|
|
||||||
![]() ГОЛОДЯЕВ К.А. Местоположение утраченных храмов Ново-Николаевска–Новосибирска и их мемориализацияУДК 27.523+726+908 Голодяев К.А. ORCID: 0000-0001-9520-7845 Научный сотрудник МАУК «Музей Новосибирска», г. Новосибирск, Россия Местоположение утраченных храмов Ново-Николаевска–Новосибирска и их мемориализация Аннотация. Данная статья является промежуточным итогом работы группы краеведов и историков Русской православной церкви по определению местоположения утраченных храмов г. Ново-Николаевска (Новосибирска) и предложению мер по фактической мемориализации этих мест для информирования жителей и гостей города. Определены точные места шести зданий храмов, утраченных в период 1900–1971 гг. В статье содержится предварительная информация по их истории и причту, и приводится пример воплощения проекта в одном из действующих храмов Новосибирска. Предлагается расширить рамки территории охвата потенциальной аудитории данной важной краеведческой информации. Ключевые слова: Ново-Николаевск, Новосибирск, утраченные храмы, мемориализация, память, краеведение Летом 2024 г. протоиерей Виктор (Демьяненко) из церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы взялся за осуществление давнего намерения обозначить места, где в городе Новосибирске располагались ныне утраченные православные храмы, поскольку любому верующему тяжело видеть, как на некогда святых местах находятся автостоянки или бизнес-центры без всякого указания на прошлое значение места. Как писал сам о. Виктор: «Каждому освященному храму даётся ангел-хранитель. Этот ангел будет предстоять на месте разрушенного храма до самого второго пришествия. Он ждет каждого, кто приходит на богослужения в дом Отца небесного и молится за всех. Ангел принимает и тех, кто приходит с радостью и благодарностью Господу и тех, кто приходит с болью, проблемами и просит помощи у Бога. Он же скорбит и плачет, если храм пустеет или подвергается поруганию и разрушению. Ангел ждет, что люди принесут покаяние, задумаются о смысле жизни. Он никогда не покинет то место, где находился разрушенный храм, а будет молиться и молиться, надеясь, что когда-то на этом месте будет, воздвигнут новый Божий дом» [частная переписка]. О. Виктор пригласил к участию в проекте церковного историка Евгения Шабунина и автора этой статьи – научного сотрудника Музея Новосибирска. Для пилотного проекта мы решили остановиться на четырёх храмах: Даниила Пророка, Воскресения Христова, Богородице-Казанском, Успенском, а также Никольской часовни в здании реального училища и молитвенном доме во имя Александра Невского. Никольские храмы в Кривощёково, Военном городке, Усть-Инской и некоторые другие домовые храмы планируются для изучения на следующем этапе, хотя уже имеется точная информация по их местоположению. Основной замысел проекта – обозначить точное местоположение утраченных храмов в пространстве современного города и отметить их места памятными знаками, чтобы жители города и его гости, проходя мимо, могли обратить на них внимание и знали, что «на этом месте находился…». Группой мы объездили все шесть мест, проанализировали большое количество архивных документов, старинных карт, статей об этих храмах и их священнослужителях, прошагали эти локации снова и снова, в результате чего с максимальной точностью (до метра-двух) удалось определить местонахождение всех шести храмов.
1. Церковь Даниила Пророка (Вокзальная) - южный участок квартала №1 Вокзальной части на пересечении улиц Межениновской и Вокзальной (ныне Челюскинцев и Шамшурина). 29 ноября 1898 г. состоялось освящение первой большой церкви на правобережье Оби - первого престола церкви во имя святого пророка Даниила или Вокзальная с утверждением в должности церковного старосты на первое трехлетие начальника 1-го участка службы пути Владимира Константиновича Жандра [7, с. 3]. Крыльцо выходило на улицу Вокзальную; алтарная часть – на створ Межениновской. Храм сооружался на средства фонда имени императора Александра III, специально созданного для строительства церквей и школ в районах Сибири, и с помощью добровольных благотворителей. Эта церковь не входила в состав благочиния Ново-Николаевских церквей, а принадлежала к особому благочинию железнодорожных церквей. Благочинным был священник Григорий (Диатроптов). В 1903 г. передвижкой колокольни церковь была удлинена на 15 сажен. В газете «Вестник сибирской железной дороги» сообщается: «в эту зиму в большие праздники уж мы не будем стоять в притворе церкви и на крыльце, не имея возможности доступа внутрь по тесноте храма» [6, с. 14]. К 1911 г. при церкви числилось несколько школ: женская двухклассная церковно-приходская, двухклассное мужское училище Министерства народного просвещения и шесть одноклассных школ. 13 сентября 1913 г. состоялось освящение второго престола во имя Преображения Господня. В начале 1920-х гг. Вокзальная церковь принадлежала обновленцам, ее настоятелем был активный деятель обновленчества протоиерей Николай (Хрущев). В 1925 г. Запсибкрайисполкомом было вынесено постановление о закрытии привокзальной церкви. Она была разобрана 23.08.1929 г. В настоящее время на месте церкви Даниила Пророка в створе улицы Челюскинцев находится, с одной стороны, стоянка автобусов междугородных сообщений, с другой – жилой дом по адресу Челюскинцев, 3 (см. схему).
2. Церковь Воскресения Христова (Старокладбищенская) - старое городское кладбище, угол Александровской и Гуляевской (ныне Мичурина и Романова), против восточной стороны квартала №94 Центральной части. В 1896 г. посёлок Ново-Николаевский безвозмездно получил из кабинетских земель участок земли под первое городское кладбище и Воскресенскую церковь, которая была освящена 7 октября 1907 г. Служение в храме осуществлял протоиерей Николай (Завадовский). 10 марта 1913 г. в этой церкви священник Александр (Смычков) с псаломщиком Николаем Григорьевым, служившими в той церкви в то время, совершили крещение будущего героя Александра Покрышкиина, о чём в приходской книге сохранилась запись под №62 [2, л. 29об–30] (привязка крещения к Покровской церкви ошибочно взята из сборной консисторский книги).
С 1913 г. кладбище стало считаться закрытым, но погост у церкви сохранялся до начала 1920 гг. Хоронили здесь только платно и по спецразрешению. В 1929 г. «по просьбе трудящихся» церковь была закрыта. Здание передали Дому народного творчества, а в 1952 г. в нём открыли первый в городе планетарий, в котором установили трофейное оборудование немецкой компании «Carl Zeiss»; здесь школьникам проводились уроки астрономии. В 1971 г. здание бывшей церкви сгорело. В настоящее время на месте церкви Воскресения Христова располагается зеленая зона Центрального парка культуры и отдыха (начало первой левой дорожки при входе в парк с улицы Романова). 3. Церковь Богородице-Казанская (Закаменская) - участок 3 квартала № 28 Закаменской части со стороны ул. Змеиногорской (ныне Якушева). С благословения архиепископа Томского Макария (Невского) церковь была освящена 21 января 1908 г. благочинным Ново-Николаевска протоиереем Николаем (Завадовским). С 1909 г. настоятелем храма был протоиерей Виктор (Россов), почивший в 1914 г. и похороненный в церковной ограде. Закаменский район считался беднейшей частью города и даже с приписанной к храму деревней Усть-Иня количество прихожан на 1911 г. составляло лишь 2619 человек. Это был единственный храм с холщовым (наиболее дешёвым) иконостасом. В приговоре схода сход духовенства и прихожан храма отмечено, что это «немало сокрушает сердца членов попечительства и всех прихожан» [5, л. 177, 177об]. Церковь вела большую образовательную работу, при ней работало пять одноклассных школ, а также двухклассная и одноклассная школы в деревне Усть-Иня.
В 1920-е гг. эта церковь, как и многие другие, перешла к обновленцам. 20 марта 1938 г. она была закрыта и переоборудована под зернохранилище. С 1950-х гг. в ней находился кинотеатр «Октябрь». В связи с ветхостью он был закрыт и передан военным, а в 1983 г. здание было снесено. Это здание хорошо просматривается на космическом фотоснимке 1965 г. В настоящее время на месте бывшей Богородице-Казанской церкви располагается автостоянка перед бизнес-центром (ул. Восход, 14/1). 4. Церковь Успенская (Новокладбищенская) - православный участок нового городского кладбища. Молитвенный дом с престолом во имя Успения Божией Матери был выстроен в 1912 г. при заимке приюта «Ясли». В 1920 г. умирает Председатель Совета приюта отец Диомид (Чернявский), и над его могилой на Новом кладбище строят часовню, которая стала так и называться «Диомидовской». Настоятелем её был отец Илия (Копылов). В 1924 г. вместо часовни был возведён и освящен первым епископом Ново-Николаевским Никифором (Асташевским) деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. При нем позднее был похоронен и он сам, и несколько других священнослужителей.
В 1937 г. иерей Илия (Копылов) и другие служители были репрессированы, но сама Успенская церковь вплоть до 1944 г. была единственным в городе действующем культовым сооружением. В 1943 г. Успенский храм ненадолго стал кафедральным – здесь до открытия Вознесенского собора служил митрополит Варфоломей (Городцов). В 1962 г. властями было принято решение о ликвидации церкви. Предполагалось перенести ее к Заельцовскому кладбищу, но летом 1963 г. здание снесли. Останки митрополита Никифора и диакона Георгия Никифорова были перенесены на Заельцовское кладбище. Вся утварь, иконы и имущество ликвидированной церкви были переданы в Вознесенский собор. В настоящее время на месте церкви Воскресения Христова находится зеленая зона парка культуры и отдыха «Берёзовая роща», развилка дорожек при входе в парк со стороны КЦ «Сибирь-Концерт» (ДК «Строитель»). 5. Часовня во имя святителя Николая Мирликийского располагалась в здании реального училища, получившего в 1913 г. имя Дома Романовых. Оно было построено в 1912 г. на Старобазарной площади по проекту архитектора А.Д. Крячкова. В северной части здания имелся большой зал, который служил и столовой, и театром, и гимнастическим залом, и часовней св. Николая, где проходили молебны учащихся. Чтобы обозначить место храма с внешней стороны здания, на крыше ризалита был установлен крупный каменный крест.
Часовня была освящена 22 декабря 1912 г.; первым священником был законоучитель, протоиерей Петр (Васильков). Осенью 1918 г. домовой храм в реальном училище был ликвидирован, а всё его имущество изъято. В настоящее время в здании бывшего Реального училища находится Новосибирская муниципальная детская городская клиническая больница скорой помощи № 3 (Красный проспект, 3), а в храме устроена больничная палата. 6. Молитвенный дом во имя Александра Невского. 10 октября 1895 г. сход жителей поселка Александровский принял решение ходатайствовать перед епископом Томским и Барнаульским Макарием (Невским) о разрешении строительства каменной церкви во имя святого благоверного князя Александра Невского. До того жители окормлялись в левобережной Никольской церкви села Кривощеково.
Решено было построить на правом берегу и молитвенный дом. Деревянный храм с небольшой колокольней строился на пожертвования поселян и 24 ноября 1895 г. был освящен колыванским священником Константином (Львовым) также в честь Александра Невского. Первым его служителем стал священник Каменского прихода Василий (Посельский) [4, л. 8об]. Строительство каменного храма началось рядом, на возвышенности, чтобы «хорошо видны и река, и железная дорога» [1, л. 1, 1об]. После завершения строительства и освящения деревянный молитвенный дом по решению епархиального начальства был разобран и перенесен на участок церковно-приходской школы (уч. № 9-12 квартала № 28 Центральной части) [3, л. 23], став началом Покровской церкви. Описания и сохранившиеся фотографии показывают, что сегодня на месте молитвенного дома проходит автомобильная дорога ул. Советской между собором Александра Невского и пригородным терминалом станции «Правая Обь» (Красный проспект, 1а и Красный проспект, 1а. к.3).
По результатам исследования все места утраченных храмов были нанесены на современную карту города (отмечены прямоугольниками). Поскольку они не всегда совпадали с местами активного «прохождения» людей, были определены наилучшее точки для установки информационных стендов, где наглядность и историческая правда были бы максимально близки (отмечены окружностями): по Вокзальной - на повороте тротуара, ведущего на привокзальную площадь; по Кладбищенской - рядом с клумбой и скамейкой слева от аллеи к театру; по Казанской - на клумбе около автостоянки бизнес-центра; по Новокладбищенской - на клумбе у развилки дорожек от ДК «Строитель» в глубь парка; по училищной часовне предлагается в коридоре 2-го этажа здания больницы повесить небольшое панно с лампадой; по молитвенному дому разместить панно на заборе Собора Александра Невского напротив выхода с терминала электропоезда.
Инициативная группа обсуждала разные варианты памятного знака (от крестов до объёмных уменьшенных копий-макетов), но остановились на скромном и недорогом: отдельно стоящих информационных, антивандальных стендах высотой 1,2–1,3 м, размером плоскости 2 х 1 м, с наклоном в 45 ° для удобства просмотра и защиты от снежных заносов. К размещению информации на стендах были предложены основные вехи истории церкви, максимальный иллюстративный материал (фрагмент карты, фотографии храма, его первых служителей, при их отсутствии – изображение посвящённого святого), а также ссылка на QR-код для перехода на сайт с расширенной информацией. Данный пакет вместе с предлагаемым эскизом информационного стенда был передан о. Виктором на рассмотрение и благословение в Новосибирскую епархию. Протоиерей Вячеслав (Шуберт), настоятель храма во имя святого апостола Андрея Первозванного, нашёл возможность финансирования проекта. В рамках краеведческого проекта «К истокам святынь» он изготовил и установил стенды по некоторым из рассматриваемых храмов на территории храма Андрея Первозванного в Снегирях на ул. Тюленина. Несмотря на то, что основная идея проекта – информирование большинства простых людей, жителей нашего города, а не только прихожан одной церкви о местоположении утраченных храмов – пока полностью не осуществлена, есть надежда, что это благое начинание будет продолжено, и памятные информационные стенды займут свои места на своих собственных локациях, где их по-прежнему ждет ангел разрушенного храма. Завершить статью хотелось бы следующими словами о. Виктора: «Если мы хотим, чтобы наши дети и внуки действительно выросли патриотами своей Родины, продолжателями православных традиций нашего народа, любили и были готовы защищать отчизну, мы должны сохранить и передать им память о всех святынях, дорогих каждому православному новосибирцу». Литература: 1. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 4. Оп. 1. Д. 2312. 2. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Д-156. Оп. 1. Д. 2762. 3. ГАНО. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 10. 4. ГАНО. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 64. 5. ГАНО. Ф. Д-970. Оп. 1.Д. 66. 6. Ст. Обь // Вестник сибирской железной дороги. 1903. № 39. 25 сентября. 7. Томские епархиальные ведомости. 1899. № 22. «Живоносный Источник» №3 (33) за 2025 год
|
||||||
|
|
Всего голосов: 1 | |||||
| Версия для печати | Просмотров: 194 | |||||










