|
||||
Как нам не потерять Киево-Печерскую лавру и храмы в УкраинеКиев не способен защитить от радикалов ни себя, ни верующих на Украине Война петиций
На прошлой неделе Киевская городская администрация приняла к рассмотрению сразу две петиции: одну — с требованием передать Киево-Печерскую лавру Киевскому патриархату, другую — о сохранении текущего статуса обители. Обе петиции набрали на сайте горадминистрации необходимое для принятия к рассмотрению количество голосов. «Раскольничья» — свыше 10 тысяч, созданная сторонниками Украинской церкви Московского патриархата — более 18 тысяч. Братия монастыря назвала эту инициативу попыткой расшатать и без того хрупкий религиозный мир.
Несмотря на то что горсовет принял к рассмотрению обе петиции, решение о передаче лавры не может быть принято Киевской городской администрацией, а развернувшаяся в интернете «война петиций» — не более чем провокация.
«Местная власть не имеет такого права, потому что лавра не является нашей собственностью», — сообщили в пресс-службе Киевской городской госадминистрации. В пресс-службе подчеркнули, что передача обители от одной Церкви другой представляется киевским властям некорректной.
Однако праздновать победу православным рано. «За этой инициативой стоит общая стратегия создать общественное мнение, а затем под тем или иным предлогом добиться передачи одного из храмов Киево-Печерской лавры раскольникам. И надо думать, что этот сценарий будет в той или иной мере реализовываться», — заявил представитель отдела внешних церковных связей Русской православной церкви диакон Федор Шульга.
Сценарии захвата
Невозможность юридической передачи лавры раскольникам не защищает ее от провокаций со стороны «Правого сектора» — экстремистской организации, запрещенной в РФ. Украинские радикалы все чаще используют террор, игнорируя решения собственных судов. Так было, например, в селе Птичья в Ровенской области. Киевский апелляционный суд встал на сторону УПЦ МП, признав их права на храм Успения Пресвятой Богородицы. Не согласный с таким решением Киевский патриархат прибегнул к помощи радикалов. В ночь на 20 декабря экстремисты из «Правого сектора» и сторонники Киевского патриархата не пустили прихожан в храм. Верующих избивали дубинками и арматурой, применяли против них газовые баллончики и огнетушители. В ход были пущены и столь любимые «Правым сектором» «коктейли Молотова»: неизвестные разбили стекла в домах верующих и забросали их бутылками с зажигательной смесью, о чем сообщил Союз православных журналистов Украины.
В УПЦ МП сообщили, что прибывшая на место конфликта полиция встала на сторону церковных рейдеров, а руководитель «Правого сектора» в Ровенской области Роман Коваль запугивал верующих, угрожая начать массовый захват церквей УПЦ МП в регионе. После того как людям все же удалось войти в храм, активисты «Правого сектора» заблокировали вход в здание и отключили его от энергоснабжения. Всего в противостоянии принимало участие около 400 человек. На данный момент радикалы продолжают блокировать здание с находящимися там людьми (по некоторым данным, это два священника и пять прихожан). Электроснабжение здания восстановили, также удалось передать заблокированным прихожанам еду, однако ситуация остается напряженной.
Похожая история и с другими храмами — украинский суд, как правило, встает на сторону канонической Православной церкви. Но это не спасает от захватов храмов, которые происходят при невмешательстве полиции, и не гарантирует верующим защиту от нападений экстремистов. На данный момент захвачен или находится в состоянии конфликта 31 храм, преимущественно на территории Западной Украины. Чаще всего храмы атакуют в Ровенской и Тернопольской областях.
![]() Суды не помогут
Неспособность Киева справиться с ситуацией вынудила Украинскую православную церковь просить защиты у правозащитных организаций. На прошлой неделе было передано заявление в Европейский суд по правам человека, а также обращение к ОБСЕ. «Ввиду того, что конфликты приобретают массовый характер, мы обращаемся в международные правозащитные инстанции, специально созданные для рассмотрения подобных случаев», — заявил глава организации «Общественная правозащита» Олег Денисов.
По его словам, суды достаточно объективно рассматривают заявления верующих, но органы государственной власти не предпринимают каких-либо усилий для эффективной защиты правопорядка. Население вынуждено самостоятельно обеспечивать свою защиту, и это может привести к непредсказуемым последствиям. По мнению правозащитника, ситуация на Западной Украине может дестабилизироваться в любой момент, что связано с повышением агрессивных настроений в регионе.
Попрание права, происходящее на Украине и невозможное в цивилизованном обществе, заставляет усомниться в реальности существования европейских и демократических ориентиров для некоторых радикальных политических и религиозных организаций Украины, считает Иосиф Дискин, председатель комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты РФ. По его мнению, участившиеся захваты храмов Украинской православной церкви Московского патриархата должны стать обязательной темой обсуждения сторон в рамках Минских соглашений и частью минского мирного процесса. «Я думаю, без решения этого конфликта никакой мир на Украине настать не может», — отмечает общественник.
Спасет только мир
Пока радикалам не удается, вопреки угрозам, развернуться в полную силу, рассказал «Русской планете» Василий Анисимов, руководитель пресс-службы УПЦ МП: «У нас действуют почти 13 тысяч приходов и 250 монастырей, из них удалось захватить около 30 храмов». По его словам, верующие настроены отстаивать свои святыни, и просто так прийти и забрать храм экстремисты не смогут.
В случае если «Правый сектор» перейдет к осуществлению своих угроз начать полномасштабные агрессивные действия против Украинской православной церкви и к осаде Киево-Печерской лавры, это будет дестабилизацией общественно-политической обстановки по всей Украине, а в этом сейчас никто не заинтересован. Однако, по словам Анисимова, к сожалению, Киев боится радикалов и ограничивается половинчатыми мерами.
«Власть должна пресекать все их действия на корню и не допускать противоправных действий — так делают во всех цивилизованных европейских странах. Которой, как нас уверяют, Украина и является. Ни в одном случае захвата храма уголовные дела против захватчиков не возбуждались», добавил он.
Включение вопроса о защите прав верующих по всей Украине в минский процесс Анисимов назвал маловероятным: «Эти соглашения касаются только Донбасса и тех проблем, что существуют в этом регионе из-за боевых действий. Там десятки храмов повреждены, некоторые разрушены до основания, а священников преследуют. Альтернативы Минску нет, но трудно включить в него те беззакония, которые творятся в Тернополе или Ровенской области». По мнению представителя УПЦ МП, верующих может защитить лишь окончание братоубийственной войны на Украине, когда наступит мир и начнет наконец действовать правовая система.
Образование и Православие / |
||||
|
||||
|
Всего голосов: 2 | |||
Версия для печати | Просмотров: 1472 |