Опубликовано 21.10.2018 в рубрике  Новости Митрополии
 

Сюда приходят за счастьем

Как устроен быт монахинь в женском монастыре под Новосибирском.
Автор Ксения Лысенко журналист
 
Покровский Александро-Невский женский монастырь, расположенный в 47 километрах от Новосибирска, — один из двух в регионе. Сегодня в его стенах живут 40 сестёр. Среди них есть те, кто большую часть своей жизни провели в служении Богу, и те, кто только готовится отказаться от мирской жизни. Корреспондент Сиб.фм побывала на монастырском подворье, отобедала в трапезной и даже заглянула в тайный музей под храмом, чтобы выяснить, из чего складывается простое монашеское счастье.

Общее, частное, личное

Приезд журналистов в монастырь — событие неожиданное и, по признанию матушки Марии, которая выступает в роли нашего экскурсовода, волнительное. С мобильным телефоном в руках она встречает нас у входа на территорию монастыря. На мой немой вопрос о современных гаджетах поясняет, что телефон пожертвовал один из прихожан. Теперь мобильники есть у двух сестёр монастыря — именно они и отвечают за «связь с миром».

— Погода с утра нас немножко подвела. Планировали сегодня съездить в лес за лекарственными травами, но в такую сырость там делать нечего. Значит, будем работать в огородах. Мы не выходим на них, когда уже совсем ливень, а это что? Так, маленький дождик, — говорит матушка Мария, ведя нас по дорожке к храму под моросящим дождём.

Эта дорожка и сам храм — «общедоступная» территория. На подворье, огороды, в трапезную и тем более в кельи вход прихожанам строго запрещён. Но нам обещают всё это показать, правда, в кельи, где отдыхают, молятся и спят сёстры, всё равно не пустят — это слишком личное.

— Наш храм был разрушен в 70-х годах. Все 80-е простоял разрушенным. И только после тысячелетия Крещения Руси стало понятно, что власть готова повернуться к церкви и готова некоторые храмы возвращать. Вот этот храм был возвращён одним из первых, если говорить именно про старинные храмы, — рассказывает матушка, пока мы прогуливаемся вокруг него. — Но и тогда, когда храм стоял разрушенным, службы не прекращались. Батюшка принимал прихожан в деревянном доме, на втором этаже.

Бывало и такое, что батюшка младенца крестит, а внизу, на первом этаже, свадьбу играют.

Отречься от воли во имя бога

К нам приближается протоиерей Покровского Александро-Невского монастыря Алексий Малахов. Матушка Мария складывает руки крестом ладонями вверх и со словами «Благословите, батюшка» целует ему руку. Говорит, что нам повезло, так как у батюшки сегодня нет никаких треб, а значит, расспросить о монастыре, вере и служении Господу в монастыре можно будет и его.

— Служение Богу может быть разным и необязательно в монастыре, — неторопливо объясняет батюшка.

— Но в чём особенность монастыря — человек может отречься от своей воли.

В миру ему приходится заботиться сразу о многих вещах: как себе добыть пропитание, как заработать денежку. А у нас он не проявляет своей воли, выполняет послушания. Вот сказали ему: «Иди огород пропалывать», он идёт и пропалывает. Поэтому монастырь можно сравнить с теплицей: да, растения могут расти везде, но только в теплице вырастают особенные, которые требуют заботы и внимания.

Чтобы стать монахиней, женщине нужно пройти довольно долгий путь. Вначале она «гостит» неделю или чуть больше в монастыре в качестве паломника — трудится, помогает сёстрам и отдыхает духовно. Если в монастыре ей понравилось, то она продолжает свою жизнь здесь, не принимая никаких монашеских обетов. Она становится насельницей. Следующая ступень — иночество. Когда она понимает, что такая жизнь ей по душе и «это её», она принимает небольшой монашеский чин и становится инокиней. Правда, этому предшествует своеобразное собеседование — монахини присматриваются к будущей инокине, смотрит на монастырь и послушниц и она сама. Только уже становясь монахиней, инокиня принимает постриг, посвящает всю свою жизнь Богу и даёт обеты: целомудрия, нестяжания и послушания. Как добавляет батюшка, обычно это происходит с инокиней после того, как она прожила много лет в храме. Как много — не уточняет, так как «у всех всё по-разному».

— Тебе могут предложить принять монашество спустя два года нахождения в монастыре, а могут и через десять лет. Ведь душа человеческая друг от дружку очень отличается, — отмечает матушка Мария.

Но юные монахини — это, скорее, исключение, чем правило. В монастырь обычно уходят в зрелом возрасте. Как, например, в случае с матушкой Марией, которая оказалась в монастыре, когда ей было уже за 30. Вообще об оставленной за границами монастыря мирской жизни здесь говорят неохотно и, несмотря на то, что рады всем, кто приходит к ним в монастырь, особенно подчёркивают: «Реклама нам не нужна».

— Бывает такое, что человек загорелся — всё, не могу, хочу уйти в монастырь. Но видите, как... В монастырь можно идти только в одном случае — если ты свою жизнь хочешь посвятить Богу, — объясняет батюшка. — А не потому, что тебе надоело заботиться о муже, детях и маме или если у тебя есть мирские скорби: зарплату не платят, кредитов много.

Поэтому романтичных юных девушек, которые сбегают в монастырь от учёбы или ссор с мамой, в монашество не принимают. Стараются мягко отговорить, направить, связываются с родителями и успокаивают. Проходит некоторое время, и такие девушки возвращаются домой сами, устав от ежедневного тяжёлого труда и переосмыслив отношения с родителями. Стать монахиней не сможет и замужняя женщина, у которой есть несовершеннолетние дети.

Для ухода в монастырь нужно быть несвязанной обязательствами перед ближними.

— Просто так человеку с улицы сюда прийти вряд ли получится: надо вначале воцерковиться, полюбить церковные службы. Не здесь же тебе их начинать любить, а то будет сложно. Поэтому человек должен приходить уже с головой, — говорит матушка Мария.

— Приходя в церковь, принято снимать шапку. Но голову лучше оставлять у себя, — смеётся батюшка.

О чём молятся монахини

На этот вопрос матушка Мария отвечает уже в стенах храма, в окружении икон:

— Нас, монахинь, объединяет любовь к Богу и к ближнему. В миру ведь как привыкли, ближний — это родственник. А у монахинь понятие ближнего расширяется. Живя с другими, сердце твоё увеличивается невольно, и из этого рождается молитва за весь мир. Вот люди же обращаются: «помолитесь, помолитесь». И мы за них просим, так а как же? Жалко же. Бывает, дочь просит за больную маму, и ты молишься и за маму, и за обратившуюся дочь. У мамы онкология, допустим, и она страдает, но уже смирилась, а дочери помощь божья нужна. Мама потихонечку уходит, а дочь начинает спокойнее это воспринимать — она уже не в отчаянии и готова матери помогать. Ведь когда человек в отчаянии, он никому помочь не может.

Но помогать и просить приходится не только за прихожан, но и за сестёр. И здесь, как говорит матушка Мария, нужно порою перебарывать себя.

— Мы должны привыкать друг к другу, понимать и сострадать.

Вот сегодня, например, твоя сестра не может вынести ведро, заболела, допустим. А у меня мысль: почему я должна за неё выносить?

Не то чтобы таких мыслей не должно возникать. Я просто должна с ними бороться. Это и отличает нас, монахинь.

Внутри храма в церковной лавке работают несколько сестёр, в остальном он заполнен редкими прихожанами и школьниками, которые приехали в Колывань на экскурсию.

— К нам вообще часто приезжают туристы и экскурсии — мы всем рады. Вести нашу жизнь это нисколько не мешает, к экскурсиям относимся как к послушанию. Всё-таки хочется человеку что-то светлое дать.

Притихшие школьники рассматривают высокие небесно-голубые стены храма, расписанные орнаментами и божественными образами. По словам матушки, на роспись ушло не очень много времени, сложнее было бороться со своими страхами и забираться под самый купол храма. Поэтому, добавляет она, сестёр-художниц отбирали не по принципу, кто лучше рисует, а «кто не боится».

Выходя из храма, пересекаем притвор с развешанными по его стенам плакатами с архивными фотографиями, историческими справками и цитатами патриарха, на которые матушка Мария обращает особое внимание.

— Видите, что здесь написано?

«Человек становится свободным, а значит, и счастливым, когда он со Христом».

Вот вам и весь ответ на вопрос, почему мы здесь. К нам приходят за счастьем.

— Человек, который приходит в монастырь, не стремится в мир. А вот мир в монастырь приходит, здесь нет препятствий.

И даже если ты выйдешь из стен монастыря, обратно ты прежним не вернёшься,

— добавляет батюшка.

«Незакрытый мир» монастыря

Из храма попадаем на довольно большое подворье, утопающее в цветах. «Это всё потому, что монастырь женский», — поясняет матушка Мария.

Цветами дело не ограничивается — за забором виднеются большие теплицы и аккуратные грядки. Урожай с этих грядок кормит потом монастырь весь год, а часть его отправляют в несколько приходов и в детские учреждения.

— Наш мир не смертельно закрытый. У нас же даже сайт есть!

— улыбается матушка.

И не только сайт, но и сарай со спецтехникой, курятник, несколько коров и телят, а также загон с недавно родившимися козлятами. Все заботы по содержанию животных ложатся на плечи сестёр.

— У каждой сестры своё послушание: кто-то на огороде работает, кто-то на клиросе поёт, кто-то детишек в воскресной школе обучает. Но мы стараемся исходить из того, что человеку по душе, — объясняет матушка Мария. — У нас сестра есть, которая вначале работала на огороде, со временем начала ухаживать за коровами и теперь не хуже любого ветеринара разбирается в болячках. А совсем недавно она получила водительские права и призналась нам, что, окончив школу, мечтала работать с животными и интересовалась автомобилями. Видите, как получается, в монастыре у нас она полностью реализовала себя. А ведь попала к нам впервые, когда приехала всего лишь отдохнуть на каникулах.

Перемещаемся в трапезную монастыря, напоминающую чем-то школьную столовую: несколько длинных столов, застеленных клеёнкой, старенький магнитофон в углу, пианино и иконы.

— Мы вообще не едим мяса, да и не только мы — это такая древняя монашеская традиция. Питаемся рыбой, молочными продуктами... Творог, яйца, молоко — всё это наше. Ещё мы масло сами делаем, а раньше даже сгущёнку варили, — добавляет она. — Но жизнь слишком быстро идёт, темп нарастает, поэтому на сгущёнку уже времени не хватает.

Угощают нас летним борщом со свекольной ботвой, капустным салатом, творогом, молоком и — неожиданно — жареными кальмарами с гарниром из макарон. Перед трапезой батюшка читает «Отче наш», обед также завершается молитвой.

— У нас есть ещё тайный музей под храмом, хотите посмотреть? — спрашивает матушка Мария.

Музей действительно тайный, и, если не знать, что в храме есть ещё какое-то помещение, найти вход в него почти невозможно.

Матушка Мария приподнимает коврик и открывает проход вниз, в который можно спуститься лишь гусиной походкой, то есть переваливаясь из стороны в сторону. Мы пересекаем маленькую комнату со школьной доской и рядами ученических парт — сюда по воскресеньям приходят заниматься дети-сироты из интерната. Следующее помещение и есть тот самый музей, где также проходит воскресная школа для взрослых. Под стеклом сохранившиеся с начала прошлого века издания Ветхого Завета соседствуют с трогательными поделками сестёр — расписные яйца, сделанная из бумаги верба, тряпичные куклы-монахини. На стенах можно увидеть старинные иконы из разрушенных храмов и уменьшенные копии самих храмов.

— А это календари, которые каждый год делают наши сёстры, — показывает матушка Мария на аккуратно исписанные разноцветными фломастерами альбомные листы: в них — основные церковные праздники, изображены святые и выписаны отрывки из Библии. — У многих сестёр есть творческое желание что-нибудь сделать, и вот тогда выходят такие работы. Смотрите, как красиво получается!

В завершение экскурсии по монастырю успеваю задать матушке Марии последний вопрос, припоминая цитату патриарха о счастье, которая встречает прихожан на входе в храм:

— Вы счастливы?

— Я совсем недавно размышляла над этим вопросом и сама себе на него ответила: да, я очень счастлива. Пусть я в монастыре не большую часть своей жизни, а всего 25 лет, но я точно знаю, что не хотела бы, чтобы в жизни моей получилось как-то по-другому.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / sib.fm

Читайте также:

17.12.2015 - В Новосибирске начинает работу православная школа для будущих и молодых родителей

02.07.2015 - Неиссякаемый источник милосердия

02.10.2010 - Расписание киноакции «Вера, надежда, любовь в российских семьях»

16.07.2010 - 21 июля в Новосибирске прошли очередные «Родительские стояния против введения в России ювенальной юстиции»

02.04.2010 - С 4 апреля в кинотеатрах Новосибирска, Бердска и Искитима начинается премьерный показ фильма "Поп"

 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 772


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 
Самое новое


21– 23 ноября
21– 23 ноября 2019 г. состоится XVIII Уральская родоведческая научно-практическая...
2019
В 2019 году в г. Новосибирске пройдет II этап конкурса «За нравственный подвиг учителя»...
октябрь 2019
В октябре 2019 г. состоится конференция, посвященная 300-летию искитимских поселений...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Июнь 2019 (31)
Май 2019 (77)
Апрель 2019 (67)
Март 2019 (71)
Февраль 2019 (103)
Январь 2019 (80)

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Яндекс.Метрика

Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии