По благословению
Высокопреосвященнейшего Тихона
Митрополита Новосибирского и Бердского



 


   Главная страница


Еще в этом разделе:

Совершение таинств в Русской Церкви XVI–XVII вв. глазами иностранцев
Беседа журналиста Елены Смирновой со старшим научным сотрудником ПСТГУ, сотрудником отдела новейшей истории ПСТГУ Михаилом Гаром. Вторая часть
А. М. Лесовиченко. «Культурная революция» 20-30-х годов XX века и её последствия для России
Православная и Римско-католическая церковь на территории Беларуси в 1914-1917 гг.
Святитель Патрик Ирландский: монашество, породившее университет
Террор в ответ на мирные протесты
Студенческое самоуправление в Московской Духовной Академии во второй половине XIX в
Хронология и документы по истории Русской Церкви в 1917 г
Симфония длиной в тысячу лет
Споры о Чистилище на Ферраро-Флорентийском соборе
150 лет назад родился Патриарх Сергий (Старгородский)
Афон и православная миссия на Алтае
Взаимоотношения Синода Болгарской Православной Церкви и Союза священников в контексте становления новой системы государственного управления (1944–1955 гг.)
Битва за Москву и Русская Православная Церковь
Печников М. В. Новгородская епископия в конце XI – 1-й трети XII в.
Братство русских обителей Афона в кон. XIX – нач. XX веков
Русские монастыри на Афоне и в Святой земле в свете новых и малоизвестных источников
Свт. Феофан Затворник и Афон. К истории контактов свт. Феофана с насельниками Афонского Пантелеимовнова монастыря
Святитель Феофан, Затворник Вышенский: молодость в Киевской духовной академии
Греко-русский «Пантелеимоновский процесс» на Афоне
Святитель Димитрий Ростовский и духовное образование в Русской Церкви
Дарование автокефалии Православной Церкви в Америке в свете документов церковных архивов
Закон и любовь в жизни равноапостольных правителей
Русская Православная Церковь в XX веке. Митрополит Сергий (Страгородский)
Чжурчжени - закитайское христианское Никанское царство

Популярное:

  • Священник Харалампос (Пападопулос). Побежденные благоухают надеждой
  • Екатерина Сидорова. Праздник славянской письменности и культуры
  • Протоиерей Олег Трофимов. Гимн – «Молитва русского народа»!
  • В клубе авторов лето – не период отпусков
  • 6 правил для родителей если сбежал ребенок из дома
  • Международная научно-практическая конференция "Государство, Общество и Церковь: образование и культура, как основа обеспечения национальной безопасности России"
  • Достоевский и рифма
  • Братство маленьких
  •  
     

    Публикации по истории Церкви

      Опубликовано 11.10.2015 в рубрике  Публикации по истории Церкви

        Как все чекисты Союза не смогли сломить дух одного митрополита
       

      10 октября Православная церковь вспоминает священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого и местоблюстителя Патриаршего престола. Он принял священство вскоре после революции, когда делать это было опасно для жизни. И в своем выборе стоял до конца — отрицая любые компромиссы с советской властью.

      «Быть осведомителем ГПУ для пастыря Церкви несовместимо»

      Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Фото: pravoslavie.ru "

      Предложение

      В 1920 году патриарх Тихон предложил ему, мирянину, принять постриг, священство и епископство и стать помощником патриарха в делах церковного управления. «Отказаться я не могу. Если откажусь, то буду предателем Церкви, но когда соглашусь— знаю, что подпишу себе смертный приговор», — говорил позже об этом предложении митрополит Петр.

      Позиция новой власти по отношению к Церкви в 1920 году уже была ясна. Патриарх Тихон назвал большевиков «безумцами» и потребовал прекратить кровавые расправы: «Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите огню геенскому в жизни будущей… и страшному проклятию потомства в жизни настоящей».

      Было понятно, какая судьба ждет патриарха и его окружение после этих воззваний. И все же Петр Полянский согласился. В том же году он был хиротонисан во епископа Подольского — и сразу после этого арестован и отправлен в ссылку в Великий Устюг.

      Он родился в семье священника, и всю жизнь священники его окружали — его брат Василий, у которого Петр жил сразу после революции, был настоятелем храма Николая Чудотворца в Столпах в центре Москвы. В 1885 году Петр окончил духовную семинарию в родном Воронеже, в 1892-м — Духовную академию в Москве. Он преподавал Закон Божий, работал в Синодальном учебном комитете, был церковным старостой, наконец, участвовал в Поместном соборе, на котором выбрали патриарха Тихона — первого патриарха со времен Петра I. Но о том, чтобы стать священником самому, да к тому еще принять монашеский постриг, Петр Полянский задумался лишь тогда, в 1920 году.

      На самом деле и выбора у него не было: «Если откажусь, то буду предателем Церкви».

      Местоблюститель

      По возвращении из ссылки владыку Петра возвели в сан архиепископа Подольского — случилось это в 1923 году. Еще через год он стал митрополитом Крутицким.

      В январе 1925 года Патриарх Тихон, здоровье которого было подорвано, назначает владыку Петра кандидатом в местоблюстители Патриаршего престола, вместе с ним назначены митрополит Казанский Кирилл и митрополит Ярославский Агафангел — и тот и другой на тот момент находились в ссылке. 7 апреля предстоятель Церкви умирает, в день его похорон Архиерейский собор утверждает митрополита Петра в должности местоблюстителя. Что это будет означать для него, он знает.

      «Меня ожидают труды и суд людской», — напишет он осенью 1925 года. Одновременно он составит два завещания, передав права местоблюстителя в случае кончины или невозможности исполнять обязанности своему давнему знакомому митрополиту Нижегородскому Сергию (Страгородскому). Вопрос лишь в том, когда именно случится его арест: весной-осенью владыку Петра уже вызывали в ГПУ «для бесед». Там прощупывали почву: насколько новый местоблюститель принципиален? Готов ли он к сотрудничеству и как дорого ценит свою жизнь? Ему предлагали призвать духовенство к лояльности новой власти. Предлагали осудить тех священников, которые покинули Россию, спасаясь от революции. В обмен обещали «улучшение климата» для Церкви в стране. Идти на сотрудничество митрополит Петр отказался.

      Митрополит Петр. Фото: wikipedia.org


      Его арестовали в ноябре 1925 года — вплоть до 1937-го, когда его жизнь оборвет выстрел чекиста, свободы он уже не увидит.

      Декларация

      Документы архивов свидетельствуют: уже будучи взят под арест, он сказал следователю на Лубянке, что революцию строят на крови и братоубийстве — «признать этого Церковь не может». А позже, уже в ссылке на Крайнем Севере, он откажется стать осведомителем. «С моим званием, — скажет он, — это занятие несовместимо».

      Из ссылки он будет писать письма. Адресатом одного из них будет митрополит Нижегородский Сергий, которому владыка Петр передал права местоблюстителя. Поводом для письма станет «Декларация» Сергия от 29 июля 1927 года. В ней резко осудят священников и мирян, которые выступали против советской власти, и будет сказано о новых взаимоотношениях Церкви и государства («Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной… Учреждение советской власти многим представлялось недоразумением, случайным и поэтому недолговечным. Забывали люди, что случайности для христианина нет и что в совершившемся у нас, как везде и всегда, действует та же Десница Божия...»).

      Историки спорят о происхождении этого документа и мотивах, вынудивших митрополита Сергия его написать. По одной из версий, документ, как и прежде опубликованное в советских газетах «завещание» патриарха Тихона, где он якобы тоже говорит о лояльности новой власти, — суть сфабрикованные в недрах ГПУ бумаги. Так или иначе отношение к «Декларации» в среде духовенства было двоякое.

      Часть священнослужителей понимали, при каких чрезвычайных обстоятельствах был создан этот документ и для чего: известно, что после выхода «Декларации» в репрессиях против священства последовало некоторое послабление, многих клириков вернули из ссылок и тюрем. С другой стороны, были и те, кто отнесся к документу резко отрицательно. Дошло до того, что ряд священников разорвал каноническое общение в с митрополитом Сергием, а в некоторых приходах отказались провозгласить «Декларацию» с амвона, как им было предписано, и отослали бумагу обратно в Москву.

      Расстрел

      В числе людей, не принявших «Декларацию», был и ссыльный митрополит Петр. В письме к митрополиту Сергию он говорил: «…скорблю, что Вы не потрудились посвятить меня в свои планы по управлению Церковью… Прошу исправить допущенную ошибку, поставившую Церковь в унизительное положение, вызвавшее в ней раздоры и разделения и омрачившее репутацию ее предстоятелей».

      Вскоре после этого владыке Петру продлят срок ссылки, а затем и вовсе переведут в одиночную камеру екатеринбургской тюрьмы. Там ему предложат сложить с себя все полномочия. Он откажется. Последует новый перевод — в тюрьму Верхнеуральска. Ему, страдающему от приступов удушья, запретят прогулки.

      Новое дело, заведенное против владыки в 1936 году, будет последним. Его назовут врагом Советского государства и приговорят к расстрелу. Приговор приведут в исполнение ранним утром 2 октября 1937 года.

      Владыку причислят к лику святых как новомученика в 1997 году. В Магнитогорске, где он принял смерть, в его память воздвигли крест. В одном из писем митрополит Петр писал о том выборе, который сделал в 1920 году: «Ответственность своего долга глубоко сознаю. Это потребно в каждом деле, но в нашем — пастырском — особенно». Свою ответственность он нес до конца.

      http://rusplt.ru/society/byit-osvedomitelem-gpu-dlya-pastyirya-tserkvi-nesovmestimo-19176.html

        Образование и Православие
       

      Всего голосов: 1       Версия для печати    Просмотров: 805

      Рекомендуем к прочтению:

    1. Патриарх Московский и всея Руси Адриан. Мирное неприятие крадинальных реформ
    2. Священник Бурмистров Дионисий. Попытка легализации епархиального управления Патриаршей Церкви в Ленинграде в 1926 г.
    3. 1933 г., послание митр. Сергию: Антоний Храповицкий
    4. Письмо Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию (Страгородскому). 12.192 ...
    5. Письмо митрополита Кирилла (Смирнова) къ иеромонаху Леониду. 1937 г

    6. Ключевые слова: Новомученики

      Рассылка новостей сайта на E-mail

      html-cсылка на публикацию
      Прямая ссылка на публикацию

      Добавление комментария

      Имя:*
      E-Mail:
      Комментарий:
      Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
     
        Архив новостей:

    Июнь 2017 (102)
    Май 2017 (171)
    Апрель 2017 (162)
    Март 2017 (111)
    Февраль 2017 (85)
    Январь 2017 (154)

    «    Июнь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930 

    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU  Каталог Православное Христианство.Ру
     Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии  службы мониторинга серверов

    Яндекс.Метрика