Опубликовано 26.05.2014 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Интервью с протоиереем Олегом Стеняевым: Путь миссионера

 

— Отец Олег, расскажите о вашем детстве и о том, как вы пришли к Богу.

— Я родился от венчанного брака, мой отец — Стеняев Виктор Иванович и моя мать — урожденная Журавлева Галина Федоровна повенчались, потом я родился, был крещен, с детства ходил в храм Рождества Пресвятой Богородицы в городе Орехово-Зуево.

Главную роль в нашей семье играла бабушка Матрена Федоровна Журавлева, которая и занималась воспитанием внуков. Она работала при храме уборщицей, и я обычно ждал ее на клиросе, когда она закончит работу, поэтому все мое детство прошло при храме. Основные молитвы: «Отче наш», Символ веры, «Богородица, Дева, радуйся» — я выучил, сидя у бабушки на закорках. В общем, воспитание у меня было религиозное. Самым ругательным словом бабушки было «коммунист», и это означало, что человеку уже ничем нельзя помочь.

В двенадцать лет я принял решение стать священником, и это было связано с тем, что в это время у меня появилась Библия, которую я купил по тем временам за большие деньги, за тридцать рублей. С тех пор я не расстаюсь со Священным Писанием. До армии я совмещал работу чтеца при храме с профессией токаря-расточника-координатчика, работал на разных заводах Москвы и Орехово-Зуева. После службы в армии я поступил в Московскую духовную семинарию, а после ее окончания служил в Тамбовской, Калужской и Московской епархиях.

— Как вы поняли, что Бог существует и что Он живой? Поделитесь вашим личным опытом.

— Первое переживание возникло, когда мне было шесть лет. Я побежал к реке Клязьме в Орехово-Зуево и вдруг увидел, что на одной половине неба льет дождь, а на другой светит яркое солнце, а между ними — радуга. И вдруг я осознал, что этот мир создал Бог. Я знал это всегда, но такое личное ощущение Божьего присутствия возникло у меня впервые. Это было настоящее детское переживание, встреча с истиной. Я был очень счастлив.

Другое переживание возникло в подростковом возрасте, в четырнадцать лет, когда на Всенощном бдении исполняли псалом «Благослови, душе моя, Господа» и у меня в душе вдруг родилась мысль: «Как все это красиво, и даже если меня не будет, всё это будет продолжаться!» Я был потрясен незначительностью своего существования и гармонией окружающего мира.

— А как вы поняли, что надо заниматься миссией? Как Господь призвал вас?

— Я не собирался заниматься миссией, все получилось спонтанно. Во время каникул в семинарии меня пригласили к баптистам в молитвенный дом, и я пошел туда вместе с моим другом, будущим священником. Баптисты поняли, что мы православные, стали задавать вопросы, а я стал отвечать. И я сделал открытие: православный может говорить с людьми другой веры на равных. Раньше я думал, что сектанты очень хорошо знают Библию, а тут понял, что на самом деле это не так.

До этого разговора я часто беседовал с пастором-пятидесятником Серафимом Марисом, который много раз сидел в тюрьме за свои убеждения. Он принял веру от Ивана Воронаева, основателя движения пятидесятников в России, и я был поражен тем, что на некоторые вопросы такой умный человек не мог дать ответ. И когда я спросил у него, почему пятидесятники отрицают иконы, ведь в Ветхом Завете сказано: «И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов, пальмовых дерев и распускающихся цветов внутри и вне…» (3 Цар. 6:29). И пастор не смог ответить на этот вопрос.

Самое великое потрясение было, когда один баптист, с которым я много общался во время учебы в семинарии, перешел в православие, сейчас он служит на Ордынке священником. Более того, его родители — баптисты в третьем поколении, которые слушали наши беседы, тоже стали православными, прошли чин присоединения к Церкви и венчались. Тогда я понял, что этим можно и нужно заниматься, и что нет никакой миссии в человеческом понимании этого слова, как пишет апостол Павел: «Я сажал, Аполлос поливал, но взращивал Бог» (1 Кор. 3:6). Простой семинарист не смог бы обратить людей без помощи Божией, потому что Бог сам открывается людям, но иногда Бог использует для этой цели простых людей, иногда даже животных, как в известном случае с ослицей, которая говорила с пророком Валаамом.

— Может ли человек, не знающий Священного Писания, быть миссионером?

— Отец Павел Флоренский писал, что «православие не доказуется, а показуется». Когда мать моего друга обратилась в Православие, я дал ей послушать тропарь «Всех скорбящих Радость» и у неё из глаз потекли слезы. Это был самый решающий момент в ее переходе в Православие. Обращение человека всегда происходит на эмоциональном уровне, но, конечно, миссионеру нельзя обойтись без знаний. Например, я с детства читал Библию, позже мне попалась книга «Камень Веры» Стефана Яворского, которую мне подарил православный священник, перешедший в баптизм. Это главная антисектантская книга, которая стала для меня большим подспорьем. Но все равно человека нельзя выучить на миссионера. В Писании сказано: «Ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Есть люди, у которых есть дар миссионера, и поэтому знания органично ложатся на их жизнь, но, если человек не способен к этому делу, можно потратить многие годы, но так ничему и не научиться. Миссионер — это тот, кто по-доброму относится к заблудшим людям, и если православный проявляет агрессию к людям другой веры, то это не миссия, это что-то другое, не имеющее к православной миссии никакого отношения.

— Какой должна быть настоящая православная миссия?

— Очень часто миссионерская работа сводится к тому, что люди занимаются сбором компромата на сектантов, но такая деятельность бесполезна и бессмысленна. Во многих учебниках по сектоведению пишут о том, кого убил, изнасиловал или кому продал оружие сектант, но это можно назвать жанром «криминальное чтиво», но не сектоведением. Настоящее сектоведение заключается в том, чтобы с Библией в руках беседовать с людьми о вере. Так вели свои дискуссии с еретиками отцы I Вселенского собора в Никее, так проповедовали веру агарянам святые Кирилл и Мефодий, так Блаженный Августин полемизировал со всевозможными сектантскими группами своего времени. И если мы берем в руки не Библию, а Гражданский или Уголовный кодекс, то это никакого отношения к вере не имеет.

Святитель Иоанн Златоуст в «Беседах о статуях» сказал о тех православных, кто говорил, что у них нет ничего общего с еретиками, следующее: «У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы». С точки зрения Иоанна Златоуста агрессивная миссия — это «дьявольское бесчеловечие», и в подтверждении своих слов он приводит интересный пример: «Если в городе в яму упадет осел, все бросаются его вынимать. Еретик — тот же осел. Помоги ему добрым словом, примером, наставлением. Если в городе найдется хотя бы десяток людей, которые так станут себя вести, то скоро весь город окажется в правоверии». В молодости книги святителя Иоанна Златоуста всегда были у меня под рукой и помогли сформировать убеждение, что агрессия не свойственна православной миссии, а свойственна протестантам и католикам, потому что сформировалась под воздействием войн, которые они вели друг с другом.

— Отец Олег, расскажите поподробнее о сектах, какие они бывают?

— Все секты разделяются на три вида. Секты первого вида не признают учение о Святой Троице, второго вида — не признают иконы, отрицают догматы, а секты третьего вида — являются раскольничьими, и, исходя из такого деления, надо правильно выстраивать миссионерскую работу. К сожалению, сторонники тоталитарной миссии борются с сектантами агрессивными методами и тем самым создают из них мучеников, а если кто-то из православных начинает критиковать их методы, они говорят, что так себя и должны вести православные. Но апостол Павел говорил, что миссионер должен быть «с эллинами как эллин, с иудеями как иудей» (Мф. 9:20), а сторонники тоталитарной теории требуют, чтобы миссионер разговаривал с сектантами точно так же, как разговаривает с православными. Но они не понимают завета апостола Павла, что надо быть для всех — всем, чтобы привлечь к Христу, поэтому миссия в своём агрессивном формате заходит в тупик. Слава Богу, что сейчас появляются евангельские кружки для молодежи, где миссия начинается не со сбора компромата на тех, ради кого она совершается, а с изучения Слова Божьего.

Сейчас в православную жизнь вмешиваются различные харизматические псевдоправославные группы, которые наносят урон Православию, а представители этих групп очень много говорят о любви, но поступают совершенно наоборот. Мой покойный духовник отец Дмитрий Дудко говорил, что сектантом может быть православный человек, который узко смотрит на истину, и если человек агрессивный и не дружелюбный — это первый признак сектантства внутри Православия.

Апостол Павел говорил, что «если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1 Кор.13:2). Если человек знает Бога, а любви не имеет, тогда в чем смысл этого познания?!

 

— Как же тогда выстраивать взаимоотношения с этими людьми, ведь, действительно, лучшее слово, которое сектант может услышать от православных, это «еретик», не говоря уже о проявлениях любви в свой адрес…

— Отношения с заблудшими надо выстраивать так, как учит Христос, и в первую очередь здесь важен пример отношений Иисуса Христа с самарянами, которые для иудеев были людьми другой веры. Самаряне — представители классической секты внутри иудаизма. У самарян существует альтернативное место поклонения Богу на горе Гаризим, свое самарянское Пятикнижие — Масора. Поэтому пример общения Христа с самарянами — это евангельское учение о том, как надо выстраивать отношения с людьми другой веры.

Прежде всего, Христос не разделяет их убеждения. Самарянка говорит Христу: «Отцы наши на этой горе поклонялись Богу, а вы говорите, что в Иерусалиме то место, где должно поклоняться». Говорит ей Иисус: «Верь Мне, женщина, что приходит час, когда не на горе этой и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы поклоняетесь тому, чего не знаете; мы поклоняемся тому, что знаем, потому что спасение — от иудеев» (Ин. 4:20-22). Но в то же время Христос не гнушается этими людьми, в отличие от иудеев, которые не хотели даже общаться с самарянами, а проводит в их селении два дня, общается с самарянкой, чем удивляет даже своих учеников, которые Его спросили: «Что Ты хочешь от неё?»

Христос в нравственном смысле ставит самарян иногда выше, чем правоверных иудеев. Возьмите притчу о добром самарянине. В этой притче ортодоксальный священник, левит-певчий прошли мимо избитого человека, а сектант, еретик-самарянин остановился и позаботился об избитом человеке, привез его в гостиницу и заплатил за него.

Христос рассказал эту притчу, отвечая на вопрос одного законника о том, кто есть ближний, и тем самым показал, что сектанты и еретики могут быть ближе Богу. Вспомните притчу об исцелении десяти прокаженных, только один из которых вернулся поблагодарить Христа, и тот был самарянином. Противники Христа часто говорили ему: «Ты сам как самарянин», — поэтому любой православный миссионер, выстраивая отношения с заблудшими по-евангельски, также будет встречать непонимание со стороны единоверцев.

Вот что писал архиепископ Иоанн (Шаховской) по этому поводу в статье «Сектантство в Православии и Православие в сектантстве»: «Не всякий православный по имени таков по духу, и не всякий сектант по имени таков по духу, и в настоящее время в особенности можно встретить «православного» — настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды — внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе. И, наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богу в Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но на самом деле таящего в себе много истинно Божьего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям…»

Девяносто процентов сектантов в нашей стране — ранее крещеные люди, и православие в них более живо, чем те заблуждения, которые они приобрели позже. Я никогда не забуду, как наши баптисты, пятидесятники и адвентисты радовались, когда пал «железный занавес» и их собратья из Америки и из Европы приехали к ним, но потом они пережили огромное разочарование. Они поняли, что православные россияне намного ближе по духу и менталитету, чем американские баптисты, английские адвентисты или немецкие пятидесятники. В связи с этим в ряду сектантов произошел раскол на старшее и младшее поколения, а в младшем многие симпатизировали Православию. Я знаю одного очень крупного харизматического лидера, который произнес однажды такую фразу: «Жить надо в протестантизме, а умирать всё же в Православии!»

— Зачем тогда проповедовать сектантам, если многие из них и так по духу православные?

— Это необходимо делать! Словосочетание «по духу», о котором говорит архиепископ Иоанн (Шаховской) означает менталитет человека, а менталитет, мироощущение и собственные дела не спасают человека, а спасает только Христос. Если человек идет путем погибели, это не значит, что его нельзя спасти, и если Иоанн (Шаховской) смог увидеть в неправославных людях православный дух — это говорит о его большом христианском сердце. Наша задача заключается в том, чтобы достучаться до глубинных начал в каждом россиянине, даже если они не крещены, их предки были православными, поэтому мы не чужих овец воруем, а своих возвращаем. Господь говорил: «А идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15:24).

В наше время погибшие овцы дома Израилева — русские православные люди, крещеные, но не наученные вере или соблазненные в ереси и заблуждения. Их надо спасать от конфликта с предками, потому что они попрали веру своих отцов, совершили хамов грех. Их надо спасать от конфликта с Церковью, потому что это конфликт с Богом. Церковь — это тело Христово, а глава Церкви — Сам Христос.

— А чем истинная православная проповедь отличается от сектантской и псевдоправославной проповеди?

— Сектантская проповедь строится на отрицании, потому что она идет от протеста и несогласия (поэтому они и называются «протестанты»), и подобно им наши псевдоправославные горе–миссионеры также протестуют и не соглашаются с чем-то. Православная проповедь строится на утверждении положительного начала православной веры, поэтому прежде, чем входить в теологическую конфронтацию с сектантами, надо попытаться поговорить с ними о том хорошем, что есть у них в душе с точки зрения православного мировоззрения. Кстати, блаженный Иероним Стридонский в толковании на Евангелие от Матфея пишет, что в ереси впадают те люди, которых дьявол не смог соблазнить с помощью грубых плотских грехов. Поэтому в секту попадают не нравственно-испорченные люди, а те, которые в нравственном смысле стоят выше, чем православные.

— Вы можете привести пример выдающегося современного миссионера?

— Отец Даниил Сысоев! Очень светлая голова! Он прекрасно знал Священное Писание и хорошо ориентировался в святоотеческой традиции. Сейчас все миссионеры находятся в конфронтации друг с другом, а отец Даниил мог общаться со всеми, потому что любил всех и пытался всех примирить, потому что он был подлинный миротворец. Когда его не стало, некоторые из зависти стали говорить, что у него агрессивная миссия, но это не так. Я видел, как он общался с мусульманами и старообрядцами, его поведение всегда было миролюбивым, и это свидетельство того, что он действительно подражал Христу, который пришел в этот мир спасать грешников, непросветленных и заблудших. Отец Даниил отдавал все свои силы миссионерскому служению, хотя у него самого была семья и дети, он строил храм. Господь в притче о заблудшей овце говорит, что иногда надо оставлять девяносто девять овец и идти искать одну заблудшую, и видимо это было жизненным принципом отца Даниила. Надо обязательно изучать наследие отца Даниила Сысоева, читать его книги, потому что там можно найти очень много интересного. В конфликте с наследием отца Даниила может находиться только тот, кто не читал его книг, не слышал его лекций и бесед, поэтому у такого человека складывается неправильный образ отца Даниила.

— Во всех СМИ нам говорят что плюрализм – это хорошо, а демократия чуть ли не одна из лучших форм правлений всех времен и народов…

— Все три современные политические идеологии: коммунизм, национал-социализм и демократический либерализм — соблазн апостасийного времени, они стремятся расшатать и опрокинуть Россию. Эти три идеологии одинаково чужды православному политическому самосознанию.

Коммунизм — это следствие разрушения естественных начал жизни и один из видов психического помешательства человечества. Апокалиптический символ коммунизма — зверь багряный. В Писании сказано: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» (Пс. 13:1).

Национал–социализм, который гордо поднял свою голову на Украине, также является оскорбительным движением для Бога. Его апокалиптический символ — дракон (Откр. 12:14). Национализм подрывает основы библейского откровения и всецело зиждется на идеях Дарвина, Ницше и Талмуде. Вера национал-социалистов в эволюцию, евгенику и сверхчеловека позволяет классифицировать их как секту сатанинской направленности. Их учение о расовом превосходстве одного народа над другим не выдерживает библейской критики и является прямым продуктом неоиудейского учения о преимуществе крови, потому что ветхозаветная религия древних евреев не знала такого учения. Ветхозаветная традиция не знает такого понятия «нация». Евреи ассоциировали себя с религиозной общиной Авраама, что согласуется и с новозаветным пониманием этого понятия. «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2:28-29). Священное Писание уравнивает в глазах Создателя весь человеческий род, потому что «от одной крови Он произвел весь род человеческий» (Деян. 17:26). Любое учение о недочеловеках есть проявление полного невежества и крайне опасных для общества уголовных наклонностей.

Демократия — это опасное политическое безволие, основанное на подчинении интересам толпы. Апокалиптический символ либерал-демократизма — лжепророк (Откр. 16-13). Священное Писание категорически осуждает безответственных демократов и решительно дистанцируется от них: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13-14). Либерализм наносит нравственный и моральный вред обществу, что мы можем наблюдать на примере Европы. Опасность демократических предвыборных технологий заключается в том, что к власти приходят проходимцы и шарлатаны, например, в Германии демократическим путем к власти пришел Гитлер. Демократия более всего способствует коррупции, росту воровства и преступности. Либерализм в области свободы совести всегда приводит нацию к нравственной деградации.

В Апокалипсисе сказано, что три ипостаси дьявола — коммунизм, национал-социализм и демократия — объединятся перед последней схваткой добра и зла, и в этой связи не удивительно, что американские представители поддерживают националистические группировки. «И видел я выходящих из уст дракона, и из уст зверя, и из устлжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это бесовские духи, творящиезнамения; они выходят к царям всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога…» (Откр. 16:13-14).

Сейчас одни хотят реставрировать Советский Союз, другие хотят вовлечь Россию в идеологию национал-социализма, а третьи втянуть в демократические программы, но это все чуждые для нашей страны идеологии, преодолевая которые мы должны провозглашать православие, самодержавие и нравственность.

— Каким вы видите будущее России? В одной из проповедей вы сказали, что Россия нашла свою главную национальную идею, которая заключается в объединении земель русских…

— Будущее России в руках Господа. Я не провидец, но могу сказать, что те силы, которые настраивают украинцев против русских, одинаково враждебны и Украине, и России, и эти силы зла действуют по всему миру. Будущее России я вижу в утверждении православной веры, потому что великую российскую империю создали не коммунисты, не национал-социалисты, не демократы, а великие князья киевские и суздальские, цари града Москвы. Наша национальная идея всегда заключалась в собирании земель русских, но не в смысле чернозема, а в смысле объединения единоверцев. Великоросский, малорусский и белорусский тип возник из духовной среды православия, потому что до крещения Руси были лишь древляне, кривичи, вятичи. Поэтому, когда мы говорим о возрождения нашей страны, мы должны вернуться к истокам. Наши истоки — не вера древних берендеев, и язычников, потому что так можно дойти до арийских корней и закончить пляской под барабан вокруг статуи Кришны, а православие. Лев Гумилев писал, что на Куликово поле пришли москвичи, коломенцы, рязанцы, а ушли русские. И если мы хотим пережить национальное возрождение, то возвращаться к временам до князя Владимира бессмысленно.

Русский этнос вмещает в себя и великороссов, и белороссов, и малороссов. Конечно, у каждого из нас есть своя малая родина. Моя малая родина — это Орехово-Зуево, но почему я должен противопоставлять Орехово-Зуево Москве?! Орехово-Зуево нет без Москвы, и Москва складывается, в том числе, из Орехово-Зуево. Империю поделили на Белоруссию, Россию, Украину и Казахстан большевики, потому что они пошли на поводу у национальных сепаратистов того времени. Большевики не придавали большого значения нациям, они были космополитами и интернационалистами и считали, что нация через какое-то время отомрет, но теперь Россия разорвалась именно по этим швам. Можно подумать, что рукой Ленина и Троцкого водил сам дьявол! И то, что сейчас происходит на Украине — это рецидив постсоветского прошлого, и те, кто пытается отстаивать границы, нарисованные Лениным и Троцким — жертвы постсоветского сознания, потому что нельзя разделить одну семью. Жизнь гораздо сложнее политики, в политике много стадных инстинктов, поэтому толпа всегда изберет Варавву и всегда отвергнет Христа.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1329

Ключевые слова: Личность, миссионерство, интервью

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


26 мая
26 мая состоится общегородской крестный ход...
21– 23 ноября
21– 23 ноября 2019 г. состоится XVIII Уральская родоведческая научно-практическая...
2019
В 2019 году в г. Новосибирске пройдет II этап конкурса «За нравственный подвиг учителя»...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Май 2019 (62)
Апрель 2019 (67)
Март 2019 (71)
Февраль 2019 (103)
Январь 2019 (80)
Декабрь 2018 (61)

«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Яндекс.Метрика

Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии