Опубликовано 15.02.2017 в рубрике  Православное краеведение
 

Иеромонах Феофан (Сердобинцев): «Остаюсь на сибирских курортах...»

Иеромонах Феофан (в миру Федор Яковлевич Сердобинцев) родился в 1870 году в крестьянской семье в селе Мордово-Карайском Балашовского уезда Саратовской губернии. Родители его были крещеными цыганами, ведущими оседлый образ жизни и занимавшимися земледелием. Они были очень благочестивыми людьми и своих детей воспитывали как истинных христиан в духе любви и смирения.   
Иеромонах Феофан (Сердобинцев): «Остаюсь на сибирских курортах...»Иеромонах Феофан (в миру Федор Яковлевич Сердобинцев) родился в 1870 году в крестьянской семье в селе Мордово-Карайском Балашовского уезда Саратовской губернии. Родители его были крещеными цыганами, ведущими оседлый образ жизни и занимавшимися земледелием. Они были очень благочестивыми людьми и своих детей воспитывали как истинных христиан в духе любви и смирения.

Мальчик Федор был очень одаренным ребенком, имел способность к рисованию, пению и учебе вообще. Был лучшим учеником в сельской школе, и все думали, что он продолжит свое образование в высших учебных заведениях. Но Федор уже с ранних лет вознамерился полностью посвятить свою жизнь Богу, на что родители с радостью согласились.

В 1888 году 18-летним юношей Федор прибыл на Афон и был принят послушником в Русский Пантелеимонов монастырь. Его сразу определили в иконописную мастерскую. 1 марта 1895 года Федора постригли в мантию с именем Феофан. Отец Феофан был очень искусен в деле иконописи. Написанные им иконы пользовались большим успехом у приезжавших на Афон паломников.

Игумен Макарий с первого дня поступления его на послушание благословил ему во время написания икон творить Иисусову молитву. А если молитва не шла, то прекращать иконописание. С тех пор отец Феофан неукоснительно исполнял благословение великого старца, и в результате его иконы получались особенно теплыми, в них чувствовалось присутствие благодати. Братья знали об этом, и все просили написать его им маленькие иконочки, в чем, естественно, отец Феофан никому не отказывал. Занимался он одновременно и фотографией, и благодаря его стараниям мы сегодня имеем изображения многих старцев и подвижников тогдашнего Афона.
 
Для росписи храма в честь иконы «Скоропослушница» отца Феофана пригласили в Москву. С большой скорбью согласился отец Феофан оставить Афон. Он ехал с той надеждой, что вскоре вернется в родную обитель. Но ему больше не суждено было возвратиться туда. Начавшаяся война и переворот в России не позволили ему вернуться в родную обитель. 

15 августа 1900 года отец Феофан был рукоположен в иеродиакона, а 28 марта 1909 года в иеромонаха. В это время в Москве на подворье отец Аристоклий (Амвросиев) в доме на Полянке устроил маленький храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и для росписи его выпросил с Афона отца Феофана. С большой скорбью согласился отец Феофан оставить Афон. Он ехал с той надеждой, что вскоре вернется в родную обитель. Но ему больше не суждено было возвратиться туда.

1 ноября 1909 года отец Феофан приступил на подворье в Москве в доме на Полянке к росписи храма. Начавшаяся война и переворот в России не позволили ему вернуться в родную обитель, хотя он и приложил для этого немало усилий. Советское правительство стало преследовать его. В 1927 году его арестовали. По решению суда он был сослан на два года в Нарымский край Томской губернии. В 1929 году его освободили, но вскоре опять арестовали и сослали еще на три года.

В 1930 году он написал письмо игумену Мисаилу, которое приведем целиком, так как это единственное письмо отца Феофана, присланное из ссылки, тем более что оно ярко показывает силу его духа и воли: «Глубокоуважаемый батюшка отец игумен, благословите! Уведомляю Вас о том, что я — ваш послушник — недостойный иеромонах Феофан по Вашим святым молитвам благополучно закончил первую ссылку еще в октябре месяце 1929 года, но недолго пришлось жить в неопределенном положении и через девять месяцев получил извещение, что мне постановили еще три года прожить в Сибири. И я теперь переехал еще севернее на 300 верст, хотя тоже в Норымском крае в село Крыволуцкое Александровского района Томского округа.

Хотя здесь еще глуше, чем в Каргаске, потому что почтовое отделение находится в 70 верстах от нашего села Криволуцкого. Но я рад, что мне разрешено служить в местном храме Рождества Христова, где давно не было священника, и я с первого же дня начал исполнять все требы для верующих. Прибыл я сюда 17/30 июня. Благочинный поручил мне, если справлюсь, обслуживать еще три соседних храма. Один из них находится на расстоянии 60 верст в селе Никольском, другой за 70 верст в противоположную сторону в селе Александровка.

Я буду служить без всякого жалованья, чтобы не отягощать верующих, а только чтобы совсем не одичали без церковных таинств. Не знаю, как мне Господь поможет в этом деле? Зимой придется ездить по 40-градусному морозу!.. Хотя природа и климат здесь суровые, но я все-таки утешаюсь тем, что здесь продолжается сибирская тайга, изобилующая большим кедровым лесом, который для местных жителей служит как манна для евреев в Синайской пустыне. На кедрах растут вкусные орехи, которых осенью собирают сотни пудов и выручают за них хорошие деньги.

А я еще придумал из кедровой благовонной смолы делать ладан наподобие афонского, только без розового масла. А так как в настоящее время в России заграничного ладана-капанца нет, то и моему ладану рады. Он ходит под именем Сибирского, и я очень рад, что мой труд пошел на пользу Церкви!..

Итак, я и на следующий сезон остаюсь на сибирских курортах, которые признаны полезными для моего темперамента!.. Первый сезон с Божией помощью я перенес легко и бодро, а второй, по-видимому, будет труднее. Но я в надежде на милость Божию и на Ваши святые молитвы вступаю и на этот подвиг бодро!.. Земно кланяюсь Вам, дорогой батюшка, а так же отцу наместнику и всей братии и смиренно прошу у всех святых молитв и отеческого благословения. Недостойный иеромонах Феофан Сердобинцев. 1930 года 7/20 июля».

Отец Феофан хоть и дожил до своего освобождения из ссылки, но здоровье его было полностью подорвано. Он еле добрался до Москвы. В Подмосковье в селе Петушки у храма Успения Божией Матери жили несколько братьев из Московского подворья во главе со схимонахом Макарием (Чирковым). Они и приютили его. Он был настолько болен, что уже не мог самостоятельно передвигаться. Скорая смерть избавила его от физических мучений и очередных преследований властей.

Преставился отец Феофан 8 (21) ноября 1933 года.

Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XX веков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 1890

Ключевые слова: Святая Гора Афон, гонения на христиан, репрессии

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


22 февраля
22 февраля состоится открытие выставки «История русской святости»...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Январь 2023 (52)
Декабрь 2022 (83)
Ноябрь 2022 (80)
Октябрь 2022 (74)
Сентябрь 2022 (75)
Август 2022 (43)

«    Январь 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031