацию с религиозным (православным) компонентом на должности: учитель, преподаватель, педагог-организа тор, воспитатель, педагог-психолог , педагог-библиоте карь, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, концертмейстер, методист;

1.1.2. при разработке должностных инструкций педагога в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом;

1.1.3. при проведении аттестации педагогов.

1.2. Квалификационные требования регламентируют педагогическую деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ с религиозным (православным) компонентом:

1.2.1. педагогическую деятельность по реализации программ дошкольного образования с религиозным (православным) компонентом;

1.2.2. педагогическую деятельность по реализации программ начального общего образования с религиозным (православным) компонентом;

1.2.3. педагогическую деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования с религиозным (православным) компонентом.

1.3. Квалификационные требования содержат:

1.3.1. описание трудовых функций деятельности по реализации целостного образовательного процесса на основе единства Церкви, семьи и школы в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом;

1.3.2. описание трудовых функций педагогической деятельности по проектированию и реализации основных образовательных программ с религиозным (православным) компонентом.

1.4. Квалификационные требования распространяются на:

1.4.1. педагогов (педагогических работников) образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом;

1.4.2. педагогов, осуществляющих свою деятельность по предметам, в которых вероучительная проблематика не присутствует в явном виде;

1.4.3. педагогов, осуществляющих свою деятельность по предметам, затрагивающим междисциплинарну ю проблематику (история, литература, языки, биология);

1.4.4. педагогов, преподающих обязательные предметы Стандарта православного компонента общего образования.

2. Цели применения

2.1. Определение необходимой квалификации педагога для осуществления педагогической деятельности в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом.

2.2. Стимулирование личностного и профессиональног о роста педагога.

2.3. Вовлечение педагогов в решение задач православного образования.

3. Основная цель вида профессиональной деятельности: 

качественное образование (обучение и воспитание) обучающихся в православной вере и нравственности.

II. Описание трудовых функций

Обобщенная трудовая функция:

А. Деятельность по реализации целостного образовательного процесса на основе единства Церкви, семьи и школы в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом.

Трудовые функции:

1. Воспитание на основе православных традиций.

2. Обучение на основе православного мировоззрения.

Обобщенная трудовая функция:

В. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ с религиозным (православным) компонентом.

Трудовые функции:

  1. Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования с религиозным (православным) компонентом.
  2. Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования с религиозным (православным) компонентом.
  3. Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования с религиозным (православным) компонентом.
  4. Предметное обучение на основе православного мировоззрения.

Требования к образованию педагогов (педагогических работников) образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом).

Требования к образованию и обучению педагогов образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом варьируются для учителей, преподающих:

  1. Предметы, в которых вероучительная проблематика не присутствует в явном виде.
  2. Предметы, затрагивающие междисциплинарну ю проблематику (история, литература, языки, биология).

На педагогов этой категории распространяются требования профессиональног о стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №544н.

Администрации образовательных организаций рекомендуется создавать возможности и побуждать педагогов приобретать дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Теология» как минимум в объеме, соответствующем программе повышения квалификации и учитывать его наличие при аттестации.

3. Для педагогов, преподающих обязательные предметы Стандарта православного компонента общего образования, устанавливаются следующие требования к образованию и обучению:

  • Преподаватель вероучительных дисциплин (уровень квалификации – не ниже 6) должен иметь высшее образование по направлению подготовки «Теология» или высшее религиозное образование или дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Теология» в объеме, соответствующем программе профессиональной переподготовки.
  • Преподаватель церковнославянск ого языка (уровень квалификации – не ниже 6) должен иметь высшее образование по направлению подготовки «Филология», или высшее образование по направлению подготовки «Теология», или высшее религиозное образование в сочетании с профильной переподготовкой в рамках ДПО (по педагогике).
  • Преподаватель церковного пения (уровень квалификации – не ниже 5) должен иметь высшее или среднее профессиональное музыкальное образование.
  • Преподаватель древнегреческого (греческого) и латинского языков (уровень квалификации – не ниже 6) должен иметь высшее образование по направлению подготовки «Филология», или высшее образование по направлению подготовки «Теология», или высшее религиозное образование в сочетании с профильной переподготовкой в рамках ДПО (по педагогике).
  • Преподаватель логики (уровень квалификации – не ниже 6) должен иметь высшее образование по направлению подготовки «Философия». Высшее образование иных направлений допустимо, если логика была в числе освоенных предметов.

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция: Деятельность по реализации целостного образовательного процесса на основе единства Церкви, семьи и школы в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом.

3.1.1. Трудовая функция: воспитание на основе православных традиций (уровень квалификации – 5, 6).

Возможные наименования должностей: учитель, преподаватель, педагог-организа тор, воспитатель, педагог-психолог , педагог-библиоте карь, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, концертмейстер, методист.

Трудовые действия:

  • проектирование и реализация образовательных программ с религиозным (православным) компонентом, направленных на воспитание обучающихся на основе православных традиций и православного мировоззрения в единстве Церкви, семьи и школы;
  • участие в создании и поддержке православного уклада образовательной организации в единстве с литургической жизнью Церкви, способствующего формированию православного мировоззрения, ценностно-смысло вой сферы личности на традициях православия, развитию культуры религиозных чувств обучающихся, устремленности к духовному и нравственному совершенствовани ю;
  • постановка воспитательных целей, способствующих православному воспитанию обучающихся на основе православного вероучения, нравственных принципов и культурно-истори ческих традиций православия, приобщению к жизни Церкви;
  • определение и принятие правил нравственного поведения (кодекса поведения) обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации;
  • реализация форм и методов православного воспитания в урочной и внеурочной деятельности;
  • разработка и реализация воспитательных программ на основе православной педагогики;
  • реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) для развития духовной и нравственной сферы личности;
  • развитие у обучающихся нравственного сознания и нравственного поведения;
  • проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-цен ностную и волевую сферу ребенка, формирующих его религиозные чувства и целеустремленнос ть к достижению целей в аксиосфере личности;
  • создание условий для формирования уважения к представителям других традиционных религий, готовности к диалогу с представителями других культур;
  • создание условий для формирования способности к общему деланию и соработничеству, к служению в детских коллективах и взросло-детских сообществах, к делам милосердия;
  • поддержка конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в вопросах православного образования, создание единой воспитательной среды Церкви, семьи и образовательной организации;
  • участие в создании педагогической среды, способствующей успешному совершенствовани ю личностных и профессиональных качеств педагога, повышению мотивации его труда.

Необходимые умения:

  • владеть понятийным аппаратом и методологией православной педагогики;
  • владеть методами психолого-педаго гической диагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся в контексте православной педагогики и православной антропологии;
  • соотносить православную педагогику с современными педагогическими концепциями и теориями;
  • выделять теоретические, прикладные и ценностные аспекты православной педагогики и православной антропологии, применять их в профессиональной деятельности;
  • использовать различные формы и методы православной педагогики в профессиональной деятельности;
  • организовывать взаимодействие Церкви, семьи и образовательной организации в вопросах православного воспитания обучающихся, создавать детско-взрослые общности обучающихся, родителей и педагогов, объединенные едиными целями и ценностями;
  • анализировать успешные педагогические практики в сфере православного образования и использовать их в своей профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
  • планировать и организовывать процесс православного воспитания детей и молодежи в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом;
  • выбирать методы воспитания, соответствующие целям и задачам православного образования;
  • владеть приемами и методами работы с православной семьей;
  • развивать мотивацию обучающихся к духовному и нравственному совершенствовани ю;
  • разрабатывать и реализовывать программы развития обучающихся с учетом их духовных, личностных и возрастных особенностей;
  • создавать разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогических работников с целью совместной деятельности по православному воспитанию;
  • проводить консультационную работу с родителями по проблемам православного воспитания детей.

 Необходимые знания:

  • православная антропология, — см. раздел «Требования к образованию педагогов»
  • Уставы и каноны православной Церкви в объеме, необходимом для сознательного участия в богослужениях и таинствах Церкви и для компетентного педагогического взаимодействия с обучающимися и их семьями.

Законодательство в сфере образования и особенности учебно-методичес кого обеспечения образования:

  • Основы законодательства о правах ребенка, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ-№273 ФЗ); Федеральные государственные образовательные стандарты; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.
  • Церковные нормативные документы, касающиеся православного воспитания.
  • Документы, нормирующие учебно-методичес кое обеспечение образования.

Педагогика:

  • основные положения педагогики и психологии, в том числе православной педагогики и православной психологии, педагогической антропологии, закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, ее духовного и нравственного становления;
  • основы педагогической культуры;
  • эффективные практики православного воспитания;
  • основы духовной, информационной безопасности личности и семьи;
  • основные результаты новейших исследований (достижений) в сфере духовно-нравстве нного воспитания;
  • технологию планирования и организации воспитания в образовательной организации с религиозным (православным) компонентом, оценки педагогической деятельности и использования ее результатов;
  • методы, формы и принципы православного воспитания, особенности использования современных педагогических технологий в православной образовательной среде;
  • методику организации духовного краеведения, паломнических поездок и экскурсий;
  • педагогику семейного воспитания на традициях православия;
  • содержание, методы, формы и средства организации взаимодействия с социальными партнерами по вопросам духовно-нравстве нного воспитания.

3.1.2. Трудовая функция: Обучение на основе православного мировоззрения (обучение на основе интеграции ФГОС и Стандарта православного компонента общего образования)) (уровень квалификации – 6).

Возможные наименования должностей: учитель, преподаватель.

Трудовые действия:

  • проектирование и реализация программ, курсов, дисциплин, модулей религиозного (православного) компонента общего образования на основе принципов православной педагогики с учетом возрастных особенностей детей, закономерностей духовного становления личности (реализация вариативной части Стандарта православного компонента общего образования)
  • разработка и реализация православно ориентированных модулей рабочих программ учебных дисциплин федерального учебного плана;
  • участие в реализации миссии школы как образовательной организации с религиозным (православным) компонентом;
  • осуществление профессиональной деятельности на основе православного мировоззрения;
  • участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания православной образовательной среды;
  • систематический анализ реализации религиозного (православного) компонента в образовательном процессе;
  • организация, осуществление контроля и оценки текущих и итоговых результатов освоения обучающимися религиозного (православного) компонента;
  • формирование навыков духовной и информационной безопасности в условиях сетевых взаимодействий, освоения информационно-ко ммуникативных технологий;
  • поддержка мотивации к усвоению вариативной части религиозного (православного) компонента у обучающихся.

Необходимые умения:

  • владеть формами и методами обучения на основе православного мировоззрения (ценностей);
  • разрабатывать православно ориентированные модули рабочих программ учебных дисциплин федерального учебного плана;
  • анализировать духовные ценности и смыслы при изучении содержания учебных дисциплин федерального учебного плана и информации, обеспечивать их понимание и переживание обучающимися;
  • планировать и организовывать процесс обучения детей на основе православного мировоззрения (ценностей);
  • выбирать методы обучения, соответствующие целям и задачам православного образования;
  • объективно оценивать усвоение обучающимися вариативной части религиозного (православного) компонента на основе разных методов контроля, преимущественно творческих: проектной деятельности, творческих мастерских, олимпиад, викторин, конкурсов, творческих письменных работ (сочинений, эссе, авторских рассказов, стихов и др.);
  • оценивать качество православного образования в соответствии с положением «О выдаче конфессиональног о представления Русской Православной Церкви и конфессиональной аттестации образовательных организаций» и Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для образовательных организаций Российской Федерации;
  • формулировать критерии собственной оценочной деятельности в отношении к обучающимся на основе православного мировоззрения (ценностей);
  • взаимодействоват ь (сотрудничать) с другими педагогами в решении задач православного образования, в вопросах преподавания вариативной части Стандарта православного компонента общего образования;
  • разрабатывать дидактические и учебно-методичес кие материалы по православно ориентированным модулям преподаваемого предмета;
  • управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в образовательный процесс на основе духовных, этических, культурно-истори ческих ценностей и традиций православия;
  • оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях, возникших в процессе взаимодействия участников образовательного процесса в вопросах православного образования;
  • анализировать проблемы, возникающие в процессе преподавания вариативной части Стандарта православного компонента общего образования и искать пути их решения;
  • корректировать содержание и методику проведения занятий на основе анализа и оценки поведения и нравственного развития детей;
  • систематизироват ь и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии православного образования в части преподаваемого предмета;
  • представлять собственный опыт деятельности в сфере православного образования на открытых мероприятиях: научно-практичес ких конференциях, семинарах, чтениях и др., в виде публикаций учебно-методичес ких разработок, проектов, творческих работ.

Необходимые знания:

  • православное вероучение — см. раздел «Требования к образованию педагогов»;
  • основы законодательства о свободе совести и религиозных объединениях. Нормативные правовые положения, регламентирующие преподавание учебных предметов, курсов, направленных на формирование знаний о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях христианства (православия);
  • церковные нормативные документы в сфере образования: Образовательная концепция Русской Православной Церкви, Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для образовательных организаций Российской Федерации, Положение «О выдаче конфессиональног о представления Русской Православной Церкви и конфессиональной аттестации образовательных организаций» и др.;
  • вариативную часть религиозного (православного) компонента в пределах основной образовательной программы образовательной организации;
  • принципы православного образования, особенности функционирования системы православного образования на современном этапе;
  • технологию планирования и организации обучения на основе православного мировоззрения в образовательной организации с религиозным (православным) компонентом;
  • методы и формы обучения на основе православного мировоззрения, особенности использования современных образовательных технологий в православной образовательной среде.

3.2. Обобщенная трудовая функция: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ с религиозным (православным) компонентом.

3.2.1. Трудовая функция: Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования с религиозным (православным) компонентом.

Трудовые действия:

  • участие в разработке православного компонента основной общеобразователь ной программы образовательной организации в соответствии с Православным компонентом дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО;
  • проектирование и реализация православного компонента основной общеобразователь ной программы образовательной организации в соответствии с Примерной программой реализации православного компонента к структуре основной общеобразователь ной программы дошкольного образования для православных дошкольных образовательных учреждений;
  • участие в создании православного уклада дошкольного учреждения, способствующего формированию православного мироощущения у детей дошкольного возраста;
  • планирование и реализация православного компонента образовательной работы в группе детей дошкольного возраста;
  • организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми православного компонента образовательной программы;
  • корректировка образовательных задач православного компонента совместно с другими специалистами по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей личностного развития каждого ребенка дошкольного возраста;
  • реализация воспитательных возможностей разных видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-ис следовательской, игровой и др.;
  • создание условий для дружелюбного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание атмосферы доверия, взаимной поддержки и взаимопомощи (соработничества ).

Необходимые умения:

  • организовывать виды деятельности в дошкольном возрасте на основе православной педагогики и православной антропологии;
  • планировать, реализовывать и анализировать образовательную и воспитательную работу с детьми дошкольного возраста согласно православному компоненту дошкольного образования;
  • организовывать совместную деятельность Церкви, семьи и образовательной организации (духовного попечителя, родителей (законных представителей) и педагогов) по духовно-нравстве нному воспитанию детей дошкольного возраста;
  • владеть методами и средствами анализа (диагностики) личностного развития ребенка в дошкольном возрасте, педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми православного компонента дошкольного образования;
  • владеть методами и средствами психолого-педаго гического (православного) просвещения родителей, способствовать повышению уровня их педагогических компетенций.

Необходимые знания:

  • церковные документы, регламентирующие деятельность дошкольных образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом: Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, Примерное содержание программы православного воспитания детей дошкольного возраста, Примерную программу реализации православного компонента к структуре основной общеобразователь ной программы дошкольного образования для православных дошкольных образовательных учреждений;
  • специфику православного духовно-нравстве нного образования (обучения и воспитания) детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с православным компонентом дошкольного образования;
  • общие закономерности духовного, физического и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в контексте православной педагогики, православной психологии и православной антропологии.

Другие характеристики:

  • нести ответственность за личностное, духовное и нравственное развитие детей, результаты освоения православного компонента дошкольного образования;
  • своим примером поддерживать в детях высокую степень доверия воспитателю, воспитывать в них послушание, аккуратность, ответственность, добросовестность , честность; быть справедливым и открытым в общении с детьми.

3.2.2. Трудовая функция: Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования с религиозным (православным) компонентом.

Трудовые действия:

  • проектирование и реализация православного компонента основной образовательной программы начального общего образования образовательной организации на основе Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для образовательных организаций Российской Федерации с учетом особенностей духовного и нравственного становления и развития личности;
  • оказание педагогической поддержки детям в осознании себя учениками, в понимании того, что умение учиться и быть учеником – это главный труд в личностном развитии на данном этапе жизни;
  • участие в создании православного уклада в начальной школе, способствующего формированию православного мировоззрения у обучающихся;
  • организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми православного компонента основной образовательной программы начального общего образования;
  • корректировка образовательных задач православного компонента совместно с другими специалистами по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей личностного развития каждого обучающегося.

Необходимые умения:

  • планировать, реализовывать и анализировать православный компонент образовательной работы с детьми на основе православного компонента основной образовательной программы начального общего образования образовательной организации;
  • применять технологии информационной безопасности личности в условиях современной социокультурной среды;
  • проводить учебные занятия, опираясь на исторический опыт и современные достижения в преподавании вероучительных предметов, предметов духовно-нравстве нной направленности с использованием современных образовательных методик и технологий;
  • учитывать индивидуальные особенности духовного и нравственного становления и развития детей младшего школьного возраста, особенности развития учебной деятельности у мальчиков и девочек;
  • организовывать совместную деятельность Церкви, семьи и образовательной организации (духовного попечителя образовательной организации, родителей (законных представителей) и педагогов) по православному образованию детей младшего школьного возраста;
  • владеть методами и средствами анализа (диагностики) личностного развития детей младшего школьного возраста, педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми православного компонента начального общего образования;
  • владеть методами и средствами психолого-педаго гического (православного) просвещения родителей, способствовать повышению уровня их педагогических компетенций.

Необходимые знания:

  • теория и методология православной педагогики и православной антропологии;
  • особенности православного компонента начального общего образования в соответствии со Стандартом православного компонента общего образования;
  • общие закономерности духовного, личностного и физического развития детей младшего школьного возраста в контексте православной педагогики, православной психологии и православной антропологии;
  • конфессиональные и этнокультурные особенности региона, в котором находится образовательная организация с религиозным (православным) компонентом.

Другие характеристики:

  • нести ответственность за личностное, духовное и нравственное развитие учеников младшего школьного возраста, результаты освоения православного компонента начального общего образования;
  • своим примером поддерживать в детях высокую степень доверия учителю, воспитывать в них послушание, аккуратность, ответственность, добросовестность , честность.

3.2.3. Трудовая функция: Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования с религиозным (православным) компонентом.

Трудовые действия:

  • участие в разработке основных образовательных программ основного и среднего общего образования с религиозным (православным) компонентом образовательной организации;
  • проектирование и реализация программ основного и среднего общего образования с религиозным (православным) компонентом;
  • формирование христианской картины мира, православного мировоззрения;
  • оказание педагогической поддержки подросткам в осознании смысложизненных ценностей, в том числе и семейных, себя как личности, как самостоятельного социального субъекта, помощь ему в формировании субъектной позиции;
  • оказание педагогической поддержки юношам и девушкам в выборе профессии, своего жизненного пути; ознакомление с профессиональной деятельностью в Церкви;
  • участие в создании православного уклада образовательной организации, способствующего православному духовно-нравстве нному развитию обучающихся в подростковый период, в старшем школьном возрасте;
  • организация совместной деятельности Церкви, семьи и образовательной организации (духовного попечителя образовательной организации, родителей (законных представителей) и педагогов) по духовно-нравстве нному образованию (обучению и воспитанию) детей подросткового возраста, старшего школьного возраста;
  • привлечение старшеклассников к созданию и поддержке православного уклада образовательной организации, к социальному служению вне школы, к оказанию помощи на приходе;
  • формирование способности к межкультурному диалогу с представителями других конфессий, разных этнокультурных и социальных групп.

Необходимые умения:

  • планировать, реализовывать и анализировать православный компонент основных образовательных программ образовательной организации;
  • применять технологии информационной (духовной) безопасности личности в условиях современной социокультурной среды;
  • проводить учебные занятия, опираясь на исторический опыт и современные достижения в преподавании вероучительных предметов, предметов духовно-нравстве нной направленности с использованием современных образовательных методик и технологий;
  • учитывать индивидуальные особенности развития детей подросткового и юношеского возраста, специфику развития мальчиков и девочек в препубертатный период в контексте православной педагогики и православной антропологии;
  • владеть методами и средствами анализа (диагностики) личностного развития детей подросткового и юношеского возраста, педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения обучающимися православного компонента основного общего и среднего общего образования;
  • владеть методами и средствами психолого-педаго гического (православного) просвещения родителей, способствовать повышению уровня их педагогических компетенций.

Необходимые знания:

  • теорию и методологию православной педагогики и православной антропологии;
  • особенности православного компонента основного общего и среднего общего образования в соответствии со Стандартом православного компонента общего образования;
  • программы и учебники с религиозным (православным) компонентом;
  • общие закономерности духовного, личностного и физического развития подростков, юношей и девушек старшего школьного возраста в контексте православной педагогики, православной психологии и православной антропологии;
  • конфессиональные и этнокультурные особенности региона, в котором находится образовательная организация с религиозным (православным) компонентом.

Другие характеристики:

  • нести ответственность за личностное развитие учеников в подростковом и старшем школьном возрасте, результаты освоения православного компонента основного общего и среднего общего образования;
  • своим примером поддерживать в детях высокую степень доверия учителю, воспитывать в них уважение к труду учителя; быть справедливым и честным в общении с обучающимися подросткового и старшего школьного возраста.

3.2.4. Трудовая функция. Предметное обучение на основе православного мировоззрения (реализация обязательной части Стандарта православного компонента общего образования).

3.2.4.1. Предмет «Основы православной веры».

Трудовые действия:

  • реализация обязательной части Стандарта православного компонента общего образования в рамках преподаваемого предмета;
  • обучение основам православного вероучения и нравственности в соответствии с примерной программой по Основам православной веры;
  • формирование у обучающихся православного мировоззрения и христианской картины мира;
  • приобщение к участию в таинствах и богослужениях Церкви, к церковному образу жизни;
  • знакомство обучающихся с современной жизнью Церкви, с основными документами, событиями, миссией Церкви в современном мире;
  • формирование религиозной культуры, культуры общения в православном сообществе; культуры диалога с миром, социумом вне ограды Церкви;
  • обучение работе с источниками религиозных знаний, в том числе с электронными ресурсами;
  • организация публичных выступлений, научно-практичес ких конференций, семинаров по православной тематике;
  • обсуждение с обучающимися основных вызовов современного мира, проблем современной молодежи, различных сообществ, формирование у них правильного представления о данных проблемах;
  • обсуждение с обучающимися явлений современной православной культуры;
  • обучение проектной деятельности по православной тематике;
  • консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по проблемным вопросам современной религиозной жизни в России;
  • использование воспитательного потенциала вероучительных предметов;
  • сотрудничество с другими учителями в системе межпредметных связей по ключевым мировоззренчески м темам;
  • помощь в выборе профессии, знакомство с основными видами профессиональной деятельности в современной церковной жизни.

Необходимые умения:

  • разрабатывать рабочую программу по Основам православной веры;
  • владеть методами и приемами обучения вероучительным знаниям;
  • способствовать духовному осмыслению базовых знаний по гуманитарным и естественнонаучн ым предметам;
  • способствовать обучающимся на основе вероучительных знаний приобретать духовный опыт, нравственное сознание и нравственное поведение;
  • развивать способность у обучающихся к самоанализу и самооценке собственных поступков;
  • разрабатывать дидактические и учебно-методичес кие материалы по вероучительным предметам;
  • управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения православной вере и нравственности;
  • оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях, возникших в процессе взаимодействия участников образовательного процесса в вопросах православного образования;
  • анализировать проблемы, возникающие в процессе обучения вероучительным знаниям и искать пути их решения;
  • корректировать содержание и методику проведения занятий на основе анализа и оценки поведения и нравственного развития детей;
  • проводить консультационную работу с родителями по проблемам обучения вероучительным знаниям детей;
  • определять задачи профессиональног о и личностного саморазвития, заниматься самообразованием , повышать квалификацию в области преподавания вероучительных предметов;
  • систематизироват ь и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии православного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов;
  • представлять собственный опыт деятельности в сфере православного образования на открытых мероприятиях: научно-практичес ких конференциях, семинарах, чтениях и др., в виде публикаций учебно-методичес ких разработок, проектов, творческих работ.

Необходимые знания:

  • теология (богословие) в объеме программ высшего образования или дополнительного профессиональног о образования;
  • преподаваемый предмет в пределах требований Стандарта православного компонента общего образования и примерных программ Стандарта.

3.2.4.2. Предмет «Церковнославянс кий язык».

Трудовые действия:

  • реализация обязательной части Стандарта православного компонента общего образования в рамках преподаваемого предмета;
  • обучение церковнославянск ому языку в соответствии с примерной программой по церковнославянск ому языку;
  • формирование у обучающихся православной языковой картины мира, языковых и коммуникативных компетенций;
  • развитие навыков чтения, толкования и перевода текстов на церковнославянск ом языке;
  • помощь обучающимся в понимании современной жизни Церкви, разъяснение особенностей использования церковнославянск ой лексики, грамматических конструкций в обыденной речи;
  • формирование культуры общения в православном сообществе; культуры диалога с миром, социумом вне ограды Церкви на языковом материале;
  • обучение работе с электронными ресурсами по темам церковнославянск ого языка, использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических и познавательных задач;
  • организация публичных выступлений, научно-практичес ких конференций, семинаров, в том числе в сетевых взаимодействиях;
  • обсуждение с обучающимися явлений современной православной культуры;
  • обучение проектной деятельности по церковнославянск ому языку, языковой культуре; вовлечение обучающихся в творческую деятельность по изданию школьной газеты, плакатов, рубрик по церковнославянск ому языку, художественного и научного альманахов, радио- и телепередач, в разработку сценариев праздников и мероприятий, посвященных церковнославянск ому языку и культуре речи;
  • использование воспитательных возможностей церковнославянск ого языка;
  • сотрудничество с другими учителями в системе межпредметных связей;
  • вовлечение обучающихся в подготовку и организацию Дней славянской письменности и культуры.

Необходимые умения:

  • владеть методами и приемами обучения церковнославянск ому языку;
  • способствовать духовному осмыслению базовых знаний по русскому языку и литературе, русской словесности;
  • способствовать обучающимся на основе знаний церковнославянск ого языка приобретать духовный опыт, нравственное сознание и нравственное поведение, осознанно участвовать в таинствах и богослужениях Церкви;
  • развивать языковое чутье, культуру речи, бережное отношение к слову, к русскому языку;
  • использовать приемы обучения церковнославянск ому языку детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • давать духовную и нравственную оценку языковым явлениям в повседневной жизни, в СМИ, в молодежной субкультуре; интернет-языка;
  • разрабатывать дидактические и учебно-методичес кие материалы по церковнославянск ому языку;
  • управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс православного образования;
  • оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях, возникших в процессе взаимодействия участников образовательного процесса в вопросах православного образования;
  • анализировать проблемы, возникающие в процессе обучения церковнославянск ому языку и искать пути их решения;
  • корректировать содержание и методику проведения занятий на основе анализа и оценки поведения и нравственного развития детей;
  • проводить консультационную работу с родителями по проблемам обучения церковнославянск ому языку;
  • определять задачи профессиональног о и личностного саморазвития, заниматься самообразованием , повышать квалификацию в области преподавания церковнославянск ого языка;
  • систематизироват ь и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в преподавании церковнославянск ого языка на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов;
  • представлять собственный опыт обучения церковнославянск ому языку на открытых мероприятиях: научно-практичес ких конференциях, семинарах, чтениях и др., в виде публикаций учебно-методичес ких разработок, проектов, творческих работ.

Необходимые знания:

  • преподаваемый предмет в пределах требований Стандарта православного компонента общего образования и примерных программ Стандарта;
  • основы православного вероучения, церковнославянск ий язык, история русского литературного языка, современное общее языкознание, древнерусская литература, современная филология;
  • методология и методика преподавания церковнославянск ого языка.

3.2.4.3. Предмет «Церковное пение».

Трудовые действия:

  • реализация обязательной части Стандарта православного компонента общего образования в рамках преподаваемого предмета;
  • обучение церковному пению в соответствии с примерной программой Стандарта по церковному пению;
  • обучение основным вокально-хоровым и навыкам, таким как: певческое дыхание, звукообразование , дикция, ровность гласных, мягкая атака звука и др.;
  • обучение правилам орфоэпии в пении на церковнославянск ом языке;
  • обучение чтению и пониманию церковных текстов по принципу псалмодирования при соблюдении общих правил постановки как речевого, так и певческого голоса;
  • использование воспитательных возможностей церковного пения;
  • сотрудничество с другими учителями в системе межпредметных связей.

Необходимые умения:

  • разрабатывать рабочую программу по церковному пению;
  • владеть методами и приемами обучения церковному пению;
  • способствовать обучающимся на основе приобретения навыков церковного пения осознанно участвовать в таинствах и богослужениях Церкви;
  • разрабатывать дидактические и учебно-методичес кие материалы по церковному пению;
  • управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс православного образования;
  • анализировать проблемы, возникающие в процессе обучения церковному пению и искать пути их решения;
  • корректировать содержание и методику проведения занятий на основе анализа и оценки поведения и нравственного развития детей;
  • проводить консультационную работу с родителями по проблемам обучения детей церковному пению;
  • определять задачи профессиональног о и личностного саморазвития, заниматься самообразованием , повышать квалификацию в области преподавания церковного пения;
  • систематизироват ь и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в обучении церковному пению на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
  • представлять собственный опыт обучения церковному пению на открытых мероприятиях: научно-практичес ких конференциях, семинарах, чтениях и др., в виде публикаций учебно-методичес ких разработок, проектов, творческих работ.

Необходимые знания:

  • преподаваемый предмет в пределах требований Стандарта православного компонента общего образования и примерной программы Стандарта по церковному пению;
  • сущность, структура предмета в соответствии с профилем его цели, система формируемых знаний и умений, их взаимосвязь, соотношение и развитие в школьном предмете;
  • основы православного вероучения, традиции церковного пения;
  • методика преподавания церковного пения.

3.2.4.4. Предметы «Латинский язык», «Древнегреческий (греческий) язык». 

Трудовые действия:

  • реализация обязательной части Стандарта православного компонента общего образования в рамках преподаваемого предмета;
  • обучение латинскому и греческому языкам в соответствии с примерной программой по латинскому и греческому языкам;
  • формирование представления о греко-латинской цивилизации как основе культуры современной Европы; о связи русского и латинского языков;
  • формирование представления о греческом языке как языке первой европейской культуры, в рамках которой было осуществлено «евангельское приготовление» и подготовлены возможности для освоения, развития и вселенского распространения нового христианского учения; о языке православного богословия до середины XV века;
  • формирование у обучающихся православной языковой картины мира, языковых и коммуникативных компетенций;
  • приобщение к участию в таинствах и богослужениях Церкви, к церковному образу жизни;
  • развитие навыков чтения, толкования и перевода образцовых текстов на латинском и греческом языках;
  • развитие навыков сравнительного анализа текстов на латинском, греческом и церковнославянск ом языках;
  • помощь обучающимся в понимании современной жизни Церкви, разъяснение особенностей использования греческой лексики в православном богослужении;
  • формирование культуры общения в православном сообществе; культуры диалога с миром, социумом вне ограды Церкви на языковом материале;
  • обучение работе с электронными ресурсами по темам классических языков, использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических и познавательных задач;
  • организация публичных выступлений, научно-практичес ких конференций, семинаров, в том числе в сетевых взаимодействиях;
  • развитие умений пользоваться греческо-русским и и латинско-русским и словарями, интернет-ресурса ми, электронными базами греческих и латинских текстов;
  • обучение проектной деятельности по классическим языкам, языковой культуре; вовлечение обучающихся в творческую деятельность по изданию школьной газеты, плакатов, рубрик по латинскому и греческому языкам, художественного и научного альманахов, радио- и телепередач, в разработку сценариев праздников и мероприятий, посвященных классическим языкам;
  • использование воспитательных возможностей предмета;
  • сотрудничество с другими учителями в системе межпредметных связей.

Необходимые умения:

  • владеть методами и приемами обучения латинскому и греческому языкам;
  • способствовать духовному осмыслению связи русского языка и латинского и греческого языков, русской словесности и античной литературы;
  • способствовать на основе знаний латинского и греческого языков приобретению обучающимися духовного опыта, нравственного сознания и нравственного поведения, способствовать их осознанному участию в аинствах и богослужениях Церкви;
  • развивать языковое чутье, культуру речи, бережное отношение к слову, понимать этимологическое и фразеологическое богатство русского языка, его связь с фразеологией и лексикой латинского и греческого языков;
  • использовать приемы обучения классическим языкам детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • давать духовную и нравственную оценку языковым явлениям в повседневной жизни, в СМИ, в молодежной субкультуре, интернет-языке;
  • разрабатывать дидактические и учебно-методичес кие материалы по классическим языкам;
  • управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения классической филологии;
  • оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях, возникших в процессе взаимодействия участников образовательного процесса в вопросах православного образования;
  • анализировать проблемы, возникающие в процессе обучения классическим языкам и искать пути их решения;
  • корректировать содержание и методику проведения занятий на основе анализа и оценки поведения и нравственного развития детей;
  • проводить консультационную работу с родителями по проблемам обучения классическим языкам;
  • определять задачи профессиональног о и личностного саморазвития, заниматься самообразованием , повышать квалификацию в области преподавания классических языков;
  • систематизироват ь и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии преподавания классических языков на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов;
  • представлять собственный опыт обучения классической филологии на открытых мероприятиях: научно-практичес ких конференциях, семинарах, чтениях и др., в виде публикаций учебно-методичес ких разработок, проектов, творческих работ.

Необходимые знания:

  • преподаваемый предмет в пределах требований Стандарта православного компонента общего образования и примерной программы Стандарта;
  • основы православного вероучения, латинский язык, греческий язык (древнегреческий ), история русского литературного языка, современное общее и сравнительное языкознание, история античной литературы, современная филология;
  • методология и методика преподавания латинского и греческого языков.

3.2.4.5. Предмет «Логика». 

Трудовые действия:

  • реализация обязательной части Стандарта православного компонента общего образования в рамках преподаваемого предмета;
  • обучение логике в соответствии с примерной программой по логике;
  • развитие умений:
  • ставить цели и решать поставленные задачи до получения положительного результата;
  • отделять главное от второстепенного, видеть приоритеты, цели и задачи;
  • формулировать проблему и находить пути ее оптимального решения системно и комплексно;
  • развитие способности к системному анализу жизненных ситуаций, исторических явлений, учебного материала; обосновывать свою точку зрения, используя различные формы доказательства и опровержения;
  • развитие способности к выполнению познавательных и практических задач при анализе причинно-следств енных связей, определении сущностных характеристик предметов и явлений, в процессе их сравнения, сопоставления и оценки;
  • развитие умений работать с информацией, использовать логические знания в других областях знаний;
  • формирование представлений об основных формах познания: чувственной (ощущение, восприятие и представление) и абстрактного мышления; основных законах правильного мышления;
  • раскрытие и объяснение обучающимся связи логики и языка;
  • формирование умений работать с понятиями, овладение такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование;
  • способствовать овладению простыми суждениями (суждения свойства, суждения существования и суждения с отношениями) и сложными суждениями (образованными с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания);
  • способствовать овладению дедуктивными, индуктивными умозаключениями и умозаключениями по аналогии;
  • способствовать овладению навыками аргументации, доказательства и опровержения в разных аргументативных процессах, ведению диалога; формировать умения видеть ошибки в рассуждении и споре, опровергать ложные тезисы и аргументы;
  • формирование умений решать логические задачи по теоретическому материалу;
  • использование воспитательного потенциала предмета;
  • сотрудничество с другими учителями в системе межпредметных связей по формированию универсальных учебных действий.

Необходимые умения:

  • владеть методами и приемами обучения логике;
  • способствовать духовному осмыслению логики как философской науки;
  • ставить цели, видеть проблему, системно анализировать предметы и явления действительности ;
  • решать познавательные и практические задачи в системе образования;
  • управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс формирования универсальных учебных действий;
  • оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях, возникших в процессе взаимодействия участников образовательного процесса в вопросах православного образования;
  • анализировать проблемы, возникающие в процессе обучения логике и искать пути их решения;
  • корректировать содержание и методику проведения занятий на основе анализа и оценки поведения и нравственного развития детей;
  • проводить консультационную работу с родителями по проблемам обучения логике детей и формированию у них универсальных учебных действий;
  • определять задачи профессиональног о и личностного саморазвития, заниматься самообразованием , повышать квалификацию в области преподавания логики;
  • систематизироват ь и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии преподавания логики на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов;
  • представлять собственный опыт деятельности в сфере обучения логике на открытых мероприятиях: научно-практичес ких конференциях, семинарах, чтениях и др., в виде публикаций учебно-методичес ких разработок, проектов, творческих работ.

Необходимые знания:

  • преподаваемый предмет в пределах требований Стандарта православного компонента общего образования и примерной программы по логике;
  • содержание предмета: основные законы логики (закон тождества, закон непротиворечивос ти, закон исключенного третьего, закон достаточного основания);основные формы правильного мышления (понятие, суждение, умозаключение); основы теории аргументации; основные формы научного знания и методологию научного исследования;
  • методика преподавания предмета.

IV. Личность педагога.

  • Принятие православия, участие в церковной жизни.
  • Стремление и усилие строить свою жизнь на основе заповедей Божиих.
  • Восприятие учительства как служения, как дара Божия.
  • Христианская любовь к детям, умение видеть в каждом ребенке образ Божий.
  • Стремление строить отношения в коллективе образовательной организации с религиозным (православным) компонентом на основе христианского учения о любви – в долготерпении, милосердии, кротости, доверии, сорадовании, сострадании, взыскании правды.
  • Готовность выполнять миссию образовательной организации на основе православного мировоззрения.
  • Готовность совместно с духовником осуществлять психолого-педаго гическое сопровождение образовательного процесса на основании «Положения о духовном попечителе православной образовательной организации, реализующей на основании конфессиональног о представления Русской Православной Церкви программы религиозного (православного) компонента общего образования».

V. Методы оценки выполнения Квалификационных требований к профессиональной деятельности педагога в образовательной организации с религиозным (православным) компонентом.

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога в образовательной организации с религиозным (православным) компонентом производится по результатам обучения, воспитания и развития обучающихся в соответствии со Стандартом православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для образовательных организаций Российской Федерации.

В оценке работы педагога в качестве критериев учитываются:

  • данные внутришкольной оценки качества педагогической деятельности, в том числе качества преподавания, качества воспитательной деятельности, качества взаимодействия с обучающимися (в том числе создание в классе атмосферы трудолюбия, дружелюбия, взаимного доверия, творчества, стремления к нравственной жизни по заповедям Божиим), предусмотренные «системой оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы» образовательной организации;
  • положительная динамика учебных достижений обучающихся на основе «системы оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы» образовательной организации;
  • высокие учебные достижения обучающихся, победы на олимпиадах, в том числе на олимпиадах православной тематики, выступления (дипломы, сертификаты) обучающихся на научно-практичес ких конференциях, результаты проектной деятельности обучающихся;
  • участие в научно-методичес кой деятельности (разработка учебных и наглядных пособий, дидактических материалов, программ, контрольно-измер ительных материалов, участие в научно-практичес ких конференциях, семинарах и др. в качестве докладчиков, выступающих);
  • деятельность по представлению и распространению своего педагогического опыта (открытые уроки, семинары, участие в конкурсах педагогического мастерства, создание информационных ресурсов и др.);
  • деятельность по самообразованию и совершенствовани ю профессиональног о мастерства (освоение программ постдипломного образования педагогов, участие в профессиональных , в том числе педагогических, конференциях, мастер-классах, семинарах и др. в качестве слушателей);
  • участие в организации православного уклада образовательного организации, взаимодействия Церкви, семьи и образовательной организации; в социальных взаимодействиях (служении), в реализации миссии православной образовательной организации.
  • Для оценки профессиональной деятельности педагога привлекается духовник образовательной организации, сотрудники епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, благочиний, ученые-практики, имеющие соответствующее образование (педагогическое или по профилю предмета, преподаваемого учителем).

VI. Заключение.

Квалификационные требования к профессиональной деятельности педагога в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом применяются с момента утверждения священноначалием .

Образовательным организациям с религиозным (православным) компонентом необходимо учесть Квалификационные требования к профессиональной деятельности педагога при разработке локальных нормативных актов, закрепляющих требования к квалификации педагогов по обязательным предметам Стандарта православного компонента общего образования, соответствующих специфике образовательной организации; при составлении должностных инструкций, при аттестации педагогов.

Квалификационные требования должны стать документом, на основании которого осуществляется подбор педагогических кадров в образовательную организацию с религиозным (православным) компонентом.

ИА "Православное образование"
 


Вернуться назад