Опубликовано 21.11.2015 в рубрике  Православное краеведение
 

«Еремей Данилович был… добрым человеком»

Новое из истории храма во имя Архистратига Божия Михаила в селе Елбаши.  
«Еремей Данилович был… добрым человеком»
До 1926 года православные христиане, жители деревни Елбаши и других селений Елбашинского сельского совета Бердского района Новосибирского округа Сибирского края (ныне – село Елбаши Тальменского сельского совета Искитимского района Новосибирской области), окормлялись в храме во имя Архангела Божия Михаила села Легостаево, входившего в состав «44-го Благочиннического округа Новосибирской епархии» Русской Православной Церкви [17, Л. 2 об.; 2]. 

С 1920 года в деревне проживал священник Иннокентий Бархатный. Судя по всему, именно отец Иннокентий был назначен настоятелем построенного 9 мая 1926 года в деревне Елбаши деревянного храма во имя Архистратига Божия Михаила. Церковное здание было воздвигнуто из добротных сосновых брёвен, заготовленных в Таволгане, «по инициативе группы верующих в 72 человека и… сдано в пользование общине… по договору райисполкома от 19 мая 1927 года» [23; 24; 1, Л.Л. 9–10 об.; 3, Л.Л. 37, 41; 10]. По сведениям уроженцев н.п. Елбаши, Новососедово (Искитимский район) и Аплаксино (Тогучинский район), Таволган – это местность, поросшая густым хвойным лесом, на юго-западе Тогучинского района и севере Искитимского района, расположенная  в «треугольнике» между названными населёнными пунктами. Сибирские историки указывают, что с начала XVIII столетия в Таволгане находились скиты старообрядцев. Более подробно история храмового здания изложена в статьях прошлых лет [12, С. 4; 13, С.С. 14, 15; 14, С.С. 29-31; 15, С. 4; 22].

К сожалению, елбашинский храм просуществовал недолго. По распоряжению Бердского райисполкома  в 1929 году Елбашинский сельский совет начал подготовку закрытия православного прихода. По мнению новосибирского этнографа Е.Ф.Фурсовой, абсолютное большинство подписей селян, высказавшихся за передачу церкви под клуб, было подделано [21, С.С. 45, 46]. После анализа «Записки начальника РАО [административного отдела исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся Бердского района – А.О.] начальнику Новосибирского окрадмотдела», составленной в январе 1930 года, оказалось, что елбашинцы, высказавшиеся за уничтожение храма, были в меньшинстве: при населении 2414 человек (1047 избирателей) за закрытие прихода якобы выступило 463 гражданина, хотя прилагавшийся при этом список содержал всего 155 фамилий [3, Л.Л. 37-42; 21, С. 46].   
С уничтожением церкви духовная жизнь православных елбашинцев не прекратилась. Уже через несколько месяцев, в сентябре 1930 года, действовало другое «религиозное общество верующих под названием «Православная община староканонического направления в селе Елбаши», которое, видимо, был вынужден зарегистрировать Бердский райисполком. Вместо разрушенного храма был открыт молитвенный дом. Во второй общине числилось 134 христианина. Священником был назначен отец Иннокентий Бархатный, «заведующий селом Елбаши, поселками Светловский, Ново-Елбаши, хуторами Калиновский, Колыванский, Галерский, Пятница, Николаевский, Москва, Петровский, Устиновский, Раковский, № 5, Мир, Андреевский». В октябре 1937 года священник Иннокентий Бархатный был арестован второй раз и расстрелян. По рассказам селян, кто-то из священнослужителей жил в селе вплоть до начала Великой Отечественной войны [4, Л.Л. 4, 26; 18, Л.Л. 7, 7 об.; 19, Л.Л. 8, 8 об.; 1, Л.Л. 9 – 11; 20, Л.Л. 18-20; 23; 24; 5].

Вне всякого сомнения, православные в деревне Елбаши подвергались давлению. Например, казначей и один из учредителей новой общины Михаил Димитриевич Чермошенцев (житель Светловского посёлка, 62 лет от роду), подписавшийся в сентябре 1930 года и за других (неграмотных) её учредителей, еще в январе того же года вынужден был расписаться за целую группу «противников религии» и елбашинской церкви [4, Л.Л. 4, 26; 21, С. 46].

Но и после закрытия молитвенного дома елбашинцы остались крепкими в вере: как и во многих других искитимских селениях они крестили детей «погружением». В селе Елбаши такой обряд совершал в 30 – 40-е г.г. XX столетия в бочке, стоявшей в его усадьбе, пчеловод Е.Д.Батенев, проживавший за речкой Глазурькой. Его дом располагался ближе всех к сельскому кладбищу. Еремей Данилович был не только истинным христианином, но и добрым человеком: никогда не отпускал с колхозной пасеки в голодные довоенные и военные годы ребятишек, называвших его «дедом Ерёмой», не угостив их мёдом [6; 7; 11]. 

Возрождение духовной жизни в селе произошло в начале 90-х г.г. прошлого века, когда священник прихода Всех Святых в Земле Российской просиявших в г. Новосибирске иерей Андрей Баженов по просьбе жителей начал совершать таинства и другие церковные требы. Батюшка также освятил место, где до 1930 года находился храм. 

На фотографии из архива УФСБ РФ по Новосибирской области: настоятель прихода во имя Архистратига Божия Михаила в селе Елбаши, священник Иннокентий Бархатный. 

Источники и литература:
1. Анкеты на служителя религиозного культа, заведующего селом Елбашами, поселками Светловским, Ново-Елбашами, хуторами Калиновским, Колыванским, Галерским, Пятницей, Николаевским, Москвой, Петровским, Устиновским, Раковским. № 5, Мир, Андреевским И.В.Бархатного. / Государственный архив Новосибирской области (далее – ГАНО). - Ф. 1418. - Оп. 1. - Д. 1б. 
2.Архив Северного епархиального округа Искитимской епархии Новосибирской митрополии Русской Православной Церкви. 
3. Записка начальника РАО [административного отдела исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся Бердского района] начальнику Новосибирского окрадмотдела, январь 1930 года. / ГАНО. - Ф. 1418. - Оп. 1. - Д. 1а.  
4.Заявление для совместного удовлетворения религиозных потребностей в Берский Районный Административный Отдел от 11 сентября 1930 г. верующих с. Елбашей. / ГАНО. - Ф. 1418. - Оп. 1. - Д. 1б. 
5.Краеведческий архив Елбашинской сельской библиотеки. 
6.Личный архив Алексея Яковлевича Захарова.
7.Личный архив Андрея Ивановича Оборкина.
8.Личный архив Владимира Алексеевича Змызгова.
9.Личный архив Николая Афанасьевича Лихоманова.
10.Личный архив Николая Васильевича Тебенькова. 
11. Личный архив Нины Николаевны Бубенщиковой.
12.Оборкин А.И. Храм во имя Архистратига Божия Михаила с. Елбаши. // Духовное пространство. Совместный проект Синодального информационного отдела Московского Патриархата, Искитимкой епархии и «Искитимской газеты». // Искитим. – 2015. - № 2. – С. 4. 
13.Оборкин А.И. Храм во имя Архистратига Божия Михаила с. Елбаши. 85 лет со дня строительства и освящения. // Живоносный источник. Журнал Юго-Восточного благочиния Новосибирской Епархии Русской Православной Церкви. - Искитим. - 2011. - № 1. - С.С. 14, 15.
14.Оборкин А.И. Храм во имя Архистратига Божия Михаила с. Елбаши. 85 лет со дня строительства и освящения. // Календарь знаменательных и памятных дат Искитимского района. 2011 год. - Искитим. - 2010. - С.С. 29-31.
15.Оборкин А.И. Храм перестроили в спортзал (История храма во имя Архистратига Божия Михаила в с. Елбашах). // Знаменка. - Искитим. - 2011. - 15 апреля. - № 14. - С. 4.
16.Ответ председателя Елбашинского сельсовета от 30 апреля 1930 года (на запрос Искитимского райисполкома № 148 от 28 апреля 1936 года). / Отдел архивной службы администрации Искитимского района.- Ф. 10. - Оп. 1. - Д. 27.
17.Списки церквей и служителей Новосибирской епархии. 19 июня 1923 г. / ГАНО. - Ф. Р-1978. - Оп. 1. - Д. 13. 
18.Список верующих с. Елбашей № 1. / ГАНО. - Ф. 1418. - Оп. 1. - Д. 1б. 
19.Список верующих с. Елбашей № 2. / ГАНО. - Ф. 1418. - Оп. 1. - Д. 1б. 
20.Список верующих с. Елбашей № 3. / ГАНО. - Ф. 1418. - Оп. 1. - Д. 1б. 
21.Фурсова Е.Ф. Разрушение православных храмов и состояние народной праздничной культуры в Приобье. 1920-1950-ые г.г. // Русские старожилы и переселенцы Сибири в историко-этнографических исследованиях. - Новосибирск. - 2002. 
22.Оборкин А.И. Храм во имя Архистратига Божия Михаила с. Елбаши. 85 лет со дня строительства и освящения. // Сайт «Образование и Православие». - Режим доступа: http://www.orthedu.ru/hist-nsk-eparh/kraeved/3582-andrej-oborkin-xram-vo-imya-arxistratiga-bozhiya.html (дата размещения 14.10.2011).
23.Шабунин Е.А. К 130-летию со дня рождения искитимского священника отца Иннокентия Бархатного. // Сайт «Образование и Православие». - Режим доступа: http://www.orthedu.ru/hist-nsk-eparh/kraeved/1985-10.html (дата обращения 27.08.2010).
24.Шабунин Е.А. Священник-обновленец Иннокентий Бархатный. // Сайт «Образование и Православие». - Режим доступа: http://www.orthedu.ru/hist-nsk-eparh/kraeved/1985-10.html

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 6    
  Версия для печати        Просмотров: 2234

Ключевые слова: история малой Родины, Искитимский район, Андрей Оборкин

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Март 2024 (24)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)
Октябрь 2023 (56)

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031