Предметы:
Священное Писание
Катехизис
Догматическое богословие
Основное богословие. Апологетика
Нравственное богословие
Пастырское богословие
Сравнительное богословие
Гомилетика
Патрология
История Церкви
Литургика
История философии
История Отечества
Сектоведение
Всеобщая история
Религиоведение
Церковный протокол
Византология
Православная культура России
Мировая культура 
Основы гуманитарной методологии 
Русская словесность 
Психология
Педагогика
Российское религиозное законодательство
Церковная жизнь 
Аскетика 
Каноническое право 
Иконография
Агиография
Церковно-славянский язык
Латинский язык
Материалы по ИППЦ
Литература о Православии и христианстве на иностранных языках - Books in foreign languages about Orthodoxy and Christianity in general
Западные христианские апологеты
 

Последние поступления:

  • Communion with God: An Energetic Defense of Gregory Palamas...
  • Одушевление тела в трактате «О сотворении мира» Иоанна Филопона...
  • Counting Natures and Hypostases: St Maximus the Confessor on the Role of Number in Christology...
  • God the Father - Spring of everlasting love and life Trinitarian impulses for a culture of peace and healing communication...
  • Development in Theological Method and Argument in John of Damascus...
  • Новый Завет в духовной школе: история изучения и содержание дисциплины...
  • Вышла лекция «О школах русской иконописи»...
  • Кириллин Владимир Михайлович. Очерки о литературе Древней Руси...
  • Раннее развитие литургической системы восьми гласов в Иерусалиме (Russian translation of 'The Early Development of the Liturgical Eight-Mode System in Jerusalem')...
  • “Orthodox Theology of Personhood: A Critical Overview, Part II”, The Expository Times [International Theological Journal], 122:12 (2011) 573-581 [English]...
  • Сибирское Соборное Совещание 1918 года: материалы...
  • God the Father - Spring of everlasting love and life Trinitarian impulses for a culture of peace and healing communication...
  • ‘The Primacy of Christ and Election.’ PJBR 8 no. 2 (2013): 14-30.f [Paper Thumbnail]...
  • The Unfolding of Truth. Eunomius of Cyzicus and Gregory of Nyssa in Debate over Orthodoxy (360-381)...
  • 'Antinomism, Trinity and the Challenge of Solov'ëvan Pantheism in the Theology of Sergij Bulgakov', (in a special issue on Bulgakov edited by Edward Swiderski and Regula Zwahlen), Studies in East European Thought......

  •  

     

    Новосибирский Свято-Макарьевский Православный Богословский Институт

    УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ

    Иконография

    1. Открытие иконы. И. Языкова.
    2. О почитании икон. Архиепископ Сергий (Спасский).
    3. Словарь по древнерусскому искусству
    4. Умозрение в красках. Е. Трубецкой.
    5. О языке православной иконы. Архимандрит Рафаил.
    6. История развития формы Креста.
    7. Крест. Виды креста, история, значение. Текст и 63 картинки.
    8. Крест святой Ефросинии Полоцкой.
    9. Как правильно сохранять иконы.
    10. "Правое" и "Левое" в иконописном изображении. Б.А. Успенский
    11.  Богословие иконы Православной Церкви. Л.А.Успенский.
    12. Мысли об иконе. Инок Григорий (Круг).
    13. Живопись Древней Твери. Л. М. Евсеева, И. А. Кочетков, В. Н. Сергеев.
    14. Первое защитительное слово против порицающих святые иконы. Св. Иоанна Дамаскина.
    15. Новгородская иконопись. В.Н. Лазарев.
    16. Икона Собора новых мучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших.
    17. Иконопись Древнего Пскова XIII-XVI века. А.Овчинников, Н.Кишилов.
    18. Опубликовано 23.02.2016 в рубрике  Учебные пособия и материалы » Иконография

        Лик святой. Мастера раскрыли секреты создания икон
       

      В Знаменском кафедральном соборе г. Кемерово действует иконописная мастерская.

      В иконописной мастерской царит атмосфера спокойствия © / Олеся Евдокимова / АиФ

      Олеся Евдокимова

      Что такое сусальное золото, как поступать со старыми иконами, и почему иконописцы часто бегают за водкой, корреспонденту "АиФ-Кузбасс" рассказала Марианна Мещанюк, иконописец с пятилетним стажем, работающая в мастерской при Кемеровском епархиальном управлении.

      Сколько напишешь – столько получишь

      Олеся Евдокимова, "АиФ-Кузбасс": Марианна, раньше ты работала дизайнером в одном из глянцевых журналов. Пригодился ли тебе этот опыт работы, когда ты пришла в иконописную мастерскую?

      Марианна Мещанюк: Навыки дизайнера оказались здесь как нельзя кстати, поскольку зачастую у заказчика сразу нет возможности приобрести большие писаные иконы для храма. Поэтому наша мастерская занимается изготовлением как печатных иконостасов, так и отдельных икон.

      За основу берется фотография реальной иконы, обрабатывается в компьютере, затем мы распечатываем её на самоклеющейся плёнке, которую наносим на пластик. По сути, это и есть дизайнерская работа. Но большая часть работы заключается в создании икон по традиционным технологиям.

      Доски для икон изготавливают из различных пород древесины. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

      - Каким требованиям должен соответствовать человек, который решил стать иконописцем?

      - Во-первых, это должен быть человек верующий, который живёт церковной жизнью. Проще говоря, участвует в таинствах и соблюдает обряды православной церкви, включая чтение молитв, пост, исповедь и причастие. Во-вторых, необходимо художественное образование, хотя бы минимальное.

      Например, у меня – художественная школа и диплом дизайнера от КемГИК. У некоторых наших сотрудников есть специальное иконописное образование. Что касается личных качеств, то на первом месте стоят терпение и благоговение, поскольку процесс создания иконы требует особого внимания и времени.

      Всё начинается с эскиза. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

      - Сколько времени уходит на создание одной иконы?

      - Непростой вопрос! Это зависит от сложности работы, а также от самого исполнителя: кто-то пишет быстрее, кто-то медленнее. Например, чтобы написать аналойную икону размером 30 на 40 см, понадобится в среднем пятнадцать дней.

      А вот на создание житийной иконы высотой в 1,5 метра может уйти до полугода. И спешка здесь ни к чему, так как каждый этап работы очень важен. Необходима сосредоточенность и тщательный подход к выполнению.

      При написании иконы необходима сосредоточенность. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

      - Кто является вашими заказчиками, и какие иконы самые популярные?

      - К нам приезжают со всего Кузбасса. В основном пишем иконы для храмов, но и частные заказчики тоже есть. От общего количества клиентов их около 30%. Часто поступают заказы на мерные иконы, когда при рождении ребенка измеряют его рост и ширину плечиков, после чего изготавливается доска точно таких же размеров, на которой пишется святой-покровитель новорождённого. Такую икону дарят младенцу в день крещения крёстные родители. Раньше на Руси был такой обычай, который сейчас начинает возрождаться.

      Заказывают иконы не только храмы, но и частные лица. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

      - Какова минимальная стоимость иконы, и из чего складывается заработная плата иконописца?

      - Самая простая в исполнении – это аналойная икона, на которой изображен один святой. Средний размер - примерно 30 на 40 см, её стоимость начинается от 10 тыс. рублей. Что касается зарплаты, то она зависит от самого мастера – зарплату мы получаем от выработки.

      Иконописцу приходится использовать в работе даже водку. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

      Желток, вода и сухое вино

      - Марианна, с чего начинается создание будущей иконы?

      - С эскиза. Затем в нашей столярной мастерской делается доска нужных размеров. Она особым образом склеивается, туда вставляются шпонки, предназначенные для того, чтобы со временем доска не деформировалась. Используются в основном следующие породы древесины: липа (самая распространённая), бук, сосна, лиственница. После того как я получаю на руки готовую доску, начинается долгая подготовительная работа и лишь потом - написание иконы.

      В мастерской есть молитвы перед началом иконописания. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

      - А что вы используете в качестве образцов для написания? Какие компоненты при этом используете?

      - Мы руководствуемся определенными канонами и, как правило, в качестве образца ориентируемся на иконы XIV-XV века. При создании иконы мы используем натуральные материалы.

      Например, льняной холст, который приклеивается на доску с помощью горячего раствора желатина и воды. Затем в несколько слоев наносится левкас – особым способом приготовленный состав – из мела, желатина и воды. Рисунок наносится растертым углём.

      При изготовлении иконы мастера используют натуральные материалы. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

      А краски мы делаем сами, используя для этого натуральные пигменты в порошках, в состав которых иногда входят и ядовитые вещества, такие как ртуть и мышьяк. Синий цвет получают из полудрагоценных камней, а жёлтые, зелёные, красноватые оттенки – из глины.

      Для получения необходимой консистенции красок их перетирают специальным курантом на стекле, разбавляя при этом смесью из куриного желтка, воды и белого сухого вина. Вино используется в качестве консерванта. Срок годности таких красок не более 3-4 дней.

      Для изготовления красок для икон используют природные материалы. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

      - Правда ли то, что иконы покрываются сусальным золотом? Что оно собой представляет?

      - Да, на иконах на самом деле – настоящее золото! Это тончайшие листы, которые мы используем для позолоты фонов и других декоративных элементов на иконе. Сам процесс нанесения золота требует особой осторожности, ведь просто так руками эти листики не возьмешь - они порвутся. Поэтому сначала мы берем специальную широкую кисть и проводим ей по лбу, чтобы ворсинки не были слишком сухими.

      Мастера используют в работе тончайшее сусальное золото. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

      Затем мы аккуратно набираем на кисть листик золота и накладываем его на предварительно подготовленную поверхность будущей иконы. Кстати, вы будете смеяться, но мы часто ходим за водкой!

      Впрочем, используем её исключительно в рабочих целях. Если взять 0,5 стакана водки и добавить туда несколько капель желатина, то получится очень крепкий клей, который будет надёжно удерживать золото на поверхности левкаса.

      Создание образа может занять от нескольких дней до полугода. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

      - Когда считается, что работа полностью закончена, и доска с изображением святого может называться иконой?

      - Когда пишется имя святого. После этого на икону уже можно молиться.

      - Освящать её разве не нужно?

      - Иконы, которые написаны по канону, не требуют освящения. Как правило, миряне приносят освятить в храм те иконы, которые они сделали сами, например, вышили бисером. В храме икона получает не освящение, а благословление – свидетельство того, что она является каноничной и на неё можно молиться.

      Готовые иконы отправляют в храмы. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

      - Марианна, есть ли срок годности у иконы?

      - Если взять идеальные условия хранения, без воздействия солнечных лучей и воды, то, можно сказать, что она "живёт" вечно.

      Старые и поврежденные иконы ни в коем случае нельзя выбрасывать. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

      - А что же делать с теми, которые всё-таки пришли в негодность?

      - Ни в коем случае просто так не выкидывать! Если сложно разобрать, кто изображён на иконе, она сильно утрачена – на такой образ молиться уже нельзя. Но можно отдать икону в нашу мастерскую, где мастер снимет с доски старый красочный слой, после чего напишет на ней новый образ.

      Также часто у людей хранятся старые выцветшие, бумажные иконочки, и они не знают, что с ними делать. Конечно, лучше принести их в храм и оставить там. Либо можно самим икону сжечь, а пепел закопать там, где люди не будут попирать его ногами.

      kuzbass.aif.ru

        Образование и Православие
       

      Всего голосов: 0       Версия для печати    Просмотров: 3828

      Рекомендуем к прочтению:

      - Семейная икона

      - На что обратить внимание человеку, решившему купить икону себе домой?

      - Очерки истории русской иконы



      Рассылка новостей сайта на E-mail

      html-cсылка на публикацию
      Прямая ссылка на публикацию

      Добавление комментария

      Имя:*
      E-Mail:
      Комментарий:
      Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера

     

    Областной центр информационных технологий управления образования администрации Новосибирской области при участии отдела образования Новосибирской Епархии


    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Православное Христианство.Ру Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии