Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано 01.12.2025 в рубрике  Православное краеведение, Публикации ЖИ
 

БАРАНОВА Е.В. Хэллоуин: смысл в современном мире


Хэллоуин: смысл в современном мире

БАРАНОВА Е.В.

Институт археологии и этнографии СО РАН


 
Аннотация. В статье рассматривается смысл традиций, связанных с вечером 31 октября, известным в современном мире как Хэллоуин. В IX в. Западная Церковь установила этот день как канун Дня всех святых, ставший частью трехдневного поминовения усопших. Описываются обычаи поминания усопших у носителей традиционной культуры в этот день, живших в венгерском селе под Будапештом в конце XX в.

Ключевые слова: Хэллоуин, канун Дня всех святых, традиционная культура, поминовение усопших.

Среди молодежи нашего времени стало модным увлечение «темными» вещами – мрачной рок-музыкой, скелетами, зомби, вампирами, или фильмами ужасов. Так подростки выражают чувство протеста против общественных норм, при этом испытывая волнующее и сладостное ощущение страха от соприкосновения с миром тьмы. В современной постхристианской культуре зло зачастую облекается в привлекательную обертку, как, например, в том случае, когда положительным героем фильма делается не благородный принц на белом коне, исполненный благих побуждений и самопожертвования, а пират, вампир или оборотень. Одним из подобных проявлений является Хэллоуин – праздник смерти и темных сил, ставший модным на вечеринках, в клубах и даже проникший в российские школы в качестве любопытного аспекта американской культуры. Хотя ведущие и говорят, что на этот праздник-маскарад можно наряжаться в любой костюм как на детский новогодний праздник, по своей сути Хэллоуин предполагает костюмы ведьм, зомби, бесов и призраков, а символ этого праздника – мерцающие огненные глаза, вырезанные в тыквах. В Америке в эту ночь молодежь иногда приходит на кладбище в поисках острых ощущений.

Неудивительно, что Хэллоуин несет в себе «темную» символику, так как происходит от праздника Самайн – переходу к темной части года, зиме, которая ассоциировалась со смертью среди британских кельтов. По словам протоиерея Виктора (Потапова), настоятеля Иоанно-Предтеченского собора в г. Вашингтон: «Корни Хэллоуина уходят в дохристианские времена идолопоклонства, и сегодня этот праздник продолжается как обряд поклонения сатане, ангелу смерти» [2]. В праздник Самайн считалось, что «духи умерших могут скитаться по земле. <…> Друиды разжигали большие костры, наполненные частями жертвенных животных в качестве подношения богам» [3]. Люди несли домой огонь с костра в тыквах, чтобы зажечь свет в своем доме. Эти тыквы стали называться «фонарь Джека» (Jack-o'-lantern), а рожица, которую вырезали в этих тыквах, служила образом мертвых [2].

К сожалению, в наше время значительная часть молодежи не верит в Создателя нашего мира. Они мечутся в поисках какого-то смысла своей жизни и ищут свидетельства существования невидимого мира через попытки увидеть или даже вызвать темные силы. Некоторые, возможно, мечтали бы стать волшебниками подобно Гарри Поттеру. Но имеется серьезный риск, что в таких поисках человек найдет не Бога, а вступит в прямое общение со злом. Протоиерей Валентин (Бирюков) в своей книге «На земле мы только учимся жить » ярко описывает реальную историю двух девушек, которые ради забавы вызвали бесов и потом мучились от преследования их огненных глаз. Девушки смогли избавиться от них только после исповеди и причащения [1, с. 88-89].

Однажды в Америке я стояла на тихой субботней вечерней службе в освещенном свечами православном храме, где возгласы священника переплетались с мелодиями службы: «Свете Тихий…Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына, и Святаго Духа…». Я стояла и готовилась к исповеди, размышляя о своей жизни под древние распевы. После службы я вышла из храма в светлом умиротворенном настроении. В этот вечер школьная подруга уговорила меня заехать к ней на вечеринку, посвященную Хэллоуину, и ради любви к ней я согласилась. Когда ее младшая сестра открыла дверь в костюме красного беса, я просто остолбенела. Мать моей подруги была верующей католичкой; на стенах ее дома висели картины с изображением Иисуса Христа. Увидев мою реакцию, девушка поспешила снять костюм.

Рассмотрев смысл Хэллоуина более глубоко, можно задать себе вопрос: стоит ли разрешать нашим детям участвовать в «безобидных» празднованиях Хэллоуина в школах и в других детских учреждениях? Если мы решим не позволять этого, важно думать не только о своем ребенке, но и как аргументированно объяснить ведущим этого праздника, почему мы не считаем возможным участвовать в нем, желательно, сопроводив объяснение необходимыми материалами.

В попытках увести жителей Британии от бесовских языческих обрядов Западная Церковь еще в IX в. установила День всех святых 1 ноября со службой накануне и утром, а следующий день – как поминовение усопших. Это трехдневное поминовение стало называться «Allhallowtide». Слово «Хэллоуин» (Halloween) происходит от All Hallow's Eve, буквально «канун Дня всех святых». К сожалению, в современной американской культуре проявляется лишь языческое начало этого праздника – обряды, связанные с поклонением темным силам.

Когда мы жили в Венгрии, нам удалось увидеть, как сохранился христианский смысл этого праздника. В небольшом селе Чёмёр под Будапештом, 31 октября, когда современные люди всего мира празднуют Хэллоуин, мы всей семьей пошли на местное кладбище. Вокруг не было детей в костюмах ведьм или приведений, как обычно бывает в этот вечер на Западе. Наоборот, перед нашими глазами открылось целое море огней от мерцающих в темноте свечей. В Венгрии этот день и последующие два дня до сих пор сохраняют христианский смысл трехдневного поминовения усопших в отличие от американского Хэллоуина. [Рис. 1]

За несколько дней до этого кладбище, мимо которого мы проходили каждый день с дочерью по пути в детский сад, пришло в движение и заполнилось бабушками в их традиционных народных юбках и платках. Они отмывали от пыли большие надгробные плиты, выдергивали сорняки, выкладывали могилы красивыми камешками и наполняли вазы свежими цветами.

А днем 31 октября наша соседка Жужка Нени посоветовала нам сходить на кладбище, чтобы посмотреть цветы. Мы поднялись на холм, заросший рядами виноградных лоз, и вышли на тропинку к кладбищу. Могилы были украшены большими белыми и желтыми хризантемами и осенними цветами всевозможных видов. Не менее ста человек из деревни было там, наводя порядок, расставляя цветы и зажигая свечи в специальных стеклянных баночках.

В этот вечер после наступления темноты мы вернулись на кладбище. Ярко украшенное цветами днем, ночью оно превратилось в место невероятной красоты. Каждая могила как будто ожила от поставленных на нее свечей. Одни свечи сияли разноцветными огнями в красивых зеленых или красных стеклянных лампадах, другие были поставлены между выложенными камешками, а белые свечки светились в мисках на мраморных плитах могил.

Темное кладбище, залитое тихими огнями свечей, было нисколько не страшным, какими кажутся кладбища людям в Америке, устрашенными бесами Хэллоуина. Напротив, оно было наполнено радостью, теплотой и ощущением близости со всеми погребенными здесь людьми. Несколько семей пришли как и мы, со своими детьми, посмотреть на эту мерцающую светом ночь.

Слово Хэллоуин на русском созвучно со словом «ад» (hell) на английском языке. Те, кто в наше время празднуют Хэллоуин, одеваясь как зомби и ведьмы, возможно, испытывают подсознательный страх, связанный с адом и смертью. Но в венгерской деревне, на умиротворенном кладбище, каждая свеча светила как символ райской красоты. Те, кто стремится к свету, не нуждается ни в темных развлечениях, ни в острых ощущениях страха, потому что они уже знают свет Христов, который во тьме светит, и тьма его не объяла.

Литература и источники:

1. Протоиерей Валентин (Бирюков). На земле мы только учимся жить. Непридуманные рассказы. М.: Даниловский благовестник, 2006. 141 с.

2. Протоиерей Виктор (Потапов). О празднике Хэллоуин. URL: https://stjohndc.org/ru/o-pravoslavii/propovedi-o-raznom/o-prazdnike-hellouin Дата доступа: 27.09.2025.

3. Davies-Jones, S. The Celtic Origins of Halloween [Кельтские истоки Хэллоуина] // The York Historian. URL: https://theyorkhistorian.com/2023/12/17/the-celtic-origins-of-halloween/ Дата доступа 27.09.2025.

Иллюстрация в тексте

Рисунок 1. Свечи на могилах на трехдневном поминовении усопших.[1]

[1] URL: https://www.penzcentrum.hu/otthon/20221027/mikor-van-halottak-napja-es-mindenszentek-2022-eveben-tudd-meg-mit-unneplunk-ilyenkor-1130374 Дата доступа 27.09.2025.

«Живоносный Источник» №3 (33) за 2025 год

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 48


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


02.09 2025
Принесение ковчега с честной главой святителя Иннокентия митрополита Московского в...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей

    Архив новостей:

Декабрь 2025 (3)
Ноябрь 2025 (19)
Октябрь 2025 (24)
Сентябрь 2025 (3)
Август 2025 (1)
Июль 2025 (2)

«    Декабрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031