Опубликовано 17.07.2007 в рубрике  Православное краеведение
 

Свято-Троицкий собор г. Колывань

В поселке Колывань на улице Советской в глубине квартала находится неказистое здание, внешне похожее на клуб. Большинству колыванцев неизвестно ни происхождение, ни истинное назначение этого сооружения. И лишь немногие знают, что это – бывший православный храм. Немым укором предстает он взору прохожего.
 

Построение этого храма относится ко времени перемещения Колывани в середине XIX века на новое место. В «Сибирской Советской энциклопедии» говорится, что основание Колывани тесно связано с Чаусским острогом, возникшем в 1713 г. Чаусский острог был переименован в Колывань[1] в 1796 году. Позже (в 1822г.) Колывань была преобразована в губернский, а потом в окружной город Томской губернии. В середине 50-х годов XIX века Колывань была перенесена на 7 километров на юг на место нынешнего ее расположения.  

Свято-Троицкий собор. Фотография нач. 1920-х гг. Из личного архива автора

 Свято-Троицкий собор. Фотография нач. 1920-х гг. Из личного архива автора

На протяжении первых полутора столетий своего существования Колывань была крупным торговым городом, с довольно значительным по тем временам населением. Поэтому оставшаяся на территории старой Колывани (в селе Чаусском) Богоявленская церковь оказалась неудобно расположенной для большинства прихожан. По ходатайству епископа Томского Парфения перед Святейшим Синодом, в 1859 году была разрешена к построению в Колывани церковь с наименованием «соборною». Как свидетельствуют документы из фонда Томской духовной консистории Государственного архива Томской области, «храм был заложен 15 августа 1861г. и освящен 1 октября 1867 года. Зданием собор каменный, c таковой же в одной связи колокольней, покрыт железом, сложен очень прочно. Собор построен тщанием прихожан”.

Главный престол в соборе был освящен в честь Святой Троицы, а два боковых придела имели престолы: правый во имя святой великомученицы Екатерины, левый во имя мученицы Наталии и преподобного Кирилла диакона. История сохранила нам имя главного жертвователя на сооружение этих приделов купца первой гильдии Кирилла Климовича Кривцова. Освящение одного из престолов в честь преподобного Кирилла понятно: это небесный покровитель купца, имел ли он родственниц с именами Екатерина и Наталья, пока не установлено. По крайней мере, известно, что в Колывани устраивалась ежегодная екатерининская ярмарка, видимо связанная с престольным праздником.

Существует мнение, что проект Троицкого собора был выполнен известным архитектором К.Н.Тоном – автором проекта храма Христа Спасителя в Москве, или кем-либо из его учеников.

До нас дошло имя первого настоятеля собора - протоиерея Михаила Федоровича Вавилова, а благодаря недавним исследованиям удалось установить имена некоторых священников, диаконов и псаломщиков, в разные годы служивших в Троицком соборе. Это протоиереи Феодор Сосунов, Диомид Чернявский (1890-1892гг. очень известный священник в Западной Сибири, основатель Новониколаевского приюта “Ясли”), Трифон Шостак (в 1922 году, позднее священник Воскресенской церкви Новосибирска), священники: Константин Львов (с 1892г.), Павел Комаров (1895-1901гг.), Михаил Безсонов (1903-1909гг., позднее служил в Воскресенской церкви г. Новониколаевска), Михаил Ерлексов (с 1907г.), Василий Курков (с 9 апреля 1910 по 1912г), Михаил Лавров (с 23 мая 1913 и в 1914 году был диаконом Свято-Троицкого собора г. Колывани. С1913 по 1914 учитель соборной церковно-приходской школы. Позднее служил в Троицком соборе священником. В 1922 г. священник с. Кандауровского, где служил до начала 1930 - х годов, когда был выслан в Нарымский край. Перед арестом в 1938 статистик райпотребсоюза в селе Бачкар. Расстрелян в1938 году.), Нил Глушинский (с 22 сентября 1911 и в 1914 году был настоятелем), Павел Угодин (с 13 июня 1914), Александр Шереметинский (с 1914 был вторым священником), Иоанн Ткачев. Диакона: Павел Ураев (1859-1873 гг., с 1873 г. священник), Алексий Омский (с1889 г.), Петр Доброумов, Иоанн Горячев (с 1909 года). Псаломщики: Николай Иволин (1859-1878 гг.), Димитрий Сосунов (позднее священник в Барнаульском уезде), Александр Молчанов (с 1890 г.), Павел Колесников (с 1910 года), Павел Попов (с 1909 года), Севастиан Курков (1909-1911гг.), Николай Липовицкий (1888-).

alt

 Свято-Троицкий собор. Юго-западный фасад. Современный вид.

Самым известным священником Троицкого собора был отец Василий Курков.

Курков Василий Андреевич. Родился около 1879 г. в семье мещанина. В 1900 г. окончил Бийское катехизаторское училище, а с 1902 г. обучался в регентском классе Санкт-Петербургской Придворной капеллы. 27 июля 1906 г. был рукоположен в сан диакона к Троицкому собору г. Колывани. Свое служение совмещал с преподавательской деятельностью: был заведующим и законоучителем Колыванской соборной церковно-приходской школы и законоучителем 2-го женского народного училища министерства народного просвещения в Колывани. В 1909 г. рукоположен во священника. С 1910 по 1915 гг. священник Свято-Троицкого колыванского собора. С 1915 года и до своей смерти отец Василий Курков служил в Вознесенской церкви Новониколаевска. В 1933году он первый раз был арестован, отбывал срок в БАМ лаге. В декабре 1936 года вернулся в Новосибирск, а 28 июля 1937года, вместе с большой группой духовенства и мирян, был вновь арестован и 25 августа 1937 года расстрелян.

Церковным старостой собора с 1901 г. состоял колыванский купец Николай Тимофеевич Орлов.

Троицкий собор стоял на огромной площади, обстроенной домами наиболее богатых людей в городе. Здесь же на Соборной площади размещались базар, учительская и церковно-приходская школы, Городская Управа и Дума.

Сохранились отрывочные сведения о том, что учительская школа была открыта в 1898 г.; при ней существовала образцовая одноклассная церковно-приходская школа.

Заведующим учительской школой с 1907 г. состоял священник Михаил Ерлексов; он же преподавал Закон Божий. В 1911 г. преподавателями в учительской школе были: М.П. Ситников - старший учитель, А.М. Львов, П.В. Поломошнов и М.М.Попов.

Каждый день утром и вечером под мелодичный перезвон колоколов спешил колыванский люд на богослужение. Вся жизнь колыванцев была неразрывно связана с храмом: сюда несли крестить младенцев, под ликующий звон колоколов выходили счастливые новобрачные, под гулкими сводами храма звучала “вечная память” покойному.

По свидетельству старожилов храм поражал своим богатым убранством, величественно пел хор, звучал бас диакона, струился синий кадильный дым. Шли годы, и казалось, так будет всегда…

Но не прошло и года после начала революции, и в начале 1918 года советским правительством был принят декрет “Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви”. Началось разграбление и уничтожение церквей и монастырей, осквернение мощей и святынь, преследование духовенства, закрытие храмов. В Сибири эти процессы начались позже, их начало оттянула гражданская война, но проходили они часто еще более жестоко,  чем в европейской части России.

Не миновала подобная судьба и Колывань. По невыясненным причинам в ночь на 1 февраля 1932 года в Троицком соборе вспыхнул пожар. Огонь быстро удалось погасить, но фактом пожара воспользовалась новая власть, священнослужителей собора обвинили в умышленном поджоге, и решением Западносибирского крайисполкома[2] храм был закрыт.

Позднее все церковное имущество было вывезено в Новосибирск. Дальнейшая судьба всех ценностей неизвестна, и только лишь фрагменты трех плащаниц находятся в настоящее время в фондах новосибирского областного краеведческого музея.

alt

 Графическая реконструкция собора

Впоследствии здание храма переделали: купол, колокольня и главки были сломаны, а в 1950-е годы западный фасад получил завершение треугольным фронтоном с советской символикой.

Здание неоднократно переходило от одной организации к другой. До конца 1980-х годов здесь размещался кинотеатр “Победа”, а с 1990 – х - вещевой рынок, страховая компания, медицинский кооператив. Сейчас здание передано новообразованному приходу.

Здание находится на охране как памятник архитектуры.


[1] С татарского – «город у озера»

[2] От 29 апреля 1932 г. за № 2743

 


Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 7999


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
   1 написал: Александр Верин (24 июня 2010 01:02)
 
Господин референт! Стыдно должно быть русскому не знать родного языка и истории. Имя "Колывань" никакого отношения к татарскому языку не имеет, это исконно русское, древнее венедское имя, которое носил до завоевания скандинавами город, ставший затем Ревелем-Таллинном. "Коло" - это солнце, древнее языческое божество, отсюда: колокол, Кольский полуостров (часть древней Арктиды-Гипербореи, где находятся гиганстские каменные памятники), колесо, коляда, древний - до Святогора - богатырь Колыван. А "ван" - это вода, море, озеро (вошло в индоевропейские языки). Так что всё прозрачно: Солнечное море - море, где славяне добывали и снабжали тогдашний мир янтарём, солнечным камнем. И звалось оно затем Скифским, Варяжским, Русским морем. Так что ни татары, ни корелы, ни эсты здесь не ночевали. А в Сибирь оно пришло благодаря алтайским Колывано-Воскресенским заводам (у озера Колывань), поскольку Чаусский острог был их административным центром. И при переезде оного с затопляемого берега на холм Чауссское получило имя Колывань. А татары - чатские - жили лишь на Оре, на берегах Чауса их и в помине не было!
  [цитировать]
   2 написал: admin (25 июня 2010 10:35)
 
Что ж, если данный товарищ так считает, пусть продолжает считать дальше. Но есть такая наука этимология и ономастика и она прямо заявляет, что слово "ВАН" имеет татарское происхождение, и обозначает "озеро", так же как скажем "Карасук" с татарского происхождения и обозначает всего-навсего "чёрная река" и примеров татарских названий очень много. Как и Бердск, по одной из версий получил своё название от сына хана Кучума царевича Берды. И отрицать свою историю, это очень стыдно.
С уважением, Евгений Шабунин,
референт Издательского совета Новосибирской епархии
  [цитировать]
   3 написал: Ал. Верин (8 апреля 2011 00:46)
 
Г-н референт, не хамите, Вы ещё под стол пешком ходили, когда я работал редактором. Вы сами-то об этимологии и ономастике что знаете? И доверяете ли им? Вот Вам "Словарь татарско-русского и русско-татарского языка" Ф. Сафиуллиной: "город" -"шэхэр", союз "у, возле" - "янында", "озеро" -"кул" (произносится - кюль). Что получается - Шэхэрядындакюль - это, по-Вашему, Колывань? "Карасук" же переводится - "Чёрная вода", а не "река", которая - "елга". Хотя бы перед знающими эти слова татарами не выставляйте себя невежей, а епархию местом, где их держат. "Ван" в татарском вообще нет - это индоевропейское (китайцы не в счёт).
Вы также неверно пишите о том, что Чаусский острог был переименован в Колывань в 1796 г. (см. далее)

2/Откройте академический географический словарь 1865г. П.Семенова (Тян-Шанского) и др. - там специально для любителей блуждать среди двух берёз написано: «Колывань или Чаусск, заштатный город Томской губ. на р. Чаусе. До 1822 г. на месте нынешнего города существовал Чаусский острог, основанный в 1713 г. В 1822 г. он переименован в город Колывань и назначен губернским городом Томской губернии. Но в 1823 г. переименован в окружной, а в 1856 г. оставлен за штатом. Под именем Колывани в прошлом (XVIII) веке разумелся не Чаусск, а село Берское, переименованное в губернский город Колыванской области, названный Колыванью в 1795 г. и упраздненный в 1797 г.»
Как видите, даже в ошибке Вы совершили ошибку, на год раньше закрыв бердскую Колывань.
(см. далее)

3/Что касается имени Колывань - надеюсь, с татарским Вам всё ясно, - то она впервые появилась на Балтике. Князь Ярослав Мудрый поставил там в начале 11 в. город Юрьев (по своему христианскому имени) и, как полагают некоторые, Колывань. Но Иван Грозный в письме датскому королю отмечал, что Ярослав Юрьев построил, а в Риге и Колывани поставил храмы Св.Николая. То есть Колывань уже была. Русская и ничья больше - от имени славянского, судя по всему, бога. "Коло" +(Солнце) "ван" (древние арийские боги, а также славянский народ), после крещения Руси "пониженный" до богатыря и заменённый по созвучию Николаем Угодником. Поэтому тот стал в простом народе почитаем не менее Христа, и праздники его отмечаются как раз в дни славянских солярных праздников в мае и декабре (даже в обрядах язычество видно невооружённым глазом).


4/Имя Колывани разбросано на карте России по горам, рекам и сёлам. В Ровенской области Украины с 12 века есть Колывань- сейчас Клевань - родовое гнездо князей Чарторыйских. Подробнее обо всём этом можете прочитать на сайте администрации Колыванского района. Я ради истины перерыл достаточно литературы.
На том прощаюсь.
  [цитировать]
   4 написал: Павел Гаврилов (8 февраля 2012 00:26)
 
вообще-то, словарь называется - "Географическо-статистический словарь Российской империи"
  [цитировать]
   5 написал: Сергей Р. (1 мая 2012 18:13)
 
И вообще, для любителей "русского языка" и словарей: слово невежа в толковом словаре Ожегова имеет значение - Грубый, невоспитанный человек.
В данном случае, наверное, уместнее слово - невежда.
  [цитировать]
   6 написал: Ал. Верин (2 мая 2012 18:32)
 
Раскопал в Государственной библиотеке.В т.38, на стр. 342 - 344 «Полного собрания законов Российской империи», под №29.124 от 22июля 1822 г. опубликован «Именной, данный Сенату указ» императора Александра I «О преобразовании Сибирских Губерний по новому учреждению»: пункт 5.По уважению местных обстоятельств Томской Губернии,
постанавливаются для оной в общем порядке управления следующие изъятия: 1) Звания Томского Гражданского Губернатора и Начальника Колывано-Воскресенских заводов отныне соединяются в одном лице. Чиновник, в звание сие назначаемый, определяется и увольняется по представлению управляющего Кабинетом, в ведомстве коего состоят сии заводы... 2) Для удобности совокупного управления Губерниею и заводами учредить губернский город в бывшем Чаусском остроге, на реке Оби лежащем, переименовав оный Колыванью.
Через год Александр Павлович даёт отбой: 1823 г., т.38, стр.1038

29.509. – Июня 14 (*) Именной, данный Тобольскому и Томскому Генерал-Губернатору.– Об оставлении города Томска по-прежнему Губернским.Господину Генерал-Губернатору Западной Сибири. В Указе 22 июля 1822 года для удобности сношений между Губернскими и заводскими управлениями Томской Губернии предложено было устроить губернский город в бывшем Чаусском остроге; но при сем предположении в то же время поручено вам было обозреть сие место и доставить подробные сведения. Рассмотрев сии сведения и находя более удобности, чтоб Губернский город оставался в Томске, согласно мнению Сибирского комитета, Повелеваю оставить сей город Губернским по-прежнему.

--------------------------------------------
(*) Опубликован Сенатом Сентября 24
  [цитировать]

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


12 мая
12 мая 2019 года в Горновском КДЦ состоится районный Пасхальный фестиваль «Христос...
28 ноября
XXII Новосибирские Рождественские Образовательные Чтения. «Молодежь: свобода и...
2019
В 2019 году в г. Новосибирске пройдет II этап конкурса «За нравственный подвиг учителя»...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2019 (34)
Март 2019 (71)
Февраль 2019 (103)
Январь 2019 (80)
Декабрь 2018 (61)
Ноябрь 2018 (109)

«    Апрель 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Яндекс.Метрика

Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии