Опубликовано 20.03.2015 в рубрике  Новости Митрополии
 

Протодиакон Димитрий Цыплаков. Размышления о Крестопоклонной

Кто-то может сказать, что сейчас верующих в нашей стране не преследуют, строятся новые храмы, воздвигают кресты на куполах и дорогах. Это действительно так, но люди, противящиеся Богу, не исчезли. Побуждаемые ненавистью ко Христу и Евангелию, они по-прежнему ищут возможность кощунствовать над Крестом, главной христианской святыней, знамением нашего спасения.
 

Протодиакон Димитрий Цыплаков. Размышления о Крестопоклонной

 

Этот воскресный день Великого поста Святая Церковь называет Неделей Крестопоклонной, то есть крестопоклонным воскресеньем, а вся последующая седмица тоже называется крестопоклонной, когда Святой Крест Христов износится в центр храма для поклонения и почитания верующими. Крест Христов сияет радостью всему миру, радостью победы над смертью и тлением, победы над злом, торжеством добра. Церковь устанавливает этот праздник как утешение в дни Великого поста, потому что в эти дни воздержания нам особенно необходима духовная поддержка. 

В чем же это утешение? Почему для истинных подвижников веры, для тех, кто проходит с усердием Великий пост Неделя крестопоклонная сравнивается с отдыхом, который обретают в длинном утомительном переходе, а Крест Христов – с тенистым деревом, под которым находят пристанище от зноя усталые путники?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к церковному учению о Кресте Христовом. В стихирах на поклонение Кресту поется: «Приидите вся отечествия язык, Крест Господень песньми почтим: радуйся Кресте, падшаго Адама совершенное избавление!» Вкушением от древа познания добра и зла, через нарушение заповеди Божией наши прародителя Адам и Ева отпали от богообщения, отпали от источника жизни, были изгнаны из рая в мир сей, мир скорби и плача. И хотя наш прародитель Адам провел свою жизнь в сетовании и покаянии, но духовная катастрофа отпадения уже совершилась. Человеческая природа была повреждена грехом, человек сделался неспособным к совершенному богообщению, стал, по выражению Священного Писания, «плотью», то есть страстным, прилепленным всею душой к земле, земным наслаждениям. И даже совершенное раскаяние не могло исцелить это глубочайшее повреждение. Но пострадавший на Древе Крестном Господь Иисус Христос исцеляет падшую человеческую природу. И мы, люди крещеные, приобщаемся к этой победе Христа над грехом и смертью. И по мере нашего приобщения к тайне крестоношения, Господь в каждом из нас исцеляет это древнее повреждение, что является залогом и нашего воскресения со Христом в жизнь Будущего века. 

Тайну Креста прообразовали многие события Ветхого Завета, но особенно ясно эта тайна исцеления была явлена в чуде пророка Божия Моисея у вод Мерры. Мы читаем об этом чуде в книге Исход, в которой повествуется о шествии богоизбранного еврейского народа в Землю Обетованную: «Пришли в Мерру – и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька... И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою» (Исх. 15, 23-25)». 

Так же, как воды Мерры, горька природа человека, то есть удобопреклонна ко греху, неисправна, так что человек не может быть с Богом. Но крестными страданиями и воскресением Сын Божий, ставший во всем подобным нам человеком, кроме греха, исцеляет наше естество, и от древа Креста истекают нам воды жизни. Как мы читаем в 7 главе Евангелия от Иоанна, «в последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 37-39). Так древо Крестное стало тем древом, которое исцелило нас, дало нам дар вечной жизни с Богом.

Таков богословский смысл Недели крестопоклонной Великого поста, богословский смысл поклонения Кресту, который раскрывается не только в текстах церковных песнопений и творениях Святых Отцов, но и в иконах, священных изображениях. Кресты венчают купола храмов, устанавливаются внутри храмов для постоянного напоминания о спасительном деле Христа на Кресте и в Воскресении. Мы с верою покланяемся Кресту Христову, предощущая грядущую Пасху Воскресную, понимая, что крест не просто символ или эмблема христианства, но спасительное Знамение нашего искупления!

«Демоны трепещут силы Креста, а люди, которые открыто встали на путь противления Богу, испытывают удивительную ненависть к святым изображениям и в особенности к изображению Креста Христова»

«Крест – ангелов слава и демонов язва», – поет Церковь. Это значит, что сила зла, сила демонская ничего так не страшится, как силы Честного Креста, знамения победы Христовой. Демоны трепещут силы Креста, а люди, которые не только не восприняли пути спасения, но открыто встали на путь противления Богу, испытывают удивительную ненависть к святым изображениям и в особенности к изображению Креста Христова. И испытывая эту ненависть, они стремятся уничтожить изображения Креста Христова. Мы помним, как в нашей стране в период богоборчества снимали кресты с храмов, жгли иконы, разрушали и сами храмы, чтобы они не напоминали людям о Боге, о Спасителе. Это происходило потому, что идейный отец революционеров — диавол, и он не терпит силы Креста. А послушные ученики богопротивника усиливались уничтожить саму память о Христе Спасителе, уничтожая не только церкви, но и верующих, священнослужителей, монахов и мирян Православной Церкви. У нас в Новосибирской области сохранились следы зверской расправы над священнослужителями, когда в самое чело этих страдальцев за веру движимые сатанинской ненавистью богоборцы вбивали железные кресты. 

Кто-то может сказать, что это было давно, что те времена прошли, и сейчас верующих не преследуют, строятся новые храмы, воздвигают кресты на куполах и дорогах. Это действительно так, но люди, противящиеся Богу, не исчезли, просто по молитвам святых новомучеников и исповедников Церкви Русской они не имеют полного простора для своей разрушительной деятельности. Побуждаемые ненавистью ко Христу и Евангелию, они по-прежнему ищут возможность кощунствовать над Крестом, над верой, глумиться над верующими. Иногда они даже прикрываются личиной высокого искусства, говорят о праве художника на свободу выражения, но представляют людям кощунственные зрелища, где издеваются над Крестом Христовым, потому что движет ими все та же ненависть к правде Божией, которая двигала распинателями Христа и революционерами-богоборцами.

И удивительно, что среди людей верующих, среди православных христиан находятся люди, не осуждающие подобное кощунство, говорящие, что православные должны толерантно относиться к этому духовному безумию. Но если мы действительно верим в спасительную силу Честного и Животворящего Креста, то мы не должны оправдывать глумление над Крестом Христовым, глумление над Самим Иисусом Христом. Да, Бог поругаем не бывает! Но мы не должны сами участвовать в поругании Креста, не должны оправдывать богоборцев в их суетной борьбе с Истиной. Потому что своим кощунством они сеют соблазн и раздоры, стараются ниспровергнуть православные традиции и культуру. А потому мы должны твердо свидетельствовать об истине и защищать Святую Православную веру. К этому призывали верующих ученики Иисуса Христа, святые апостолы. Так, апостол Петр в своем первом послании говорит: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3, 15). Здесь в греческом языке стоит слово ἀπολογία (апология), то есть защита. Апостол призывает нас с кротостью и страхом Божиим всегда быть готовым к защите веры.

Но надо помнить, что защищать православную веру нужно в том духе, в котором заповедал это делать Сам Господь Иисус Христос. В Евангелии от Луки в 9-й главе описывается удивительный случай с апостолами, которые получили от Христа наставление в каком же духе им надо проповедовать:

«Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но [там] не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Лук. 9, 51-56).

Мы должны помнить, что Христос пришел в мир, чтобы спасти всех. Он молился за своих распинателей, говоря: «Отче, отпусти им: ибо не ведают, что творят (Лук. 23, 34)». Поэтому защищать нашу веру и защищать наши святыни нужно так, как заповедал нам апостол Петр – с кротостью и благоговением: и это действительно крестный путь, путь подражания Христу. Потому что легко вступить в борьбу с врагами веры, врагами святынь, будучи в гневе, будучи охваченным обидой. И действительно, какой верующий человек не будет гневаться, увидев попираемые святыни, увидев осквернение Креста?! Но гораздо труднее защищать свою веру, понимая, что Господь всем, и даже своим хулителям желает спасения. Поэтому со страхом Божиим, с благоговением станем на защиту наших святынь. Победим в себе озлобление и гнев, вооружимся молитвой и постом и будем молится о вразумлении прежде всего тех, кто оправдывает кощунства. Будем терпеливо и спокойно объяснять людям сомневающимся, что Церковь не против культуры и искусства, Церковь против глумления над верой, глумления над святынями. Не будем терять надежды на обращение заблуждающихся, понимая, что Господь может самым удивительным образом переменить сердце даже закоренелого грешника и хулителя. Потому что любовь человеческая имеет пределы, а любовь Божия не имеет границ. Любовь Божия восторжествовала в Кресте Христовом, как мы читаем Великим постом в молитве 6-го часа:

«Спасение соделал еси посреде земли, Христе Боже, на Кресте пречистеи руце Твои простерл еси, собирая вся языки, зовущия: Господи, слава Тебе».

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 6    
  Версия для печати        Просмотров: 1459

Ключевые слова: Крестопоклонная неделя, Великий пост, протодиакон Дмитрий Цыплаков

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 
Самое новое


21– 23 ноября
21– 23 ноября 2019 г. состоится XVIII Уральская родоведческая научно-практическая...
31 июля
31 июля 2019 года состоится традиционный Серафимо-Турнаевский крестный ход...
2019
В 2019 году в г. Новосибирске пройдет II этап конкурса «За нравственный подвиг учителя»...
октябрь 2019
В октябре 2019 г. состоится конференция, посвященная 300-летию искитимских поселений...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Июль 2019 (32)
Июнь 2019 (51)
Май 2019 (77)
Апрель 2019 (67)
Март 2019 (71)
Февраль 2019 (103)

«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Яндекс.Метрика

Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии