Предметы:
Священное Писание
Катехизис
Догматическое богословие
Основное богословие. Апологетика
Нравственное богословие
Пастырское богословие
Сравнительное богословие
Гомилетика
Патрология
История Церкви
Литургика
История философии
История Отечества
Сектоведение
Всеобщая история
Религиоведение
Церковный протокол
Византология
Православная культура России
Мировая культура 
Основы гуманитарной методологии 
Русская словесность 
Психология
Педагогика
Российское религиозное законодательство
Церковная жизнь 
Аскетика 
Каноническое право 
Иконография
Агиография
Церковно-славянский язык
Латинский язык
Материалы по ИППЦ
Литература о Православии и христианстве на иностранных языках - Books in foreign languages about Orthodoxy and Christianity in general
Западные христианские апологеты
 

Последние поступления:

  • The eternal manifestation of the Spirit through the Son: a hypostatic or energetic reality?...
  • Communion with God: An Energetic Defense of Gregory Palamas...
  • Одушевление тела в трактате «О сотворении мира» Иоанна Филопона...
  • Counting Natures and Hypostases: St Maximus the Confessor on the Role of Number in Christology...
  • God the Father - Spring of everlasting love and life Trinitarian impulses for a culture of peace and healing communication...
  • Development in Theological Method and Argument in John of Damascus...
  • Новый Завет в духовной школе: история изучения и содержание дисциплины...
  • Вышла лекция «О школах русской иконописи»...
  • Кириллин Владимир Михайлович. Очерки о литературе Древней Руси...
  • Раннее развитие литургической системы восьми гласов в Иерусалиме (Russian translation of 'The Early Development of the Liturgical Eight-Mode System in Jerusalem')...
  • “Orthodox Theology of Personhood: A Critical Overview, Part II”, The Expository Times [International Theological Journal], 122:12 (2011) 573-581 [English]...
  • Сибирское Соборное Совещание 1918 года: материалы...
  • God the Father - Spring of everlasting love and life Trinitarian impulses for a culture of peace and healing communication...
  • ‘The Primacy of Christ and Election.’ PJBR 8 no. 2 (2013): 14-30.f [Paper Thumbnail]...
  • The Unfolding of Truth. Eunomius of Cyzicus and Gregory of Nyssa in Debate over Orthodoxy (360-381)...

  •  

     

    Новосибирский Свято-Макарьевский Православный Богословский Институт

    УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ

    Каноническое право

    1. Каноны святых Апостолов и Вселенских Соборов.
    2. Правила Православной Церкви, ч. 1-я Апостольские правила. Епископ Никодим (Милош).
    3. Каноны Поместных Соборов.
    4. Каноны святых Отцов.
    5. Лекции по Церковному Праву. В. Г. Певцов.
    6. Церковное Право. В. А. Цыпин.
    7. Уставы в Русской Зарубежной Церкви. 
    8. Правила святаго вселенского третьего собора, Ефесского. 
    9. Правила святаго вселенского четвертого собора, Халкидонского. 
    10. Опубликовано 04.08.2015 в рубрике  Учебные пособия и материалы » Каноническое право

        Иеродиакон Иоанн (Курмояров). Может ли Православная Церковь быть национальной?
       

      Казалось бы, что за странный вопрос? А разве Вселенское Православие не состоит из совокупности национальных церквей? Однако, на самом деле вопрос этот не такой простой, как нам кажется на первый взгляд. Действительно, канонические православные церкви (а мы говорим здесь исключительно о каноническом православии) в своей обрядовой практике имеют некоторые отличия друг от друга, и все же, это отличия поверхностного, второстепенного характера. Поэтому, чтобы правильно ответить на вопрос заданный в заголовке статьи, нужно вникнуть в самый корень проблемы и попытаться понять самую суть христианской Церкви.



      Иеродиакон Иоанн (Курмояров). Может ли Православная Церковь быть национальной?

       

      Если посмотреть многочисленные статьи приверженцев национализации Православной Церкви, то мы увидим в них следующее определение: «Під Церквою в суспільній думці розуміють особливий тип релігійної організації, що склався в ході історичного розвитку того чи іншого віровчення як засіб регламентації відносин всередині релігійних спільнот та їх зв’язків із світськими інституціями та організаціями, передусім державами» (1).

      Однако, на самом деле христианская Церковь обязана своим появлением не «суспільній думці», а Господу нашему Иисусу Христу, который основал Церковь свою скорее в противовес «суспільній думці», нежели благодаря ей: «… на сем камне, - говорит Спаситель,- Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).

      Но порой приверженцы идеи «национальной церкви» пишут очень противоречивые вещи, причем нисколько этого не стесняясь. Например: «Оскільки в основі духовного життя лежить релігійний світогляд народу, - утверждают они, - його питоменний спосіб світовідчування, то кожний народ неоднаково засвоює навіть одну й ту ж саму релігію» (2).

      Абсурдность этой фразы заключается в том, что христианство возникло в лоне иудаизма, и большинством иудейского народа было отвергнуто, как такое явление, которое противоречило мировоззрению иудеев. А, что уже говорить о том, что основой духовной жизни каждого христианина (вне зависимости от того, кто он по национальности: русский, еврей, немец, украинец или поляк и т.д.) является Евангелие и только Евангелие, но ни в коем случае не народное мировоззрение.

      Днем рождения Церкви является День Пятидесятницы, когда в Сионской горнице на собравшихся там апостолов снизошел Дух Святой. Так, что именно собрание апостолов в Сионской горнице и было первым собранием христианской общины, первым собранием Церкви. Фактически сразу же после этого события апостолы вышли на проповедь с целью донести в мир благовестие (Евангелие) Христово. Главою же христианской Церкви является Сам Господь наш Иисус Христос. Он есть Альфа и Омега, начало и конец (Откр. 1,8). Он есть Путь, Истина, Жизнь и Воскресение (Ин. 14, 6; 11, 25). Цель жизни христианина - соединиться со Христом, жить Им и с Ним, и в Нём обрести спасение и мир, счастье и бессмертие.

      В этом смысле и Церковь это не просто собрание верующих во Христа людей. Церковь это мистический организм (Тело Христово), присоединившись к которому человек получает надежду на спасение в вечности. Церковь, подобно телу человека (состоящему из многих органов, работа которых координируется центральной нервной системой), состоит из множества членов, имеющих единую Главу — Господа Иисуса Христа, без Которого невозможно допустить существование Церкви ни на одно мгновение. Вот почему православие рассматривает Церковь Христову как среду, необходимую для осуществления соединения человека с Богом: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания, один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф 4:4-6).

      Только в Церкви мы более не рискуем безвозвратно утерять общение с Богом, ибо мы заключены в одно Тело, в котором обращается Кровь Христова (т.е. причастие) очищающая нас от всякого греха и всякой скверны: «И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов» (Мф 26:27).

      Иеродиакон Иоанн (Курмояров). Может ли Православная Церковь быть национальной?


      Церковь неотделима от Евхаристии. Она — основа, фундамент Церкви, без которого невозможно ее существование: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу Его в последний день" (Ин. 6: 53–54). Коротко говоря, Церковь – это народ, который собирается в определенном месте и в определенное время для того, чтобы стать телом Христовым.

      Христианский символ веры, однозначно определяет Церковь, как «Единую, Святую, Соборную и Апостольскую». И это фундаментальное определение является обязательным для каждого, кто считает себя православным христианином.

      Именно поэтому деление Единой Православной Церкви на поместные общины (поместные церкви) есть деление условное, не нарушающее церковного единства. Останавливаясь в тех или иных местах, странах, селениях, апостолы проповедью своей утверждали там христианскую веру и основывали поместные (т.е. по месту их нахождения) общины христиан. И именно поэтому аббревиатура УПЦ (Украинская Православная Церковь), РПЦ (Русская Православная Церковь), БПЦ (Болгарская Православная Церковь) и т.д. означает лишь то, что на данной территории, в данной конкретной стране существует община христиан. И больше ничего. По сути же своей все поместные церкви мира (совокупность которых, как было сказано выше, составляет собственно Церковь Христову) имеют одну природу, одно Писание, единое вероучение, единый канонический корпус, святоотеческое учение, а также они признают действительность рукоположений друг друга и имеют общение в Таинствах.

      И поэтому, нравится это кому-то или нет, но в основе своей Церковь представляет из себя явление наднациональное, космополитическое. Ибо в Церкви: «…нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11). Безусловно, церковь освящает, принимает в себя, все лучшее, что есть в национальном предании, что не противоречит ее учению, но, все же, Христос пришел на эту грешную землю не для того, чтобы возвысить и освятить ту или иную нацию, чего от Него собственно и ждали иудеи, а сейчас ждут националисты. Он пришел для того, чтобы спасти всякого человека, вне зависимости от его национальной принадлежности. Вот почему Церковь не может служить ничему временному, тленному, преходящему. Дело церкви – это спасать всякого человека во Христе, а не отстаивать (освящать) интересы нации и государства. Церковь не может служить ничему временному, тленному, преходящему. Поэтому когда пройдут века, миллионы и миллиарды лет, когда времени больше не будет, когда не будет ни наций, ни государства, ни нашей матушки Земли, церковь Христова не прекратит своё бытие. По слову прп. Максима Исповедника: «Церковь есть средоточие вселенной, среда, в которой решаются ее судьбы. Она возрастает и формируется в истории, вводя в свое лоно избранных и соединяя их с Богом. Мир стареет и ветшает, а Церковь непрестанно оживляется и обновляется Духом Святым, источником ее жизни. В определенный момент, когда Церковь достигнет полноты своего роста, установленного волею Божией, внешний мир, истощив все свои жизненные силы, умрет, и Церковь явится тогда в своей вечной славе Царствием Божиим» (3).

      В этом смысле – попытка придать Православной Церкви не просто национальную окраску, а сделать ее национальной по сути (т.е. религией одной конкретной нации, в нашем случае - украинской нации), уничтожает сотериологический акспект Церкви, принижает ее Вселенское предназначение, приводит к тому, что Церковь перестает быть христианской и становится церковью языческой (т.е. народной), где главным предметом поклонения (идолом) становится государство, народ, нация и т.д., о чем собственно и мечтают горячие сторонники "автокефалии". Вот, что пишут они по этому поводу: «…в людській історії свою суспільну присутність і функціональність релігія виявляє насамперед через її національний контекст» (4). Автор этой цитаты видимо не понимает, что это утверждение верно только по отношению к язычеству, но никак не к христианству. Однако, без тени смущения светские эксперты по религии продолжают твердить:

      «Религиозная гомогенность — одна страна, одна религия, одна церковь — рассматривается как условие консолидации государства, религиозные диссиденты, как и религиозные радикалы, которые уверены, что только один Иисус Христос и никто иной является главой Церкви, считаются угрозой национальным церквям и преследуются (это, кстати, фактически означает, что угрозой для национального государства считается каноническая Православная Церковь. — Прим. авт.). Национальные церкви продуцируют идеологии, которые содержат специфично-национальные темы и укрепляют легитимность недавно образованных государств… "Не государство создано для религии, — писал французский патриот, который оставил монашество, — а религия для государства”. Государство является главенствующим во всем… Нация не хочет "просто” освящаться религией, она сама становится ею, а национализм переделывается на заменитель религии: жить, умереть, страдать, любить и ненавидеть во имя нации становится большей добродетелью, нежели страдание во имя абстрактного Бога. «Дюркгайм доказал, — пишет Г. Гелнер, — что в религиозном культе общество поклоняется собственному закамуфлированному образу. В эпоху национализма общество поклоняется себе открыто и безоглядно, отбрасывая какой-либо камуфляж» (5).

      Таковым является фундамент идеи национальной церкви в Украине. Идеи, господствующей сегодня в определенных кругах, которые считаются «элитой» украинского общества. Идеи, приняв которую, мы рискуем полностью потерять евангельские ориентиры в нашей жизни, рискуем, как бы застрять на своих земных, страстных, местечковых проблемах, вместо того, чтобы ориентировать всю свою жизнь на вечное, благодатное общение с Богом. Последовав по пути, который нам предлагают национал-радикальные элементы, мы должны будем оставить Христа. Но именно Христос, нам христианам, наиболее дорог.

      Глупо упрекать нас в том, что мы служим Москве, или зависим от нее, и т.д.. Украинская Православная Церковь давно получила автономию (причем, даже раньше, чем Украина получила независимость) и является единственной канонической православной Церковью в нашем государстве. Однако разрыв канонического единства со Вселенским Православием, чего от нас так добиваются, приведет нас к тому, что мы лишимся благодатных Таинств Христовых, лишимся благодатной помощи Господа, отпадем от Его Единого Тела. Вот чего не понимают наши оппоненты: не Москва нам дорога, а Христос и Его благодатные Таинства. Впрочем, они не понимают и того, что Церковь не может создать человек, какими бы благими намерениями при этом он не руководствовался (чаще всего такие «благие» намерения ведут в ад).

      Людям светским, далеким от Церкви часто бывает трудно понять, что Церковь – это не мирской институт, не фирма, не Министерство по делам религий. Церковь есть мистическое Тело Христово осуществляющее Себя в этом мире. Церковь – одна! И основана она Иисусом Христом, и поэтому, чтобы стать членом Церкви, к ней можно только присоединиться! В Церковь можно только войти и пребывать в ней. Собственно поэтому все церковные расколы врачуются только возвращением раскольников через покаяние в лоно матери Церкви. Других способов преодоления церковных расколов просто не существует, ибо тот, кто объединится с раскольником, сам отпадает от полноты Вселенского православия, отпадает от Церкви Христовой.

      Так что, вне зависимости от того, как наше светское общество смотрит на проблему объединения (как мы уже показали, ложную по своей сути), мы, верующие канонической Украинской Православной Церкви, призываем всех, кто еще не является ее членом, кто соблазнился идеей незаконной автокефалии, - войти в Церковь, стать истинным членом Тела Христова, вступить в благодатное общение в Таинствах с православными верующими всего мира и пребывать с ними в единстве веры и любви к Истине! В единстве, к которому нас призывает Христос: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня!» (Ин. 17:21).

      Тем более, что сегодня ничто в Церкви не может препятствовать кому бы то ни было быть настоящим христианином, жить по заповедям Евангелия, служить ближним и быть причастником Истинных Тела и Крови Христовых!

      Ссылки:
      1. Анатолий Колодный «Національна Церква українців як форма їх духовного самовираження», http://centerculture.uagate.com/?p=337
      2. Анатолий Колодный «Національна Церква українців як форма їх духовного самовираження», http://centerculture.uagate.com/?p=337
      3. В.Лосский. Боговидение. Очерки мистического богословия восточной Церкви. Издательство АСТ. Москва. 2003 г. стр.249
      4. Анатолий Колодный «Національна Церква українців як форма їх духовного самовираження», http://centerculture.uagate.com/?p=337
      5. Національна академія наук України. Институт філософії імені Г. С. Сковороди. Релігія і нація: в суспільному житті України й світу. С. 90-91, 192-194 (Перевод автора).
        Образование и Православие / СПІЛКА ПРАВОСЛАВНИХ ЖУРНАЛІСТІВ
       

      Всего голосов: 1       Версия для печати    Просмотров: 1705

      Рекомендуем к прочтению:

      - Иеромонах Михаил (Чепель). О некоторых вопросах организации административно ...

      - Сборник памятников по истории церковного права, преимущественно русского, к ...


      Ключевые слова: Православная Церковь

      Рассылка новостей сайта на E-mail

      html-cсылка на публикацию
      Прямая ссылка на публикацию

      Добавление комментария

      Имя:*
      E-Mail:
      Комментарий:
      Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера

     

    Областной центр информационных технологий управления образования администрации Новосибирской области при участии отдела образования Новосибирской Епархии


    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Православное Христианство.Ру Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии