Опубликовано 19.08.2016 в рубрике  Обзор СМИ, Богословие
 

Можно ли говорить о Боге со всеми людьми?

Богословие XXI века – какое оно? Отвечает протоиерей Александр Гук, сотрудник Богословско-исторического научно-исследовательского центра им. архимандрита Василия (Пронина) Мукачевской епархии УПЦ. Беседовала Наталья Горошкова.  
Можно ли говорить о Боге со всеми людьми?Отче, как правильно говорить о Боге? Существует ли специальный язык богословия?

– Ваш вопрос затрагивает тему о том, что такое правильное знание о Боге и правильное изложение этого знания. Над этим трудились все Семь Вселенских соборов. В итоге мы располагаем исчерпывающей духовной сокровищницей, которой необходимо делиться со всеми людьми. Наиболее зримым воплощением такой возможности являются наши храмы с их архитектурой, иконографией, церковными песнопениями и всей совокупностью богослужебного содержания. Все это составляет правильное знание о Боге. В этой зримости и присутствует язык богословия. Владеть им – значит «прочитывать» всю целостность храмового пространства: церковную архитектуру, церковную музыку, иконографию, богослужебное чинопоследование и т. д. Для всякого человека, желающего постигать эту целостность, она и является «специальным языком богословия».

Можно ли говорить о Боге со всеми людьми?

– В данном случае вспоминается классическая формула выдающегося церковного писателя III века Тертуллиана: «Всякая душа по своей природе христианка». Гениальная мысль, свидетельствующая о том, что человек как творение Божие ищет своего Творца. И в этом смысле ему нужно всячески содействовать. Поэтому призвание Церкви заключается в том, чтобы для всех без исключения сделать доступной такую возможность. Но поскольку человеческая личность неповторима в своей судьбе (расовая принадлежность, социальный статус, исторические и все прочие особенности среды обитания и т. д.), то способы осуществления такой возможности разнообразны и зависят от этих особенностей.

Что такое христианская этика?

– Основная цель христианской этики в том, чтобы свидетельствовать об абсолютности Божественного закона. Это значит, что его суть и содержание не зависят от времени и пространства. В противном случае этика становится релятивной (относительной) и, соответственно, нехристианской. Релятивность допускает искажение нравственных критериев в зависимости от «конкретных обстоятельств». Так можно «оправдать» этику «господ и рабов» (Ницше), каннибализм, половую распущенность и т. п. Наш современный мир в этом отношении весьма проблематичен, поскольку нравственный релятивизм становится все более очевидным.

Можно ли говорить о Боге со всеми людьми?Какие актуальные проблемы современного богословия?

– Утверждение не относительности, а абсолютности Божественного закона. Эта задача всегда была насущной, а в наше «релятивное время» особенно востребованной. Современная технологическая цивилизация со своим «исследовательским пафосом» преподносит и новые проблемы (генная инженерия). Под угрозой оказалась сама биологическая сущность человека, когда нынешний «экспериментатор» внедряется в Святая святых человеческой природы – генетическую структуру. Последствия таких действий предсказать невозможно. В этом вызов для современного богословия. Оно вынуждено формировать свое отношение к явлениям, которых прежде не было (искусственное оплодотворение, эвтаназия). Помимо ядерной и экологической угрозы стала реальностью еще более опасная – психологическая. В этом отношении предсказывают психологические отклонения планетарного размаха. Симптомы уже имеются: ожидание космических катастроф, нашествие «инопланетян» и т. п. Современному богословию все это нужно осмыслить, основываясь на духовной мудрости исторического опыта Церкви.

Богословие XXI века – какое оно? Чем оно отличается от предыдущих столетий и эпох?

– Богословие XXI века вынуждено учитывать контекст своего времени – технологический глобализм и этический релятивизм. В некотором смысле язык богословия, особенно в сфере образования, должен быть более «технологичным» (с привлечением современных методов изложения богословских дисциплин). И в прошлом богословие осознавало такую необходимость (например, в эпоху Вселенских соборов наполнение «эллинской формы» христианским содержанием). Поэтому этот опыт актуален и для современного богословия. Его отличие от предыдущих эпох состоит в необходимости обращения к «новому человеку», взращенному как положительными, так и отрицательными проявлениями современной цивилизации, имеющей тенденцию к «тотальному нивелированию»  онтологических, гносеологических и этических составляющих этого человека.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1637


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Март 2024 (23)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)
Октябрь 2023 (56)

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031