Опубликовано 26.04.2016 в рубрике  Новости Митрополии
 

Протоиерей Дмитрий Полушин. Страстная седмица

О днях предваряющих Пасху Христову - их смысле и содержании читайте рассказ протоиерея Дмитрия Полушина.

 

 

Празднику Пасхи предшествует сорокадневный Великий пост и следующая за ним Страстная седмица («седмица» - т.е. семь дней, неделя). Для нас Пост стал одновременно повторением пути ветхозаветного человечества к Новому Завету и подготовкой к встрече Спасителя. Собственно, сам Великий Пост завершается к Вербному воскресению, когда мы празднуем Вход Господень в Иерусалим. Подобно жителям Иерусалима мы, радостные, сжимая в руках свечи и цветущие ветви, встречаем Его в церкви. Но, вспоминая и разделяя ликующие крики толпы, мы помним, что пройдет всего пять дней и те же жители Иерусалима люди будут кричать: «Распни его, распни!...», потому что не захотят принять ТАКОГО Бога – призывающего людей к справедливости, миру, любви, честному труду, воздержанию от распутства и ненависти... 

Следующая, Страстная неделя - восхождение Христа к страданиям и смерти. Но вслед за Его смертью на Кресте, ожидает нас неизреченная Пасхальная радость Его Воскресения. Каждый день Страстной седмицы мы будто проходим вместе со Спасителем, шаг за шагом следуем за Ним, приближаясь к великой, таинственной ночи Воскресения.

Каждый день этой недели имеет прибавку к своему наименованию – Великий. Вот, в Великий Понедельник, мы слышим в Евангелии, как рано поутру, Господь взалкал (проголодался) и, увидев смоковницу (род сливы), поискал на ней плодов и не найдя, проклял ее и смоковница в тот же час засохла. Господь не проклинает в Евангелии никого из людей, Он молился даже за тех, кто распинает Его. Но в образе смоковницы Господь проклял безплодность иудейского народа, не принявшего Мессию. Но также проклял Он и безплодность существования любого человека, не имеющего высшей цели, живущего только для себя, занятого только внешней деятельностью. Подобно зеленому, пышному дереву, внешне он может быть очень привлекателен, подобно дереву, растет, цветет... , но - бесплоден. «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь… Уже и секира при корне дерев лежит...» – читали мы еще в начале Евангелия. Какой плод можем мы принести Богу? «Сотворите достойный плод ПОКАЯНИЯ»- слышим мы в ответ. «Покаяние», «раскаяние» – русскому человеку так и слышится здесь слово «разворот», «отвращение» - от каинова греха ненависти, зависти, братоубийства, а главное – от безбожной жизни… Покаяние - это ИЗМЕНЕНИЕ СЕБЯ, отказ от прежней грешной, ленивой, самолюбивой, безплодной жизни. Но этого изменения подчас и не находит в нас Господь...

В основе богослужения Великого Вторника лежит притча о 10 девах: десять дев, подруг невесты, встречали Жениха. Пять из них были разумны и имели, кроме светильников, еще и запас масла для них. Но Жених медлил... Когда же раздался крик: «Се, Жених грядет !...», пятеро разумных дев поправили светильники свои, добавив в них масла. У неразумных, задремавших дев светильники погасли. И пока ходили они, искали масла, пришел Жених, те, кто были готовы, прошли с Ним на брачный пир, перед нерадивыми же двери закрылись. Жених – это Господь, брачный пир - Царство Небесное, запас масла у разумных дел - добрые, богоугодные дела, готовность и желание встретить Господа. Неразумные девы, - ленивые, не думающие о будущем, недостаток масла - отсутствие дел, в которых ПРОЯВЛЯЕТСЯ вера. Как и на том брачном пиру, закроются и двери Царства Небесного перед тем, кто не захотел готовиться к будущей жизни...

Читается и притча о талантах, данных Богом человеку. Как люди употребляют их? Не бываем ли мы подобны ленивому рабу, который зарыл свой талант в землю? Один талант – это сама жизнь, данная нам Богом. На что мы употребляем ее? Как проживаем? Умножаем ли мы дары, данные нам? Слушаемся ли мы совести (голоса Божьего в нас) или плывем «по течению», живем, как живется, не совершенствуясь, не становясь честнее, добрее, лучше, не приближаясь к Богу?...

Само богослужение Великого Вторника посвящено рассказу о кончине мира и о Страшном Суде. Души каждого из нас предстанут перед Богом. Кем окажемся мы перед Судией? Бесплодной смоковницей, неразумной девой, ленивым рабом?...

В святую Великую Среду содержанием богослужения стали два Евангельских события - покаяние грешной женщины, возлившей миро на ноги Иисусовы и предательство Иудой Иисуса Христа. Грешница пришла к Господу, чтобы получить прощение, Иуда пошел к первосвященникам и сказал: «Что дадите мне, и я вам предам его?». Они предложили ему 30 сребренников и с того времени он искал, когда удобно будет предать Его. Время, отпущенное на покаяние, изменение себя прошло - грешница покаялась, Иуда злочестивый предал Господа. «Нечистый пусть еще осквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се , гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.» (Апокалипсис, 22,11-12). Мы следуем в горницу устланную, где Господь с учениками Своими совершают Пасху.

Святый и Великий Четверг посвящается воспоминанию о Тайной Вечери. Здесь Господь устанавливает величайшее Таинство, и ныне существующее в Церкви - Таинство Причащения Тела и Крови Христовой. Совершается то, о чем Господь и ранее говорил Своим ученикам : «Хлеб, который Я дам, есть Плоть Моя, которую я дам за жизнь мира. ... Ядущий мою Плоть и пиющий Мою кровь, пребывает во мне и Я в нем». Через Причащение верующие соединяются и Богом, принимают Его в себя и Бог принимает их. «Я лоза, вы ветви» - говорит Господь и в Таинстве Причащения Он, подобно тому, как ветви питаются от ствола (лозы), питает Церковь токами Своей любви. Христианин должен стараться несколько раз в году, очистив свою совесть Исповедью, прибегать к этому спасительному Таинству. 

Приближается Святая Великая Пятница. Иуда, оставив Спасителя, бежит к первосвященникам, чтобы привести воинов в Гефсиманский Сад, куда после Тайной Вечери идет Господь с учениками. ...В Гефсиманском саду Иуда будто по-братски целует Спасителя и тем самым подает пришедшим с ним воинам знак, кто из присутствующих – Иисус. «Поцелуй Иуды» – эти слова стали нарицательными при описании самого гнустного греха – предательства…

Христа влекут на суд к первосвященникам, а затем к римскому правителю Иудеи, Пилату. Он, видя очевидную нелепость обвинений, воздвигнутых старейшинами иудейскими на Иисуса, обращаясь к народу, предлагает отпустить Его: «Царя ли вашего распну ?» – спрашивает он. «Нет у нас царя, кроме кесаря (римского императора)! – кричит толпа, казалось бы, ненавидящая оккупантов, - Если ты отпустишь Его, ты не друг кесарю… Сей призывал не платить подати (налоги)…» И трусливый, продажный чиновник решает предать на смерь неповинного, лишь бы избежать немилости императорской. Он, взяв воды, умыл руки свои перед народом, сказав: «Неповинен я в пролитии крови сего праведника, смотрите вы…» В ответ в один голос взревела толпа: «Кровь Его на нас и на детях наших !…»

Среди скорби и величия того дня выделяется и образ двух разбойников, распятых рядом со Спасителем. Один, сам будучи распятым, вместе со всеми, смеялся над Господом: «Если ты Сын Божий - сойди с креста !...». Второй увещевал товарища: «Как ты не боишься Бога, мы-то осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал...» И, неожиданно для себя, наконец-то осознав всю греховность своей жизни, второй разбойник обращается к Господу с поразительными словами, полными раскаяния и надежды: «Помяни меня, Господи, когда приидеши, во Царствии Твоем!» И Господь тут же отвечает ему: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю». Первым из людей в рай попал разбойник. Каждому Господь предоставляет возможность даже в последний момент покаяться, изменить себя. Но какой же глубины должно быть раскаяние, какие страдания придется перенести в эти, последние минуты, что так взмолиться: «Помяни мя, Господи...»?!

И вот - свершилось… Иисус испустил дух на Кресте. …Приходит Иосиф из Аримафеи и просит у Пилата тела Иисусова и вместе с Никодимом обвивает Его плащаницей и полагает во гробе. Пилат, по настоянию фарисеев, приставил ко гробу стражу, опасаясь того, что ученики могут выкрасть Тело Иисусово. «Они же, шедши, утвердили гроб, знаменовавши камень с кустодиею (печатью)»- Этими словами заканчивается вечером в Великий Четверг чтение 12-ти Евангелий о Страстях Господних.

Свечи, которые горели в руках молящихся при чтении, люди трепетно, защищая от ветра, несут в свои дома, зажигают этой свечей «от Страстей Господних» лампадки, стараясь сохранить огонек негасимым до Пасхи.

В Святую и Великую Пятницу не совершается Литургия. Читается особая служба - Царские Часы. Священник выносит плащаницу - особую икону, в виде плата, которая изображает мертвое тело Христово, и полагает посреди церкви на особом столе, служащим образом гроба, в котором положил Тело Господне Иосиф Аримафейский. Святая Великая Пятница является днем самого строго поста и печали. Многие христиане стараются провести этот день вовсе без пищи и воды.

В Святую и Великую Субботу совершается чин, называемый «погребением плащаницы». Поется удивительный по своей красоте и значению канон «Волною морскою...», говорящий о том, что потомки спасенных когда то при переходе через Красное море иудеев, скрывают под землей, погребают, Того, кто некогда спас их, покрыл волною морскою их гонителя и мучителя - фараона. Канон заканчивается дивными, подающими надежду, словами: «Не рыдай мене, Мати, зряща (видя) во гробе, ... возстану бо и прославлюсь ...» Телом лежав во гробе, Господь душою Своею сошел в ад, сокрушил его врата и вывел оттуда души праведников. «Не удержала душа Его во аде». 

После чтения Евангелия начинается Литургия и поется: «Да молчит всякая плоть человеческая и да стоит со страхом и трепетом и ни о чем земном да не помышляет...»

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 5    
  Версия для печати        Просмотров: 1937

Ключевые слова: Страстная седмица, протоиерей Дмитрий Полушин

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 
Самое новое


22 февраля
22 февраля состоится открытие выставки «История русской святости»...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Январь 2023 (59)
Декабрь 2022 (83)
Ноябрь 2022 (80)
Октябрь 2022 (74)
Сентябрь 2022 (75)
Август 2022 (43)

«    Январь 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031