По благословению
Высокопреосвященнейшего Тихона
Митрополита Новосибирского и Бердского



 


Опубликовано 19.04.2014 в рубрике  Новости Митрополии, Церковные праздники, Материалы НЕВ
 

Протоиерей Александр Матрук: «Жизнь есть за гробом - вот высшая сущность пасхального торжества»

О современном Пасхальном богослужении рассказывает настоятель Покровского храма протоиерей Александр Матрук.

 

Протоиерей Александр Матрук: «Жизнь есть за гробом - вот высшая сущность пасхального торжества»

 

Полунощница  

- Отец Александр, в половине 12-го ночи хор начинает пение, которое удивительным образом ложится на сердце: в человеке возникают сложные чувства и тихой печали, и радостного томления. Что это за стихи?

- «Волною морскою скрывшаго древле гонителя мучителя под землею скрыша спасенных отроцы; нo мы яко отроковицы, Господеви поим, славно бо прославися». Это великосубботний канон. В его таинственных словах, уже нет скорби, напротив душа улавливает в них радостное приближение Воскресения.

- Во время пения, Святая Плащаница, выносимая на утрени Великой Субботы, уносится в алтарь и…

- … и храм погружается в полумрак и напряженную тишину. Люди замирают в ожидании священной минуты.

Светлая Утреня  

- И вот – полночь! Что происходит в этот момент?

- Духовенство, облаченное во все белое, потому что белый цвет олицетворяет Божественный свет, воссиявший из Гроба Господня в момент Воскресения Христа, с крестом, Евангелием, иконами, хоругвями и кадилами, окруженные молящимися с зажженными свечами, под радостный, пасхальный звон колоколов, выходит из храма как бы навстречу грядущему Спасителю, с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех: и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Это нужно видеть!

- Крестный ход вокруг храма в ночь на Пасху что-то ведь означает?

- Движение Крестного хода символизирует жен-мироносиц, «минувшей субботе» спешащих к Гробу Господню, чтобы помазать Тело Христа ароматами. Обойдя вокруг храма, Крестный ход останавливается перед закрытыми дверями храм, как бы у входа во Гроб. И тут же раздается радостная весть…

- «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»!

- Раскрываются двери храма, и весь священный сонм торжественно вступает в сияющий огнями храм.

- И начинается пение пасхального канона, состоящего из ряда кратких песнопений. Но какие это песнопения!

- Пасхальный канон называют самым радостным поэтическим произведением церковной гимнографии:

«Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха»…

«Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется» …

«Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя» …

«Вчера спогребохся Тебе, Христе: совостаю днесь воскресшу Тебе»…

Жизнь есть за гробом - вот высшая сущность пасхального торжества.

- Год назад на Пасху я разговаривал с молодыми людьми, которые никогда не ходили в церковь, и в ту ночь впервые оказались в храме. Они были восхищены пением хоров, поражены обилием красок, и тем не менее особое, неизгладимое впечатление на них произвело огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, особенно то место, где святитель говорит про «смерть, которая лишилась своего жала». Напомните, отче…

- «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос - и ты повержен. Воскрес Христос - и пали демоны. Воскрес Христос - и радуются ангелы. Воскрес Христос и Жизнь пребывает»!

Пасхальная литургия  

- Пасхальная литургия тоже ведь представляет собой нечто особенное!

- Она вся наполнена радостью Воскресения, хор неустанно повторяет Воскресный тропарь, одно пасхальное песнопение сменяется другим. Вместо Трисвятой песни «Святы́й Бо́же, Святы́й Крепкий, Святы́й Бессмертный, помилуй нас» поется: «Елицы во Христа крестистеся, - во Христа облекостеся!» Это облечение во Христа здесь означает уже не только сораспятие с Ним, но и совоскресение.

- Отец Александр, скажите, почему этой ночью в Евангелие говориться не о Воскресении Спасителя, что, как мне кажется, было бы вполне логично, а читается 1-я глава от Иоанна…

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Но ведь это есть высшее откровение об Истине. Иисус Христос, страдавший и погребенный в образе раба и воскресший во славе - есть второе лицо Святой Троицы, от начала сущее Слово, извечно пребывающее в лоне Отчем. «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу Единородного от Отца...».

- Заканчивается Пасхальная литургия. Под сводами храма звучит ликующее «Христос воскресе»!

- Эта радость без края, это всеобщее ликование есть уже прообраз грядущего Царства Славы, данного в Откровении апостола Иоанна Богослова: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих Аллилуиа, ибо воцарился Господь Бог Вседержитель».

- По окончании литургии совершается освящение артоса - хлеба с изображением на нем Воскресшего Господа. После этого артос полагают на солее против царских врат на уготованном столе. Что это означает?

- Апостолы, привыкли вкушaть трапезу с Господом. По вознесении же Его на небо они всегда ощущали живой верой невидимое присутствие Спасителя в своих собраниях, памятуя Его заветные слова: «Я с вами во все дни». Естественным выражением этой пламенной веры и постоянным напоминанием о пребывании Его с ними было то, что, приступая к трапезе, они оставляли незанятым место, на котором восседал с ними Иисус Христос. На столе против того места полагали, как бы для Него, часть хлеба. Каждый раз по окончании трапезы, вознося благодарение Богу, апостолы поднимали эту часть хлеба, говоря: «Христос воскресе!».

В настоящее время артос, полагаемый во святую Пасху в храме перед взорами верующих, должен служить им таким же напоминанием невидимого присутствия с ними Господа. Вместе с тем, артос напоминает, что Иисус Христос крестною смертью и воскресением сделался для нас истинным хлебом жизни.

- Во все дни Пасхальной недели Царские врата, как и северные и южные двери алтаря остаются открытыми. Взорам молящихся оказываются доступны все особенности богослужения, даже те, которые обычно сокрыты от мирян. С чем это связано?

- Врата отверсты в знак того, что Воскресением Христовым всем людям отныне открыт вход в Царство Небесное.

- Спаси, Господи, батюшка! Христос Воскресе!

- Воистину Воскресе! 

Образование и Православие /

Дмитрий Кокоулин, Новосибирская митрополия

Читайте также:

04.05.2016 - Пасха Красная: от смерти к жизни, от земли к небу

03.05.2016 - Православный календарь - 40 дней Пасхи

08.05.2013 - Светлая седмица. Артос и другие пасхальные обряды

18.04.2012 - В праздник Светлого Христова Воскресения Преосвященный Филипп возглавил торжественное богослужение в храме Архистратига Михаила св. Иоанно-Предтеченского монастыря

02.04.2010 - ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 6    
  Версия для печати        Просмотров: 1755

Ключевые слова: Пасха Христова, протоиерей Александр Матрук

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 

Самое новое:     все >>>


Объявления:   все >>>

24 сентября
24 сентября 2017 г. начинается учебный год в университете Православной культуры...
18.08 2017
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
07.08 2017
Семинария объявляет о втором этапе приема документов...
до 20 сентября
Конкурс детского творчества «100-летие Патриаршей интронизации святителя Московского...
Срочно!
Марии срочно нужна помощь! Поможем девочке спасти жизнь!...

Нравится Друзья


Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Октябрь 2017 (84)
Сентябрь 2017 (182)
Август 2017 (151)
Июль 2017 (139)
Июнь 2017 (113)
Май 2017 (171)

«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU  Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии  службы мониторинга серверов

Яндекс.Метрика