Опубликовано 01.09.2014 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Резолюция конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки» (Москва, 28 января 2014 г.)

28 января 2014 года в рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтений в Москве, в Международном фонде славянской письменности и культуры состоялась конференция «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки».

 

Резолюция конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки» (Москва, 28 января 2014 г.)Организатором конференции выступил Межвузовский иконописный совет при активном содействии Православного гуманитарного института «Со-действие», Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Совета по возрождению и сохранению православных святынь при Союзе писателей России.

Цель конференции состояла в том, чтобы рассмотреть проблемы взаимодействия Священного и мирского (Сакрального и профанного) в современном обществе и в Церкви на примере образов, символов и знаков.

Предметом обсуждения на конференции стали новые возможности современных технологий, позволяющих тиражировать иконные изображения в неограниченном количестве, а также проблемы и вызовы, возникающие перед Церковью, обществом и государством в связи с широким и никак не регламентированным использованием священных изображений и прочих сакральных предметов в сферах, не относящихся к сакральному пространству (в светском искусстве, в быту, в торговле, рекламе и т.п.).

Организаторы и участники конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки» считают, что современная церковная культура все еще находится в состоянии кризиса, корни которого уходят в минувший период воинствующего атеизма прошлого века. Главным условием преодоления этого кризиса должно быть возрастание духовности, прежде всего, в самом церковном обществе. Православная духовность всегда выражала себя в благочестии. Нынешний кризис наряду с прочими причинами связан с забвением или пренебрежением благочестия, которое восходит к древней православной святоотеческой аскетической традиции. Воспитание благочестия является одной из важнейших задач Церкви по отношению к пастырям, иконописцам и пастве. Святоотеческое православное благочестие, являясь одной из основ учения Церкви о спасении, и сейчас должно оставаться главным принципом и критерием при создании и использовании священных изображений.

Организаторы и участники конференции с тревогой отмечают, что не только за рубежом, но и в России в последнее время проводятся художественные выставки, различные перфомансы, показы мод и другие мероприятия, использующие знаки, предметы, изображения и другие элементы, относящиеся к области Сакрального. Нередко подобного рода мероприятия воспринимаются православными верующими как провокация, вызывают возмущение и протесты. 

В средствах массовой информации идет зачастую неквалифицированная и игнорирующая принципы православного благочестия полемика о границах творческого самовыражения личности и свободе «акционистского искусства» с использованием образов, символов и знаков, имеющих сакральное происхождение, а также о допустимости выражения – при этом нередко в глумливой форме – гражданской позиции в сакральном пространстве храма.

Резолюция конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки» (Москва, 28 января 2014 г.)К сожалению, неблагочестивое использование Сакрального в светских областях жизни становится возможным в том числе и вследствие отсутствия ответственного отношения к священным изображениям в собственно церковной среде. Это может выражаться в утрате чувства литургичности священного образа, в неоправданном, бесконтрольном использовании неканонических иконографий, применении священных изображений в качестве декоративного оформления обыденных предметов (одежды, посуды), в печатной, сувенирной, рекламной и ювелирной продукции, которая продается в церковных лавках и магазинах. Такое положение начинает восприниматься верующими и обществом в целом как одобрение подобной практики священноначалием, обычаями и канонами Церкви, хотя последнее не соответствует действительности, поскольку ведёт к опасной по своим последствиям профанации Священного.

Широкое распространение и востребованность указанной продукции свидетельствуют об утрате значительной частью народа чувства Священного и благоговения перед ним. В общественном сознании наметилась опасная тенденция к стиранию границы между Священным и мирским, различение которых и составляет основу подлинной религиозности. Как следствие, в современном обществе формируется поверхностная религиозность, так называемое «гламурное православие». Таким образом, отношение к иконе и священным изображениям сегодня отражает многие проблемы, связанные с расцерковлением и обмирщением как индивидуального, так и коллективного церковного сознания.

В связи с вышесказанным в Церкви и обществе сформировался запрос на четкие определения: что является собственно иконописью и, шире, церковным (или сакральным) искусством, а что – религиозно-исторической живописью; кто является иконописцем, а кто светским художником, где проходит граница допустимого и недопустимого использования священных изображений.

Роль пастырей в решении такого рода вопросов является ключевой, поэтому участники конференции считают, что нередко встречающееся безразличие духовенства к проблемам церковного искусства может привести к деградации образа храма, литургического образа и церковной культуры в целом (как это уже произошло в римо-католической церкви).

В результате работы конференции ее участники сформулировали свою позицию по указанным проблемам и путям их решения:

1.В духовных семинариях, православных образовательных учреждениях и на курсах повышения квалификации духовенства необходимо ввести новые и/или существенно расширить существующие учебные курсы с обязательным преподаванием истории и догматических основ церковного искусства.

2.Следует принять меры по широкому распространению знаний среди верующих и всего общества о правилах благочестивого использования и обращения с предметами религиозного поклонения и почитания (иконы, кресты, Распятия, Библии и т.д.) в быту и особенно в публичном пространстве, где оно обычно перестает быть объектом религиозного почитания. В числе таких мер просветительского характера могли бы быть проповеди духовенства, обращения священноначалия, посвященные этим вопросам, как в форме посланий к верующим, так и в виде статей, опубликованных в светских периодических изданиях и призывающих всё российское общество к благочестивому обращению со священными предметами.

3.Необходимо, чтобы православные и, по возможности, светские издательства, а также производители рекламной и другой продукции использовали для дизайна своих изделий декоративно-художественные средства, исключающие неоправданное и неблагочестивое использование священных изображений. При этом мы признаем огромное воздействие и воспитывающее значение древних святых изображений, проникающих в широкую безрелигиозную среду, если это происходит в благочестивой форме.

4.Следует разработать инструкции, регламентирующие использование священных изображений в издательской продукции (книги, периодические издания, календари и т.п.). Данные инструкции должны применяться при рассмотрении вопроса о предоставлении грифов: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла», «Рекомендовано/допущено к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви», «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» и т.д.

5.Создать комиссию для изучения норм церковно-канонического и гражданского права, относящихся к регулированию изготовления и использования священных изображений, разработанных до 1917 года и приведенных в «Уставе о предупреждении и пресечении преступлений», в «Уставе о цензуре и печати», Указах Священного Синода Российской империи и в других источниках церковного права. В случае необходимости доработать их и подготовить предложения новых редакций церковно-правовых норм, соответствующих современным реалиям.

6.Создать комиссию из специалистов по литургике, церковному искусству и церковно-каноническому праву с целью подготовки предложений по уточнению церковно-правовых норм, относящихся к священным изображениям на предметах, применяемых при богослужении (антиминсы, просфоры, артосы, облачения и др.).

7.Следует исследовать проблемы, связанные с массовым тиражированием полиграфических икон, а также использованием священных изображений в ювелирной и прочей продукции массового производства и выработать предложения по упорядочению их обращения в церковной среде.

8.Следует разработать правила торговли иконами и предметами церковно-прикладного искусства в церковных магазинах (приемы и способы благочестивого хранения, размещения на торговых площадях и обращения с продукцией, имеющей священные изображения или представляющей собой предметы религиозного поклонения и почитания – иконы, кресты, Распятия, Библии и т.п.).

9.Представляется желательным выработать и довести до сведения верующих и всего общества общеприемлемое церковное решение и рекомендации по вопросу об утилизации многотиражных полиграфических изображений христианских святынь и символов, другой продукции, имеющей священные изображения (газеты, журналы, календари и т.п.), а также об утилизации пришедших в негодность освященных предметов.

Организаторы и участники конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки» выражают надежду, что принятие указанных мер послужит укреплению чувства Священного и благоговения перед ним; восстановлению четкой границы между Священным и мирским в индивидуальном и общественном сознании, что в совокупности будет способствовать формированию взамен обрядоверия и магизма подлинной религиозности и возрождению истинной христианской веры у нашего народа.

Организаторы и участники конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки» постановили:

— довести свою позицию по указанным проблемам до сведения Священноначалия Русской Православной Церкви,

— почтительнейше просить священноначалие рассмотреть данные предложения и принять необходимые меры для исправления сложившейся ситуации с обращением священных образов, символов и знаков в церковной среде и в российском обществе.

 

Председатель конференции
Протоиерей Александр Салтыков

,

настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах (Москва),
декан факультета церковных художеств (ФЦХ)
Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ),
старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева,
член Союза художников России
Со-председатель конференции
Петр Олегович Кондратьев

,

ректор Православного гуманитарного института (ПГИ) «Со-действие»,
председатель Межвузовского иконописного совета

Кураторы:

Екатерина Дмитриевна Шеко,
заведующая кафедрой иконописи ФЦХ ПСТГУ
Протоиерей Николай Чернышев,
член Патриаршей Искусствоведческой комиссии,
доцент кафедры иконописи ФЦХ ПСТГУ
Александр Дмитриевич Мысык,
заведующий кафедры иконописи и член ученого совета ПГИ «Со-действие»,
учёный секретарь Межвузовского иконописного совета
Владимир Иванович Немыченков,
заместитель председателя Совета по возрождению и сохранению православных святынь при Союзе писателей России

 

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1538

Ключевые слова: конференция

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Март 2024 (23)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)
Октябрь 2023 (56)

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031