Сайт Образование и Православие > Живоносный Источник > «Живоносный Источник» №3 (33) за 2025 год

«Живоносный Источник» №3 (33) за 2025 год


17.11.2025.
Журнал Искитимской Епархии Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви. Издается по благословению Преосвященнейшего Леонида, епископа Искитимского и Черепановского.

«Живоносный Источник» №3 (33) за 2025 год
Дорогие читатели! Сегодня мы представляем новый выпуск журнала «Живоносный Источник».
Номер открывает статья научного сотрудника МАУК «Музей Новосибирска» Константина Голодяева «Местоположение утраченных храмов Ново-Николаевска - Новосибирска и их мемориализация». Данная статья является промежуточным итогом работы группы краеведов и представителей Новосибирской митрополии по определению местоположения утраченных храмов г. Ново-Николаевска (Новосибирска) и предложению мер по мемориализации этих мест для информирования жителей и гостей города. Определены точные места шести зданий храмов, утраченных в 1900-1971 гг. В статье содержится предварительная информация по их истории и причту, и приводится пример воплощения проекта в одном из действующих храмов Новосибирска. Предлагается расширить рамки территории охвата потенциальной аудитории данной важной краеведческой информации.

Дмитрий Гладышев, член РОО «Новосибирское историко-родословное общество» в рубрике «Семейный архив» расскажет о трагическом этапе жизни представителей одной крестьянской фамилии из села Доронино Новосибирской области в статье «Кулаки Гутовы из села Доронино». На данный момент не представляется возможным со всей определенностью сказать, все ли они были родственниками, или кто-то из них однофамильцы. Объединяет их то, что они были раскулачены.

В рубрике «Воспоминания» предлагаем вам фрагмент рукописей Григория Ивановича Данилова (1919-1997), уроженца села Карасёво, ныне Черепановского района Новосибирской области. После школы он окончил Томский топографический техникум и впоследствии работал в Восточно-Казахстанской области заместителем директора Серебрянского завода неорганических производств. По официальным данным село Карасёво было основано в 1776 г. И хотя свое повествование Григорий Иванович называет «воспоминаниями», начинается его рассказ задолго до рождения автора, в далеком 1892 г., когда его дед по отцу Прокопий Данилов переехал в Сибирь из Тамбовской губернии. Записаны они им из сохранившихся в памяти рассказов его старших родственников и на основе записок его отца. «Все, что помню...» - такой он выбрал эпиграф для своих историй. В них мы сможем прочесть о жизни сибирского села, о людях, об особенностях крестьянского и купеческого труда, уклада, быта, обычаях и традициях наших земляков.

В статье Елизаветы Барановой, сотрудника Института археологии и этнографии СО РАН, «Хэллоуин: смысл в современном мире» рассматривается смысл традиций, связанных с вечером 31 октября, известным в современном мире как «Хэллоуин». В IX в. Западная Церковь установила этот день как канун Дня всех святых, ставший частью трехдневного поминовения усопших. Описываются обычаи поминания усопших у носителей традиционной культуры в этот день, живших в венгерском селе под Будапештом в конце XX в.

Руководитель Просветительского центра комиссии по канонизации святых Кемеровской епархии Ирина Маркина представила паломнический маршрут по следам но-вомучеников Кузбасса. Паломнические поездки являются важным элементом сохранения памяти о наших предках и истории. В статье рассказывается о поездке к уже несуществующему населенному пункту в Кузбассе - Кайгадату, где во времена политических репрессий находился лагерь для заключенных.

Очерк воспоминаний «Село Горлово» о старожильческом селе Горловском (ныне село Горлово Искитимского района) был записан преподавателем воскресной школы прихода в честь Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Линево Любовью Прялухиной со слов ее дедушки, бабушки, отца и тети. Когда в 30-е годы XX в. местные власти решили закрыть храм в селе Горловском, спасителями Иверской иконы Пресвятой Богородицы стали Семен Кириллович и Евдокия Даниловна Хрящёвы. Очерк составлен по воспоминаниям В.А. Зайделя и Н.С. Хрящёвой - хранителей Иверской иконы Божией Матери из храма села Горловского. Также были использованы рассказы Л.В. Гвоздевой и А.В. Хрящёва.

Действительный член Новосибирского отделения Русского географического общества Игорь Степанов в статье «Политические штрихи к портрету купца Горохова» рассматривает общественно-политические аспекты последних лет жизни известного томского купца и бердского предпринимателя В.А. Горохова. Представленные данные свидетельствуют о стремлении Горохова не только к развитию собственного дела, но и внесению вклада в совершенствование государственного устройства.

Завершает журнал статья «Век искусства стекла и смальты» сотрудника Бердского историко-художественного музея Татьяны Свиридовой. В ней затрагивается проблема сохранения объектов монументального искусства в техниках витража и мозаики. Рассказывается история создания витража в Государственном концертном зале им. А.М. Каца и приводятся работы мастеров, творивших для города Новосибирска. В статье также обсуждается процедура постановки объекта на государственную охрану, и ставится вопрос о том, кому достаются права распоряжаться объектом без наличия официального статуса «объект культурного наследия».

Руководитель Информационно-издательского отдела Искитимской епархии протоиерей Игорь ЗАТОЛОКИН

В номере:


 


Вернуться назад