Предметы:
Священное Писание
Катехизис
Догматическое богословие
Основное богословие. Апологетика
Нравственное богословие
Пастырское богословие
Сравнительное богословие
Гомилетика
Патрология
История Церкви
Литургика
История философии
История Отечества
Сектоведение
Всеобщая история
Религиоведение
Церковный протокол
Византология
Православная культура России
Мировая культура 
Основы гуманитарной методологии 
Русская словесность 
Психология
Педагогика
Российское религиозное законодательство
Церковная жизнь 
Аскетика 
Каноническое право 
Иконография
Агиография
Церковно-славянский язык
Латинский язык
Материалы по ИППЦ
Литература о Православии и христианстве на иностранных языках - Books in foreign languages about Orthodoxy and Christianity in general
Западные христианские апологеты
 

Последние поступления:

  • The eternal manifestation of the Spirit through the Son: a hypostatic or energetic reality?...
  • Communion with God: An Energetic Defense of Gregory Palamas...
  • Одушевление тела в трактате «О сотворении мира» Иоанна Филопона...
  • Counting Natures and Hypostases: St Maximus the Confessor on the Role of Number in Christology...
  • God the Father - Spring of everlasting love and life Trinitarian impulses for a culture of peace and healing communication...
  • Development in Theological Method and Argument in John of Damascus...
  • Новый Завет в духовной школе: история изучения и содержание дисциплины...
  • Вышла лекция «О школах русской иконописи»...
  • Кириллин Владимир Михайлович. Очерки о литературе Древней Руси...
  • Раннее развитие литургической системы восьми гласов в Иерусалиме (Russian translation of 'The Early Development of the Liturgical Eight-Mode System in Jerusalem')...
  • “Orthodox Theology of Personhood: A Critical Overview, Part II”, The Expository Times [International Theological Journal], 122:12 (2011) 573-581 [English]...
  • Сибирское Соборное Совещание 1918 года: материалы...
  • God the Father - Spring of everlasting love and life Trinitarian impulses for a culture of peace and healing communication...
  • ‘The Primacy of Christ and Election.’ PJBR 8 no. 2 (2013): 14-30.f [Paper Thumbnail]...
  • The Unfolding of Truth. Eunomius of Cyzicus and Gregory of Nyssa in Debate over Orthodoxy (360-381)...

  •  

     

    Новосибирский Свято-Макарьевский Православный Богословский Институт

    УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ

    Иконография

    1. Открытие иконы. И. Языкова.
    2. О почитании икон. Архиепископ Сергий (Спасский).
    3. Словарь по древнерусскому искусству
    4. Умозрение в красках. Е. Трубецкой.
    5. О языке православной иконы. Архимандрит Рафаил.
    6. История развития формы Креста.
    7. Крест. Виды креста, история, значение. Текст и 63 картинки.
    8. Крест святой Ефросинии Полоцкой.
    9. Как правильно сохранять иконы.
    10. "Правое" и "Левое" в иконописном изображении. Б.А. Успенский
    11.  Богословие иконы Православной Церкви. Л.А.Успенский.
    12. Мысли об иконе. Инок Григорий (Круг).
    13. Живопись Древней Твери. Л. М. Евсеева, И. А. Кочетков, В. Н. Сергеев.
    14. Первое защитительное слово против порицающих святые иконы. Св. Иоанна Дамаскина.
    15. Новгородская иконопись. В.Н. Лазарев.
    16. Икона Собора новых мучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших.
    17. Иконопись Древнего Пскова XIII-XVI века. А.Овчинников, Н.Кишилов.
    18. Опубликовано 07.12.2015 в рубрике  Учебные пособия и материалы » Иконография

        На что обратить внимание человеку, решившему купить икону себе домой?
       

      Какую икону приобрести для дома – современную рукописную или репродукцию, сделанную с древнего образа? Есть ли разница? Стоит ли обращать внимание на художественное качество иконы? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

      На что обратить внимание человеку, решившему купить икону себе домой?

      – Итак, обычный человек пришел в церковь, увидел, как там всё по-другому, почувствовал, – именно там есть то, что он ищет, ему там хорошо, спокойно. Увидел и иконы.

      Почему у православных христиан они есть, а у протестантов – нет? Ему священник объясняет, что иконы – это образ Первообраза. Господь создал человека как Свою икону, как собственный образ и подобие. Вот и человек тоже творит Божий образ и подобие из дерева, из каких-то других материалов, пишет красками – для того, чтобы на ум себе приводить память о Боге, молиться пред Ним, возносить Ему ежедневную хвалу, благодарение и прошение.

      Потом этот человек узнает, что есть иконы художественные, что есть просто шедевры. Узнает про Рублева и Ушакова, про чудеса от икон: мироточение, обновление, исцеление.

      Человек чувствует необходимость иметь икону и у себя, дома предстоять перед образом. Вот здесь начинают возникать вопросы: а равноценны ли икона, писаная художником, и отпечатанная на бумаге типографским способом репродукция?

      Если кто-то хочет иметь дома древнюю икону, допустим, Владимирскую, то нужно будет приобретать репродукцию: почти никто не напишет буквальную копию, это будет очень дорого. Главный критерий здесь – благочестивое отношение, этот принцип распространяется на материал: он должен быть прочным. Бумажные иконы с этой точки зрения не очень хороши. Но их можно наклеить на твердую основу, например, на доску.

      А если кто-то захочет приобрести именно написанную красками на доске авторскую икону, то он может обнаружить в церковной лавке и такую.

      Первый вопрос, который возникает у человека в церковной лавке: «А почему написанные иконы стоят настолько дороже, по сравнению с печатными?»

      – Иконы вообще нельзя продавать, строго говоря. Но их и в древности продавали, потому что люди слабые и деньги им нужны, в том числе для того, чтобы содержать храм. Приходится идти на какие-то компромиссы, что поделаешь!

      К тому же и художнику нужно на что-то жить. Иконы же не как грибы из земли рождаются, их делают люди, это труд. Иконописцу самому есть надо, детей кормить, за квартиру платить, покупать лекарства и так далее – нужды, как у любого обычного человека. Икона пишется не так быстро, как штампует печатный аппарат, потому разница в цене очевидна. Это долгий рабочий трудозатратный процесс, работа профессионала. И приходится эту работу оплачивать.

      Эстетическая составляющая иконы важна?

      – Конечно, очень важна. Эстетическое и духовное тесно связано. Всё по-настоящему прекрасное направляет человека к Богу. А отвратительное или безобразное от Бога отводит. Поэтому икона должна быть красивой!

      Она должна быть и качественной – с художественной точки зрения. Если человек не умеет писать, он не должен браться за написание иконы. Причем не каждый художник может писать иконы, а только тот, кто имеет моральное право на это, кто специально учился иконописи и ведет благочестивую жизнь. Тогда это будет действительно образ.

      Если какая-нибудь рукодельница скажет: «А зачем мне эти иконы покупать, я сама сейчас их вышью крестиком или бисером, вот и образец купила в магазине «Всё для рукоделия».

      – Да пусть вышивает для себя, пожалуйста. Только пусть сначала подойдет к священнику и попросит благословение. А также лучше показать ему образец – нет ли грубых канонических нарушений.

      В светской живописи работает совет – если у вас нет денег на качественную авторскую картину, не стоит идти на Крымский вал и покупать ширпотреб, лучше отправиться в Третьяковку и приобрести репродукцию известной картины большого художника. На иконы его можно распространить?

      – Конечно! Не всегда мы с вами в силах приобрести авторскую икону хорошего мастера. Можно купить качественную репродукцию, но, как я уже сказал, укрепить ее, как того требует благочестие. Кстати, профессионализм – это тоже некоторое условие благочестия, потому что халтура – это плохо, это не благочестиво. С халтурщиками вообще дело не надо нигде иметь. В церковной жизни – тем более.

      Кроме того, большой вопрос, что лучше: репродукция с древней иконы, с той же Владимирской или со «Спаса» Андрея Рублева, или икона, которую написала девочка-студентка? Еще не известно. Да, она написала всё по правилам, живая рука, но разве понятно, что это за девочка такая, насколько это церковный человек, а опыта духовного у нее точно пока меньше, чем у древних иконописцев. Так что без репродукции древних икон нам трудно обойтись, потому что это великие намоленные древние образы. Их величие остается и в репродукциях.

      Как относиться к тому, что чуть ли не на каждом углу продаются объемные «иконы», с лампочками, с переливами…

      – Мы сейчас живем в такое время – «с переливами». У нас всё в электричестве, всё с отблесками, со вспышками какими-то. Мне кажется, что это всё просто игрушки, далекие от благочестия: ведь икона – это не фокусы, не предмет для развлечений. Это напоминание о вечном Боге, о Котором мы узнаем только при покаянии. Тут и иконописец, и просто верующий человек без покаяния, без очищения сердца не поймет, что есть Бог. Причем тут переливы и всякие фокусы? Их с благочестием не соединить.

      Как быть с православными календарями? Ведь там на каждой странице – иконный образ, потом год заканчивается…

      – Ничего плохого в том, что верующий вешает такой календарь у себя дома, чтобы следить за церковными праздниками, я не вижу. Год закончился – отнести календарь в храм, в каждом есть специальная печь, где сжигаются записки, поврежденные иконки. Благочестие не будет нарушено.

      Что вы скажете про размещение иконных образов на обложках светских книг?

      – Мы ведь не можем всех людей посадить в казарму и строить их по своему приказу. Люди разные и всё вокруг нас разное. Жизнь сейчас так устроена, что всё перемешано – и хорошее, и плохое.

      Да, может быть, вы купили светскую книжку с иконой на обложке. Оставили на столе, потом кто-то поставил на нее чашку с чаем, потом измазали вареньем, потом она упала на пол, по ней собака пробежала. Понятно, всё это может быть. Потому не создавайте искусительных ситуаций сами, потому что всего, что вокруг, предусмотреть невозможно. Благочестие должно быть во всём. Это закон христианской жизни. И это очень хорошо, что разговор об иконах нас приводит к разговору о благочестии. Всё должно быть по законам благочестия – в быту, в одежде, во всём нашем поведении. Это определенный образ жизни, который отличает церковного человека от нецерковного.

      Благочестивый самоконтроль должен быть во всём. Тогда человек и сам, по внутреннему чутью купит правильную икону. Если же вы пока еще сами не сильно разобрались в вопросах благочестия, спросите совета у священника или благочестивых людей в храме.
        Образование и Православие / Православие и мир
       

      Всего голосов: 2       Версия для печати    Просмотров: 5435

      Рекомендуем к прочтению:

      - Лик святой. Мастера раскрыли секреты создания икон

      - Ирина Языкова: Понимают ли современные иконописцы смысл иконы?

      - Очерки истории русской иконы


      Ключевые слова: иконопись

      Рассылка новостей сайта на E-mail

      html-cсылка на публикацию
      Прямая ссылка на публикацию

      Добавление комментария

      Имя:*
      E-Mail:
      Комментарий:
      Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера

     

    Областной центр информационных технологий управления образования администрации Новосибирской области при участии отдела образования Новосибирской Епархии


    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Православное Христианство.Ру Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии