По благословению
Высокопреосвященнейшего Тихона
Митрополита Новосибирского и Бердского



 


   Главная страница


Еще в этом разделе:

Православная и Римско-католическая церковь на территории Беларуси в 1914-1917 гг.
Святитель Патрик Ирландский: монашество, породившее университет
Террор в ответ на мирные протесты
Студенческое самоуправление в Московской Духовной Академии во второй половине XIX в
Хронология и документы по истории Русской Церкви в 1917 г
Симфония длиной в тысячу лет
Споры о Чистилище на Ферраро-Флорентийском соборе
150 лет назад родился Патриарх Сергий (Старгородский)
Афон и православная миссия на Алтае
Взаимоотношения Синода Болгарской Православной Церкви и Союза священников в контексте становления новой системы государственного управления (1944–1955 гг.)
Битва за Москву и Русская Православная Церковь
Печников М. В. Новгородская епископия в конце XI – 1-й трети XII в.
Братство русских обителей Афона в кон. XIX – нач. XX веков
Русские монастыри на Афоне и в Святой земле в свете новых и малоизвестных источников
Свт. Феофан Затворник и Афон. К истории контактов свт. Феофана с насельниками Афонского Пантелеимовнова монастыря
Святитель Феофан, Затворник Вышенский: молодость в Киевской духовной академии
Греко-русский «Пантелеимоновский процесс» на Афоне
Святитель Димитрий Ростовский и духовное образование в Русской Церкви
Дарование автокефалии Православной Церкви в Америке в свете документов церковных архивов
Закон и любовь в жизни равноапостольных правителей
Русская Православная Церковь в XX веке. Митрополит Сергий (Страгородский)
Чжурчжени - закитайское христианское Никанское царство
Осмысление истории Церкви и экклесиологии в лекциях священника Михаила (Чуба) 1953–1954 годов
Видеозапись избрания Патриархом Московским и Всея Руси - Алексия II
Дело архиепископа Варфоломея, или “человек-загадка” против Русской Православной Церкви

Популярное:

  • «Волоколамкое шоссе» генерала Панфилова
  • Архимандрит Андрей (Конанос). Самопознание приводит к смирению
  • Ротонда Святого великомученика Георгия Победоносца в городе София
  • Новый номер журнала "Православная семья". Тема выпуска "Справедливость
  • Григорий Чухрай. «Моя война»
  • Круглый стол "Историко-церковное краеведение. Революция и Церковь. Итоги столетия" состоялся в Искитиме
  • Как христианину повышать свой богословский уровень и формировать круг чтения
  • Что происходит внутри Земли во время вулканической активности? Показали в лаборатории СО РАН
  •  
     

    Публикации по истории Церкви

      Опубликовано 15.05.2015 в рубрике  Публикации по истории Церкви

        Переписка святителя Макария (Невского) с протоиереем Петром Ивановичем Бенедиктовым
       

      Результативная работа алтайских миссионеров может стать примером для подражания настоящим и грядущим поколениям верующих. Данная публикация имеет целью внести небольшой вклад в процесс популяризации эпистолярного наследия сотрудников Алтайской духовной миссии, и в особенности святителя Макария Алтайского, митрополита Московского и Коломенского. Публикуемые письма святителя отражают его отеческую заботу о внешнем благоустройстве, развитии и проблемах миссии, показывают характер взаимоотношений с миссионерами, приоткрывают особенности истории православной миссии на Алтае.

      Публикация подготовлена в связи с защитой автором магистерской диссертации на тему: «Переписка митрополита Макария (Невского) с алтайскими миссионерами: по документам Государственного архива Алтайского края». В этой работе на основе архивных источников рассмотрены и воспроизведены тексты 49 писем из названной переписки, принадлежащие святителю Макарию и девяти миссионерам. Представленные ниже тексты из переписки святителя Макария (Невского) с последним помощником начальника Алтайской духовной миссии протоиереем Петром Ивановичем Бенедиктовым воспроизводятся по рукописным подлинникам писем, хранящихся в фонде № 164 (Алтайская духовная миссия) Государственного архива Алтайского края. Это 8 документов, иными словами, 6 писем святителя Макария к протоиерею Петру, и одно ответное письмо этого миссионера. Они составляют исчерпывающее количество источников для этой переписки в указанном архивном фонде.

      Одно из писем, расположенное под № 1, было ранее опубликовано в сборнике «Из духовного наследия алтайских миссионеров», составленном протоиереем Борисом Пивоваровым[1], а остальные тексты впервые целиком вводятся в научный оборот. Главными темами в них выступают миссионерские школы, монашеские общины и заботы о пароходе, приобретенном для Чулышманского Благовещенского мужского монастыря на Телецком озере.

      Биография митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского) достаточно хорошо известна и неоднократно воспроизводилась в литературе. Что касается отца Петра Бенедиктова, то информация о его жизни весьма скудна, отражает лишь основные вехи. Будущий миссионер и протоиерей Петр Иванович Бенедиктов родился в 1862 г. Окончил 4 класса Томской Духовной Семинарии. С 1880 по 1882 гг. работал учителем начальной школы, 11 сентября 1882 г. поступил на должность псаломщика. Рукоположен во диакона 23 октября 1888 г., во священника – 15 июня 1889 г., в сан протоиерея возведен 31 мая 1909 г. В 1890 г. поступил на службу в Алтайскую духовную миссию. Состоял помощником начальника Алтайской духовной миссии с 11 декабря 1900 г. по 1 августа 1902 г., затем с 7 мая 1905 по 24 августа 1910 г.[2] и с 1 марта 1914 г. до кончины, будучи одновременно старшим священником Казанской церкви при Бийском Архиерейском доме[3]. С 1 августа 1902 г. до кончины — бессменный благочинный миссионерских церквей 1-го миссионерского благочиния Алтайской духовной миссии и наблюдатель миссионерских школ. С 1907 г. служил в с. Улала[4], где был центральный стан миссии. Имел награды: набедренник, скуфью, камилавку, наперсный крест от Св. Синода, ордена св. Анны 3-й и 2-й степени[5]. Скончался в конце августа 1918 г.[6]

      В текстах сохранена оригинальная орфография и пунктуация, письма датируются по старому стилю.

      № 1

      Письмо епископа Бийского Макария (Невского)

      священнику Петру Бенедиктову

       

      7 августа 1891 г.

      Пароход «Фортуна» на р. Кети, в Нарымском крае[7].

      Достопочтимый о Господе Отец Петр!

      Чемал-Чопош – мой первенец, не могу забыть его [8]. Теперь же он сугубо для меня дорог: все в нем для меня свое, как бы родное: и церкви, и люди, и школы. Поэтому желательно, чтобы Вы не лишали меня утешения известиями о всем, заслуживающим внимания. Для меня не безинтересно будет и то, если Вы будете писать о предметах, для Вас весьма обыкновенных. А больше всего мне нужно знать: как идет у Вас школьное дело? Продолжает ли Ирина Макарьевна [9] свои учительския и миссионерския труды с прежнею ревностию?Ходит ли она с ученицами, как бывало прежде? Ездит ли по татарам или новокрещенным, как делалось прежде?Если все идет по прежнему, то и ей и Вам спасибо. Желательно, чтобы она записывала или учеников и учениц заставляла записывать свои беседы, чтения пения по юртам и домам, а также все, что встретит здесь заслуживающего внимания. Если это хождение прекратилось, то желательно, чтобы оно восстановилось. Желательно, чтобы таковыя же хождения по домам совершались бы и Чопошской школой.

      Известите меня, были ли ныне в Чемале кумысники [10] и как они держали себя? Не можете ли открыть ныне школы грамоты в Едигане? В Пешпельтире?

      Известите меня о здоровье и пребывании Агафьи Николаевны с семейством, Кондратия Ивановича, Алексия Леонтьевича и всех, сущих во Христе, Вам ведомых. Ирине Макарьевне со школою Божие благословение.

      О себе напишите подробно. Призываю на Вас, семейство Ваше, паству Вашу, на Чемал, Чопош и Еликмонар и все селения и улусы Божие благословение. Привет всем и каждому.

      Благодать Господа со всеми Вами! Поклонитесь за меня пред иконою Скорбящей Божией матери и Св. Николая.

      Макарий Епископ Томский.

      ГААК. Ф. 164. Оп.1. Д. 52. Л. 13-14.

      № 2

      Письмо епископа Томского и Барнаульского Макария (Невского)

      священнику Петру Бенедиктову

      12 сентября 1896 года.

      Томск. Архиерейская заимка.

      Возлюбленному о Господе иерею отцу Петру с приснопамятною Чемальской и Чопошской паствою о Господе радоватися.

      Мир и благословение от Господа да будет пастырю и пасомым, сущим едино всем в Христе Иисусе, старым и новокрещенным, мужам и женам. Старому и юному возрасту.

      Я весьма возрадовался, услышав о любви и преуспеянии Вашем о Господе. Благодарю всех за память о моем смирении. И я всегда поминаю всех вас в молитвах моих.

      Благодарю Бога и Господа Иисуса Христа благоизволившаго вложить благую мысль [11] некоторым лицам возстановить ветшавшую скинию Божию на старом месте Миссии [12] и избрать это, долго пустевшее место(…) [13] жилища желающим предать себя на служение Господу в свободе безбрачной жизни, в послушании воле Господней, в самопринуждении ради царствия Божия и служении ближним в духе любви. Взаимоуважении. Послушаний и терпений. Начавший дело благое да совершит его до конца.

      Писали мне дать правило для смирения и молитвы. Какое я дам правило? У них оно есть, не мной дано, а Господом и Его Апостолами. Вся вам любовию добывают чего хочешь себе, того и желай другому. Яко же хощете да творят вам человецы, и творите им такожде. Непрестанно молитеся – вот правило и молитва. А как молиться непрестанно, некое указание найти можно в прилагаемой при сем книге.

      Если же захочется иметь особое молитвенное правило, то напишите, какое правило вы соблюдали доселе и какое желательно было вам иметь, как руководство для всех. Мне самому составлять такое правило неудобно, да и времени много потребовало бы. А его у меня мало; готовое же я посмотрел бы и сказал о нем слово.

      Желательно, чтобы среди недели в один день в домовой церкви келейниц была совершаема Литургия, а в воскресные дни в приходской церкви.

      Давать название еще несуществующей общине не совсем законно. Если же назвать ее нужно, то отнюдь не моим именем при жизни моей; лучше пусть именуется «Чемальской» келлией, или общиной, или скитом, или богадельней. Первое и последнее названия более других подходят к настоящему состоянию дела.

      Призываю Божие благословение на первых келейниц или сердобольных сестер, яже с сестрой Ириною [14].

      Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет со всеми вами.

      Это писал я, любящий вас и Господа,

      убогий Макарий Епископ Томский.

      ГААК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 52. Л. 1-2.

      № 3

      Письмо архиепископа Томского Макария (Невского)

      протоиерею Петру Бенедиктову

      25 октября 1912 г.

      Томск.

      Достолюбезнейший Отец Протоиерей.

      Простите мою неисправность пред Вами. Вот целый месяц любезное письмо Ваше лежит в груде подобных, ожидая ответа. – Словами сочувствия к моим начинаниям по открытию в Чемале учительской женской школы порадовали Вы меня. Мое желание в отношении к ней таково. Нужна в Миссии женская школа законченная, имеющая права на звание учительницы. Она должна иметь в виду прежде всего образование алтайских девушек – по типу она должна подходить неким ко учительским и отчасти к катихизаторскому училищу. Учащимся в ней должно быть даваемо, кроме учения, и воспитание, какое дается в наших Епарх. ж. Училищах или попроще того, но с преобладанием духа истиннаго христианства, подходящаго к иноческому. Тут должны занимать видное место и рукоделье с домохозяйством. На каникулярное время пансионерки должны оставаться при общине, чтобы участвовать в полевых работах и домохозяйственных с огородничеством [15].

      Желание Ваше о высылке из нашего книжнаго склада брошюр и листков для раздачи я готов исполнить, и уже послано Вам несколько тючков по почте. Не считаю злоупотреблением посылать тючки эти по казенному: ибо устав миссион. общества дозволяет это. Если же посылать наложенным платежом, то листки и брошюры обойдутся дорого и Вам трудно будет продавать их по возвышенной цене. А безплатную раздачу я не одобряю: этим только можно обезценивать книжку и баловать народ. Для каждаго 2, 3, 5 коп. почти ничего не стоит, и для нас раздать сотню, две три брошюр и листков по 2 или по 5 к. очень дорого станет. Должен же и народ помочь нам в этом деле. Пред продажей листков я почти всегда разъясняю народу это, т.е. что у нас нет таких капиталов, чтобы всех наделять книжками безплатно, притом не только желающих читать их, но и нежелающих; а для них каждому отдать на это дело 2-5 коп. ничего не стоит. Притом говорю народу: если кому из вас не нужна такая маленькая книжка, то отдай ее другому вместо милостыни: может быть после прочтения этой книжки он одумается и начнет грешник свое исправление. После таких предварительных слов книжки покупаются охотно. А если молча предлагать, то пожалуй не продашь ни одной книжки.

      Слышно, что Вы подумываете оставить службу, конечно по болезни, и уйти заштат. Весьма жалко. Не знаю после Вас кого и посадить в Улалу. Во всяком случае здесь нужен не инородец, а русский, притом с миссион. огоньком. Где найти таковаго? Будем молиться, да наведет Господин жатвы делателей на жатву Свою.

      Ведь и я кандидат на могильный покой: пора лопаткой рыть порой себе могилу и мне. Помолитесь.

      Сердечно Ваш благожелающий Архиеп. Макарий

      ГААК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 136. Л. 17-18 об.

      № 4

      Письмо митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского) протоиерею Петру Бенедиктову

      В. П. И.

      Митрополит

      Московский и Коломенский

      «5» марта 1915 г.

      № 66.

      Помощнику Начальника Алтайской Духовной Миссии,

      о. протоиерею Петру Бенедиктову.

      В прошлом 1914 г. в числе других монашествующих афонскаго пострижения были направлены для жительства и несения послушания в Чолышманский Благовещенский миссионерский монастырь [16] монах Андрей (Жаров), по профессии слесарь. В виду того, что со времени нахождения в вышеназванном монастыре монахов-афонцев, в достаточной мере, надо полагать, определились их образ жизни и степень настроенности к лучшему, я предлагаю Преосвященному Бийскому, в целях улучшения этих монашествующих лиц положения, войти в надлежащем порядке, с представлением в Св. Синод и просить о признании их в монашеском сане [17]. А чтобы пребывание их в Чолышманском монастыре сопровождалось более ощутительною пользою в этой обители, если не всех их, то по крайне мере тех, который обладают знанием некоторых ремесел (как наприм. вышеназванный Андрей Жаров – слесарным искусством), то просил бы Вас, Боголюбезный о. Петр, расположить этого монаха Андрея заняться изготовлением как для обители, так даже и для продажи, из цинка и кровельнаго железа ведер, кувшинов, ковшей и других предметов, которых предвидится сбыт в окружающей местности. Деньги, необходимыя для покупки материала или самый материал, имеют быть высланы мною в непродолжительном времени, по получении извещения от Вас.

      Макарий Митрополит Московский

      ГААК. Ф. 164. Оп. 2. Д. 90. Л. 199.

      № 5

      Письмо протоиерея Петра Бенедиктова митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию (Невскому) (начало)

      10 сентября 1915 г .

      Ваше Преосвященство, Милостивейший наш Архипастырь,

      Благодетель и Отец.

      Все возвращающиеся от Вашего Высокопреосвященства из Москвы говорят, что дела Чолушманскаго монастыря сильно заботят и печалят Ваше Высокопреосвященство. Осмеливаюсь со своей стороны высказать, что положение Чолушманской обители не так плохо, как быть может, рисовали Вашему Высокопреосвященству оставившие Чолушман афонские иноки. О. Никандр [18], исправляющий временно обязанности Наместника монастыря, трудолюбивый инок, который, не мудрствуя много, взялся за поправление келлий, ремонт храма и полевой труд. К этому труду о. Никандр привлекал и братию, из которой благоволящие и покорные несли с терпением возлагаемое на них послушание, так напр. о. Рафаил, бывший тоже недавно начальствующим лицом в Чолушмане, сам красил храм.

      Теперь в Чолушмане 4 иеромонаха, приехали еще туда два беженца иеромонаха из Владимира-Волынска [19] и один иеромонах из Томска. На Владыку Анатолия [20] Чолушман произвел благоприятное впечатление, и он проявляет к Чолушману свое Архипастырское попечение: выдал на ремонт зданий монастыря деньги о. Никандру, послал в приют надзирательницу на помощь Матушке Магдалине [21].

      Относительно катера [22] также дошли до Вашего Высокопреосвященства не точныя известия.

      Считаю долгом изложить Вашему Высокопреосвященству подробно все, что мне известно об этом судне.

      Когда техник Манохин чрез о. Павла Сорокина [23] получил от Вашего Высокопреосвященства извещение, что ему за указанную техником плату передается ремонт судна, Манохин явился ко Владыке нашему с предложением услуг. Это было в 20 числах апреля месяца. Манохину была передана нужная для начала сумма, и он в конце апреля отправился на Чолушман, захвативши из Бийска своих мастеров. В первых числах мая, когда озеро очистилось от льда, судно привели в Артыбаш [24], где ремонт и производился весь май месяц, при чем Манохину было сказано, что бы он постарался приготовить судно к приезду Владыки Анатолия. По отзыву Манохина судно хорошее, но машина была сильно запущена неопытными людьми, заржавлена так, что стоило много труда очистить ее и привести в должный вид. В июне сделали публикацию, вызывая машиниста на катер. Так как война отвлекла рабочие руки, то и явился только один человек, согласившийся за высокую цену ехать в Чолушман…

      ГААК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 60. Л. 83-84 об.

      № 6

      Письмо протоиерея Петра Бенедиктова митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию (Невскому) (окончание)

      10 сентября 1915 г.

      …Преосвященнейший Иннокентий [25] с большим колебанием принял на работу машиниста, но желание видеть катер на деле заставило примириться с высокой ценой. Машинист уехал в Чолушман. Что бы поставить дело катера на большую высоту, Владыко наш поручил его попечению о. Рафаила, немного знающего дело и раньше плававшего на катере. Отцу Рафаилу выдали особую книгу для записи прихода и расхода с тем, чтобы он по окончании навигации дал отчет во всех суммах, проходивших через его руки. Под начальство о. Рафаила был отдан машинист и все служащие катера. Отец Рафаил во конце июля писал мне, что заработал на катере 54 руб., но что ходит по озеру не часто, потому что нет пассажиров и грузов. В августе я получил извещение, что Караваев и ныне давал катеру грузы, и на будущее лето обещал более 3 000 пудов. Несомненно, ныне катер заработает мало, разве осенью будет дождь. И опять главная причина война. Отсутствие рабочих рук, сильное вздорожание всех продуктов и товаров убивает и крупную торговлю, а маленькие дела Чолушманских торгашей совсем замирают. Даже дачников и туристов ныне гораздо меньше прежних лет, да и все жалуются на безденежные и не решаются тратить деньги на прогулки по Алтаю. Владыко наш хотел было приспособить в качестве машиниста сына о. Михаила Тырмакова [26] Ивана, что обучался машинному делу в Коломне, но ничего из этого не вышло. Манохину было поручено взять Тырмакова на пароход. Тырмаков оказался и малосведущим в этом деле, и больным: у него от жара-ли машины, или от чего-либо разболелись глаза и грудь. Юноша стал сильно кашлять и худеть. Пришлось его уволить от работы на пароходе. С другой стороны, неопытный человек опять может запустить, засорить машину, а разобрать и почистить ее у него не хватит толку. Если на каждом торговом судне по окончании навигации почти всю зиму работает машинист и его помощники, приготовляя к следующей навигации судно, то также и машинисту «Шефа» зимою [следует] серьезно позаниматься машиной.

      Мне думается, что если машинист останется на зиму в Чолушмане и катер при его содействии к ранней весне будет вполне готов для плавания, то быть может следующее лето оправдает все расходы по его ремонту и содержанию, но только в том случае, если война окончится и местная торговля и жизнь оживятся. При затяжной войне дела пойдут еще хуже: безлюдье и безденежье совсем убьют всякую торговлю. Уже теперь у нас стоят на все небывалые цены, а что будет впредь – Одному Богу известно. Отцы миссионеры пишут, что жить становится тяжелее и тяжелее. Ждем еще больших лишений и испытаний. Если Японская война отразилась больно на нашей миссии, то настоящая борьба народов оставит, несомненно, еще более глубокий след.

      Помолитесь за нас, Благостнейший Владыко, в эти тяжелые дни.

      Вашего Высокопреосвященства Милостивейшаго

      нашего Архипастыря и Отца, нижайший послушник

      Протоиерей Петр Бенедиктов.

      ГААК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 56. Л. 40-41 об.

      № 7

      Письмо митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского) помощнику начальника АДМ протоиерею Петру Бенедиктову

      27 октября 1915 г .

      Москва.

      Досточтимый и Возлюбленный отец Протоиерей.

      До сведения моего дошло, что Вы обезпокоены известием о том, что будто-бы я имею какое-то недовольство Вами. Не верьте этому. Никакого недовольства не имею и поводов к этому не было. Меня тревожат только противоречивыя известия о катере. Вы сообщаете, что катер был исправлен Монохиным и представлен им счет на произведенныя им работы. А из Чолышмана пишут, что по осмотре катера оказалось, это внутри их никаких (почти) поправок не сделано, весь ремонт состоял только в том, что с наружи он покрашен, что-то сделано по исправлению борта, а что внутри не сделано и того, что очевидно было неисправно, это удостоверяет то, что внутри не заделано отверстие через которое вода проникает к печи, и грозит опасностью для котла. Монохина нужно бы проверить по его же показаниям о работах, произведенных в катере, как значится в его счете и отчете произведенных работ. Для такой проверки достаточно бы на первый раз и одного о. Рафаила, или тех братий, которые служили на катере. В заключение заставить его сделать на катере один или два рейса в присутствии того же о. Рафаила. А чтобы побудить его, Монохина, добросовестнее относиться к делу, не следовало ли оставить некоторую сумму из подрядной цены для осмотра работ и сдачи катера. Посылаю счет Монохина обратно: не найдете возможным и нужным по нему проверить его работы, поручивши это хотя о. Рафаилу? В счете сказано, например, что вставлены новые колосники(4). Не может ли он указать те старые колосники, которые заменены новыми? И т.п. Не найдете ли возможным Вы или Владыка обратиться с просьбой от себя, или даже от моего имени, к Евдокие Ивановне Мельниковой, не даст ли она своего техника, безплатно, ради пользы миссионерского дела и всего края, осмотреть катер*, проверить работы Монохина и сделать указания для тех, кто будет в будущее лето управлять катером.Скажите о. Рафаилу от меня спасибо, и тем, кто оставил катер – не спасибо. Ведь он для монастырских нужд сгодился бы. Передача его в приют, в заведывание сестрам, наипаче м. Магдалине, сделана потому, что в монастыре не было постоянно живущего начальника; а братия без таковаго были бы для катера тоже, что семь нянек для ребенка. Разве, находясь в ведении м. Магдалины, катер не стал бы служить и для монастыря?! Если бы братство имело надлежащее попечение о судне, то оно в последствии не только себя содержало бы, но и монастырю было бы большим подспорьем.

      *Конечно не теперь осенью, а весной, когда откроется путь на Чолышман.

      По совету Томского Владыки, катер поставлен на зимовку не разобранным, а только выбраны мелкия части машины, чтобы весной можно было легко начать рейсирование. А зимой почаще его осматривать. От катера можно ожидать хорошей будущности для обители. Коломенский техник осматривавший катер в прошедшем году находил его весьма крепким, катер сделан якобы прочно, как и следует Министерскому судну. Если правду говорят те, которые называют его старым. Нужно теперь озаботиться устроением пристаней по пути и для стоянки в бурное время.

      Призывая на Вас благословение Божие с желанием Вам доброго здоровья

      остаюсь искренно благожелательный Вам

      Митрополит Макарий.

      ГААК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 56. Л. 44-45 об.

      № 8

      Письмо митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского) помощнику начальника АДМ протоиерею Петру Бенедиктову

      13 Ноября 1917.

      ст. Моск. жз. ж. у. Люберцы,

      Н. Угрешский монастырь.

      Возлюбленный о Господе Отец Протоиерей!

      Очень печально отозвалось в моем сердце известие что Миссионерская школа со всеми зданиями, инвентарем отдаются в ведение Министерства Нар. Пр.[27]. Еще печальнее было узнать, что эти школы сдают сами Миссионеры. Ведь Миссионерские имели назначение. Ведь многия из них строились на средства благотворителей, давших свои средства специально с миссионерскою целию.

      Если Министерство указывает на жалованье учителям из казны, то пусть бы и брало свое жалованье, а здания должны оставаться в ведении Миссии, она, с Божией помощью, найдет для этих школ своих учителей. Ведь не навсегда попущена Богом эта безбожная власть и смута, печальнее всего то, миссионеры сами сдают школы. Вероятно о. Бобриков сдал и Куюмскую и Аголинскую и Унурекскую школы, выстроенныя на средства, мною изысканныя. – Как их, этих предателей назвать иначе как только изменниками. Положим, так сделать было приказано свыше; наверху, можно полагать, не знали о положении наших миссионерских школ. На нас лежит долг защищать вверенное нам дело. Если бы пришлось и пострадать, то от страдания правды ради не безчестны, напротив – соединены с великими обетованиями.

      Высказывая свой взгляд на школьное дело, я отнюдь не желал бы этим оскорбить кого-либо. Делюсь только своими мыслями, зная, в то же время, как трудно противу рожна прати. – Ведь вопрос о передаче церк. пр. школ еще не разрешен в верхах. Вся Сибирь отстаивает эти школы, Временное Пр-во, теперь несуществующее, соглашалось на некоторые льготные условия и сроки для сдачи школ. Нам бы нужно подождать отдавать свои школы, как имеющия специально значение. А Гуркиных, Никифоровых и Тарасовых[28] можно бы пригрозами церковным судом и отлучением от церкви как врагов и противников ея. Положим, они этого не убоятся; но для других это было бы поучительно. К этому имеются и каноническия правила. – Из Москвы идут печальныя известия. Был разгром и ожидается новый, едва ли не страшнейший. Сибирские иерархи отпущены будут скоро, а прочие с 15 декабря[29].

      Что-то делается у вас в Бийске? Как-то живется о. о. Миссионерам? Мой поклон всем братиям о Господе.

      Ваш богомолец и искренний благожелатель М. Макарий.


      [1] Из духовного наследия алтайских миссионеров: Сборник / Сост., вступит. Статья и примечания прот. Б. И. Пивоварова. – Новосибирск, 1988. – С. 153.

      [2] См.: Справочная книга по Томской епархии. – Томск, 1914. – С. 66.

      [3] См.: Крейдун Г. А., прот. Бийский Архиерейский дом. История и архитектура. – Бийск, 2010. – С. 51.

      [4] Совр. г. Горно-Алтайск.

      [5] См.: Справочная книга по Томской епархии. – Томск, 1914. – С. 66.

      [6] См.: Из духовного наследия алтайских миссионеров: Сборник / Сост., вступит. Статья и примечания прот. Б. И. Пивоварова. – Новосибирск, 1988. – С. 153.

      [7] Название северной части Томского уезда Томской губернии с центром в г. Нарым (совр. с. Нарым Парабельского района Томской области)

      [8] В селах Чемал и Чепош святитель Макарий начинал свою миссионерскую деятельность преподавателем, катихизатором, а после рукоположения в иеромонаха – миссионером.

      [9] Козлова Ирина Макаровна, алтайка, учительница чемальской церковно-приходской школы, уроженка с. Чемал.

      [10] Кумысники – люди, приезжавшие отдыхать и лечиться кислым кобыльим молоком, по-алтайски кумысом.

      [11] Речь идет об организации в Чемале женской иноческой общины.

      [12] Старым местом миссии в Чемале назывался Никольский домовой храм с пристроенными комнатами для миссионера, построенный в 1854 г. и освященный в честь свт. Николая в 1860 г.

      [13] Не прочитывается.

      [14] В 1896 г. возник чемальский приют с небольшой женской иноческой общиной при нем с молитвенным домом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Все это возглавила алтайка Ирина Макаровна Козлова. Но официальное открытие Чемальской женской общины «Всех скорбящих Радость» состоялось по указу Св. Синода только в 1911 г.

      [15] Нужда в учительницах-алтайках объяснялась нехваткой мужских кадров, так как большинство инородцев становилось священниками. В 1913 г. в Чемале была открыта женская второклассная учительская школа. Девушек обучали музыке, письмоводительству, сельскохозяйственным работам, рукоделию, переплетению книг и, конечно, медицине. В первом выпускном году (1915) в Чемальской общине было уже 29 насельниц и 51 воспитанница.

      [16] Чулышманский мужской монастырь располагался в устье р. Чулышман на юге Телецкого озера в Горном Алтае.

      [17] Письмо отражает последствия разгона на Афоне русских монахов-приверженцев ереси имяславия в 1913 г. В результате более тысячи человек были вывезены из русских монастырей в Одессу. Афонское пострижение признавалось действительным только после трех лет послушничества в одном из монастырей России. Однако вопрос о сути ереси тогда оставался непонятным и запутанным. В 1915 г. митрополит Московский Макарий (Невский) предписал принимать афонских иноков в число братии без покаяния, считая их учение приемлемым для православных. И Синод ему не противоречил. Данное письмо подтверждает названную позицию святителя.

      [18] В миру Терехин Николай Тимофеевич, один из членов братии Бийского Архиерейского дома.

      [19] Бегство иеромонахов очевидно было вызвана началом Первой мировой войны. Волынь очень скоро стала театром боевых действий.

      [20] Епископ Томский и Алтайский Анатолий (Каменский).

      [21] Монахиня Магдалина (Мария Михайловна Чевалкова) возглавляла детский приют, который был устроен еще в 1904 г. напротивоположном от монастыря берегу.

      [22] Первый пароход на Телецком озере «Шефъ», приобретенный в Петербурге матерью наместника монастыря Натальей Васильевной Голландской в 1912 г. Ранее принадлежал министру внутренних дел П. А. Столыпину.

      [23] Миссионер Чемальского стана священник Павел Сорокин.

      [24] Село на северо-западном берегу Телецкого озера.

      [25] Епископ Бийский Иннокентий (Соколов).

      [26] Миссионер Александровского стана священник-алтаец Михаил Сергеевич Тырмаков.

      [27] Речь идет об Улалинской и других миссионерских школах, которые наряду с церковно-приходскими отдаются самими миссионерами в ведение Министерства народного просвещения. Постановление о национализации всех общеобразовательных школ было сделано Временным Правительством 20 июня 1917 г. Но митрополит всегда был категорически против такого решения, поскольку школы миссии имеют свои особые цели, для которых их строили конкретные жертвователи, в том числе сам святитель Макарий.

      [28] Фамилии вождей алтайской интеллигенции, которые получили образование в школах миссии, но с началом революционных движений ушли в политику и более не имели ревности к делу Алтайской миссии.

      [29] Отпущены с первой сессии Поместного собора Русской православной церкви, проходившей с 15 августа по 15 декабря 1917 г.

      Зайцев Степан

      http://www.bogoslov.ru/text/4544804.html

        Образование и Православие
       

      Всего голосов: 5       Версия для печати    Просмотров: 912

      Рекомендуем к прочтению:

    1. Схиархимандрит Илиан (Сорокин) и его усилия по сохранению русского святогорского братства на Афоне
    2. Письмо Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию (Страгородскому). 12.192 ...
    3. Преподобномученик Мина Рязанский (Шелаев)

    4. Ключевые слова: Макарий (Невский)

      Рассылка новостей сайта на E-mail

      html-cсылка на публикацию
      Прямая ссылка на публикацию

      Добавление комментария

      Имя:*
      E-Mail:
      Комментарий:
      Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
     
        Архив новостей:

    Май 2017 (131)
    Апрель 2017 (162)
    Март 2017 (111)
    Февраль 2017 (85)
    Январь 2017 (154)
    Декабрь 2016 (141)

    «    Май 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031 

    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU  Каталог Православное Христианство.Ру
     Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии  службы мониторинга серверов

    Яндекс.Метрика