По благословению
Высокопреосвященнейшего Тихона
Митрополита Новосибирского и Бердского



 


Опубликовано 27.04.2015 в рубрике  Интернет-журнал
 

Митрополит Лимасольский Афанасий (Николау). Молитва – это тихая гавань

Вторая часть (окончание) радиобеседы «Молитва – это великая наука» митрополита Лимасольского Афанасия (Николау).
 

Необходимы слезы в молитве. Необходимо научиться плакать – если хотите молиться, и войти в пространство углубленного поиска Бога и прожить Божье присутствие внутри вас, необходимо узнать тайну молитвы со слезами. То есть, необходимо переломить себя и начать плакать. Пока человек не заплачет в молитве, это означает, что дверь все еще прочная и не открылась, но в какой-то момент она будет разбита. Первым признаком того, что дверь была разбита это то, что ты вошел через нее со слезами. Разумеется, есть люди, которые легко расплакиваются, как и такие которые могут трудно заплакать, но и легкие слезы являются нечто прекрасным. Как говорится, одна слеза трудно плачущего человека равносильна баку слез другого человека. У первого человека слезная жидкость является более концентрированная. Но это уже что-то и это помогает.

То, что я говорю вам, это очень важно для нашего общего выражения. К сожалению, сегодня мы не знаем, чтобы выразить себя, и мы это не делаем в отношениях с матерью, в отношениях с отцом, а, следовательно, и в отношениях с Богом. Производит на меня впечатление, когда спрашиваешь детей:

- Ладишь ли ты со своими родителями?

- Да, все отлично!

То есть, когда я спрашиваю мальчиков и девочек постарше, 14-17-тилетних детей:

- Приходишь ли ты к своей матери, чтобы обнять ее, чтобы поцеловать ее? Делаешь ты это?

- Ой-ой-ой, я этого не делаю!

Спрашиваешь и у родителей:

- Приходишь ли ты, как отец, к своему ребенку, к своему сыну, к своей дочери, чтобы обнять его, чтобы сказать ей ласковые слова? Чтобы его согреть своим присутствием?

Мы люди, человек не только дух, чтобы только сказать:

- Послушай, я тебя люблю, дитя мое, но на расстоянии!

Фото: http://boguslava.ru

Человеческая любовь не такова, человек – психосоматическое существо и выражает свою любовь всей своей сущностью. В ранней Церкви, перед Евхаристическим каноном, когда диакон провозглашают: «Да возлюбим, друг друга, дабы в единомыслии исповедовать!», все христиане целовались, но сегодня это сохранилось только у священников. Когда служат несколько священников, перед Символом веры, сначала они поклоняются честным Дарам, затем целуют друг друга, и продолжают совершать Евхаристию. В прошлом все христиане без исключения поцеловались, полчаса до начала Св. Литургии. Конечно, это не могло продолжаться долго, потому что число христиан увеличилось, гонения закончились, люди охладели в вере, стали злее – и так сказать ограничивались словами «Добрый день!», «Спокойной ночи!», ограничивались этими словами.

Итак, ребенок и родитель не имеют эту силу, чтобы выразить себя, не знают, как это сделать, но это является следствием наших отношений с Богом. Человек не знает, как выразить себя перед Богом, не может, не научился, как открыть свое сердце Богу, упасть на землю со слезами и говорить от души. Люди говорят:

- Я не знаю, как молиться! Я никогда не молился в своей жизни!

Я думаю, что молитва является искусством правильного общения, и если ты научишься разговаривать с Богом, таким образом, тогда будешь говорить очень красиво и ласково, и с другим человеком, и со своими родителями, и со своей женой и детьми, и с другими людьми. Признаюсь, что меня сильно впечатлили святые люди, которых я увидел, когда приехал на Св. Гору Афон, то есть как они выражают себя – прочитайте письма старца Иосифа Исихаста, который умер в 1959 году, чтобы увидеть, что с какой красотой и выразительностью он пишет о своих духовных чадах. Как и другие Святогорские подвижники, – с какой красотой они выражали себя, а были подвижниками, жили в лесах в труднодоступных местах.

Я вспоминаю, как спустя 30 лет папа Ефрем в первый раз увидел маленького ребенка. Представьте себе, Катунакия, пещеры на скалах, тридцать лет не видеть ребенка, а тогда смотрел на него и говорил:

- Я увидел ребенка!

И, смотрел на него сверху вниз, на ноги, руки, голову ребенка, потому что для него это было что-то большое. Увидеть ребенка спустя 30 лет. Святую Гора Афон не посещают маленькие дети, это запрещено, но какой-то благочестивый отец взял ребенка с собой.

Эти люди, которые жили в этих местах имели прекрасную выразительность, любезность и возможность общения, которая действительно является образцом для подражания, это означает, что находясь в состоянии молитвы, эти люди прежде всего научились общаться с самим собой.

Входя в себя через молитву, которая она сначала учит нас общаться с самим собой, смотреть на себя лицом к лицу, чтобы увидеть нашу внутреннею трудность, но следующим шагом является то, чтобы не оставаться внутри себя и запираться там, потому что это было бы медитацией. А обратиться к Богу, то есть, через себя восходим к Богу, в прямом диалоге с Богом, попросить Его прийти и исцелить наше больное я, которое нуждается в лечении из-за греха. Так происходит диалог между человеком и Богом внутри самого него. Когда это произойдет, то есть когда Бог посетит человеческое сердце, следующий шаг, который происходит сразу, без какого-либо намерения, которое является тем, что ты присоединяешься к полноте любви со всем миром, со всеми людьми. Поэтому Христос говорит нам, что первой заповедью является возлюбить Бога всем своим существом, а затем сразу же говорит:

- Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя.[1]

Заповедь, которая, в сущности, не является заповедью, а естественным результатом: когда возлюбим Бога и Он придет к тебе, то результатом и доказательством является то, что, в сущности, ты переживаешь – это действительная реальность, твое сердце сразу же раскрывается и вмещает в себя всех людей и все мироздание. В полноте любви человек сразу же соединяется со всем творением, со всеми животными, растениями, камнями, горами. Со всем творением и чувствует, как первую попытку благодати логосов существ, как говорит Св. Максим Исповедник и другие Св. Отцы, что является целью существования вещей. Тогда человек не понимает интеллектуально, а опытно понимает, что каждая вещь имеет свой логос (онтологическая причина) существования, потому что она не безголосное творение. Логос существования является познанием Бога, Творца. То есть, через познание творения достигаешь до познания истинного Бога и обожения. Тогда человек понимает, что Бог создал его, что Он царь творения, что все было сотворено для него, но не для того, чтобы он подчинил его, а чтобы помогли ему и привели его к обожению и богопознанию. Когда это произойдет, то человек функционирует правильным образом и это духовно здоровый человек. Он общается с самим собой, с Богом и со всем миром. Страх сразу исчезает, когда есть любовь. Поэтому, святые ничего не боялись, но не потому, что они не были бесчувственными, а потому, что они любили всех и вся. Они сразу сближались со всей природой, с творением и творение с ними.

Св. Серафим Саровский и медведь. Икона: Фото: www.st-nikolas.orthodoxy.ru


Поэтому в житиях святых мы видим, что они жили вместе с дикими животными – Св. Герасим жил в Палестине со львом, Преп. Серафим Саровский жил с медведем, Старец Паисий Святогорец со змеем – он брал змею, выносил на улицу ее и говорил:

- Уходи, у меня гости!

Другой старец имел три змеи и однажды он взял первую змею – правой рукой, вторую змею – левой рукой, осталась третья змия, но он сказал:

- Секундочку и тебя сейчас я возьму!

Он завязал вокруг талии первую змею, взял третью змею и вынес их на улицу. Старец Иосиф Исихаст имел сотни крыс в своей пещере. У него не было склада, иногда из скита «Св. Анна» ему приносили немного помидор, хлеба, сухари, но крысы приходили и съедали их. Он сказал им:

- Слушайте, так не должно быть! Каждый должен смотреть в свою миску! Это для вас, а это оставьте для меня!

Преп. Иосиф Исихаст (1899–1959). Икона: http://azbyka.ru

 

Он ставил для себя еду в одну сторону, а для крыс с другую, и в течение многих лет, они никогда не прикасались к его доли с продуктами. На Св. Горе Афон есть много явлений, таких людей, в которым распознается первый человек. Поэтом, авва Исаак говорит, что творение, дикие животные и звери имеют ощущение об Адаме, каким он был до падения, где он жил вместе со всеми зверями и никакой зверь не трогал его. Животные сохраняют в себе это чувство, когда человек достигает этого духовного состояния, то творение не оборачивается против него, и само собой действует таким образом. Поэтому святые преодолевали законы природы, и ничего с ними не происходило, они не чувствовали никаких трудностей; на них пускали зверей, чтобы съели мучеников, но они их не трогали. Пускали голодных львов, но сразу как подходили к мученику, они остановились, разрывали палачей, но не мучеников. Не помню, имя святой, которую поместили в котел с кипящим растительным маслом, с кипящим оловом, а она пела. Когда палач пришел, чтобы посмотреть закипело ли олово, и превратилась ли она в пепел, но святая осталась невредимой. Бросили Св. великомученика Георгия на три дня в печь с негашеной известью. Не знаю, видели ли вы известь, теперь ее уже гашенной продают, но на Святой Горе Афон я в первый раз увидел, как ее приготовляют – мы брали известняковые камни, у нас были большие резервуары с водой и бросали в них камни. Как только бросали камни в резервуары, поднималась очень высокая температура, закипала вода и исходили такие пары, где даже в легком вдыхании можешь очень сильно пострадать, может сойти твоя кожа, могут сильно пострадать твои глаза, то есть сгореть. Поэтому называется негашеная известь, что-то, что не гасится, и на Афоне мы говорим:

- Гасим негашеную известь!

И может пройти целый год, пока она полностью не погасится. И в такую печь бросили Св. великомученика Георгия и там он находился три дня. Палачи сказали:

- Даже и костей от него останется!

Они пришли, чтобы посмотреть на него, но он был невредим и сидел там, как будто он находился в хорошем гробу. Почему? Потому что природа сама собой сохраняет человека, который обнаружил древнюю красоту, что Бог даровал во время его сотворения. Существует очень много таких примеров, которые можно найти в житиях святых. Человек снова находит себя, исчезают страх, неуверенность, тревога, не испытываешь никакую тревогу, потому что молитва дает тебе уверенность для всего, дает другой взгляд на вещи и ты уверен, что Бог присутствует. После этого, ты никогда не чувствуешь себя одиноким, невозможно быть одиноким, потому что Божье присутствие повсюду тебя сопутствует.

Фото: www.google.ru

И что-то очень важное: молитва – это пристань, которая всегда находится рядом с нами. Дело в том, что в нашей жизни у нас есть много бурь, и иногда мы чувствуем себя в большом затруднении, потому что не имеем никакого человеческого утешения, а все является хаосом, бурей, нечто страшным. Именно там человек действительно отчаивается и даже смерть рассматривает как избавление. Подумайте, какие трудности могут возникнуть у человека, то есть насколько у него невыносимая жизнь, если черная смерть является для него чем-то белым. Невероятно, что испытывает человек, находясь в отчаянии. Молитва – это пристань, которая постоянно находится рядом с тобой, в которую ты можешь войти в любое время, когда у тебя есть глубокий мир и никто не может тебя сдвинуть с места. Там присутствует Бог и в тебе наступает полный мир, ничто человеческое не может разколебать тебя и, ты стоишь на твердой скале. Именно поэтому необходимо ценой любой жертвы подвизаться в священном труде, в молитве и найти ее тайну…


 

[1] Марк. 12:31.

Образование и Православие /

Перевод с болгарского: магистр богословия Виталий Чеботар.

Читайте также:

16.11.2016 - Архимандрит Андрей (Конанос). Меланхолия

23.04.2016 - Митрополит Лимасольский Афанасий. Силу, которую нам дает Христос

12.04.2016 - Митрополит Лимасольский Афанасий. Давайте иметь мир – завтрашний день нам не принадлежит

07.09.2015 - Архимандрит Андрей (Конанос). Готова ли ты родить святого?

22.04.2015 - Митрополит Лимасольский Афанасий (Николау). Молитва – это великая наука

 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 12    
  Версия для печати        Просмотров: 1144

Ключевые слова: молитва, Митрополит Лимасольский Афанасий (Николау), Виталий Чеботар

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 

Самое новое:     все >>>


Объявления:   все >>>

24 сентября
24 сентября 2017 г. начинается учебный год в университете Православной культуры...
11-16 октября
С 11 по 16 октября 2017 г. пройдет выставка "Православная Осень"...
18.08 2017
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
07.08 2017
Семинария объявляет о втором этапе приема документов...
до 20 сентября
Конкурс детского творчества «100-летие Патриаршей интронизации святителя Московского...

Нравится Друзья


Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Сентябрь 2017 (148)
Август 2017 (151)
Июль 2017 (139)
Июнь 2017 (113)
Май 2017 (171)
Апрель 2017 (162)

«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU  Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии  службы мониторинга серверов

Яндекс.Метрика