Опубликовано 19.04.2017 в рубрике  Православное краеведение
 

Культурно-просветительская деятельность сельских православных церковных школ Алтая в XIX- начале XX вв


Внеучебная деятельность и мероприятия, проводимые в духовных школах и игравшие важную роль в культурном развитии сел Алтая. Автор  выделяет 8 основных видов которые способствовали активному развитию села используя при этом широкий спектр источников по развитию  церковного просвещения в Сибири. Полагаем, что данная статья будет интересна всем кто интересуется делом народного просвещения в дореволюционной России и развитием села в Сибирском крае.
 

 

Процесс массовых открытий церковных школ на Алтае начался после издания правил о церковно-приходских школах 1884 г. До этого времени духовное образование практиковалось преимущественно в крупных административных центрах (Русское духовное училище при Томском Алексеевском монастыре) и в ведении Алтайской духовной миссии, в сельских приходах количество церковных школ было незначительным. Ситуация кардинально изменилась в конце XIX века, однако в Томской губернии, данный процесс на начальном этапе, затормозился на несколько лет, из-за пассивности в этом вопросе причта, а также из-за первоначального скептического отношения самих сельчан к такого рода нововведениям. По мере развития сети начальных сельских духовных школ они стали выполнять не только прямую образовательную функцию (духовно-нравственное воспитание и грамота), но и явились одними из главных культурных центров сельской жизни.

Собственные церковно-школьные здания будучи, как правило, довольно вместительными помещениями часто являлись местами проведения различных культурно-массовых и организационных мероприятий, главными инициаторами которых зачастую были члены церковного причта и учителя.

Внеучебная деятельность и мероприятия, проводимые в духовных школах и игравшие важную роль в культурном развитии сел Алтая дореволюционного периода можно подразделить на следующие виды:

1)Церковные школы как места проведения церковных служб и обрядов. В населенных пунктах где не существовало полноценных храмов духовные школы часто выполняли их культовые функции. Речь идет прежде всего о молитвенных домах-школах и так называемых «братских» школах, находящихся в ведении миссионерского братства имени Димитрия Ростовского, которые архитектурно и планировочно сооружались для одновременного выполнения образовательных и богослужебных функций. К примеру, в 1890 году при устройстве школы братством было постановило позаботиться о приобретении в деревне Солоновке современного Смоленского района Алтайского края, собственного дома, «…который бы мог быть и школой, и квартирой учителя и даже местом собрания православных в праздничные дни для молитвы и для собеседований.» [6, с. 3].

2)Церковные школы как места проведения внебогослужебных религиозных мероприятий (чтений, бесед, катехизических собеседований, публичных полемических бесед православных миссионеров с раскольниками и т.д.) Важную культурно-просветительскую функцию духовные школы выполняли по средством проведения различных внебогослужбных религиозных мероприятий. С конца XIX века особое внимание с целью повышения духовно-нравственной составляющей общества духовные власти стали уделять проведению в сельской местности так называемых «внебогослужебных чтений и собеседований», а также «воскресных катехизических поучений». Большая вместительность и наличие такого элемента интерьера как парты в школах способствовали длительному и сосредоточенному участию сельской аудитории в интеллектуально-лекционных мероприятиях. Причем полезность данных мероприятий вне стен храмов, а в школах иногда была более эффективной. Дореволюционные периодические издания по этому поводу писали следующее: «…по отзыву священников часто бывает неудобно вести в церкви внебогослужебные собеседования. Сами прихожане, привыкшие слушать только богослужение, стесняются здесь говорить запросто с священником о своих различных недоумениях. Священники, ведущие собеседования, указывают и на другия неудобства вести их в храм противоположнаго с прежним свойства. Случается, что «крестьянин наш, облекая свои понятия в обыденную форму разговорной речи, выражается иногда довольно неблаговидно, от чего в слушателях возбуждается чувство несоответствующее благоговению и святости храма» [1, с. 8]. Также, по отзыву священника села Николаевка Змейногорского уезда (ныне Поспелихинский район Алтайского края): «На чтения в школу прихожане идут охотнее и несравненно в большем количестве, чем в молитвенный дом. В школе во время чтений, прихожане сидят на ученических скамьях и, вообще чувствуют себя здесь свободнее…» [9, с. 39-40]. Кроме этого, в селах с значительным населением старообрядцев церковные школы служили «ареной» догматических дискуссий и дебатов между старообрядческими начетниками и православными миссионерами и пользовались большой популярность в среде всех жителей села.

3) Церковные школы как места проведения светских досугово-развлекательных мероприятий (лекций, заседаний обществ, кружков по интересам, спектаклей и т.д.). Помимо мероприятий религиозно-нравственного характера помещения школ использовались и в светских просветительских целях для различных возрастных категорий. Наиболее частыми и востребованными были мероприятия: заседания приходских обществ трезвости, общественных концертов и детских новогодних елок. В 1915 - 1917 годах при Урско-Бедаревском обществе трезвости (территория современной Кемеровской области) помимо традиционных антиалкогольных занятий действовала Воскресная школа для детей и взрослых. Занятия велись в том же здании и обучалось 57 человек взрослых и 30 детей. Преподавателями были священник Виктор Примаков и учительница Иваницкая, а само преподавание велось по программе церковно-приходских школ [8, с. 244]. Также в духовных школах Алтая, особенно в 10-х годах XX века, часто проводились концерты и спектакли. Предновогодние дни 1914 года в деревне Куртуковой Кузнецкого уезда (современный Новокузнецкий район Кемеровской области) «…были днями разумнаго развлечениям крестьян дер. Куртуковой. В первый из указанных дней была устроена елка для учеников церковно-приходской школы. Елка прошла оживленно: пели русские народныя песни, декламировали стихотворения и басни – удачно прошли два № «Дядюшка Иаков» и «Два мужика». Сильное впечатления на крестьян произвели живыя картины. По окончании детям розданы подарки: по фунту конфеток и карандашу. Хорошее впечатление осталось у обывателей от елки, но 30-е сулило более лучшее: - Любителям драматическаго искусства города Кузнецка в этот день дан безплатный спектакль в помещении школы. Ставили: «Деньщик подвел; в 1 д. и «Тетка трещотка» в 1 д. …последняя пьеса привела в восторг мужиков…» [2, с. 12-13].

4)Церковные школы как места проведения властно-административных собраний (волостных сходов, собраний кредитных товариществ и др.). В селах где школы духовного ведомства являлись единственным вместительными публичными сооружениями, часто проводились общественно-политические мероприятия и собрания светской власти, при непосредственным участии священнослужителей. Речь идет, в первую очередь о общественно-значимых собраниях сельской интеллигенции (заседания правлений волости, села, кредитных товариществ и т.д.). В частности, 11 февраля 1914 года в селе Зеркалы (современный Шипуновский район Алтайского края) в здании церковно-приходской школы по распоряжению крестьянского начальника Шавелина был собран волостной сход, где обсуждались насущные хозяйственные проблемы [10, с. 17]. Еще к примеру, 23 февраля 1914 года по случаю несостоявшегося общего собрания членов Ново-Шипуновскаго кредитного товарищества (ныне Краснощековский район Алтайского края), инспекцией было назначено второе общее собрание, и по случаю «малопоместительности товарищескаго дома, собрание было назначено в церковно-приходской школе…» [4, с. 15].

5)Школы как места проведения научных исследований и наблюдений (музеи, метеорологические наблюдения). Школы с наиболее развитой инфраструктурой и инициативными священниками-заведующими проявляли в своей деятельности элементы научно-исследовательской деятельности. Примером может служить метеорологическая деятельность Тоуракской и Казандинской церковных школ (ныне на территории Алтайского района Алтайского края), для которых необходимое оборудование было выслано из Николаевской Главной Физической Обсерватории и Алтайского Главного Управления. Наблюдение производилось над температурой воздуха, атмосферными осадками, облачностью, грозой, снежным покровом и временем замерзания и вскрытия рек. Все наблюдения велись под руководством священника, а результаты наблюдений сообщались в Николаевскую обсерваторию и статистическое Отделение при Алтайском Главном Управлении [7, с. 24]. Также при Тоуракской школе находился музей где составлялись естественно-исторические коллекции [Там же].

6) Церковные школы как хозяйственные центры (пасеки, ремесленные и книжные мастерские). По распоряжению Святейшаго Синода с начала 1890-1891 учебного года при главнейших церковно-приходских школах были открыты специальные ремесленные классы, при чем на первое время в этих классах ученики обучались производству различных изделий из дерева, а впоследствии другим ремеслам (к примеру, книжные переплетные мастерские) [3, с. 25]. К тому же в течении всей истории сельских духовных школ Алтая во многих из них культивировалось пчеловодство посредством школьных экспериментальных пасек. В частности, при Елбанской школе (современный Усть-Пристанский район Алтайского края) весной 1892 года в школьном саду диаконом Василием Павским положено начало обучению пчеловодству [5, с. 28].

7) Церковные школы как места получения медицинской помощи. Во многих селах Алтая конца XIXвека храмы и церковные школы по средствам наличия аптечек являлись, по сути, единственными центрами оказания медицинской помощи. В 1899 году в здании новой Тоуракской школы находилось приходское попечительство в одной комнате с библиотекой, где находилась аптечка. В попечительском отчет пользование аптечкой описывается следующим образом: «…прихожане обращаются очень часто. Не проходит дня, чтобы кто-нибудь не спросил себе какого-нибудь лекарства. В аптечке имеются запасы необходимых медикаментов, приобретающихся на средства Попечительства и на специальныя пожертвования на этот предмет прихожан. Этим делом заведует священник.» [7, с. 22].

8) Церковные школы как места продажи различных товаров. В некоторых сельских церковных учебных заведениях Алтая приходскими попечительствами была организована продажа различных необходимых товаров. В села Тоурак при школе организована продажа дешевых народных изданий, как религиозно-нравственного, так и общего содержания, которых «разошлось» среди прихожан на сумму около 10 рублей. Там же продавались крестьянам некоторые предметы сельско-хозяйственного обихода: литовки, серпы, наковальни, молотки, бруски и пр. Продано было за лето на 74 р. 30 к., из этой суммы в пользу школы поступило 9 руб. 67 коп. [7, с.22-23].

Таким образом, школы духовного ведомства Алтая в конце XIX началеXXвеков в сельской местности, помимо своих непосредственных функций (обучение) выполняли и важные культурно-просветительские и хозяйственные задачи. Они наряду с храмами, по средством проведения различных мероприятий, являлись, по сути, единственным центрами культурной жизни алтайского села.

 

 

Роман Юрьевич Волоснов,

доцент кафедры истории отечественного и зарубежного искусства

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул

  

 


Список литературы:

1. Городков Н. О внебогослужебных собеседованиях священника с своими прихожанами. Отдел неофициальный // Томские епархиальные ведомости. – 1887. - № 4 (15 февр.) с. 8-20.

2. Дер. Куртукова, Кузнецкаго уезда. По Алтаю. (От собственных корреспондентов). Алтайский крестьянин № 6. (8 февр.) 1914. с. 12-13.

3. Известия и заметки. Отдел неофициальный. // Томские епархиальные ведомости. – 1890. - № 16 (15 авг.). с. 25.

4. Карачельский С. Ново-Шипуновское, Покровской волости. По Алтаю. (От собственных корреспондентов). // Алтайский крестьянин № 11. (15 марта) 1914. с. 15-16.

5. О двухклассных церковно-приходских школах и о занятиях в них ремеслами и ручным трудом. Отчет Томскаго Епархиальнаго училищнаго Совета за 1891/92. Отдел неофициальный. // Томские епархиальные ведомости. – 1893. - № 15. (1 авг.). с. 12-32.

6. Отчет Братства Томской епархии во имя Святителя Димитрия Митрополита Ростовскаго, за 1889/90 г. Отдел неофициальный. // Томские епархиальные ведомости. – 1891. - № 2 (15 янв.). с. 1-29.

7. Покровское приходское попечительство в 1899 г. (Продолжение). Отдел неоффициальный. // Томские епархиальные ведомости. – 1900. - № 10. (15 мая.). с. 20-25.

8. Примаков В. Краткий отчет о деятельности Урско-Бедаревского Александра Невского Общества Трезвости за 1916 год. Из Церковно-Епархиальной хроники. Часть неоффициальная. // Томские епархиальные ведомости. - 1917. - № 10 (15 мая). с. 242-244.

9. Религиозно-нравственныя чтения в с. Николаевском, Змейногорскаго округа, благочиния № 26-го. Известия и Заметки. Отдел неоффициальный. // Томские епархиальные ведомости. – 1899. - № 8. (15 апр.). с. 39-40.

10. Чащихин М. В. С. Зеркальское, той же волости. По Алтаю. (От собственных корреспондентов). // Алтайский крестьянин № 8. (22 февр.) 1914. с. 17-18.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 2233

Ключевые слова: воскресная школа, Алтай, село

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (38)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930