Опубликовано 09.09.2014 в рубрике  Новости Митрополии, Встречи
 

Диакон Артемий Сильвестров. Опыт православной миссии в блогосфере (видео)

Доклад диакона Артемия Сильвестрова, руководителя Православного Молодежного Миссионерского Центра Новосибирской митрополии,  «Опыт православной миссии в блогосфере» в рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтениях «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее».
 

Надо признать, что на сегодняшний день в эпоху т.н. «информационного общества», «информационных войн» Интернет, и социальные сети в частности — самое большое миссионерское поле из всех возможных. Его несомненные плюсы, в отличие от ТВ и «больших СМИ», — доступность и финансовая независимость. Социальные сети имеют своим преимуществом тот факт, что, в какой-то степени, воспроизводят структуру донесения информации и структуру коммуникации, которая существовала в эпоху апостольской проповеди. До известной степени, социальные сети — это свободная среда, практически не стесненная идеологическими и формальными рамками. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл cказал: «Миссия Церкви может и должна быть широко распространена в интернет-пространстве. Блоги, социальные сети — все это дает новые возможности для христианского свидетельства. Не присутствовать там — значит расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев. Сейчас, когда к церковной жизни в социальных медиа проявляется огромный интерес, пусть и не всегда здоровый, наш долг — обратить его во благо, создать условия для того, чтобы молодежь знала о Христе, знала правду о жизни людей Церкви».

Надо признать, что опыт миссионерства в Интернете, в социальных сетях — опыт абсолютно новый, а потому мой рассказ будет не о том, «как надо», а скорее о том, как «не надо» заниматься миссионерской деятельностью во всемирной паутине. Опытом моих ошибок в блогосфере я и хочу поделиться.

Сначала о некоторых объективных сложностях, существующих в мире под названием блогосфера. Цель миссионерской деятельности в социальных сетях — быть услышанными, но наиболее успешные средства к достижению этой цели в блогосфере (иезуитские подходы, скандальные реплики, резкие заявления, «искусное», циничное уничижение оппонента, пресловутый троллинг) далеко не всегда идеально соотносятся с нравственными и этическими принципами христианина. В блогосфере сформирован стиль общения, характеризующийся иной раз предельной некорректностью, хамством, анонимностью, псевдонимностью и т.д. Здесь действует т.н. «презумпция безнаказанности», когда иной участник дискуссии может говорить всё что ему угодно, оскорблять своих оппонентов как ему хочется, клеветать, шельмовать, высмеивать и т.п. Здесь вы не встретите кипу исковых заявлений в суды о защите чести и достоинства и не нарветесь на выбитый за истину глаз. И что же нам делать?

Первый и самый важный принцип миссионерской деятельности (и не только в блогосфере) — лучше никак, чем плохо. Второй столь же важный принцип — помнить, что наша главная задача — проповедь Евангелия, а не победа в споре во что бы то ни стало. «Спор ради спора» — та форма человеческого общения, которая должна нами опознаваться в модели нашего поведения и пресекаться.

Следующий тезис (который, возможно, вызовет непонимание и негодование моих коллег) лишь раскрывает предыдущий — наша задача, во-первых, проповедь Православной веры, и только во-вторых — защита Церкви! Это не одно и то же! Можно сказать по-другому: только ставя своей целью проповедь Православия, мы можем по-настоящему защитить Церковь, а не наоборот. В этом отношении нужно достичь особого «веб-смирения», т.е. той добродетели, которая блогерами, и даже православными, достигается очень сложно. Это смирение выражается в волевой способности «не отвечать» или, видя, что дискуссия переходит в формат перебранки, — прекратить разговор. Всякий раз, желая начать диалог (или будучи призванным к нему), следует задать себе вопрос: с какой целью я начинаю говорить с данным конкретным человеком? И честно на него ответить! Если в качестве мотивации к общению я определяю желание просветить человека светом Евангельской истины (как бы пафосно это ни звучало), если мной движет христианская любовь, — тогда, да, можно начинать диалог. Если же мотивом к общению служит желание показать свой неординарный ум, мощный интеллект, блеснуть риторическими способностями, в процессе спора задушить оппонента сокрушительными аргументами, а еще хуже: сделать выволочку, ткнуть носом, просто обругать, «втоптать противника в грязь», — в этом случае стоит задуматься: собственно православной ли миссией я занимаюсь или чем-то другим?

По моему сугубому убеждению, — нужно игнорировать хамство, прекращать спор, если он теряет конструктивное содержание, нужно иметь достоинство, владеть собой и не опускаться до перебранки с явными провокаторами, в задачу которых как раз и входит показать «православных с пеной у рта». Оголтелая, необдуманная, иной раз клоунская «защита Церкви» в стиле постмодернистских активистов наносит только вред самой Церкви, льет воду на мельницу «антиклерикалов» и создает в медиапространстве образ «православных активистов», для которых благой Божьей волей может оказаться «скорая помощь». Стоит почаще вспоминать слова апостола Павла: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12). Эмоции, в частности, гнев, по словам прп. Максима Исповедника, — великие добродетели, и даны человеку с целью волевого исторжения из себя греховных помыслов. Как сторожевой пес изгоняет чужаков с охраняемой им территории, так и наши эмоции. Но когда мы имеем дело с душами людей (а это предполагает любая миссионерская деятельность — хоть в Интернете, хоть в интернате), — этого пса необходимо контролировать крепким ошейником! К сожалению, бывали случаи, когда христиане, в том числе священнослужители, своим поведением давали повод для не самых приятных характеристик Церкви.

Из всего вышесказанного может возникнуть впечатление, что я предлагаю… молчать и не реагировать на все те антицерковные выпады, коих в наши дни немало. Это не так, реагировать надо, но это требуется совершать с умом, а не по принципу "выпалил сгоряча, а потом только подумал". К сожалению именно таким образом ведут себя некоторые православные блогеры, забывая суть той задачи, которую поставил Патриарх — обратить (не всегда здоровый) интерес к Церкви во благо! Разрушить стереотипы, предубеждения еще советских времен, рассказать правду о Христе и о жизни людей Церкви, а не рыть окопы, не формировать железный занавес между теми, кто в Церкви, и теми, кто пока (!) вне Ее, у кого возник интерес к Православной вере, но пока этого человека не оставили какие-то сомнения, соблазны, непонимания, иной раз и нравственные несоответствия той высокой планке, которую задает христианство. Здесь важно внимательное, поистине пастырское, апостольское отношение к такому человеку. Нужно помнить, что зоны очевидности для нас и наших оппонентов различны и приоритетом православной миссии всегда должен стоять адекватный ответ на некий духовный запрос человека. Тут можно вспомнить святого равноапостольного Николая (Касаткина), просветителя Японии, который начал свою миссию с того, что выучил японский язык и изучил японскую культуру, он хорошо и адекватно общался на языке тех людей, которым нес слово Божие, а не кричал: «Покайтесь, проклятые язычники, сейчас я вам расскажу, как надо в истинного Бога верить!»

Когда мы встречаем нелестные комментарии в адрес Церкви, нужно помнить, что наше дело — апологетика и прежде чем заниматься «инквизицией», необходимо понять: что движет нашим оппонентом – добросовестное заблуждение или сознательная провокация? В последнем случае стоит давать краткий, тактичный и грамотный ответ, например официальную позицию Церкви, с возможными пояснениями и необходимыми оговорками, — не столько для «злобного» оппонента, чья цель заведомо сводится к дискредитации Церкви, сколько для случайных посетителей данного блога. В то же время имеет смысл игнорировать откровенно оскорбительные, хамские нападки. Нужно четко осознавать, что существуют откровенно провокационные технологии — определенные группы людей специально занимаются этим, иной раз следуя четко прописанным инструкциям.

Нужно еще отметить вот какой момент: все мы сегодня оказываемся заложниками политического дискурса, в том числе и православные верующие. И хотя согласно Конституции РФ «Церковь отделена от государства», однако — по словам Святейшего Патриарха Алексия II — «от государства, но не от общества», а поэтому Церковь естественным образом оказывается втянутой в политическую жизнь страны, а отсюда нашим миссионерам нередко навязывается именно политический «фон». Наше время, наша культура (второй половины XX, начала XXI вв.) — очень политизирована. Во многом это связано с культурой «потребления» информации, с акцентами именно на громкие, часто скандальные события. Эта культура характеризуется предельной поверхностностью и неразборчивостью в методах аргументации и в принципах доверия той или иной информации. Так происходит дробление «правды», атомизация общества. Общественное настроение людей определяется информационными технологиями. В этой культуре нет глубины и рефлексии, которые характерны для христианской культуры. И мы очень часто становимся заложниками этой полит-информационной культуры, а иной раз и напрямую зависимы от нее.

Но сразу отмечу: политический контекст самый неэффективный в плане миссионерства. Он сразу смещает акцент на нечто второстепенное! Мы апологеты христианства, а не главы государства, мы обличители греха, а не системной (несистемной) оппозиции. Нужно чувствовать онтологическую разницу между этим. В процессе спора уместнее апеллировать к Достоевскому, а не к Жириновскому. Нельзя опошлять христианскую проповедь, сводя ее до уровня политических «разборок»: «Ты за империю? Нет? Пошел вон». Совершенно не уместно в процессе подобной «миссионерской» деятельности клеить ярлыки в духе «либерал», «совок». Христианской миссии, несомненно, наносится вред, когда два православных христианина разводят сетевой «холивар»[i] и обмениваются «любезностями» в духе «ты — болотный модернист», а ты — «упоротый сталинист». Мы, люди церковные, знаем, что споры между верующими – самые горячие споры в мире, это несомненный исторический факт, и это в какой-то степени оправдано, ибо предмет наших споров – не «какой iPhone лучше», не «какие тапочки удобнее – фиолетовые или синие»! Предмет наших споров – жизнь и смерть, и здесь за свои убеждения люди готовы стоять до той самой смерти. Мы, верующие люди, это знаем, но, как в старой рекламе, — «мужики-то не знают», и в их глазах свара между православными (т.е. людьми одной веры) выглядит весьма забавным зрелищем и вызывает вполне понятное недоумение: «Чему эти люди могут научить, когда друг с другом договориться не могут?»

Нужно учитывать еще и прямой миссионерский фактор. Очень часто человек не только приходит в Церковь, но и уходит из мира тотального детерминизма, несправедливости, популизма, пошлости, (в том числе и политической); люди ищут небесного, а не земного, горнего, а не дольнего…

И вдруг… очередной «православный активист» со знанием дела, с энергией комсомольца опускает их на землю: «На митинг, на пикет, защитим нашу нравственность!» и т.д. Это смещает акценты, это способствует онтологической путанице в сознании человека, пришедшего в Церковь, ибо Церковь — это не полиция нравов, а Тело Христово! И в данном случае человек, ищущий истину, вправе сказать, по аналогии с известной песней: «Не только по телеку, но и в Церкви рядятся — как дальше жить — достали!» Конечно, защита нравственности, семейных ценностей — долг христианина! Но нельзя «из огня да в полымя», необходимо помочь неофиту приобрести мировоззренческую основу, сформировать систему духовно-нравственных координат, иерархию ценностей, и только тогда человек сможет принести пользу Церкви без вреда для своей души!

Я не говорю, что православные миссионеры должны непременно чураться политических тем, с учетом того, что иной раз этого не избежать, но, как я писал выше, нужно помнить, что наша главная цель — проповедь Евангелия. Вне всякого сомнения, патриотизм, любовь к Родине — естественные чувства для православного христианина; но даже из бытовых реалий мы прекрасно знаем, как «кухонные дебаты» двух замечательных людей, лучших друзей, нередко заканчиваются гематомами и ссорой на всю оставшуюся жизнь… Вот именно поэтому политический дискурс неудобен и даже опасен для православной миссии. Патриотизм и политика — вещи, все-таки, несколько разные. Не нужно становиться заложниками чего-то преходящего, имеет смысл перенести рассматриваемые вопросы в нравственное или духовное русло.

Все написанное мною — это, что называется, из моего опыта интернет-неудач… Это — мои ошибки. В плане того, как не надо вести миссию в социальных сетях, в меня первого можно бросить камень. Всем же вступающим на поле интернет-миссии советую твердо держаться принципов христианской этики — от корректного поведения православных христиан в социальных сетях эффект гораздо выше, чем от наглой проповеди, полной презрения к «внешним». Подлинно православное отношение к тем, кто нашей веры не разделяет — не восторжествовать, не заткнуть рот с помощью убийственных аргументов, не одержать верх теми сомнительными средствами общения, которые столь распространены в блогосфере, но победить той самой смиренной любовью, которая все преодолевает, той силой Божией, которая в немощи совершается. Именно к этому нас призывает весь многовековой опыт православной миссии.


[i] Холивар — на языке блогеров — жесткий и часто бессмысленный спор.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие /

Читайте также:

05.12.2015 - Диакон Артемий Сильвестров. Апологетическая деятельность православной молодежи в информационном пространстве

20.09.2012 - «Не надо низводить наши христианские задачи до уровня пустой перебранки»

01.11.2010 - Социальные сети и Православие. Присутствие православных молодёжных объединений в социальных сетях: как грамотно презентовать?

 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 5    
  Версия для печати        Просмотров: 1971

Ключевые слова: интернет, Рождественские чтения, доклад, миссия, диакон Артемий Сильвестров, Видео

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 
Самое новое


26 мая
26 мая состоится общегородской крестный ход...
21– 23 ноября
21– 23 ноября 2019 г. состоится XVIII Уральская родоведческая научно-практическая...
2019
В 2019 году в г. Новосибирске пройдет II этап конкурса «За нравственный подвиг учителя»...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Объединение православной молодежи:

АРХИВ

"ВСТРЕЧИ" Молодежное приложение к газете "Новосибирский Епархиальный Вестник"

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Май 2019 (63)
Апрель 2019 (67)
Март 2019 (71)
Февраль 2019 (103)
Январь 2019 (80)
Декабрь 2018 (61)

«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Яндекс.Метрика

Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии