Опубликовано 10.02.2016 в рубрике  Православное краеведение » История Новосибирской митрополии
 

Православная журналистика в Сибири с 1913 г


 
Предыстория П.ж. в Сибири начинается с православных проповедей первых священников, пришедших за Уральские горы с Ермаком (XVI в.). Роль проповеди всегда была священной и очевидной для России. Проповедь — род духовной публицистики. Ее истоки — в Евангельских проповедях, в пламенных призывах Иоанна Богослова и Иисуса Христа (новозаветная публицистика первоначально была устной), в творениях отцов и учителей церкви. Этот род публицистики содействовал поиску духовных ценностей, вдохновлял авторов и жаждущие Вышней правды души, напоминал слушателям/читателям о таких вечных понятиях, как прощение и покаяние, смирение и добротолюбие, вера, надежда, любовь. В России П.ж. (особенно устная проповедь) сохранила свою богодухновенность до наших дней. Проникая в лирику и поэзию русского слова, откровения духовно-публицистического характера явились примером мирной борьбы с тьмой и невежеством «века сего», примером христианского подвижничества.

Первыми православными журналистами Сибири можно считать архиепископа Сибирского и Тобольского Киприана (XVII в.; собирал и публиковал документальные материалы о Ермаке, о крещении сибирских инородцев) и протопопа Аввакума (XVII в.; автор первого в агиографической литературе автобиографического и публицистического «Жития….»). Со временем проповеди представителей РПЦ в Сибири стали записываться и публиковаться, в т.ч. в «Томских епархиальных ведомостях», в «Тобольском церковном листке» (1913); подшивки газет с проповедями/статьями на духовную тему хранились в библиотеках Новониколаевска и были доступны для прихожан. Своей прессы у новониколаевского духовенства до 1918 не было.

В годы Гражданской войны в Новониколаевске выходило несколько белых газет и журнал «Русский богатырь». Редактором газеты «Русская речь» в 1918 был священник Г.Я. Жук; он же выступал и как автор. Кроме того, в 1919 среди авторов были священник П. Иванов и профессор по кафедре богословия Томского университета И.И. Галахов. В журнале «Русский богатырь» (1919) печатались статьи и очерки, в т.ч. на религиозные темы; идейной платформой журнала был призыв к защите православия и колчаковской государственности, к созданию дружин Святого Креста для посылки на фронт.

Со времени установления в Новониколаевске советской власти церковь была отделена от государства, и П.ж. разделила ее участь. Устная публицистика (проповедь) находилась в постоянном угнетении со стороны большевистских властей, в т.ч. со стороны прессы и ГПУ. Многие священники и православные журналисты были репрессированы. Юристы и профессора Томского университета И.И. Аносов и Б.П. Иванов — авторы статей в защиту православия, помещенных в новониколаевских газетах «Русская речь» и «Русский голос» — весной 1921 судились Томским губревтрибуналом по делу сибирской реакционной прессы. Их обвинили в организации дружины «Святого Креста» (целью которой была вооруженная борьба с большевиками в защиту церкви) и в публикации серии статей в белой печати с обвинениями большевиков в гонениях на церковь. Тем не менее, по сведениям VI отделения Секретного отдела ГПУ, летом 1922 газета «Советская Сибирь» слабо откликалась на церковный вопрос; то есть не поддерживала антиправославную кампанию Агитпропа — руководимого Е.М. Ярославским агитационно-пропагандистского отдела Сиббюро ЦК РКП(б). Положение изменилось в 1925, когда в Москве был создан Союз безбожников, во главе которого встал все тот же Е.М. Ярославский — автор множества трудов по вопросам религии и атеизма. В 1929 организация получила название Союза воинствующих безбожников. Газеты стали вести антицерковную кампанию, публиковали призывы партии и местного отделения Союза воинствующих безбожников закрыть храмы. Журнал «Сибирские огни» поместил большую статью кооператора и журналиста А.С. Долотова «Нутро религии» («СО», Новосибирск, 1929. — №1. — С. 136–146). В журнале «Профсоюзное движение» в 1929–1931 существовала рубрика «Страница безбожника».

В 1935 был закрыт «Журнал Московской патриархии» (выходил с 1931). За «антисоветскую агитацию» были репрессированы многие священнослужители РПЦ, монахи, миряне. В 1937 за «участие в контрреволюционной церковно-монархической организации» в Новосибирске были арестованы и расстреляны священнослужители В.Д. Выхованец, В.И. Екшибаров и И.В. Россов (представитель миссионерской династии Россовых), регент Туруханской церкви Е.И. Смирнов, священник с. Малое Кривощеково Новосибирского округа и священник дер. Чаргары Венгеровского района Ф.И. Кидолашев; погибли также пресвитеры Иннокентий Кикин и Николай Ермолов, в 2002 причисленные к лику святых новомучеников новосибирских.

Первый новосибирский архипастырь епископ Никифор (в 1927 был возведен в сан архиепископа, а в 1932 — митрополита) даже в тяжелые годы гонения на Церковь и воинствующего безбожия ревностно охранял свою православную паству. После его кончины, последовавшей 30.04.1937, Новосибирской и Барнаульской епархией управлял его преемник архиепископ Сергий (Васильков; расстрелян летом 1937), выдающийся проповедник. В августе 1943 в Новосибирск приехал архиепископ (впоследствии митрополит) Варфоломей (Городцев; 1866–1956), жизнь и труды которого имели важное значение для православия всей Сибири. Владыка предпринимал поездки по епархии, неустанно проповедуя Слово Божие, в воскресные вечера проводил небогослужебные беседы в храме; писал духовные книги. С именем Варфоломея связано восстановление почитания сибирских святых, в т.ч. св. Иоанна, митрополита Тобольского, мощи которого по ходатайству владыки в 1947 были перенесены из музея в Покровский собор Тобольска, где находятся и сейчас. Варфоломей составил службу св. Иоанну; одобренная патриархом Алексием I, она была издана Новосибирским епархиальным управлением и разослана для употребления по храмам сибирских епархий. С 1943 был возобновлен «Журнал Московской патриархии», который получала Новосибирская епархия РПЦ; получали в Новосибирске и газету «Московский церковный вестник» (в библиотеке Новосибирского епархиального управления сохранились подшивки с 2000). Варфоломей являлся автором большого числа статей, преимущественно на темы пастырского богословия, опубликованных в 1940–1950-х (например: Святой Софроний, епископ Иркутский // «ЖМП». — М., 1948. — №3. — С. 30–33; О пастырском благовествовании // Там же. — М., 1950. — №6.— С. 25–28). В 1949 получило распространение послание Варфоломея к сибирской пастве, которое было напечатано в «Журнале Московской патриархии» и выпущено отдельным изданием. С 1943 в нем появился раздел «Из жизни Новосибирской епархии».

В середине 1940-х произошло некоторое смягчение политических установок советской власти в отношении Церкви. В первые послевоенные годы, когда директором Новосибгиза был И.А. Гольдберг, публиковались богословские труды сибирских священнослужителей, проповеди патриотического характера по случаю окончания Великой Отечественной войны и очередной годовщины великой Победы. Небольшими тиражами выпускались обращения к жителям в преддверии религиозных праздников. С ведома органов цензуры распространялись и послания верующим. Накануне 1947 Новосибгизом было отпечатано новогоднее обращение архиепископа Новосибирского и Барнаульского Варфоломея. Чуть позднее вышла составленная им же «Служба Святителю Иоанну, митрополиту Тобольскому». Издавались Библия, молитвослов, церковный православный календарь; были напечатаны 4 проповеди митрополита Николая и патриарха Алексия. Непродолжительная либерализация отношения к Церкви сменилась в конце 1940-х политикой давления и преследований. В эти годы стала издаваться литература, пропагандирующая атеизм. В конце 1940-х — начале 1960-х прихожане вернулись к практике подпольного самиздата. Тиражировались — путем переписывания от руки и размножения на пишущей машинке — дореволюционные издания (жития святых, православные журналы), пастырские послания, религиозная «публицистика» и разнообразная «душеполезная» литература.

В 1956 преемником владыки Варфоломея стал митрополит Нестор (Анисимов; 1884–1962), а в 1958 началась новая антирелигиозная кампания. Тем не менее, в годы т.н. «оттепели» произошло некоторое ослабление цензуры в СМИ, началась реабилитация; среди посмертно реабилитированных были владыка Сергий (Васильков), священники В.Д. Выхованец, В.И. Екшибаров и И.В. Россов, регент Е.И. Смирнов (1958), священнослужитель Ф.И. Кидолашев (1959) и др. С 1959 в «Журнале Московской патриархии» публиковались статьи бывшего студента Иркутского университета А.В. Меня, автора «Богословского словаря» и духовного наследника религиозных философов И.А. Ильина, С.Л. Франка, Е.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского.

В 1960–1970-х критика советского государства в проповедях жестко преследовалась; имели место давление, штрафы, обыски, аресты, судебные процессы, идеологические кампании со стороны партийных органов. С другой стороны, в эти годы многие верующие вернулись из лагерей, избежали уголовного преследования за религиозные убеждения. Увеличилась численность духовенства, произошло омоложение кадров священнослужителей и прихожан, повысился образовательный уровень верующих. Восстанавливались заграничные контакты религиозных объединений, возрождались богословские традиции. В 1964–1972 при архипастырском управлении епархией архиепископа Павла (Голышева) в церковной жизни Новосибирска началось духовное возрождение. Стали появляться церковные книги и журналы.

За 1972–1990 — годы управления Новосибирской кафедрой митрополитом Гедеоном (Докукиным) — появились предпосылки к просветительской церковной деятельности. На страницах «Журнала Московской патриархии» публиковались статьи новосибирских священников, в т.ч. о. Бориса (Пивоварова): «Святитель Филофей, в схиме Феодор, митрополит Тобольский и всея Сибири» // Журнал Моск. Патриархии. — М., 1977. — №3. — Подпись: Диакон Борис Пивоваров; «Житие святого праведного Василия Мангазейского» // Там же. — №11. — Подпись: Протодиакон Борис Пивоваров.

В 1990-е появились или возобновились издания сибирских епархий РПЦ: «Омские епархиальные ведомости» (издавались с 1898, возобновились в 1990), «Сибирская православная газета» Тобольско-Тюменской епархии (выходит с 1999), «Томские епархиальные ведомости» (с 2003), журнал «Алтайская миссия» (с 2003; вестник Барнаульской епархии; превосходные фоторепортажи, в т.ч. о миссионерских поездках по епархии, например: «По святым местам. Дивеево», 2006, №10; автор — руководитель Паломнического центра Н.Д. Быкова).

Продолжалось служение священников, в т.ч. новосибирских, на ниве «устной» журналистики (проповедничества), их участие в «Журнале Московской патриархии». Из статьи А.И. Денисенко «В «Горнице» моей светло…»: «Ничто не рождается на пустом месте, и надо было иметь мужество и волю, чтобы в те больные годы на свой страх и риск, почти явочным порядком организовывать с владыкой Гедеоном первые — робкие, «полулегальные» — православные вечера, растопить мороз и хлад неверия. <…>». Газета «Вечерний Новосибирск» опубликовала (8.02.1989) статью А.И. Плитченко «Дорога к Храму» с призывом спасти храм Александра Невского — памятник истории, культуры и архитектуры города; в газете публиковались мнения жителей Новосибирска о необходимости передать храм верующим. Осенью 1989 храм был официально передан Новосибирской епархии. Эту новость сообщили своим читателям многие городские газеты. Статья А.И. Плитченко «Дорога к Храму» была перепечатана в журнале «Сибирские огни» (1991, №4).

Благоприятные перемены в жизни страны в 1990-е способствовали новому подъему духовного жанра. В Новосибирске стали проходить традиционные Рождественские образовательные чтения с секционными заседаниями «Святыни родного края» и краеведческими исследованиями (например, о святынях собора святого князя Александра Невского). В 1991 в журнале «Сибирские огни» печатался «Месяцеслов» — из произведений духовной литературы РПЦ; тексты публиковались «под наблюдением» о. Иоанна, настоятеля Вознесенского храма в Новосибирске. Там же были опубликованы статья публициста М.Ф. Антонова «Русская идея в конце XX века: Православный взгляд на настоящее и будущее России» («СО», Новосибирск, 1991. — №7), тобольского писателя В.Ю. Софронова «Строить и просвещать» — о сибирском пастыре, архиепископе Тобольском и Сибирском в 1768–1802 («СО», 1992. — №1), «Не пустыня перед вами, но простор для жатвы…» — материалы 1-го съезда православной молодежи Сибири в р.п. Колывани НСО, 1991; публикацию готовил М.Н. Щукин («СО», 1992. — №2). Журнал «Земля Сибирь» поместил серию статей о сибирских иконах, принадлежащих перу искусствоведа, сотрудника Новосибирской картинной галереи Н.Г. Велижаниной. В новосибирских газетах появились первые позитивные заметки и статьи о Боге и религии.

В 1989 стал выходить еженедельник Новосибирской областной организации СЖ СССР «Ваш посредник»; в 1993 был переименован в «Ваш духовный посредник» и стал выходить под эгидой Ассоциации журналистов Сибири (ее организатором выступил председатель ТПО «Журналист» В.Н. Тарасов). «…Посредник» был посвящен почти исключительно религиозно-мировоззренческой тематике. На страницах газеты публикации в русле канонов православия соседствовали со статьями о т.н. «живой этике» (учение Н.К. и Е.И. Рерихов), кришнаизме, мистике и эзотерике… Такова была «первая ласточка» гласности. После десятилетий атеистической идеологии журналисты вышли на искренний, прямой разговор с читателями о душе и вере. Среди них: А.Ф. Володкович и И.Д. Сиротина (газета «Новосибирские новости»), Н.В. Карлагин (газета «Советская Сибирь»), В. Мельников и И. Ласовская (газета «Вечерний Новосибирск»), А. Оконишников (газета «Честное слово»). В газете «Слово Сибири» были опубликованы материалы «Пела девочка в церковном хоре» и «Светлое царство» (1997; автор — И. Сергеева).

Открылись новые рубрики в газетах «Советская Сибирь» («Духовные ориентиры» и «Праздники народа»), «Честное слово» («Мировоззрение» и «Религия»; статьи были посвящены как православию, так и другим т.н. «мировым» религиям, а также конфессиям/сектам; о последних писалось, как правило, с критических позиций), «Слово Сибири» («Вера и спасение»), «Сибирь: Момент истины» («Вечные ценности»), «Семья и общество» («Уроки нравственности»).

В 1990 на Новосибирскую архиерейскую кафедру был назначен будущий архиепископ Тихон (Емельянов), бывший в 1978–1981 сотрудником «Журнала Московской патриархии». Под его редакцией в 1993–1995 в газете «Вечерний Новосибирск» выходила т.н. «газета в газете» под названием «Вера, надежда, любовь». С его благословения в мае 1995 в Новосибирске стал выходить журнал «Горница» (с 1999 называется «Сибирская горница»). Владыка стал председателем Попечительского совета «Сибирской горницы». Из статьи А.И. Денисенко «В «Горнице» моей светло…»: «И вот среди этой зимы жизни родилась у А. Плитченко в ночных бдениях со Щукиным статья «Дорога к Храму», к засыпанной «храмине» собора святого Александра Невского. Вот с этого собора (чье слово означает собирать тех, кто верует, а не ищет развлечений) и протянулась дорога к порогу «Горницы», которую они задумали вместе и строили неимоверными трудами, но по благодати, благословленные преосвященным Тихоном, архиепископом Новосибирским и Бердским…». Текст одной из бесед М.Н. Щукина с архиепископом Тихоном был опубликован в №4 за 2001 «Сибирской горницы» (см. материал «...И жизнь наполнится глубочайшим смыслом»), а также предоставлен редакцией журнала для размещения на странице сайта www.orthedu.ru/nskeparh/arhipast1.htm. А в №1 «Сибирской горницы» за 2001 было опубликовано стихотворение Ю.М. Магалифа «На проводы Преосвященного Тихона».

Ведется просветительская, катехизаторская и миссионерская работа. Стали открываться духовные учебные заведения, учреждаться церковные библиотеки, издаваться православные книги и газеты. Издан сборник «Из духовного наследия митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея» (Новосибирск, 1996), куда вошли дневник, статьи и послания владыки. Трудами сотрудников Научно-издательского сектора Православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского в Академгородке напечатаны «Евангелие в нашей жизни» магистра богословия протоиерея Б.И. Пивоварова (Новосибирск, 1995) и «Слава вам, братья, славян просветители» (Новосибирск, 1996) — сборник материалов к празднованию Дней славянской письменности и культуры. Кроме того, о. Борис (Пивоваров) — автор учебного пособия «Православная культура России», изданного в Новосибирске в 2002.

Трудами иеромонаха Кирилла (Скакальского) в церкви во имя Святого великомученика и целителя Пантелеимона при Доме ветеранов Заельцовского района в 1997 было организовано православное кабельное телевидение.

В конце XX в. в Новосибирске начала выходить местная православная пресса. Основная задача П.ж. сформулирована в газете «Православный миссионер»: «…Помочь осознать необходимость православной миссии, имеющей целью наставить людей на путь, ведущий к спасению через Церковь, объединить православных верующих в служении Богу и ближнему» (1-я страница каждого номера). Эту миссию выполняют газеты. В 1997 по благословению епископа Новосибирского и Бердского Сергия (Соколова; 1951–2000) ИД «Сибирская горница» (руководители — М.Н. Щукин, А.И. Плитченко и др.) издавал «Никольский листок», который распространялся в Часовне во имя святителя и чудотворца Николая. Из публикаций: «Слово о суете жизни и о покаянии»: (Из творений преподобного Ефрема Сирина) // Никольский листок. — Новосибирск, 1997. — №3. — С. 1–5). 

С 1998 выходит «Новосибирский епархиальный вестник»; первым главным редактором был протоиерей Виталий Бочкарев, ныне — иерей Александр Матрук; редактор — Г.А. Пырх; тираж издания — 4000 экземпляров. С 2006 издается молодежное приложение к «Новосибирскому епархиальному вестнику» — газета «Встречи». Ее девиз: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5–13). Главный редактор — председатель епархиального отдела по духовному окормлению молодежи иерей Александр Ромашко, редакционная коллегия: Николай Тетюцкий, Анна Леонова; тираж — 999 экз. Электронная версия газеты — на странице сайта «Образование и Православие» сети Интернет www.orthedu.ru/vstrechi/index.html. 

Издаются также: «Диалог» — межвузовская православная газета студентов и преподавателей (с 2004, в редакционный совет входят протоиерей Александр Реморов, священник Димитрий Долгушин, Л.Г. Панин, М.И. Стрельцова, Т.И. Монастырская; тираж — 997 экз.), «Монастырский листок» (с 2005, издание Михаило-Архангельского мужского монастыря); над выпуском газеты работают иеромонах Феодосий (Чащин) и Сергий Серопян, «Монастырский листок» (с 2005, издание мужского монастыря «Всех Святых, в земле Сибирской просиявших», г. Черепаново); редколлегия: иеромонах Кирилл (Скакальский) и иеромонах Платон (Флах), «Покровский благовест» (с 2005, главный редактор — протоиерей Владимир Маничев, в составе редколлегии — Ю.А. Фабрика), «Православный миссионер» (с 2005, главный редактор — протоиерей Александр Новопашин), «Михайло-Архангельский листок» — издание храма Святаго Архистратига Божия Михаила (с 2005, редакционная коллегия: иерей Федор Третьяков (подбор материалов), А.П. Красиков (верстка); публикации — материалы о жизни прихода, об окормляемых приходом детских домах, сказки; рубрики: «Беседа с пастырем»), «Мир всем» — ежемесячное издание архиерейского подворья в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (с конца 2005, ст. Мочище НСО; главный редактор — иеромонах Ипатий (Голубев), редколлегия: Г.А. Цепкова, Д.Н. Марухленко, О.В. Кулева; тираж 300 экз.), «Сибирская звонница» — издание новосибирской Школы звонарей (с 2007, главный редактор — Л.Д. Благовещенская; тираж — 999 экз.); газета выпускается на пожертвования. 

Православные газеты выпускаются и в приходах Новосибирской обл. — в Бердске и Искитиме. «Бердск православный» — газета Сретенского храма города Бердска НСО (выходит с 2005, над каждым номером работают священник храма о. Михаил (Ширямов) и послушники; тираж — 600 экз.). «Живоносный источник» (с 2006, объем — 4 страницы формата А5), затем «Сеятель» — издание Юго-Восточного благочиния Новосибирской епархии РПЦ; девиз: «Вышел сеятель сеять семя свое…» (Лк. 8, 5); выходит с 2007 в Искитиме НСО; главный редактор — священник прихода в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» И.Затолокин, верстка — В. Рогов.

Издаются православные журналы. «Сибирь православная» (выходит с весны 2004, главный редактор — протоиерей В. Бочкарев, тираж 1000 экз.); из публикаций: материалы по истории городов и церквей Новосибирска и Западной Сибири; «Архиепископ Тихон: «В больницах нужны любящие христианские сердца…», «Милосердие и благотворительность» («Сибирь православная», 2004, №2; автор — протоиерей Б. Пивоваров), «Ценностные основы и ориентиры славянской культуры» (2005, май; автор — К.В. Робак; из рубрик: «Новосибирская епархия. История в лицах», «Фронтовики». Журнал «36,6 в Сибири» (с 2004, главный редактор — С.И. Пименова) имеет подзаголовок «Журнал для всех о здоровье души и тела», в Редакционный совет входит протоиерей А. Новопашин. Рубрики: «Православный календарь», «По святым местам» и др. Вопросам православия, миссионерства и семьи посвящен журнал «Православная семья» (с 2006, главный редактор — иерей Дионисий Михалев, редактор — Ю.В. Лютина; тираж — 998 экз.). Это издание Воскресной школы Сергиево-Казанского храма пос. Краснообска. Девиз: «В главном — единство, в спорном — свобода, во всем — любовь» (Блаженный Августин). Каждый номер журнала — тематический; публикации посвящены православным праздникам, опыту жизни в православии, поддержке семейных традиций, молодежным проблемам. На страницах журнала есть детская страничка «Колокольчики»; интересны рассказы для детей и о «детях — святых»; есть «Литературная страничка», которую ведет иерей Д. Михалев. Рубрики: «Проповедь», «Отцы и дети: опыт воспитания», «Опыт благочестия», «Живая история» и др. Все православные издания печатаются по благословению Церкви и преосвященных владык Тихона и издаются в основном на пожертвования.

О содержании материалов говорят рубрики: «Православное обозрение», «Церковь и общество», «Наследие духовное», «Семья и церковь», «Дорогой веры», «Праведники наших дней» (газета «Новосибирский епархиальный вестник»). На «Литературных страницах» «Новосибирского епархиального вестника» публикуются произведения классиков русской литературы и прихожан Новосибирской епархии РПЦ.

В январе 2008 прошли XI Новосибирские Рождественские образовательные чтения. В числе выступавших был главный редактор журнала «Отчий мир» писатель и журналист М.Н. Щукин. Информация о чтениях была опубликована в №3 газеты «Новосибирский епархиальный вестник» за 2008; автор — протоиерей Б. Пивоваров. Из других материалов: «Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем чадам Русской православной церкви», «Рождественское послание Преосвященнейшего Тихона, архиепископа Новосибирского и Бердского боголюбивым клирикам, честному монашеству и благочестивым мирянам Новосибирской и Бердской епархии» и «Свет Рождества» («Новосибирский епархиальный вестник», 2004, №4, декабрь); «Благовещение пресвятой Богородицы» и «Вход Господень в Иерусалим» (в рубрике «НЕВ» «Православный календарь», автор — А. Ромашко), «Чтобы закон Божий стал законом жизни» («НЕВ», 2005, №3; автор — протоиерей Б. Пивоваров), «Церковь пророка Даниила (Вокзальная)» — в рубрике «История города»; автор — Е. Шабунин, референт издательского отдела Новосибирской епархии, «Прошло лето…» — о детском православном оздоровительном лагере во имя святого Серафима Саровского в с. Завьялово НСО (оба материала — в газете «Покровский благовест», 2005, №9), отзыв о книге Д.С. Лихачева «Русская культура» («НЕВ», 2006, №9, сент. — С. 10–11), «Молитва матери» («НЕВ», 2006, без подписи), «Во исцеление души и тела» (об освящении храма Божьей Матери «Споручница грешных» «НЕВ», 2006, №3; автор — Г.А. Пырх), «Мы вместе идем по дороге в Храм» («НЕВ», 2007; автор — ведущая «Молодежных страниц» И. Очканова). «Идите и научите все народы» («НЕВ», 2007, № 6–7, рубрика «Путями святых апостолов»; автор — А. Зубов), текст беседы о. А. Новопашина с композитором Т.Н. Хренниковым «Без культуры нет государства…» («Православный миссионер», 2007, №9), «Любите этот храм, чаще приходите под его своды!» («Православный миссионер», 2007, №10; автор — Д.Д. Кокоулин), «Православие есть интонация земли Русской» и «Уметь принять от Бога все» («НЕВ», 2007, № 3–4; автор — о. А. Новопашин), «Иверская икона Козихинского монастыря: история одного чуда» («НЕВ», 2008, №3, по письму сотрудницы Кочковской районной газеты «Степные зори», НСО, Г.В. Проскурниковой), «Лучшим журналистом стал протоиерей» — о победителе журналистского конкурса в номинации «Лучшая печатная публикация» настоятеле собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерее Александре Новопашине, главном редакторе епархиальной газеты «Православный миссионер» («НЕВ», 2008, №3; автор — Д.Д. Кокоулин), «Песня их любви, музыка их жизни» — о семье православных музыкантов Вылегжаниных (газета «Планета Семья», 2007, №5, 12 окт.; автор — Д. Шелестова), «О семьях России замолвите слово» — о IV Всероссийском кинофестивале короткометражных фильмов «Семья России», и не только (там же, 2007. — №4, 1 окт.; рубрика «Врата Небесные», беседа-интервью Н. Пашпекиной с новосибирской тележурналисткой Н.С. Соколовой), «Возвращение к истокам» («Сибирская звонница», 2007. — №3; автор — Е. Завершинская). Кроме «Журнала Московской патриархии», новосибирские авторы публикуются на страницах журнала «Православный паломник» (Москва). В частности, протоиерей В. Бобров пишет о Паломническом центре Новосибирской епархии РПЦ («ПП», 2006, №6), протоиерей Виталий Бочкарев и референт издательского отдела Новосибирской епархии Евгений Шабунин — об истории Новосибирской епархии РПЦ («Свет негасимый», там же). В Православной энциклопедии опубликованы материалы: «Барнаульская и Алтайская епархия» [РПЦ] // Православная энциклопедия. — М., 2002. — Т.4. — С. 343–345. — Протоиерей Борис Пивоваров, В.Н. Ворсина;
Барнаульское викариатство // Там же. — С.346. — Подпись: Прот. Борис Пивоваров.

После долгого и кропотливого труда протоиерей П. Патрин написал книгу «Времен связующая нить…». Это исторически необходимая и документальная летопись сибирского православного братства (Новосибирск, 2006).

Православные издания осуществляют информационную поддержку целого ряда проектов Новосибирской епархии. При соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского действуют Воскресная церковно-приходская школа и Православный центр защиты жизни нерожденных детей, Ассоциация православных родителей, Епархиальный паломнический центр, православное сестричество, миссионерский корабль-церковь, Духовно-просветительский центр, молодежный Центр по восстановлению святынь «Реставратос». В Новосибирской обл. по благословению владыки Тихона организованы Молодежный лагерь «Радонеж» и Мужская православная община во имя Святого преподобного Серафима Саровского для реабилитации наркозависимых лиц. Православные газеты публикуют объявления и материалы о совместных культурных программах Новосибирской епархии РПЦ и Новосибирской Государственной филармонии (например, о концерте «Христос воскресе!»), Новосибирской епархии РПЦ и Новосибирского государственного художественного музея (например, о выставке «Иконы Ярославля XVI–XVII веков»), об анонсах ТВ-передач «Путь к Храму» REN-TV — ОТС (31 канал), о сотрудничестве Новосибирской епархии РПЦ с Центром военно-патриотического воспитания «Сигнал».

Современная П.ж. получила доброе напутствие от патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «...Публицист имеет свою высшую и святую область творчества не на улице, а в душах людей», и поэтому «…Религиозная мотивация имеет право на существование и в публикационной сфере» (взято из материалов сети Интернет). Весомы слова о. Феодосия: «...Человек за всякое слово дает ответ перед Богом, перед людьми, перед обществом…» («Новосибирский журналист», 2007, №2).

Таким образом, новосибирская П.ж., пережив трудное время кризиса бездуховности, сохранила основы истинной христианской веры, ее живительное слово, неся и дальше своим читателям разумное, доброе, вечное...

Лит. и ист.: Ватолин В.А. Пресса Новониколаевска (до 1917);
Пивоваров Б.И. Православие в Новосибирске; Посадсков А.Л. «Русская речь»; Он же. «Русский богатырь»; Собор святого благоверного князя Александра Невского. — Б.п. // Новосибирск: Энциклопедия. — Новосибирск, 2003. — С. 694–696. — Подпись: Протоиерей Борис Пивоваров; 698–699, 747, 807–809. — Б.п.;
Книга памяти жертв политических репрессий в Новосибирской области. — Новосибирск, 2005. — Вып. 1;
Посадсков А.Л., Лизунова И.В. Средства массовой информации Новониколаевска-Новосибирска, 1906–2006 гг. — Новосибирск, 2007;
Материалы православной новосибирской прессы, сети Интернет.
А. Володкович, И. Кузьмичева

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 2813

Ключевые слова: журналистика

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)
Октябрь 2023 (56)

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031