Сайт Образование и Православие > Православное краеведение, Публикации ЖИ > Епископ Искитимский и Черепановский Лука (ВОЛЧКОВ). Никольский храм села Койново

Епископ Искитимский и Черепановский Лука (ВОЛЧКОВ). Никольский храм села Койново


11.06.2021.

22 апреля 1834 года был высочайше утвержден доклад Святейшего Синода об открытии Томской епархии. В новообразованную епархию вошли две губернии: Томская, до того входившая в Тобольскую епархию, и Енисейская, выделенная из Иркутской епархии. Несмотря на огромную территорию, Томская епархия была немногочисленной по количеству храмов. Основная масса переселенцев в XVIII в. селилась по рекам и при вновь образующихся горнодобывающих и перерабатывающих предприятиях в Кузнецком, Бийском и Барнаульском уездах. В начале 50-х гг. XVIII в. в ведомстве Колывано-Воскресенских заводов развернулись широкое строительство православных храмов и организация церковных приходов. Но всего на территории новообразованной Томской епархии их было 185: 101 на территории Енисейской губернии и 84 – на территории Томской 1 . В 1853 году к Томской епархии была присоединена Семипалатинская область, ранее в церковном отношении входившая в Тобольскую епархию. Началось активное строительство новых храмов. Во второй половине XIX – начале XX веков в сёлах и деревнях только на территории в современных границах Томской области было построено более 120 церквей, молитвенных домов и часовен 2 . Согласно данным церковно-краеведческого сайта «Родиновед» (http://rodinoved.ru) в Новосибирской области за этот период с 1850 по 1917 гг. было открыто 258 прихода. При этом динамика такова: 1850 г. - 1, 1851 г. - 1 , 1855 г. - 3 , 1857 г. - 1, 1858 г. - 1, 1859 г. - 1, 1860 г. - 4, 1861 г. - 2, 1862 г. - 6, 1863 г. - 3, 1864 г. - 2, 1865 г. - 1, 1866 г. - 2, 1867 г. - 2, 1869 г. - 2, 1876 г. - 1, 1877 г. - 1, 1880 г. - 1, 1881 г. - 2, 1882 г. - 1, 1883 г. - 1, 1884 г. - 1, 1885 г. - 1, 1886 г. - 2, 1887 г. - 1, 1888 г. - 5, 1890 г. - 1, 1891 г. - 1, 1893 г. - 7, 1894 г. - 3, 1895 г. - 5, 1896 г. - 8, 1897 г. - 3, 1898 г. - 11, 1899 г. - 9, 1900 г. - 11, 1901 г. - 5, 1902 г. - 10, 1903 г. - 3, 1904 г. - 12, 1905 г. - 4, 1906 г. - 9, 1907 г. - 7, 1908 г. - 14, 1909 г. - 8, 1910 г. - 12, 1911 г. - 18, 1912 г. - 8, 1913 г. - 6, 1914 г. - 8, 1915 г. - 4, 1916 г. - 10, 1917 г. - 11 храмов 3 .

Первоначально большее количество приходов было сосредоточено в Томском уезде и по р. Томь, но впоследствии наиболее заселенными стали территории Бийского, Барнаульского и Кузнецкого уездов, где находилось и большинство приходов. В дальнейшем наблюдается постоянный рост количества приходов, особенно бурно этот процесс происходил, что было связано с развитием переселенческого движения из Европейской части России. Изначально на юге Западной Сибири складывалось несколько типов приходов: городские, сельские, при военных укреплениях, заводах и рудниках, в инородческих волостях.

Основная масса церквей на юге Западной Сибири была деревянной и строилась на средства самих прихожан. В случаях строительства каменных храмов обычным был сбор денежных средств по территории всей епархии, а иногда и за ее пределами. В 1802 году в Сибири в связи со значительными затратами и трудностями доставки материала было дозволено строить деревянные церкви, хотя двумя годами раньше, 24 декабря 1800 года, был принят указ Павла I, по которому было узаконено строительство только каменных церквей. Главной причиной, закрепляющей каменное строительство стали частые пожары, уничтожавшие целые города. Исключение из указа для селений Сибири и западных губерний, а также для «бедных» приходов, не имеющих «удобств доставать материалы для каменного здания». Материалом, который позволил в короткие сроки и на большом пространстве осуществить реализацию большого количества проектов на постройку церквей, стало дерево, самый доступный и самый удобный для обработки строительный материал. В 1835 г. ограничение на строительство деревянных церквей было снято. Деревянные церкви разрешалось строить повсеместно, но «для большей прочности на каменном фундаменте». Большинство храмов на юге Западной Сибири были деревянными, каменное строительство велось в редких случаях с привлечением внеприходских источников финансирования.

Большинство современных исследователей называют дату строительства храма в Койново - 1902 год. Эти сведения почерпнуты из Справочной книги по Томской епархии за 1914 год. История создания православного прихода и строительства храма в селе Койново потребует пересмотра и дополнений, поскольку найденные в последнее время архивные документы отодвигают дату строительства с 1902 г. на 1865–1866 гг.

Надо сказать, что особое место в ряду церковных изданий занимают Справочные книги епархий, где представлена жизнь епархии с указанием географического положения, статуса и количества церковнослужителей, описания приходов. В Российской империи было издано несколько сотен разного рода справочных книжек, адрес-календарей, расписаний церковных приходов по разным епархиям. В западной Сибири, в Тобольске было издано две справочных книги - в 1908 и 1913 гг., кроме того, история Тобольской епархии была представлена в фундаментальном справочном пособии, опубликованном в Омске в 1892 г. в типографии А. К. Демидова. Омская епархия была представлена в двух изданиях подобного типа - 1900 и 1914 гг. Больше всего таких изданий вышло в Томской епархии, всего пять: первое из них датировано 1886 г., последнее - 1914 г., другие освещали жизнь в епархии за 1889–1899 гг., 1902–1903 гг., 1909–1910 гг 4 . Отдельным изданием справочным изданием Томской епархии можно считать книгу «Расписание городских и сельских приходов, церквей и причтов Томской епархии за 1877 г. 5 . В ней так же приведены названия прихода, наименования церквей, число прихожан, количество приписных населенных пунктов и расстояние до наиболее удаленных из них, штатный состав притча.

В двух выпусках этого издания, вышедших после постройки храма (в 1898–1899 г. 6 , 1902–1903 г. 7 ), повторяется информация о том, что в селе Койново построен деревянный однопрестольный храм во имя святителя Николая Мирликийского в 1865 году. Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год указывает дату строительства 1904 год 8 ! Но уже в Справочной книга по Томской епархии за 1914 год указан 1902 год, который обычно и можно увидеть в современных работах 9 .

После работы в Томском архиве и ознакомления с такими документами, как «Клировые ведомости означенной церкви», прояснилась следующая картина. Первый храм на территории нынешнего Искитима, в деревне Койново был построен тщанием прихожан, на их средства, заложен в 1862 году и освящен 3 октября 1866 года. При строительстве был использован проект № 5 Высочайше утвержденному для сельских церквей альбома. «Разрешена к построению Церковь Указом Духовной Консистории от 15 ноября 1858 года за №8914 по Высочайшему утвержденному чертежу, значащемуся под №5, заложена в 1862 году, выстроена и освящена 3-го октября 1866 года» 10 .

Ведомость о Николаевской Церкви Барнаульского округа за 1865 год указывает данные, что на 1865 год храм построен, но не освящен. Из этого документа следует, что год постройки здания 1895 г. Эти данные приводят и другие справочные издания. Приход же уже существовал с разрешения на строительство и назначения настоятеля и притча в 1858 году 11 . О том же свидетельствуют хранящиеся в ГАНО метрические книги Никольского храма, начинающиеся с 1858 г 12 . Таким образом, строительство храма началось в 1862 году, в 1865 году он был построен, а в 1866 году освящен.

Уже в 1865 году храм был «4. утварью достаточен. Богослужебные книги по месяцам минеи имеются все. 5. Притча по штату положено: один священник, дьячок и пономарь» 13 . На содержание священно-церковнослужителей жалования не положено. Но прихожане обязаны были давать ругу хлебом ежегодно по два пуда и тридцать фунтов на весь притч и построить для жительства их дома 14 .

Храму государство 99 десятин пахотной земли в дополнение к содержанию прихожан. «Зданий принадлежащей сей церкви нет, кроме сторожки отдельно от церкви в углу ограды построенной» 15 . Копии Метрических книг хранятся с 1859 года, а Исповедные росписи с 1858 года, со времени образования прихода 16 . Со времени, когда прихожане просили епархиальное начальство разрешить им построить храм, «используя проект № 5 из планов, Высочайше утвержденных для Западной Сибири».

Основными требованиями со стороны государства к постройке было наличие при храме определенного количества душ обоего пола, строительство храма из прочного материала, по возможности каменного, обязательства со стороны прихожан по содержанию храма и причта в дальнейшем. В XIX веке устройство приходов было урегулировано «Уставом Духовным консисторий», изданным в 1841 году. Разрешение на строительство или возобновление деревянных церквей давалось через канцелярию Синода, куда направлялись все документы, необходимые для строительства. Вплоть до 1865 г. постройка любых церквей разрешалась епархиальному начальству только после рассмотрения и согласия Синода. Указ от 25 августа 1865 г. предоставлял право епархиальным архиереям «без испрашивания Синода разрешать постройку, перестройку и расширение церквей во всех городах и селах» 17 . Установленный в XVIII в. минимум для открытия нового прихода, 700 прихожан мужского пола оставался действенным и в XIX веке. Особый приход мог образоваться, если имелся храм и достаточные средства для содержания клира, в приходе свыше 700 прихожан мужского пола - из священника, дьякона и псаломщика, а в приходе, имеющем менее 700 душ, - из священника и псаломщика.

К этому времени в селе Койновском насчитывалось 76 дворов 195 жителей мужского пола и 215 женского 18 . В состав Койновского прихода входили село Койновское, а также деревни - Дятлева в 5 верстах, Дятлево-Искитим в 8 верстах, Черноречкина в 4 верстах, Шипунова в 4 верстах, Ивановка в 15 верстах. По количеству населения все эти селения вряд ли сильно превышали 700 душ мужского пола.

Наиболее большим населенным пунктом была деревня Дятлова. В списке населенных мест Российский империи 1859 года Дятлова (Дятлева) входила в 4 участок II Барнаульского округа Томской губернии насчитывала 127 дворов, 343 жителей мужского пола и 412 женского 19 . В 1903 году в д. Дятлевой действовала школа грамоты 20 . По Списку населенных мест Томской губернии в 1911 году работал «хлебозапасный» магазин. Было уже 207 дворов, 542 жителей мужского пола и 507 женского 21 . По рассказам учителя истории Искитимской средней школы М.Н. Пыхтиной (д. Старый Искитим), и Старо-Искитимского жителя Е.Ф. Русакова после того, как в 50-е годы XX столетия жители д. Детлёвой переселились в д. Старый Искитим, деревня обезлюдела и позднее была запахана 22 .

Дятлево-Искитим или Мало-Детлово (Мало-Детлово, Искитим, Кокуй). В середине XIX в. насчитывала 54 двора, 150 жителей мужского пола и 157 женского 23 . Сегодня деревня именуется Старый Искитим.

Деревня Шипунова находилась в 4 верстах от с. Койновского и составляет ныне территорию города Искитима. Селение значится в списке 1717 года 24 . В 1719 году в д. Шепуновой хозяйствовали казаки братья Фадей, Спиридон и Лука Шепуновы (служилые люди, кормившимися «с пашни»), приписанными к Бердскому острогу. Д.Я. Резун называет их томскими уроженцами, что не исключает их происхождения из ишимских служилых людей, построивших на р. Ишиме две родовые деревни Шепуновы, предки которых пришли в Сибирь с Северной Двины. 25 Шепуновы в XVIII столетии обустроили еще несколько родовых поселений на территории Сузунского района Новосибирской области и Алтайского края. 26 Деревня Шипунова «при речке Шипунихе, близ реки Бердь» в 1859 году также входила в 4 участок II Барнаульского округа Томской губернии, согласно Списку населенных мест Российский империи 1859 года и насчитывала 59 дворов, 189 жителей мужского пола и 220 женского 27 . В 1904 году в деревне работала школа грамоты. 28 Действовал Маслодельный завод 29 . В 1911 году проживало 356 душ мужского населения и 365 женского в 129 дворах 30 .

Чернодырово в XIX в. было переименовано в деревню Чернореченскую. Черноречка занимала территорию современного Северного микрорайона Искитима. В 1859 году проживало 148 душ мужского населения и 169 женского в 68 дворах 31 . Здесь тоже были различные кустарные мастерские, начальная школа (школа грамоты), три торговые лавки и «хлебозапасный» магазин. 32

Деревня Вылкова впервые упоминается в исторических документах в начале 80-х гг. XVIII века и названа по фамилии первопоселенцев Вылковых. Деревня примыкала к д. Чернореченской и в административном отношении подчинялась Чернореченскому старосте. В 1859 году 14 дворов, в 1911 г. – 57; населения в середине XIX в. - 36 душ мужского и 55 женского, в начале ХХ в. – 162 и 169 соответственно. 33

Ивановка находилась в трех километрах от современного поселка Первомайский Искитимского района, между речками Рябчинкой и Первомайкой. К середине ХХ века деревня была небольшой и очень бедной. Домики были маленькие, беленые, все крытые соломой, заборы были из жердей (в три жерди), как загоны. С начала века действовала торговая лавка. При так называемом укрупнении Ворошиловского совхоза в 1951 году Ивановку присоединили к первому отделению, т.е. к поселку Первомайский. 34 Ныне такого поселения не существует. К сожалению, сколько жителей проживало в XIX – нач. ХХ века выявить не удалось.

Как уже было отмечено выше, в синодальный период строительства храмов обычно инициировалось самой приходской общиной. Открытие новых церквей и домашних часовен разрешалось лишь с санкции Святейшего Синода. Общие условия образования прихода были сформулированы в XVIII в., с внесенными уточнениями в следующем столетии продолжали существовать и в последующее время. Необходимый минимум для открытия нового прихода был 700 душ мужского пола. Прошение отправлялось в духовную консисторию через ходатая, а в казенных селениях через Палату государственных имуществ с 40-х гг. XIX века. Консистория наводила справки о составе прихода, расстоянии до ближайшей церкви; если приход новый, и наличии препятствий при сообщении с ней. Высокий эстетический и функциональный уровень церковных построек в провинции обеспечивался применением образцовых проектов. С 1826 г. к обязательным документам по церковному строительству добавилось утверждение плана и фасада церкви губернскими, или другими привилегированными архитекторами. В царствование императоров Николая I Александра II, Николая II издавались Альбомы и Атласы проектов каменных и деревянных церквей и часовен различной вместимости (от 80 до 750 человек), которые рассылались в епархии и строительные комиссии. Издания, предпринятые Департаментом сельского хозяйства, Главным управлением путей сообщения и публичных зданий, Министерством государственного имущества, Святейшим Синодом (1853, 1855, 1857, 1899, 1911 гг.), преследовали своей целью строительство недорогих храмов, а также упрощение согласования проектов – без доставки в Синод. Достаточно было указания епархиального начальства на то, какой из утверждённых образцовых проектов использовался для дальнейшей проработки местным архитектором. Особое место занимала Сибирь, для которой в связи с переселенческим процессом дополнительно разрабатывались упрощённые проекты церквей. По просьбе Комитета Сибирской железной дороги в 1905 году дирекцией Хозяйственного управления при Священном Синоде были доставлены примерные чертежи церквей, школ и причтовых домов в переселенческих посёлках Сибири 35 .

Храм был неотъемлемой чертой городского и сельского пейзажа в дореволюционной России. Наличие православного храма являлось признаком главенства населённого пункта над данной местностью, и гарантировало закрепление статуса «села» за ним.

Первый храм Никольского прихода села Койново была построена по проекту № 5 из планов, «Высочайше утвержденных для Западной Сибири». Второй храм был построен или перестроен из предыдущего в 1902 или 1904 г., согласно справочной информации. До нас, к сожалению, не дошло ни одного фотоснимка, изображающего этот храм. Считается, что как он выглядел, можно увидеть на рисунках Искитимкого художника-любителя М.И. Соколова, хранящемся в Искитимском историко-художественном музее (Приложение I). Эти этюды были выполнены в течение 30-50 лет после разрушения храма и делались по памяти. Поэтому в рисунки могли вкрасться неточности. Это касается, в первую очередь количества шатров и куполов храма. На разных картинах варьируется от трех до пяти куполов и два или несколько шатров. По проекту №5 альбома «Высочайше утвержденных проектов для строительства в Западной Сибири» была построена церковь с. Битки ныне Сузунского района Новосибирской области. Чертежи этого храма сохранились в архиве алтайского края (Приложение II-III) 36 . Храм двухкупольный, шатер возвышается только над колокольней. Как и большинство храмов, построенных в этот период, церковь была выполнена в классицистическом стиле из самого доступного и удобного для обработки строительного материала – дерева. Церковь была рассчитана на 200-250 человек. По причине увеличения жителей на юге Западной Сибири благодаря переселенцам, прихожане обращаются с просьбой об увеличении храма. Так было в селе Битки Сузунского района. Возможно, так было и с Койновским храмом, может быть это был и пожар, но еще не выявлены документы, подтверждающие это. «2. Зданием деревянная с таковою же колокольнею. Ограда при ней деревянная. 3. Престолов в ней один во имя Святителя и Чудотворца Николая» 37 .

Согласно Метрическим книгам и Клировым ведомостям данного прихода, первый священник храма был Михаил Апанасьевич Молчанов. Окончил Калужскую Духовную семинарию с аттестатом второго разряда 15 июля 1850 года. В 1858 году принят в Томскую епархию и 13 февраля 1859 года рукоположен во священника епископом Томским и Семипалатинским Парфением к Койновской церкви 38 .

Дьячек Александр Васильевич Лебедев окончил Чебоксарское духовное училище в 1853 году. В 1856 году назначен к Сретенской церкви села Бердского. 15 ноября 1858 года назначен в данный приход на должность пономаря, но 1859 году вновь переведен на должность дьячка 39 .

Исполняющим обязанности дьячка в 1866 году по окончании Томского Духовного училища становится Иван Яковлевич Хрущев. 40

Контроль за численностью приходского духовенства в XVIII в. осуществлялся с помощью «разборов». В XIX в. влияние оказывало повышение требований к образовательному уровню священнослужителей и окончательное закрепление права назначения на места членов клира епархиальными архиереями. Во второй половине XIX в. количество священно- и церковнослужителей подверглось своеобразному «разбору» в связи с реформой 1869 г. Надо отметить, что «разборы» не касались окраин империи, в том числе Сибирь. По новому Положению 1869 года введены новые сокращенные штаты приходского духовенства: бедные приходы соединялись с другими, более обеспеченными, нормальный притч состоял из священника и псаломщика. Второй священник и второй псаломщик, допускались в исключительных случаях, а диаконы вообще исключались из приходских причтов и могли служить лишь на вакансии псаломщика или без казенного оклада, на попечении прихожан. Тогда закрыто было около 2 тысяч приходов. За штат увольняли престарелых и малоподготовленных священников, а вот из числа диаконов уволено было больше трети. После реформы 1869 года в Русской Церкви священников сократилось с 38075 до 33000, диаконов с 14300 до 7600 и 63000 до 48600 причетников 41 .

18 ноября 1772 года, после смерти Молчанова, за № Указа 1653, по май 1889 года настоятелем Койновской Николаевской церкви становится священник Флегонт Петрович Тихомиров 42 . Он окончил курс Томской духовной семинарии по 2-му разряду в 1868 году. 29 августа 1868 года рукоположен епископом Томским и Семипалатинским во иерея ко Чумовской Вознесенской церкви.

В 1874 г. награжден правом ношения набедренника; ко дню Святой Пасхи 1888 г. награжден правом ношения скуфьи; в 1895 г. правом ношения камилавки. С 08.07.1877 по 9.07.1882 - благочинный церквей 16-го благочиния Томской епархии (уволен от должности по прошению) 43 .

22.5.1889. по 03.01.1892 - настоятель Троицкой церкви с. Карпысакское. Согласно выбору духовенства благочиния № 7, 06.10.1889 г. утвержден в звании духовника благочиния 44 . С 03.01.1892 по 10.10.1896 г. священник Никольской церкви с. Парфеновское. Заведующий и законоучитель Парфеновской церковной школы. С 1893 - духовник 20-го благочиния Томской епархии. С 1894 г. исполнял обязанности благочинного церквей вновь образованного 37-го благочиния (по сведениям за 1896 г., 30-го благочиния) 45 .

С 1866 года на должности псаломщика был определен Иван Яковлевич Кристовоздвиженский 46 . В 1884 году его сменил псаломщик Елевферий Сергеевич Макаренко 47 .

Причетниками считались пономари, дьячки, псаломщики и чтецы. Обязанностями пономаря были помощь священнику во время богослужений, пение на клиросе, а также звон в колокола, что было его главным и исконным признаком. В прочую службу также входили обязанности следить за чистотой в храме, охрана церковного имущества, а также продажа свечей, однако, с расширение полномочий должности церковного старосты за пономарем остались только обязанности звонаря и прислужника. В обязанности дьяков (дьячков) входило чтение Священного Писания и псалмов, а также ведение церковного делопроизводства. В связи с этим для дьяка была обязательна грамотность, что делало его довольно авторитетной фигурой в сельском приходе. Функции его были особенно актуальны в синодальную эпоху - он составлял различные ведомости и делал выписки из метрических книг для различных нужд прихожан. Должность дьяка имеет много схожих черт с функциями чтеца и псаломщика, так что часто их употребляют в качестве синонимов.

Число прихожан Никольского храма в 1886 году достигло 1044 мужского пола и 1097 женского. Притч означенной церкви теперь состоял из священника и пономаря. Санкционированная правительством реформа, приведшая к пересмотру границ приходов епархий, была связывался с вопросом усиления материального обеспечения приходского духовенства. И если ранее обеспечение притча Никольской церкви возлагалось на прихожан. Такая политика поощрялась со стороны государства. Проблема недостаточного содержания причтов со стороны прихожан постоянно находилась в сфере внимания как государства, так и самих причетников. Как мы видим, теперь на содержание духовенства Никольского прихода из казны в год выделялось 350 рублей от казны, на содержание псаломщика – 125 рублей. Количество полученной руги снизилось до 1044 ежегодно 48 .

Сословный статус духовенства подразумевал правовую дистанцию между пастырями и пасомыми, а бытовые реалии подразумевали обеспечение прихожанами духовенства всем необходимым. Это создавало полную зависимость приходского духовенства от щедрот своих прихожан и уничтожало столь необходимую дистанцию морально-нравственную. Далеко не все приходские общины выполняли требования по обеспечению притча, и со стороны священников постоянно шли нарекания на низкий уровень жизни. Требования Консистории об удовлетворении обеспечения причтов за счет обещанных прихожанами сборов хлебной руги или денежных средств в большинстве случаев остались без ответа. Выделяя духовенство правовыми привилегиями, государство не удосужилось поддержать эти привилегии материально. Духовенству приходилось балансировать между милостью крестьян и необходимостью обрабатывать причтовую землю, вырывая время из богослужебного графика, что не могло идти во вред богослужебному благолепию и раздражало общинников. Постоянная напряженность во взаимоотношениях с миром, бытовая неустроенность, отсутствие необходимой для пастырского долга дистанции создавали множество коллизий, отдаляющих духовенство и народ друг от друга, лишающих их взаимопонимания и доверия. Помимо укрепления приходов в 1864 году была проведена реформа, согласно которой при приходах создавались выборные органы, названные «приходскими попечительствами». По своему характеру они были благотворительными и выполняли функции приходского самоуправления - занимались сбором средств для прихода, а также урегулированием конфликтных ситуации между прихожанами и клиром. Но реформы не привели к желаемому результату и приходы получили возможность усиления материального благополучия как за счет дополнительных денежных пособий от закрытия освободившихся вакансий, так и назначения оклада от казны. В 1881 г. Святейшему Синоду пришлось вновь приступить к открытию субсидируемых из казны приходов.

В конце XIX в. окружное деление Сибири было заменено на уездное. Селения Койновского прихода вошли в Барнаульский уезд Томской губернии. Перелистывая дело № 756 «Метрическая книга о рождении, браке, смерти Николаевской церкви» с. Койновское за 1881 г. узнаем, что родились и были крещены 143 человека, из них 97 девочек. Рождаемость в 1881 году превышала смертность, умерло – 86 человек. В 1885 году в селе было открыто училище гражданского ведомства. 49 Находилась она рядом с Никольской церковью, первоначально имела всего одну классную комнатку, в которой обучалось 13 учеников. В 1886-1887 учебном году здесь, уже обучалось до 37 учеников. В 1903 году в ней, получившей от купцов новые помещения, проходили обучение 50 учеников 50 . Школа находилась недалеко от церкви. Перед революцией учительствовала дочь бедного дворянина Софья Францевна Квятковская, обучавшая сразу три класса, с составом учащихся разных возрастов в количестве 40 человек 51 .

В 1893 году в Койново было 117 дворов, из них пять уже не крестьянских, 245 душ мужского населения и 250 женских 52 . Действовала и питейное заведение.

В начале ХХ века в селе находились маслобойня Ревякиных, производившая льняное и конопляное масло, кожевенный заводик, пимокатная мастерская Копьёвых и Кожевниковых, веревочная мастерская Дёгтевых, две мельницы 53 . На улице Советской 439 Искитима до сих пор стоит первое кирпичное здание села Койново - купеческая лавка братьев Василия и Николая Фастовича Еремеевых. Здесь также была размещена этапная тюремная крепость, где в XVIII и XIX вв. останавливались на ночлег и краткий отдых каторжники при пути из Европейской России, осужденные на работы на государевых Алтайских заводах. При советской власти в этом домике была открыта школа (школа №3). Этот дом находился рядом со стадионом Индустриального микрорайона Искитима 54 . Вокруг этапа было кладбище, которым д. Койново и отделялась от села Вылково 55 .

В начале ХХ века местное население увеличилось за счёт переселенцев, хлынувших в Сибирь в результате столыпинских реформ. В Койново был сформирован территориальный переселенческий пункт, принимавший прибывающих на добровольное переселение крестьян и по разнарядкам губернского правления направлявший их далее в сёла томских волостей. В 1911 году проживало уже 755 душ мужского населения и 774 женского в 213 дворах 56 .

В 1903 году в Искитимских селениях, входивших тогда в состав Бердской и Легостаевской волостей, действовали следующие учебные заведения: два сельских училища, две церковно-приходские школы и 30 школ грамоты. Для крестьян, усилиями томского благотворительного фонда просветителя П. Макушина и Павленковского, была открыта волостная народная библиотека в с. Бердском 57 .

Кроме Почтовой станции работала также ямская станция, было 7 торговых лавок, хлебозапасный магазин. Кроме пивной, была открыта казенная винная лавка 58 . Плотник Оксарин построил дом и мельницу на реке Шипуниха, а потом и вторую мельницу на реке Бердь. В 1911 году предприимчивый барнаульский купец и инженер А.М. Окороков, именно он открыл известняки Черноречья. Окончил Томский технологический институт, инженер-технолог. Член партии народных социалистов. До Февральской революции являлся одним из руководителей Алтайского союза кооперативов. Был чиновником Временного правительства, указом Верховного правителя А.В. Колчака от 16 августа 1919 г. назначен временным управляющим Министерством торговли и промышленности; его же указом от 29 ноября 1919 г. - министром торговли и промышленности Российского правительства. В 1920 г. эмигрировал в Японию 59 . Он построил на окраине села Койново, напротив острова, небольшой заводик по выжигу извести, используя сезонных наёмных рабочих - бедняков старожилов и новосёлов. Так закладывалась Искитимская строительная экономическая отрасль.

Около 1914 года в Койново открылся межсельский базар. Торговали зерном, мясом, скотом, птицей, кожевенными изделиями, овчинами, полушубками, тулупами, валенками, сбруей, дичью, рыбой, солониной, мёдом, льном, маслом, кожами 60 .

Много лет с 1892 по 1914 г. настоятелем Никольского храма будет священник Павел Антонович Завадовский, 1847 года рождения. После окончания Томской Духовной семинарии он был рукоположен во священника 5 июня 1872 года. В 1892 году направлен в Койновский приход. «Последнюю награду - наперсный крест получил в 1911 году» 61 . В Новосибирске живет внук священнослужителя (фото Приложение IV) Геннадий Павлович Завадовский, 1936 года рождения. Сын протоиерея Койновской церкви, Павел, как «поповский сын» в 1930 году был лишен избирательных прав, а в 1937 году расстрелян. К сожалению, каких-либо сведений в семье о благочестивом предке не сохранилось.

С 1 октября 1913 по 1914 гг. на должности псаломщика находился Евфимий Симеонович Коптелов 62 .

За храмом числилось 100 десятин пахотных и сенокосных земель, 5 десятин лесного надела, приписными являлись сельская часовня (к сожалению, название часовни не выявлено). Население Койновской волости стремительно увеличивалось. На 1914 г. числилось уже 4722 душ обоего пола прихожан, в том числе раскольников 28 человек. Содержание причта при уже построенных, как обещалось сельчанами, причтовых домах: жалованье из казны 400 рублей и доходы от треб до 1720 рублей 63 .

В 1912 году размеренная жизнь сел Алтайского тракта нарушилась: началось строительство Алтайской железной дороги, связавшей Барнаул и Новониколаевск. Строительство железной дороги велось от Новониколаевска до Барнаула с ответвлениями на Бийск и Семипалатинск. Завершилось оно в 1916 году. Были построены станции и вокзалы в Бердске, Евсино и Черепаново. На железной дороге был построен разъезд №5. Как утверждают местные жители, строили станцию крестьяне в основном из деревни Искитим, поэтому позже его переименовали в станцию Искитим (по названию деревни Искитим, которая сейчас носит наименование Старый Искитим). Как мы видим, почти одновременно открыли богатейшие залежи Чернореченского известняка, ставшие ресурсной базой для сооружения в будущем цементного завода.

Начавшаяся в 1914 году, I Мировая война принесла нашему народу беды и лишения. Было мобилизовано большая часть число трудоспособного населения, усилились имущественное расслоение и социальные противоречия.

1 Материалы для истории Томской епархии. //Томские епархиальные ведомости.1884. №5. Неоф. ч. С.22.

2 Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская хроника. Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Водолей Publishers. Томск-Москва.2004; Справочная книга Томской Епархии. Томск. 1914; Плотников А.Ф. Нарымский край. СПб. 1901.

3 http://rodinoved.ru/katalog-khramov/khramy-do-1924/

4 Справочная книга. Состав священно-церковнослужителей Томской епархии с указанием существенных сведений для каждого члена причта / Изд., сост. Г. Меншагиным. Томск. 1886; Справочная книга по Томской епархии за 1898/99 гг. Томск, 1900; Справочная книга по Томской епархии за 1902/03 гг. Томск, 1903; Справочная книга по Томской епархии за 1909-1910 годы. Томск. 1911; Справочная книга по Томской епархии / сост. служащими консистории под рук. В. А. Карташева в янв.-марте мес. 1914 г. Томск. 1914.

5 Расписание городских и сельских приходов, церквей и причтов Томской епархии. 1877. 43 с.

6 Справочная книга по Томской епархии за 1898-99 год. - Томск, 1899, с. 264.

7 Справочная книга по Томской епархии за 1902/3 год. - Томск, 1903, с. 273-274.

8 Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год. - Томск, 1911, с. 732.

9 Справочная книга по Томской епархии за 1914 год. - Томск, 1914, с. 502-503.

10 Ведомость о Николаевской Церкви Барнаульского округа за 1880 год, благочиния 16-го. ГАТО Ф. 170. Оп. 1, Д. 1197. Л. 1.

11 Ведомость о Николаевской Церкви Барнаульского округа за 1865 год. ГАТО Ф. 170. Оп. 1, Д. 468. Л. 9.

12 ГАНО Ф. Д-156. ОП. 1. Д. 738-806.

13 ГАТО Ф. 170. Оп. 1, Д. 468. Л. 9.

14 Там же. Л. 9 об.

15 Там же.

16 Там же. Л. 10.

17 Указы Святейшаго Правительствующаго Синода 1721-1878 годов. – М., 1879. С. 3-4.

18 Списки населенных мест Российский империи. Вып. 60: Томская губерния: список населенных мест по сведениям 1859 года. - СПб., 1868. - С. 57.

19 Списки населенных мест Российский империи. Вып. 60: Томская губерния: список населенных мест по сведениям 1859 года. - СПб., 1868. - С. 58.

20 Андрей Оборкин. Деревенька моя. Знаменка 14 мая 2010 г. № 19.

21 Список населенных мест Томской губернии. Томск. 1911. С. 148-149.

22 Календарь знаменательных памятных дат на 2019 г. Искитим. http://bsiskitim.ru/k2019/52.html

23 Списки населенных мест Российский империи. Вып. 60: Томская губерния: список населенных мест по сведениям 1859 года. - СПб., 1868. - С. 57.

24 Миненко Н.А. История Новосибирской области с древнейших времен до конца XIX века. Новосибирск. 1983. С. 77.

25 Резун Д.Я. Именной и биографический словарь служилый людей. // Таможенные книги сибирских городов XVII века. Новосибирск.- 2003.- Вып.5. С.232-233.

26 Беликов Д.Н. Первые русские крестьяне – насельники Томского края и разные особенности в условиях их жизни и быта (общий очерк за XVII и XVIII столетия). – Томск. – 1898. C.131- 132, 137.

27 Списки населенных мест Российский империи. Вып. 60: Томская губерния: список населенных мест по сведениям 1859 года. - СПб., 1868. - С. 58.

28 Памятная книжка Томской губернии на 1904 год. Изд. Томского Губернского Статистического Комитета. – Томск. – 1904. C. 402.

29 Список населенных мест Томской губернии. Томск. 1911. С. 148-149.

30 Там же.

31 Списки населенных мест Российский империи. Вып. 60: Томская губерния: список населенных мест по сведениям 1859 года. - СПб., 1868. - С. 58.

32 Список населенных мест Томской губернии. Томск. 1911. С. 148-149.

33 Там же.

34 Протокол №5 пятой сессии четвертого созыва Улыбинского Совета депутатов трудящихся Искитимского района (от 4 апреля 1958 г).

35 Образцовые проекты церковных строений. Материалы альбомов XIX в. СПб. 2003.

36 КГКУ ГААК, Ф.31, оп.1, Д.459. Дело о расширении церкви дер. Битковской Чингизской волости Барнаульского уезда. Фасад.

37 ГАТО Ф. 170. Оп. 1, Д. 468. Л. 9.

38 ГАТО Ф. 170. Оп. 1, Д. 468. Л. 10 об.

39 Там же.

40 ГАТО Ф. 170. Оп. 1, Д. 579. Л. 10 об.

41 https://w.histrf.ru/articles/article/show/dukhovienstvo

42 ГАТО Ф. 170. Оп. 1, Д. 1197. Л. 2 об.

43 https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/2348/

44 Там же.

45 Там же.

46 ГАТО Ф. 170. Оп. 1, Д. 1197. Л. 2 об.

47 Справочная книга. Состав священно-церковнослужителей Томской епархии за 1886 г. Томск. 1886. С. 6.

48 Там же.

49 Справочная книга по Томской епархии. Томск. 1914. С. 502.

50 Оборкин А.И. Койновское сельское училище. 130 лет с года образования http://rodinoved.ru/iskitim-koinovskoe/publikacii/koynovskoe-selskoe-uchilishhe/

51 Попрукайло, преподаватель истории школы № 5. Газета «Знамя коммунизма». Июнь. 1973 г. http://rodinoved.ru/iskitim-koinovskoe/publikacii/dalekaya-istoriya/

52 Список населенных мест Томской губернии за 1893 год. Томск. 1893. С. 102-103.

53 Самойлова Л.М. Искитим. Вехи истории. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Новосибирской области и 300-летию города Искитима (12 октября 2017 г.). Достояние Сибири: история, современность, перспективы. С.7.

54 Там же.

55 Поприкайло. Указ. соч.

56 Список населенных мест Томской губернии. Томск. 1911. С. 148-149.

57 Потупчик М.Н., Никулина И.Н. Состояние библиотечного дела на селе в Алтайском округе на рубеже XIX-XX вв. // Известия Алтайского государственного университета. Барнаул, 2015. № 4 (88).

58 Там же.

59 Окороков, Александр Матвеевич // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009). http://irkipedia.ru/content/okorokov_aleksandr_matveevich_istoricheskaya_enciklopediya_sibiri_2009

60 Максимов Г. Город, строящий города. Новосибирск. 1994. С. 17.

61 Справочная книга по Томской епархии. Томск. 1914. С. 503.

62 Там же.

63 Там же.

Живоносный Источник № 1 (15) 2020 год


 


Вернуться назад