Опубликовано 11.06.2014 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Путешествие в яму (О последней экранизации Первого канала)

Дмитрий Володихин о начальных сериях телепроекта «Куприн» на Первом канале.

 

Путешествие в яму (О последней экранизации Первого канала)Первый канал российского телевидения предложил зрителям грандиозный проект --  экранизацию произведений А.И. Куприна. Знаменитые тексты писателя собраны в трех минисериалах: «Куприн. Яма», «Куприн. Впотьмах» и «Куприн. Поединок». Хорошо, конечно, что наше ТВ заботится об экранизации русской классики. Вот только выбор вещей, предназначенных для постановки, оставляет недоумение.

В первом минисериале использованы сюжеты повести «Яма», рассказов «Гранатовый браслет», «Телеграфист» и «Святая любовь». Основную канву задает, разумеется, «Яма» -- текст-гигант по сравнению с прочими тремя. А «Яма» представляет собой образец «натуралистического письма» -- картину жизни русских проституток, выписанную дотошно, до мелочей. Куприн осветил все нюансы «рабочих будней», протекающих под красным фонарем. Все. Как движения души, так и дрыганья тела.

Конечно, «Яма» рассказывает не только о том, как темен, страшен и опасен быт публичного дома. Убийства, самоубийства, предательства, отвратительные болезни… Текст сосредоточен и не на «клубничке», хотя фотографически точных ее описаний у Куприна хватает. Книга повествует о порче, постигшей общество. Проституция – язва на его теле, но она не болезнь, а всего лишь симптом болезни, поселившейся глубоко внутри и медленно убивающей здоровые клетки организма. Имя этой болезни – социальное неблагополучие. Именно оно, по мысли Куприна, порождает безнравственность и распущенность.

Куприн писал «Яму» в закатные годы Российской империи. Тогда его повесть воспринималась как своего рода частица общественного протеста, притом частица «строго документированная». Читатели Куприна легко могли сопоставить, насколько он прав и точен в своих описаниях, обращаясь к собственному опыту: что творилось в их городах? Такое же, или иное? Куприн создал свое произведение в тоне беспристрастной хроники, которая излагается тем спокойнее, чем ужаснее наполняющие ее события. Этот мерный ритм некролога по русской нравственности оставлял у читателей неизгладимое впечатление.

Но с тех пор минуло столетие.

Зачем «Яму» сделали «паровозом» всего огромного проекта? Что в ней видят современные зрители, помимо блистательной игры целого сонма первоклассных актеров (актерская работа, положа руку на сердце, превосходна)? Иначе говоря, чем «цепляет» новая «Яма» новые умы, знакомые и незнакомые с «Ямой» старой, купринской?

Ответов может быть два.

Первый из них – той самой социальной критикой общественного устройства, которую классик вложил в свою повесть столь явным образом. Второй – «обнаженкой». Рискованными сценами, где смачно подана… как бы получше выразиться? Профессиональная жизнь публичного дома.

Но если первый ответ верен, если именно на нем фокусировался расчет  кинематографистов, то это ведь глупо. Какая страна в наши дни может упрекать дореволюционную Россию в большей аморальности и большем распутстве, чем всё то же самое, но в наши дни? РФ? США? UK? Вот уж вряд ли!

Или, может быть, постановщики хотели заострить взор современного зрителя, чтобы он с большей пытливостью вгляделся в окружающую реальность и, вооруженный знаниями о проституции и прочих пороках общества времен Николая II, увидел бы гниль общества нынешнего? Увидел бы и приложил усилия к исправлению нашей нынешней действительности? О, хотелось бы так думать, но по реакциям на сериал что-то не видно борцов с проституцией или же обвинителей государственного строя, чьи уста метали бы одну обвинительную молнию за другой!

Если же верен второй ответ, и создатели фильма просто-напросто решили покрепче привязать внимания зрителя с помощью «запретной темы», поданной с небывалой подробностью, но этот уже не глупо, а скверно. Первый канал, сделавший ставку на столь… озорное шоу, выглядит, мягко говоря, странно. «Яма» очень мало коррелирует с его нишей на центральном телевидении.

Вот и остается без ответа вопрос «ЗАЧЕМ»?

Столько превосходных актеров, столько денег, столько творческих усилий, а РАДИ ЧЕГО? Чтобы та же самая «клубничка» оказалась в центре внимания…

Да стоило ли.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 855

Ключевые слова: телевидение, литература

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


12 мая
12 мая 2019 года в Горновском КДЦ состоится районный Пасхальный фестиваль «Христос...
27 марта
27 марта состоится Научно-практическая конференция «Сохранение исторической памяти о...
28 ноября
XXII Новосибирские Рождественские Образовательные Чтения. «Молодежь: свобода и...
05.03 2019
В Агенстве стратегических инициатив состоится открытие нового сезона «Школы общественного...
2019
В 2019 году в г. Новосибирске пройдет II этап конкурса «За нравственный подвиг учителя»...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Март 2019 (52)
Февраль 2019 (103)
Январь 2019 (80)
Декабрь 2018 (61)
Ноябрь 2018 (109)
Октябрь 2018 (110)

«    Март 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Яндекс.Метрика

Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии