Опубликовано 06.05.2011 в рубрике  История ППЦ » Новости ППЦ
 

Добьется ли успеха Православие в Александрии?


Около двух тысяч лет назад евангелист Марк вошел в любимый город Александра Великого через западные круглые ворота для того, чтобы проповедовать новую веру Иисуса из Назарета. Там Марк встретил греков, иудеев и коптов, и обратил их в христианство, предложив ободряющую новость: больше нет разделения (ср. Послание к Колоссянам 3, 11). Такое пребывание народов в согласии способствовало выживанию христианства и его процветанию в Александрии. Мир в результате этого получил плеяду великих богословов и святых, по рождению принадлежавших к разным этническим и культурным сообществам.
 
Нынче в Александрии и Каире осталось меньше пяти тысяч последователей Православия. Эта община состоит из греков, которые не смогли добраться до Афин при изгнании чужестранцев в 1960-х годах, египтян антиохийских корней и очень немногих – собственно египетского происхождения; к последним принадлежит и пишущий эти строки.

Добьется ли успеха Православие в Александрии?


Многие храмы были проданы, а оставшиеся открывают несколько раз в году. Медленное угасание православного христианства в Египте и в древнем городе Александрии может привести к тому, что не станет сердцевины древнейшей кафедры. Но почему сложилось такое плачевное положение вещей, и что может произойти, чтобы сохранить присутствие Православия в стране, именуемой «даром Нила»?

Добьется ли успеха Православие в Александрии?
Святитель Нектарий Эгинский

В центре самого древнего квартала Каира расположен старинный патриарший викариат, чей возраст составляет 500 лет. В нем служил св. Нектарий Эгинский. Поразительно, у ворот можно обнаружить знак, гласящий «Греческая Православная Церковь Александрии». Слово «Греческая», написанное по-гречески и по-арабски, соседствует с изображением греческого флага. Через несколько километров единственная действующая православная церковь в Каире носит другое обозначение: «Египетская Римская Православная Церковь святых Архангелов». Здесь в богослужении не используют ни одного греческого слова. Если вы посетите эти два места, вам легко будет понять, в чем проблема – греческая иерархия, которая едва может изъясниться по-английски, возглавляющая чисто арабоязычную общину.

Начиная глубже разбираться в церковном механизме, вы обнаружите, что увеличивающийся разрыв между патриархом и его епископами с одной стороны, и народом с другой стороны, представляет собой главную беду. Когда я обратился в Православие, я пришел в викариат и там меня направили к Элиасу Хабибу, священнику арабоязычного прихода. Там я совершенствовался духовно и радовался наставничеству этого отца. Он сириец, родом из Дамаска, бывший секретарь Патриарха Антиохийского, получивший магистерскую степень в Сергиево-Посадской семинарии в России.

Когда он прибыл в Каир 10 лет назад, он начал с того, что не делают греческие епископы, когда приезжают из Греции. Иначе говоря, стал вникать в египетские социальные и демографические сложные обстоятельства. Друзья, с которыми я позже общался, говорили мне, что о. Элиас приходил к ним домой и обращался к ним на улице, увещевая прийти на богослужение. У него были хорошие отношения с коптскими христианами и мусульманами, до такой степени, что его приглашали читать проповеди в храмах у первых и участвовать в конференциях вторых.

Добьется ли успеха Православие в Александрии?
В Коптском храме, Каир

Способность понимания культуры и умонастроения египтян была основным побуждением к тому, чтобы вести открытый диалог и принимать многих в Православие. Сам я стал его духовным чадом. С самого времени моего обращения он, очевидно, понимал все мои сложности и проблемы, с которыми мне приходилось сталкиваться в повседневной жизни, поскольку он чувствовал египетскую атмосферу.

Тем временем грекоязычная община скоротечно сокращалась из-за массового отъезда членов на родину и в места диаспоры. Церкви продавали мусульманским предпринимателям. Несколько месяцев назад я был свидетелем сноса 700-летнего православного храма в историческом городе Розетта. Землю, на которой помещалась церковь и несколько близлежащих лавок, купил бизнесмен и построил на ней гараж. До этого то же самое произошло с храмом XII века постройки в старом Каире. Авторитетный археологический комитет признал его «драгоценным памятником старины», однако судьба его оказалась незавидной после того, как землю продали другому мусульманскому бизнесмену.

Проблема не только в демографическом уменьшении в греческой православной общине, но и в вопиющей неспособности к общению с египтянами. Церковь, определяющая себя как «греческая» в египетской земле, представляет собой препятствие и могучий барьер на пути распространения православной веры. Культурный субстрат православия не должен замыкаться на эллинистичность. Соответственно, это приводит к глубокому кризису самосознания для паствы.

В то самое время, когда патриархия добивается заметных успехов в странах Африканского Рога, местоположение кафедры было перенесено из Александрии. Будут ли в дальнейшем пытаться переменить образ Александрийской Церкви в сторону более близкого восприятия египетской культуры? Этот ключевой вопрос остается открытым для следующих поколений, которые определенно не должны быть египетскими греками, если кто-нибудь из них доживет до тех пор.

Отец Элиас Хабиб завершил свою миссию и вернулся на службу в Дамаск. Повсюду задают вопросы о неясном будущем деятельной православной общины, члены которой не говорят по-гречески, и о судьбе древних храмов в разных египетских провинциях.

Добьется ли успеха Православие в Александрии?
Коптская церковь в Каире

Будучи на месте, как египтянин и православный христианин, я могу подтвердить, что число коптов-христиан в Египте, интересующихся православной традицией, быстро растет. Отец Элиас смог привить им чувство дома, и он планомерно приучал их к православному образу жизни, как в моем случае. Однако он отбыл, а они, в особенности новообращенные, стоят перед препятствием в виде знака, написанного по-гречески на воротах патриаршего викариата, и не знают, что им делать. Мне задают много вопросов, в некоторых из них озвучивается даже мысль о том, чтобы основать для них общину, отдельную от Православия греческого образца. Видимо, такой ход развития неизбежен, и он, во всяком случае, потребует для себя духовно мудрого руководства со стороны официального православного органа в Египте, Александрийской Церкви.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / Перевод с английского Сергея Акишина специально для портала Православие и мир

Читайте также:

10.09.2014 - В Александрии археологи обнаружили рукопись с молитвой ко Пресвятой Богород ...

11.11.2012 - Египетские копты в вопросах и ответах

06.12.2011 - В Египте начинается новая эра мучеников - епископ Коптской Церкви

04.01.2011 - Число жертв взрыва у храма коптской христианской церкви в Александрии увели ...

21.05.2010 - Копты: путь возвращения к традициям. Беседа с протоиереем Олегом Давыденков ...

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 4857


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (38)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930