По благословению
Высокопреосвященнейшего Тихона
Митрополита Новосибирского и Бердского



 


   Главная страница


Еще в этом разделе:

Римский епископ, проповедовавший в Крыму
Взрыв Храма Христа Спасителя – черная страница российской истории
Приход-община Русской Православной Церкви в России и ее развитие с 1918 по 1988 годы
Ольга Васильева: Церковь и гражданская война – что произошло?
О церковниках и сектантах. Оперативный удар. Из спецсообщения Н.И.Ежова И.В.Сталину
А.Н. Тахиаос. Революция 1917 года и её последствия для русского монашества на Афоне в XX веке
Кризис духовной школы (1904 – 1917 гг.)
Федотов А. А. Русская Православная Церковь в 1943–2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом
Июль 1917 года: русское монашество на пути к Собору
«Русь соборная и Имперская церковь. В защиту Синодального периода Русской Церкви»
Митрополит Вениамин (Федченков) и его отношение к государственной власти Часть №1: Пастырская и архипастырская деятельность владыки Вениамина в период Гражданской войны: формирование мировоззренческой позиции
В ночь с 12 на 13 августа был расстрелян митрополит Вениамин (Казанский)
Обновленческое движение в Русской Православной Церкви (с начала XX века до 1943 года) Часть 2: Начало раскола и его расцвет
Обновленческое движение в Русской Православной Церкви (с начала XX века до 1943 года). Часть 1: Причины раскола
Андрей Горбачев. Уроки столетия: репрессии духовенства в 1937 году
Юрий Филиппов. Революционное движение и духовные школы России в конце XIX - начале XX веков
Деятельность протоиерея Кассиана Богатырца в Буковинской епархии в первой половине XX века
Совершение таинств в Русской Церкви XVI–XVII вв. глазами иностранцев
Беседа журналиста Елены Смирновой со старшим научным сотрудником ПСТГУ, сотрудником отдела новейшей истории ПСТГУ Михаилом Гаром. Вторая часть
А. М. Лесовиченко. «Культурная революция» 20-30-х годов XX века и её последствия для России
Православная и Римско-католическая церковь на территории Беларуси в 1914-1917 гг.
Святитель Патрик Ирландский: монашество, породившее университет
Террор в ответ на мирные протесты
Студенческое самоуправление в Московской Духовной Академии во второй половине XIX в
Хронология и документы по истории Русской Церкви в 1917 г

Популярное:

  • Старинную икону Божией Матери «Знамение Абалацкая» привезли в Новосибирск
  • 22 ноября – I Съезд Новосибирской региональной общественной организации по сохранению и развитию русского языка «Общество русской словесности»
  • Новый Церковный исторический комплекс "Сохраним наследие" станет центром просветительской деятельности Новосибирской митрополии
  • В Новосибирске открыт мультимедийный исторический парк "Россия - моя история"
  • Михаило-Архангельский мужской монастырь в Новосибирской области отметил 20-летний юбилей
  • Архимандрит Андрей Конанос. Святость в повседневной жизни
  • Презентация творчества автора-исполнителя Ксении Беккер
  • Состоялось торжественное открытие V Каинских Рождественских образовательных чтений
  •  
     

    Публикации по истории Церкви

      Опубликовано 04.10.2016 в рубрике  Публикации по истории Церкви

        Святитель Димитрий Ростовский и духовное образование в Русской Церкви
       

      21 сентября / 4 октября — день памяти святителя Димитрия Ростовского. Предлагаем вниманию читателей фрагмент из книги издательства Сретенского монастыря «Жития святителей Иоасафа Белгородского и Димитрия Ростовского».

      Семилетнее пребывание святителя Димитрия на митрополии ознаменовано непрерывными заботами о благе вверенной ему паствы и трудами, польза которых простиралась на всю Российскую Церковь. Он нашел духовенство в жалком положении. В малороссийских епархиях по крайней мере некоторые из духовных могли получать образование в тамошних училищах — в епархиях великороссийских нигде, кроме Москвы, училищ не было. Оттого редко где можно было слышать живое проповедание слова Божия, а народ, не чувствуя в этом потребности, легко увлекался внушениями лжеучителей. С глубокой горестью говорил святитель в одном из поучений к жителям Ростова: «Оле окаянному времени нашему, ведь отнюдь пренебрежено то сеяние — совсем оставилось слово Божие, — и не знаю, кого первее оплакивать приходится: сеятелей или землю — иереев ли, или сердца человеческие, или обое то купно? Вкупе непотребни быша, несть творяй благостыню, несть до единого. Сеятель не сеет, а земля не приемлет; иереи пренебрегают, а люди заблуждаются; иереи не учат, а люди невежествуют; иереи слова Божия не проповедуют, а люди не слушают и не хотят слушать. С обеих сторон худо: иереи глупы, а люди неразумны».

      Но недостаток образования мог хотя бы отчасти быть вознагражден добрым нравственным воспитанием приготовляющихся на служение Церкви в их домах. Святитель у многих и этого не видел, напротив того, нередко находил, что отцы семейств крайне невнимательны к тому, исполняют ли главные христианские обязанности их домашние. В том же поучении он говорит: «А что еще удивительнее, что иерейские жены и дети многие никогда не причащаются, что я узнал из следующего: иерейские сыны приходят ставиться на места своих отцов, которых когда спрашиваем: давно ли причащались? – многие поистине говорят, что не помнят, когда причащались. О окаяннии иереи, нерадящие о своем доме, — восклицает при сем святитель, — как могут радеть о Святой Церкви, домашних своих ко святому причащению не приводящие? Как могут приводить прихожан не пекущиеся о спасении душ, которые у них дома: о попадье, говорю, и о детях?» Так невысоко стояло духовенство над простым народом, и притом в главном городе митрополии, что, проповедуя, святитель не стеснялся обличать его вслух при всем народе.

      ***

      Но одними предписаниями нельзя было всего исправить. Нужно было добрым учением и воспитанием дать образование готовящимся быть пастырями Церкви. Потому святитель решился завести училище при архиерейском доме. Средства для содержания училищ еще в 1702 году указаны были Петром Великим из доходов монастырских, но святитель Димитрий должен был больше прибегать к доходам архиерейского дома. Ростовское училище было первым духовным училищем в великороссийских епархиях после Московского. Оно разделено было на три класса, которые сам святитель называет грамматическими училищами. Но не одним грамматическим образованием предполагалось ограничить училищное воспитание. Святителю хотелось, чтобы окончившие курс воспитанники умели не только произносить готовые, но и сочинять собственные проповеди. Учеников было более 200 человек. По числу классов назначено было три благонадежных учителя. Но главный надзор принадлежал самому святителю.

      Заботясь об образовании воспитанников, он часто посещал их в классах, следил за успехами, задавал им вопросы, выслушивал ответы. В отсутствие учителя сам принимал на себя его должность. В свободное от обычных своих занятий время отбирал способных учеников и толковал им некоторые книги из Ветхого Завета; в летнее время, живя на архиерейской даче в селе Демьянах, объяснял им Новый Завет.

      Не меньше святитель заботился и о нравственном воспитании учеников. В воскресные и праздничные дни, по его установлению, они собирались в соборную церковь к ночному бдению и Литургии. По окончании первой кафизмы, во время чтения слова или жития, они должны были подходить к нему под благословение, давая таким образом знать каждый о своем присутствии в храме. В Четыредесятницу и прочие посты святитель обязывал их непременно говеть; сам их исповедовал и приобщал Святых Таин. Когда бывал болен, то имел обыкновение посылать ученикам приказание каждому прочитывать молитву Господню «Отче наш» по пять раз, в воспоминание пяти язв Христовых, о которых он любил размышлять всегда, и после этого духовного врачевства чувствовал облегчение от телесной болезни. Обращение его с воспитанниками было чисто отеческое. В утешение их при будущей разлуке с собой он часто повторял им: «Если я сподоблюсь получить от Господа милость, тогда и о вас буду Его молить, дабы и вы также получили от Него милость, писано бо есть: да идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Ин. 12: 26)». Кончившим учение давал места при церквах, смотря по достоинству. Дьячков и пономарей, для внушения им уважения к своей должности, посвящал в стихарь, чего прежде в Ростове не было.

      Училище было открыто уже через год по вступлении святого Димитрия на паству Ростовскую.

      Епископ Виссарион (Нечаев)
        Образование и Православие / Православие.Ru
       

      Всего голосов: 0       Версия для печати    Просмотров: 480

      Рекомендуем к прочтению:

    1. О ключевом моменте в судьбе митрополита Вениамина (Федченкова)
    2. Священник Игорь Затолокин. Духовное образование в синодальную эпоху (на примере Курской епархии)
    3. Архиепископ Филарет (Гумилевский) канонизирован как местночтимый святой Черниговской епархии


    4. Рассылка новостей сайта на E-mail

      html-cсылка на публикацию
      Прямая ссылка на публикацию

      Добавление комментария

      Имя:*
      E-Mail:
      Комментарий:
      Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
     
        Архив новостей:

    Декабрь 2017 (73)
    Ноябрь 2017 (185)
    Октябрь 2017 (173)
    Сентябрь 2017 (182)
    Август 2017 (151)
    Июль 2017 (139)

    «    Декабрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Яндекс.Метрика

    Каталог Православное Христианство.Ру
     Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии  службы мониторинга серверов