По благословению
Высокопреосвященнейшего Тихона
Митрополита Новосибирского и Бердского



 


   Главная страница


Еще в этом разделе:

Ольга Васильева: Церковь и гражданская война – что произошло?
О церковниках и сектантах. Оперативный удар. Из спецсообщения Н.И.Ежова И.В.Сталину
А.Н. Тахиаос. Революция 1917 года и её последствия для русского монашества на Афоне в XX веке
Кризис духовной школы (1904 – 1917 гг.)
Федотов А. А. Русская Православная Церковь в 1943–2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом
Июль 1917 года: русское монашество на пути к Собору
«Русь соборная и Имперская церковь. В защиту Синодального периода Русской Церкви»
Митрополит Вениамин (Федченков) и его отношение к государственной власти Часть №1: Пастырская и архипастырская деятельность владыки Вениамина в период Гражданской войны: формирование мировоззренческой позиции
В ночь с 12 на 13 августа был расстрелян митрополит Вениамин (Казанский)
Обновленческое движение в Русской Православной Церкви (с начала XX века до 1943 года) Часть 2: Начало раскола и его расцвет
Обновленческое движение в Русской Православной Церкви (с начала XX века до 1943 года). Часть 1: Причины раскола
Андрей Горбачев. Уроки столетия: репрессии духовенства в 1937 году
Юрий Филиппов. Революционное движение и духовные школы России в конце XIX - начале XX веков
Деятельность протоиерея Кассиана Богатырца в Буковинской епархии в первой половине XX века
Совершение таинств в Русской Церкви XVI–XVII вв. глазами иностранцев
Беседа журналиста Елены Смирновой со старшим научным сотрудником ПСТГУ, сотрудником отдела новейшей истории ПСТГУ Михаилом Гаром. Вторая часть
А. М. Лесовиченко. «Культурная революция» 20-30-х годов XX века и её последствия для России
Православная и Римско-католическая церковь на территории Беларуси в 1914-1917 гг.
Святитель Патрик Ирландский: монашество, породившее университет
Террор в ответ на мирные протесты
Студенческое самоуправление в Московской Духовной Академии во второй половине XIX в
Хронология и документы по истории Русской Церкви в 1917 г
Симфония длиной в тысячу лет
Споры о Чистилище на Ферраро-Флорентийском соборе
150 лет назад родился Патриарх Сергий (Старгородский)

Популярное:

  • Завершен сбор средств для лечения дочери иерея Александра Ляпустина
  • Памяти Татьяны Пендюриной. «Все начинается с любви»
  • 22 ноября – I Съезд Новосибирской региональной общественной организации по сохранению и развитию русского языка «Общество русской словесности»
  • Праздничный концерт в женской колонии ко Дню народного единства
  • В новосибирских колониях проходит акция «Книге вторую жизнь»
  • Православные авторы посетили «Музей боевой славы воинов-сибиряков»
  • Старинную икону Божией Матери «Знамение Абалацкая» привезли в Новосибирск
  • Новый Церковный исторический комплекс "Сохраним наследие" станет центром просветительской деятельности Новосибирской митрополии
  •  
     

    Публикации по истории Церкви

      Опубликовано 27.12.2013 в рубрике  Публикации по истории Церкви

        Из доклада в ЦК ВКП(б) Совета по делам русской православной церкви об итогах своей работы за 1946 г.
       

      Из доклада в ЦК ВКП(б) Совета по делам русской православной церкви об итогах своей работы за 1946 г.

      Ист.: Данилушкин М.

      и др. История Русской Православной Церкви. Новый патриарший период. Том 1. 1917-1970. СПб.: Воскресение, 1997. Номер страницы после текста на ней.

      №34

      Из доклада в ЦК ВКП(б) Совета по делам русской православной церкви об итогах своей работы за 1946 г.

      14 февраля 1947 г.

      ... Приниципиальные вопросы внешней работы.

      Проведенная значительная подготовительная работа заграницей позволяет использовать Московскую Патриархию для осуществления в 1947-1948 гг. ряда новых мероприятий, имеющих принципиальное и политическое значение.

      К числу их Совет относит следующие:

      1. Подготовка созыва в Москве предсоборного совещания и Вселенского Собора всех православных церквей мира.

      Как известно, Русская православная церковь, получившая самостоятельность (автокефальность) в 1448 году, занимает среди всех автокефальных православных церквей мира лишь пятое место (в порядке очередности получения прав автокефалии).

      Между тем, её удельный вес в православном мире и возросший « последнее время авторитет дают основания к тому, чтобы она занял первое место, хотя и не без некоторой борьбы.

      902

      Разрешенное ещё ранее Правительством и намечаемое патриархом Алексием на сентябрь 1947 года предсоборное совещание в Москве глав или их представителей всех автокефальных православных церквей и преследует, в качестве основной цели, подготовку созыва в 1948 году (500-летие самостоятельности Русской православной церкви) не собиравшегося уже несколько веков Вселенского Собора (всемирного съезда) для решения вопроса о присвоении Московской Патриархии титула вселенской.

      Понимая политическую важность этого мероприятия и предвидя возможные трудности при его осуществлении, Совет в своей внешней работе в течение 1945-1946 гг. поэтому и преследовал цель расширения и укрепления влияния Русской православной церкви заграницей и привлечения подавляющего большинства автокефальных православных церквей на её сторону.

      Кроме того, что эта работа должна проводиться и в дальнейшем, необходимо принятие мер к созданию более благоприятных условий для Московской Патриархии внутри страны.

      В частности, патриарх ставит, а Совет считает желательным, чтобы в ближайшее время Московской Патриархии была полностью передана Троице-Сергиева лавра, где после соответствующего ремонта было бы возможно разместить Московские духовные академию и семинарию, типографию, издательство и некоторые другие учреждения патриархии, оборудовать помещения для прибывающих иностранных гостей и для проведения заседаний, а также разрешено предоставить в качестве подворий церкви для Восточных Патриархатов, Сербской и Болгарской православных церквей.

      Наряду с вопросом о подготовке Вселенского Собора, на предсобор-ном совещании 1947 года будут обсуждены вопросы об организации более эффективной борьбы православных церквей с Ватиканом, об отношении к «зарубежному архиерейскому Синоду» митрополита Анастасия, об отношении православных церквей к так называемому «экуменическому движению* (инициатива и фактическое руководство которым находится в руках Англиканской церкви), а также ряд других вопросов.

      2. Борьба с Ватиканом.

      Как уже отмечалось выше, на Поместном Соборе Русской православной церкви в 1945 году и при обмене мнениями во время поездок делегации Московской Патриархии заграницу, вопрос о необходимости сплочения православных церквей для борьбы с Ватиканом встретил одобрение со стороны почти всех автокефальных православных церквей.

      Русская православная церковь занимает в этом вопросе ведущую организационную роль и уже провела в 1945-1946 гг. большую работу по ликвидации в западных областях Украины греко-католической (униатской) церкви, добившись перехода в православие 1997 бывших униатских

      903

      церквей. Предстоит решить и провести примерно такую же работу в Закарпатской области УССР, где имеется 399 приходов греко-католической (униатской) церкви, возглавляемых архиепископом Ромжа.

      Учитывая в то же время, что Ватикан продолжает проявлять активность в распространении своего влияния на некоторые православные церкви (предложения заключить союз с Румынской и Сербской православными церквами, оказание материальной помощи представителю «кар-ловацкой» ориентации на Ближнем Востоке архимандриту Антонию Сенкевичу и т.д.) и внести, тем самым, раскол в православный мир, а также принимая во внимание, что Ватикан в последнее время превратился в антидемократическую, политическую организацию, — Совет считает, что православные церкви должны и имеют возможности к более активной борьбе против Ватикана.

      В этом плане можно провести следующие мероприятия:

      а) окончательно ликвидировать униатскую церковь в СССР;

      б) подготовить проведение аналогичных мероприятий в некоторое других странах заграницей (например, в Чехословакии, Югославии);

      в) на предсоборном совещании 1947 года сделать более сильное осуждение папизма с догматической точки зрения;

      г) выпустить специальный сборник для заграницы против Ватикана;

      д) создать альянс христианских церквей в виде международного движения, во главе с Русской православной церковью, для борьбы с Ватиканом, пригласив участвовать в нем все другие вероисповедания.

      3. Об Англиканской церкви.

      Вопрос о взаимоотношениях с Англиканской церковью, в этой связи, представляет для Московской Патриархии определенное значение.

      Прерванная в 1917 году связь Русской православной церкви с Англиканской церковью начала восстанавливаться лишь в 1943 году, когда в Москву приезжала делегация этой церкви во главе с архиепископом Йоркским доктором Гарбетт.

      Позднее, в 1945 году митрополит Крутицкий Николай с делегацией сделал ответный визит в Лондон к архиепископу Кентербериискому доктору Фишер. Этот обмен делегациями позволил выяснить, что Англиканская церковь, также как и Русская православная церковь отрица~ тельно относится к Ватикану и готова принять участие в тех или иных мероприятиях, направленных против Ватикана, хотя и занимает пока в этом вопросе пассивные позиции.

      Так как конкретно этот вопрос в тот период не обсуждался и учитывая выгодность привлечения Англиканской церкви в антиватикановскии церковный блок, Совет считал бы целесообразным разрешить Московской Патриархии приглашение в 1947 году в Москву архиепископа Кентерберийского на предмет получения согласия последнего о совместных деи ствиях против Ватикана.

      904

      4. Об участии в «экуменическом движении".

      Вполне возможно, что во время пребывания в Москве архиепископ Кентерберийский поднимет вопрос об участии Русской православной церкви в так называемом «экуменическом движении», которое возглавляется Англиканской церковью и формально ставит своей целью объединение всех церквей для разрешения чисто церковных вопросов, а фактически прежде всего занимается политикой.

      По мнению Совета, Московская Патриархия должна в этом вопросе дать Англиканской церкви четкий ответ и предъявить свои условия на которых она может принять участие в «экуменическом движении». Цело в том, что согласно действующему положению православным церквам вообще в руководящих органах «экуменического движения» предоставлено всего лишь 17 мест из общего количества 90, а в совещаниях 85 из 450 мест.

      Естественно, что при таком положении ни Русская, ни какая другая православная церковь не сможет сколько-нибудь серьезно влиять на линию деятельности этого движения.

      Между тем, по имеющимся в Совете сведениям, «экуменическое движение» во главе с Англиканской церковью все более и более скатывается на реакционные политические рельсы, оставляя церковные вопросы на заднем плане.

      Об этом особенно красноречиво говорят принятые на последнем заседании «экуменистов» в Женеве в 1946 году решения с требованием пересмотра потсдамских решений в отношении Германии, борьбе с марксизмом и т.д.

      Учитывая эти обстоятельства и заинтересованность определенных политических кругов Англии в использовании «экуменического движения» через Англиканскую церковь в своих политических целях, Московская Патриархия должна предъявить Англиканской церкви два условия, на которых она примет участие в «экуменическом движении»:

      а) отказ «экуменистов» от политических выступлений и обеспечение чисто церковной деятельности этого движения;

      б) значительное расширение представительских мест для православных церквей во главе с Русской церковью.

      Принимая во внимание, что Московская Патриархия получила заверения от многих автокефальных церквей о единой линии отношения к "экуменическому движению», удовлетворение приведенных выше условий Московской патриархии позволит ей обеспечить влияние на «экуменическое движение» в нужном нам направлении.

      В том же случае, если эти требования неприемлимы для Англиканской церкви, Московская патриархия должна по-прежнему занимать роль наблюдателя...

      905

      Если линия работы Совета будет признана Правительством правильной, а указанные выше мероприятия в принципе одобрены, — Совет представит на рассмотрение конкретные предложения по каждому разделу. Председатель Совета по делам русской православной церкви при

      Совете Министров СССР Карпов

      РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 407. Л. 34-39, 42. Подлинник.

        Образование и Православие
       

      Всего голосов: 1       Версия для печати    Просмотров: 1412

      Рекомендуем к прочтению:

    1. О православном совещании 1948 года
    2. Письмо Г.Карпова о деятельности Ватикана
    3. Письмо Г.Г. Карпова В.М. Молотову о передаче мощей 1947 г


    4. Рассылка новостей сайта на E-mail

      html-cсылка на публикацию
      Прямая ссылка на публикацию

      Добавление комментария

      Имя:*
      E-Mail:
      Комментарий:
      Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
     
        Архив новостей:

    Ноябрь 2017 (148)
    Октябрь 2017 (173)
    Сентябрь 2017 (182)
    Август 2017 (151)
    Июль 2017 (139)
    Июнь 2017 (113)

    «    Ноябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 

    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU  Каталог Православное Христианство.Ру
     Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии  службы мониторинга серверов

    Яндекс.Метрика