Опубликовано 10.02.2014 в рубрике  Новости Митрополии, Материалы НЕВ
 

Аутоагрессия: болезнь или путь к спасению?

Где грань между смирением и самоедством и когда самоукорение при раскаянии превращается в патологию? На эти и другие вопросы отвечает православный психолог Николай Соколов.

 

 

 

Аутоагрессия: болезнь или путь к спасению?

 

 

— Николай Николаевич,недавно в одной радиопередаче известный новосибирский психотерапевт, отвечая на вопрос слушателя о покаянии, назвал это состояние аутоагрессией. Как рассматривает христианская психология феномен покаяния, и связанные с ним чувства?

— У святителя Николая Сербского есть слова, где он говорит, что покаяние является началом всех начал в духовной жизни. Ведь только через покаяние мы имеем возможность восстановить разорванную грехом связь с Богом и надеяться на Его милосердие. Поэтому, на мой взгляд, феномен покаяния больше имеет отношение к духовной жизни человека, нежели к душевной, чувственной. Правда, те чувства, которые переживает человек в покаянном расположении духа, конечно, имеют прямое отношение и к психологическому состоянию личности. Ведь «метанойя» в переводе с греческого означает «изменение ума», что значит полную перемену в человеке мыслей, чувств, внутреннего настроения.

Но нередко у людей далеких от Церкви существует искаженное представление о покаянии, как о форме самоистязания, самобичевания и самоуничижения. Как раз такой паттерн и принимается секулярным обществом как патологическое аутоагрессивное состояние. Говоря обычным языком «аутоагрессия» — это агрессивное поведение, направленное на причинение вреда самому себе, неосознанное стремление к саморазрушению или даже к смерти, что, конечно же, ничего общего с истинным покаянием не имеет.

— Но ведь, у святых отцов мы встречаем, что покаяние связано со смирением, самоотречением и самоукорением себя. Так, где же та грань между смирением и самоедством и когда самоукорение при раскаянии превращается в патологию?

— Так как потребность в покаянии возникает только у тех людей, которые испытывают обличения совести или печаль по ранее совершенному греху, то реакция на признание своей «провинности» во многом определяется внутренним отношением человека к Богу и верой в Его милосердие. Здесь можно привести известный пример, когда грешник по отношению к Богу может находиться в состоянии раба, наемника или любящего сына. Если человека побуждает к раскаянию только страх смерти, грядущих мук, причем с глубоким сомнением в милость Божию, то он принимает состояние раба и легко может превратиться в своем самоедстве в православного невротика. И тогда его смирение и самоукорение может принять патологические формы, ведущие к унынию, и действительно, иногда приводящие к аутоагрессии даже в форме суицида.

— Может ли вообще нелицемерное самообвинение считаться нормальным, здоровым состоянием человека?

— Осознание своей личной греховности — отправная точка духовного роста. Самообвинение или самоукорение — обычное состояние души того, кто вникает в смысл духовной жизни и стремится в молитве отождествлять себя с окончательно падшим грешником. Но зачастую бывает, что мы чрезмерно подчеркиваем свою греховность. Во всем нужна мера. Погрязать в мыслях о грехах столь же опасно, как и погрязать в самих грехах.

— Когда же тогда можно говорить о здоровом самоукорении и самоотречении христианина?

—Во-первых, в православной аскетике достижение такого самоотношения напрямую связано с добродетелью смиренномудрия. Состояния этого достигают подвижники настолько высокой духовной жизни, что мы можем рассуждать на эту тему, только опираясь, на Священное Писание и богатый святоотеческий опыт. Сам Спаситель преподал нам пример Своего кенозиса когда «уничижил Себя Самого» и умалил Себя до соответствия нашему «уничиженному телу», показав тем самым путь духовного совершенства. Мне кажется, что здоровое самоукорение и самоотречение возможно, в том случае если человеку удается достигнуть отношения к Богу, не как раба или наемника, а как любящего сына, боящего оскорбить Отца. Критерием такого отношения может стать сердечное смирение своей немощью, при котором «дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно…». А если человек стремится к экзистенциальной автономности от Бога, то это путь в другую сторону.

— Как рассматривает психология идею самоотвержения?

— Мы знаем слова Спасителя: отвергнись себя и иди за Мной. Самоотвержение, о котором говорит Спаситель — это духовный подвиг, требующий определенной высоты духа и ощущения собственного достоинства, собственных сил. Если мы говорим об отвержении себя, то отвергнуть себя может только человек, который чувствует себя имеющим. Опять же — отвергнуть свои намерения, свои желания или свои чувства, но не себя как личность. И для того, чтобы это отвержение действительно было некоторой жертвой с точки зрения христианства, это должно быть отвержение чегото ценного, значимого. И на такое отвержение себя способен зрелый человек, достойный, с самоуважением, признающий ценность своей личности, своей жизни. Тогда его жертва будет действительно подвигом, христианским поступком.

В отвержении себя человек может ради жизни, здоровья другого, пожертвовать своим здоровьем, своим временем, какими-то своими ресурсами, что является безусловной ценностью. Но если человек не считает свои чувства или потребности чем-то важным, то в его отвержении себя нет никакого подвига, никакой жертвы. Есть такая поговорка: «на Тебе, Боже, что нам негоже».

— По каким признакам можно определить, когда верующему необходима помощь не только духовника, но и психолога?

— Критерий может быть таким: если ты начинаешь себя ненавидеть и при этом отдаляться от людей, замыкаться в себе, то пришла пора разбираться уже не с собой, а с ненавистью к себе, и с отчуждением от окружающих. Для психолога «смирение» такого человека предстает в виде его ангедонии, неспособности радоваться жизни; он постоянно ввергает себя в состояние уныния. Его самообвинения становятся фантастическими и сильно преувеличенными. Покаяние его может быть слезным и напоминающим покаяние обычного человека, за исключением одного — в его «покаянии» не видно просвета. Он целиком сосредоточен на своем самокопании, он весь в себе и ни единый луч света не проникает во мрак его души. Такой человек полностью поглощен своей горечью и не ощущает милосердия Божия. Предстояние пред Богом полностью отсутствует и замещено внутрь себя стоянием. Поэтому и покаяние ему не приносит ни облегчения, ни радости прощения. И даже после исповеди у такого человека сохраняется тревожность, которая не дает чувства свободы и успокоения. Нередко невротичность этого типа людей может прикрываться правилом монашеского благочестивого поведения — ни с кем не сближаться и не привязываться, а быть только наедине с Богом. Чтобы выявить такого человека надо обратить внимание на его открытость: пока самоумаление ведет к близости с другими, доброжелательности, умению прощать — о паталогии не может быть и речи. А если человек отворачивается от других, целиком уходит во внутренний мир, утрачивает радость жизни, окончательно осуждает себя самого, не пытаясь ничего исправить — перед нами пациент врача-психотерапевта.

— Но можно сказать, что сам человек считает свое смирение и покаяние совершенно искренними?

— Так можно сказать только в том случае, если не сам человек себя смиряет и укоряет словами, а когда на деле принимает оскорбления и унижения от других. Вот тогда и проявляется истинное смирение. Так в патериках нередко разоблачается лжесмирение: ведь настоящее смирение не в том, чтобы говорить плохо о себе, а в том, чтобы, услышав нелицеприятную правду, смирится и еще остаться благодарным. Старец Паисий Святогорец выписывал действенное лекарство желающим смиряться. А рецепт был прост: вести себя просто и смиренно, как земля: принимать и дождь, и град, и мусор, и плевки, если хочешь освободиться от своих страстей.

— Существует мнение, что отвержение себя, самоукорение неполезно, что оно снижает самооценку, лишая человека уверенности в своих силах, ввергая его в малодушие, уныние и отчаяние?

— Святые отцы, напротив, учат, что не только укорение себя, но и кроткое терпение уничижения от других — делание, ведущее к душевному миру и смирению. Они из собственного опыта утверждают, что смиренный никогда не отчаивается, не унывает, не малодушествует, но принимает скорби как нечто заслуженное и спасительное, а любые радости и свои успехи — как дар Божией благодати, а не как свои достижения. Благодаря этому смиренномудрый всегда мирен, всегда благодарит Бога за все, и страсти не обладают его душой.

В действительности же люди с «низкой самооценкой» весьма высокого мнения о себе. Психология и православное душепопечение сходятся в единой точке: такая оценка является оборотной стороной гордыни. Это знал и Достоевский, описавший характер Настасьи Филипповны. Она могла сколько угодно говорить дурно о себе, но стоило ей в сцене объяснения с Аглаей услышать правду в глаза, как она тут же устроила «решающую сцену», в ходе которой растоптала соперницу, показав, кто в доме хозяин.

— Искореняя свои недостатки, умаляя себя, верующий человек, выходит, не имеет права замечать свои достоинства и придавать значение своим успехам?

— Скорее — не должен акцентироваться на своих успехах, но, конечно, каждый человек свои успехи замечает. И неужели верующий не может оценить то, что делает? Другое дело, что верующий знает цену этим успехам. И что мы не имеем права трубить на всех перекрестках о «благодеяниях», совершенных нами. Мы не носимся со своей самооценкой как с писаной торбой. В каком-то смысле, в идеале, вера должнабыть прививкой против нарциссизма. Лучше держать на устах слова псалма: «Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему даждь славу»!

— А чувство собственного достоинства?

— Смирение и признание собственных грехов и слабостей не умаляет достоинства человека, а просто снимает этот вопрос. Потому что, с точки зрения верующего, если Бог «немного умалил его пред ангелами, славою и честью увенчал его» — не в этом ли высшее достоинство человека? Не в неуничтожимом ли образе Божием?

 

 

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 7    
  Версия для печати        Просмотров: 6143

Ключевые слова: Психология, покаяние

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Март 2024 (13)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)
Октябрь 2023 (56)

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031